Сравнивайте внутренние цены с рыночными
70 • Руководство компании может по своему выбору отнести определенные затраты к переменным или постоянным. При определенном подходе управление компании может превратить все затраты в постоянные. Например, можно заключить долгосрочные контракты на поставку материалов и таким образом включить затраты на сырье в постоянные затраты. Другими словами, ценообразование на основе общих затрат искажает краткосрочную перспективу, а ценообразование на основе валовой прибыли по переменным затратам — долгосрочную. Остается выбрать, какое из двух зол меньше! Govindarajan, V., Shank, J. K. Strategic Cost Analysis. ТАЙНА ВНУТРЕННИХ ЦЕН
Александр Рублев снова разговаривал с Николаем Проворновым, начальником цеха пластмассовых изделий. Хотя формально цех принадлежал заводу малой авиации, реально он управлялся как самостоятельное подразделение и сам отвечал за свою прибыльность. Он снабжал пластмассовыми комплектующими различные подразделения " Росавиа". Проворнов рассказывал Рублеву о том, каким прекрасным ему представляется будущее родного цеха. Недавно там была установлена новая техника. Рабочие ее успешно осваивали, и Проворнов верил, что через год его цех станет важным поставщиком на рынке пластмассовых изделий Волжанска. Рублев и Проворнов ждали Работникова. Старов, финансовый директор, попросил Рублева помочь этим двум руководителям подразделений решить их проблемы с ценами для внутренних расчетов на " Росавиа". Завод Работникова получал пластмассовые комплектующие из цеха Проворнова и использовал их в производстве киосков. Внутренняя цена, которую другие подразделения платили пластмассовому цеху за деталь, составляла 10 долларов. У Работникова не было возражений до вчерашнего дня, когда его новый мастер заявил, что цена в 10 долларов слишком высока и что они могут заказать те же детали у других поставщиков по 8 долларов. Позвонив на небольшое предприятие неподалеку от " Росавиа", у которого было подобное производство, Работников убедился, что мастер был прав. Он немедленно пожаловался финансовому директору и пригрозил перейти на внешние закупки, если цех Проворнова не снизит свою цену до 8 долларов.
Анализ прибыльности продукции
Проворнов не спорил, что конкуренты просят 8 долларов за деталь. Однако цену снижать не хотел. «Если я снижу цену для завода ТНП, который покупает лишь малую часть моей продукции, то мне придется снижать цены и для завода малой авиации, а это уже серьезнее. Если я буду продавать детали по 8 долларов за штуку, вы можете с тем же успехом просто закрыть цех: " в плюс" мне никогда не выйти. Но не забудьте, что сейчас я произвожу только 5000 деталей в месяц. Если я найду клиентов на стороне, я смогу производить 15 000 штук, что снизит мои затраты на единицу продукции и повысит рентабельность " Росавиа", если быть точным, на 47 500 долларов в месяц» (табл. 27). Рублев попросил Проворнова и Работникова завтра встретиться еще раз. Заместитель финансового директора объясняет преимущества внутреннего ценообразования на основе рыночных цен В сущности, финансовый директор был согласен с Проворновым: «Какая нам, в конце концов, разница, какие у заводов внутренние цены? Все равно все это крутится внутри и не выходит за пределы " Росавиа" ». Рублев думал иначе:
«Во-первых, если бы у " Росавиа" не было пластмассового цеха, за все пластмассовые детали пришлось бы платить всего 40 000 долларов в месяц (5000 штук по 8 долларов). Сегодня же " Росавиа" тратит на производство тех же самых деталей 42 500 долларов. То есть " Росавиа" тратит 2500 долларов в месяц исключительно на то, чтобы поддерживать существование этого цеха». о Таблица 27 ЦЕХ ПЛАСТМАССОВЫХ ИЗДЕЛИЙ: АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ, СЕНТЯБРЬ 1993 г. (в долл. США) Анализ прибыльности продукции
«Возможно. Но через год ситуация изменится, и цех будет приносить " Росавиа" прибыль. Зачем же его сейчас закрывать? » — возразил финансовый директор. «А я и не предлагаю его закрывать, — ответил Рублев. — Можно продолжать его поддерживать фондами, как делали и раныле. Однако в каждый конкретный момент компания должна знать, кто приносит деньги, а кто их только тратит. Используемый метод внутреннего ценообразования, при котором цена рассчитывается таким образом, чтобы прибыль составляла 15% этой цены, кое-что искажает (табл. 28). В частности, скрывается тот факт, что из-за пластмассового цеха " Росавиа" теряет 0, 5 доллара на каждой произведенной им детали, а сам цех при этом вроде бы зарабатывает прибыль в 1, 5 доллара. То есть на каждой пластмассовой детали он наказывает других на 2 доллара. При правильном управленческом учете нам необходимо показать, какой вклад в прибыльность компании действительно вносят различные подразделения. Понимание того, что его цех приносит компании убыток, будет для Проворнова хорошим стимулом для поиска внешних заказчиков и увеличения производительности» (табл. 29). " А что если производительность цеха будет расти так быстро, что затраты упадут до 4, 8 доллара на единицу продукции? — спросил Старов. — Как нам тогда устанавливать цену? Надеюсь, ты не предлагаешь разрешить им продолжать продавать детали по 8 долларов за штуку". " Вот именно, я считаю, что им нужно позволить и в таком случае сохранить эту цену. Нам надо оценивать деятельность каждого подразделения, как будто бы это самостоятельное предприятие. Ведь если бы цех был отдельным предприятием, Работников бы платил, а Проворнов получал 8 долларов за деталь. Зачем нам искусственно менять эти отношения? У Проворнова будет больше стимулов для снижения своих затрат до 4, 8 доллара, если он будет знать, что вся разница между 8 долларами и затратами остает-
Таблица 28
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|