Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приложение 2. Ситуационные задачи (контроль конечного уровня знаний)




 

Задача 1

Больная 37 лет, обратилась к врачу с жалобами на слабость, раздражительность, плаксивость, бессонницу, повышенную потливость, похудание, дрожь во всем теле.

Считает себя больной около 2 месяцев, когда после перенесенной ангины возникли головные боли, слабость, бессонница, несмотря на повышенный аппетит, больная потеряла около 12 кг веса.

Объективно: больная пониженного питания, кожа и слизистые повышенной влажности. В позе Ромберга не устойчива, выраженный тремор пальцев вытянутых рук и даже всего тела (симптом «телеграфного столба»). Щитовидная железа диффузно увеличена в размере (I степени) мягкая, подвижная. Положительные симптомы Грефе, Мебиуса, умеренный экзофтальм. В легких везикулярное дыхание. Тоны сердца звучные, систолический шум на верхушке. Пульс 110 в минуту, ритмичен. АД 190/80 мм рт.ст.

Поставьте синдромальный диагноз.

Почему больная похудела на 12 кг.

 

Задача 2

Больная 32 лет, обратилась с жалобами на раздражительность, плаксивость, бессонницу, жажду, сердцебиение, общую слабость.

Считает себя больной в около 3-х месяцев, когда после психической травмы (умерла мать) стала отмечать похудание, учащение стула, мышечную слабость, субфебрильную температуру до 37,2.

При осмотре щитовидная железа мягкая, увеличена в размерах (II степень), над железой выслушивается сосудистый шум. Кожные покровы влажные, теплые. Дермографизм красный, стойкий. Выраженный тремор рук. При исследовании глазных симптомов определяется отставание верхнего века от радужной оболочки при взгляде вниз, нарушение конвергенции. Границы сердца умеренно расширены влево. На верхушке сердца систолический шум, пульс 120 в минуту, аритмичный, АД 170/80 мм рт.ст. ЭКГ – мерцательная аритмия, высокий вольтаж зубцов. Содержание белкового йода в крови повышено.

Поставьте синдромальный диагноз.

Прокомментируйте результаты исследования с радиоизотопным йодом.

Как называется описанный глазной симптом по автору?

Почему возникли изменения со стороны ССС?

 

Задача 3

Больной 19 лет, направлен в военкомат в эндокринологическое отделение. Родился и до 17 летнего возраста жил в Белорецком районе РБ. Жалоб не предъявляет.

Объективно: правильного телосложения, удовлетворительного питания. Щитовидная железа увеличена в размере (II степень) глазные симптомы отрицательны. В позе Ромберга устойчив. Тремора вытянутых рук нет. В легких везикулярное дыхание. Тоны сердца ясные. Пуль 74 в минуту, удовлетворительного наполнения и напряжения. АД 115/70 мм рт.ст. Живот мягкий безболезненный. Печень не увеличена

Поставьте синдромальный диагноз.

Имеется ли нарушение функции щитовидной железы?

Чем вызвано увеличение щитовидной железы?

 

Задача 4

Больная 36 лет, служащая. Около года болеет тяжелой формой сахарного диабета, который сопровождается высокой гипергликемией и глюкозурией, компенсируется адекватной дозой инсулина продленного действия.

После нервно-психического перенапряжения (смерть близкого человека) нерегулярно вводила инсулин, нарушала диету и состояние больной резко ухудшилось. Появилась постоянная мучительная головная боль, непреодолимая жажда, резкая слабость вплоть до адинамии. Больная доставлена в клинику в крайне тяжелом состоянии. Сознание спутанное, в окружающем не ориентирована. Лицо с заострившимися чертами, глубоко запавшие глаза. Тонус глазных яблок резко снижен. Кожа сухая, шелушащаяся, холодная на ощупь. Язык сухой, обложен грязно-серым налетом. Дыхание частое, поверхностное. При аускультации дыхание везикулярное. Тоны сердца глухие. Пульс нитевидные. АД 90/60 мм рт.ст. Живот втянут, резко болезненный на всем протяжении при пальпации.

В крови сахар 18 ммоль/л, в моче ацетон не обнаружен, сахар 5%.

Поставьте синдромальный диагноз.

 

Задача 5.

В 21 час врач явился по вызову к больной 50 лет, потерявшей сознание. Со слов дочери, больная на протяжении 9 лет страдает сахарным диабетом. Принимает инсулин в дозе 24 ЕД. Несколько часов ее беспокоило общее недомогание, слабость, головная боль, потеря аппетита. При осмотре кожа сухая, холодная. Язык сухой, обложен налетом. Глазные яблоки мягкие. Дыхание типа Куссмауля, глубокое, с запахом ацетона. Пульс учащен, 100 уд. в мин. слабого наполнения. АД - 80/60 мм. рт. ст. Тоны сердца приглушены.

Каков предположительный синдромальныйдиагноз.

 

Задача 6.

Больной 19 лет поступил в клинику с жалобами на сухость во рту, жажду, нарастающую слабость, потерю в весе, кожный зуд. Объективно: кожа сухая, щеки, подбородок гиперемированы, тахикардия. АД -140/90 мм.рт.ст. Запах гнилых яблок изо рта. Печень выступает из-под края реберной дуги на 3 см. При лабораторном исследовании: холестерин в крови-7,7ммоль/л, гипергликемия (18,4 ммоль/л).

Ваш синдромальный диагноз. Тактика лечения.

 

Задача 7.

Больной 23 лет поступил в клинику без сознания. Кожа сухая, румянец на щеках. В выдыхаемом воздухе резкий запах ацетона. Дыхание Куссмауля. АД - 130/90 мм.рт.ст. Пульс 120 уд/мин. В крови сахар -28,4 ммоль/л, в моче - 5%, реакция на ацетон резко положительная.

Ваш синдромальныйдиагноз.

 

Тема и ее актуальность:

Особенности обследования больных с аллергическими заболеваниями и болезнями костно-мышечной системы и суставов. Основные клинические синдромы. Понятие об «острых аллергозах». Симптоматология некоторых болезней костно-мышечной системы и суставов..

 

Группа заболеваний костно-мышечной системы и соединительной ткани крайне обширна. В одних случаях поражения костно-суставного аппарата, мышц, системы соединительной ткани являются как бы первичными, их симптомы занимают основное место в клинической картине. В других случаях поражение костей, мышц, соединительной ткани являются вторичными и возникают на фоне каких-то других заболеваний (обменных, эндокринных) и их симптомы дополняют клиническую картину основного заболевания.

В последние 30-40 лет все более очевиден эпидемический рост числа аллергических заболеваний. По данным последних исследований распространенность аллергических заболеваний в различных регионах нашей страны составляет от 15 до 35%.В этой связи, врач любой специальности в своей профессиональной деятельности может столкнуться с проявлениями данной патологии. Группа заболеваний костно-мышечной системы и соединительной ткани крайне обширна. В одних случаях поражения костно-суставного аппарата, мышц, системы соединительной ткани являются как бы первичными, их симптомы занимают основное место в клинической картине. В других случаях поражение костей, мышц, соединительной ткани являются вторичными и возникают на фоне каких-то других заболеваний (обменных, эндокринных) и их симптомы дополняют клиническую картину основного заболевания.

 

2.Учебные цели:

- овладеть методикой проведения субъективного и объективного обследования больного с болезнями костно-мышечной системы и суставов, уметь интерпретировать полученные данные

- овладеть врачебными навыками диагностики основных заболеваний костно-мышечной системы и суставов.

- овладеть методикой сбора аллергологического анамнеза и проведения объективного обследования больного с аллергическими заболеваниями, уметь интерпретировать полученные данные

- овладеть методикой проведения субъективного и объективного обследования с аллергическими заболеваниями, уметь интерпретировать полученные данные;

- овладеть врачебными навыками диагностики «острых аллергозов».

 

Для формирования навыков и умений студент должен знать:

- методику сбора анамнеза, в том числе аллергологического;

- физические основы, правила и технику проведения основных методов объективного обследования больного;

- диагностическое значение различных дополнительных лабораторных и инструментальных методов при обследовании больных с заболеваниями костно-мышечной системы и суставов, с аллергологическими заболеваниями;

- клиническую картину (симптомы и синдромы) основных заболеваний костно-мышечной системы и суставов;

- клиническую картину (симптомы и синдромы) «острых аллергозов».

 

 

Для формирования навыков и умений студент должен уметь:

- Провести сбор анамнеза, в том числе аллергологического

- Провести объективное обследование больного (техника, последовательность, форма записи полученных данных):

  1. Осмотр (кожные покровы, слизистые, поверхностные лимфатические узлы, мышечная и костно-суставная система). Оценить особенности походки, осанки.
  2. Пальпация суставов и лимфатических узлов.
  3. Изучить двигательные функции опорно-двигательного аппарата.

- Оценить данные, полученные при объективном исследовании и дать им клиническую трактовку.

- Оценить данные дополнительных лабораторно-инструментальных методов обследования и дать им клиническую трактовку.

- Обосновать и правильно сформулировать синдромальный диагноз.

 

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

 

Вопросы для самоподготовки:

  1. Особенности сбора жалоб и анамнеза у больных с заболеваниями костно-мышечной системы и суставов
  2. Какие параметры следует оценить при обследовании мышечной системы?
  3. Назовите порядок обследования костно-суставной системы.
  4. Чем отличается деформация суставов от дефигурации?
  5. Симптоматология ревматоидного артрита.
  6. Симптоматология остеоартроза.
  7. Симптоматология подагры.
  8. Диагностическое возможности и значение рентгенологических методов исследования, метода компьютерной томографии при заболеваниях костно-мышечной системы.
  9. Какова основная задача сбора аллергологического анамнеза?
  10. Какие основные вопросы должен задать врач при сборе аллергологического анамнеза?
  11. Назовите основные жалобы у больных с аллергическими заболеваниями.
  12. Особенности кожных высыпаний при аллергических заболеваниях.
  13. Особенности физикального осмотра у больных с аллергологическими заболеваниями
  14. Какие заболевания входят в группу «острые аллергозы»?
  15. Этиология и патогенез аллергических заболеваний.
  16. Назовите основные группы экзогенных аллергенов.
  17. Диагностическое значение и методы лабораторной диагностики аллергических заболеваний.
  18. Тактика лечения больного с острым аллергическим заболеванием.

 

 

4. Вид занятия: практическое клиническое занятие.

5. Продолжительность аудиторной СРС: 80 минут.

6.1 Дидактический материал: унифицированная схема истории болезни (для каждого студента); словарь-справочник по латинской терминологии в пропедевтике внутренних болезней (для каждого студента); мультимедийные презентации по теме занятия, фотоатлас, клинические истории болезни (5-6 больных), наборы результатов дополнительных методов исследования (анализы крови, рентгенограммы). База данных тестового контроля по пропедевтике внутренних болезней (в учебной лаборатории – на электронном носителе, можно записать на дискету и использовать при подготовке к экзаменам, или в библиотеке университета – «Сборник тестовых заданий по пропедевтике внутренних болезней». Уфа, 2013г).

6.2 ТСО: компьютеры, видеодвойка.

 

7. Содержание занятия:

 

7.1. Организационный этап.

7.2. Контроль исходного уровня знаний и умений. Задания для самоконтроля: тесты (приложение 1).

 

Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя:

- курация больных в терапевтическом и аллергологическом отделениях стационара (1 пациент на 2-х студентов).

- оформление результатов проведенных исследований в виде фрагмента истории болезни.

 

Задание 1. Студенты самостоятельно обследуют больных с болезнями костно-мышечной системы и суставов. Каждые два студента получают больного, у которого проводят опрос, пальпацию, перкуссию и аускультацию. Контроль преподавателя. Полученные данные студентами записываются в тетрадь для практических занятий. По истории болезни больных анализируют и интерпретируют результаты лабораторно-инструментальных методов обследования. Выставляют и формулируют синдромальный диагноз. Разрабатывают тактику лечения. Полученные при курации данные, результаты обследования, диагноз и план лечения оформляют картой микрокурации больного.

 

Задание 2. Студенты самостоятельно обследуют больных с аллергическими заболеваниями. Каждые два студента получают больного, у которого проводят опрос, пальпацию, перкуссию и аускультацию. Контроль преподавателя. Полученные данные студентами записываются в тетрадь для практических занятий. По истории болезни больных анализируют и интерпретируют результаты лабораторно-инструментальных методов обследования. Выставляют и формулируют синдромальный диагноз. Разрабатывают тактику лечения. Полученные при курации данные, результаты обследования, диагноз и план лечения оформляют картой микрокурации больного.

 

7.5. Разбор проведенной курации.

Выборочно, по указанию преподавателя, студенты докладывают курируемых больных, определяя диагностическое значение выявленных при обследовании изменений. Преподаватель оценивает результат проведенной работы, акцентируя внимание на пропедевтических ошибках и недостатках.

 

7.6 Контроль конечного уровня усвоения темы.

Материалы для контроля уровня освоения темы: тесты (приложение 1), ситуационные задачи (приложение 2).

 

Место проведения самоподготовки: читальный зал, учебная комната для самостоятельной работы студентов, палаты стационара.

 

Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме:

1. Самостоятельный разбор студентами текущих и архивных историй болезни стационара для анализа пропедевтических ошибок по материалам аллергологического отделения ГКБ №21.

2.Анализ структуры заболеваемости ревматическими заболеваниями по возрасту и полу по материалам терапевтического отделения ГКБ №21.

3. Анализ структуры заболеваемости аллергическими заболеваниями по возрасту и полу по материалам аллергологического отделения ГКБ №21.

 

Литература.

Основная:

  1. Мухин, Николай Алексеевич. Пропедевтика внутренних болезней: учебник для студ. мед. вузов / Н. А. Мухин, В. С. Моисеев. - 3-е изд., испр. - М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2006. - 763 с. - Словарь терминов: с. 717-744. - Предм. указ.: с. 745-763. - ISBN 5-9704-0368-7
  2. Мухин, Н. А. Пропедевтика внутренних болезней [Электронный ресурс]: учебник / Н. А. Мухин, В. С. Моисеев. - Электрон. текстовые дан. - М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2009. - 848 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970413968.html

Дополнительная:

  1. Ревматология + CD. Национальное руководство / под редакцией Е.Л. Насонова, В.А. Насоновой. - М., ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 720с.

2. Аллергология и иммунология. Национальное руководство: учебное пособие для сист. послевузовского проф. образования врачей рек. УМО по мед. и фармац. образованию вузов России/ Российская ассоц. аллергологов и клинич. иммунологов, Ассоциация медицинских обществ по качеству // под ред. Р. М. Хаитова, Н. И. Ильиной. М., Гэотар Медиа, 2008. - 960 с.: фот.цв., табл. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

3. Иммунология и аллергология: (цветной атлас): учебное пособие для студ. мед. вузов / под ред. А. А. Воробьева, А. С. Быкова, А. В. Караулова. - М.: Практическая медицина, 2006. - 287 с.

  1. Пропедевтика внутренних болезней: ключевые моменты: Учебное пособие / под редакцией Ж.Д. Кобалава, В.С. Моисеева. – М., ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 400с.
  2. Струтынский, А.В. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. Атлас / Учебное пособие/ А.В. Струтынский, А.П. Баранов, Г.Е. Ройтберг, Ю.П. Гапоненков. - М., Медпресс-информ, 2009. - 324с.
  3. Ивашкин, В.Т. Пропедевтика внутренних болезней. Практикум / В.Т. Ивашкин, В.К. Султанов. – М., Литтерра, 2007. - Т.1, 3-е издание. – 560с.
  4. Академическая история болезни: правила обследования пациента и оформление в клинических описаниях [Текст]: учебно-методическое пособие для студ. по дисц. "Пропедевтика внутренних болезней" / ГБОУ ВПО "Башкирский государственный медицинский университет МЗ и социального развития РФ", Кафедра внутренних болезней; сост. Э. Д. Поздеева [и др.]; под ред. Х. Х. Ганцевой. - Уфа: БГМУ, 2012. - 111 с.
  5. Академическая история болезни: правила обследования пациента и оформление в клинических описаниях [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для студ. по дисц. "Пропедевтика внутренних болезней" / ГБОУ ВПО "Башкирский государственный медицинский университет МЗ и социального развития РФ", Кафедра внутренних болезней; сост. Э. Д. Поздеева [и др.]; под ред. Х. Х. Ганцевой. - Уфа: БГМУ, 2011. - 112 с. // Электронная учебная библиотека: полнотекстовая база данных / ГОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет; авт.: А. Г. Хасанов, Н. Р. Кобзева, И. Ю. Гончарова. – Электрон. дан. – Уфа: БГМУ, 2009-2012. – Режим доступа: http://92.50.144.106/jirbis/.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...