III. Заключительная часть. Конспект подгруппового занятия. по обучению составлению повествовательного рассказа детей старшего дошкольного возраста
III. Заключительная часть. Учитель-логопед: Вот и подошло к концу наше занятие, о чем мы говорили сегодня? Кому нам удалось помочь на занятии? Что на с вами удалось придумать? Что вам понравилось больше всего? Ребята, дома попробуйте рассказать родителям сказку, которую мы с вами придумали!
Конспект подгруппового занятия по обучению составлению повествовательного рассказа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития с использованием ТРИЗ-технологии на тему: «СКАЗКА НАОБОРОТ» Цель: обучение детей составлению повествовательного рассказа с использованием ТРИЗ-задачи. 1. ТРИЗ-задача: составить при помощи педагога, собственную сказку, меняя основные характеристики главных героев на противоположные. 2. ТРИЗ-задача: придумать новый положительный финал рассказу. Коррекционно-образовательные задачи: 1) учить связно излагать ход рассказа, меняя характеристики главных героев на противоположные; 2) учить логически последовательно и грамматически правильно выстраивать свое высказывание при помощи образовательной модели (набора опорных вопросов); 3) учить придумывать положительный финал рассказу; 4) вводить в словарь детей антонимы: добрый, злой, весёлый – грустный, здоровый – больной и другие; 5) уточнять и обогащать знания детей о русских народных сказках; 6) формировать социально-коммуникативные речевые умения. Коррекционно-развивающие задачи: 1) развивать творческое воображение; 2) развивать логическое мышление. Коррекционно- воспитательные задачи: 1) воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, сказкам;
2) воспитывать эстетические чувства; 3) учить выслушивать высказывания товарищей; 4) формировать умение работать в команде; Материалы и оборудование: сказка «Морозко», иллюстрации к сказке «Морозко». Предварительная работа: чтение сказки «Морозко». Ход занятия. I. Организационный момент. Учитель-логопед: Здравствуйте, дети! Посмотрите кто пришел к нам на занятие! Это добрая фея. Она обращается к нам с просьбой о помощи. Злой колдун заколдовал все сказки, и они стали не добрыми, а злыми и не интересными. Теперь детям совсем нечего читать! Дети, поможем расколдовать сказки? Дети: Да. Учитель-логопед: Дети, вам нужно будет выполнить несколько заданий. II. Основной этап. Учитель-логопед: Дети, как можно охарактеризовать сказки? Какие они бывают? Дети: Сказки бывают волшебные, чудесные, интересные, веселые, забавные, поучительные, интересные, добрые, загадочные, необычные, радостные, мудрые. Учитель-логопед: Да, действительно, сказки бывают разные, но все они несут очень много положительных эмоций и многому способны научить. Дети, о чем обычно рассказывается в сказках? Дети: В сказках рассказывается о приключениях сказочных героев, о волшебстве. Учитель-логопед: Правильно, ребята, а какие два качества борются между собой во всех сказках? Дети: Во всех сказках борются между собой добро и зло. Учитель-логопед: Верно! Сказочные герои делятся на положительных и отрицательных. Каких вы знаете положительных героев? Дети: Иван – царевич, Алеша Попович, Илья Муромец, Елена Прекрасная. Учитель-логопед: Замечательно, а каких отрицательных героев вы можете назвать? Дети: Змей-Горыныч, Кощей-бессмертный, Баба-Яга. Игра «Скажи наоборот» Учитель-логопед: Молодцы! Только вот злой колдун не любит сказки, потому что в них добро всегда побеждает зло, поэтому всех положительных героев он превратил в отрицательных. Давайте мы отрицательным героям поможем исправиться. Плохие качества превратим в хорошие. Грубый станет ласковым. А каким станет:
Глупый… Дети: Умным. Жадный… Дети: Щедрым. Злой… Дети: Добрым. Ленивый… Дети: трудолюбивым Старый… Дети: Молодым. Больной… Дети: Здоровым. Слабый… Дети: Сильным. Трусливый… Дети: Смелым. Учитель-логопед: Замечательно, вы справились с заданием! А теперь посмотрите на картинку и попробуйте отгадать загадку, о какой сказке в ней говорится? В стужу в лес ее отправили И замерзать там оставили. Но мороз ее не погубил, За доброту и старание он наградил. Дети: Это сказка «Морозко». Учитель-логопед: Верно! Это сказка «Морозко! Постановка ТРИЗ-задачи! Учитель-логопед: Дети, злой колдун поменял все характеристики героев на противоположные, и теперь сказка не складывается! Давайте подумаем какими стали теперь все герои? И попробуем сочинить новую сказку, уже с такими героями. Учитель-логопед: Дети, давайте вспомним какие герои есть в этой сказке? Дети: В этой сказке есть: дедушка, бабушка, дочка, падчерица, Морозко. Учитель-логопед: Верно! Ребята, а, чтобы понять какими стали герои, нужно вспомнить какими они были, какими характеристиками обладали? Учитель-логопед: Каким был дедушка? Дети: Дедушка был добрым. Учитель-логопед: Правильно! Какая была у него жена? Дети: Его жена была злая, корыстная. Учитель-логопед: Верно! Старуха, действительно представлена в сказке отрицательным персонажем! А какая по характеру дочь старика? Дети: Дочь старика очень скромная, добрая, заботливая, работящая девушка. Дети: Падчерица невоспитанная грубиянка, обжора, лентяйка и капризная бездельница. Учитель-логопед: Правильно, ребята! Именно такими представлены в сказке главные герои. А теперь давайте попробуем определить какими же они стали, если их характеристики изменились на противоположные? Дети: Старик – злой, строгий. Старуха – добрая, ласковая, любящая. Дочь старика – злая, лентяйка. Дочь старухи – милая, добрая, работящая.
Учитель-логопед: Верно! А теперь давайте попробуем составить новую сказку, уже с такими характеристиками главных героев. Я предлагаю вам ответить на вопросы полными предложениями. По вашим ответам мы составим новую сказку. Модель, помогающая детям последовательно, логически правильно строить свой рассказ: Кто жили-были? – Жил дедушка с женой Кто были у них дети? – У дедушки была дочка, и у бабушки была дочка Какой был дедушка? – Дедушка был суровый и строгий, не любил дочку жены Какая была бабушка? – Бабушка была добрая, ласковая, любила обеих дочек одинаково Какая была дочка? – Девочка была умная, скромная, добрая, заботливая, уважительная Какая была падчерица? – Она была невоспитанная, грубая, ленивая, капризная, бездельница Что задумал дедушка? – Дедушка решил дочь жены в лес отвезти, на трескучий мороз Кого встретила дочка старухи? – Она встретила Морозко Что спросил Морозко у девушки? – Тепло ли тебе, девица? Что девушка ответила? – Тепло, Морозушко, тепло, батюшка. Что сделал Морозко? – Морозко стал ниже спускаться, сильнее потрескивает, пощелкивает – Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Что ответила девушка? – Тепло, Морозушко, тепло, батюшка. Что на этот раз сделал Морозко? – Морозко еще ниже спустился, пуще затрещал, сильнее защелкал – Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Что ответила девушка? – Ой, тепло, голубчик Морозушко! Как поступил Морозко? – Морозко сжалился над девицей, окутал ее теплыми шубами Куда поехал старик? И что он увидел? – Поехал старик в лес и увидел под большою елью сидит его падчерица, веселая, румяная, в вся в золоте, и около – короб с богатыми подарками Как поступил старик? – Старик удивился, положил все в сани, посадил падчерицу, повез домой Что почувствовала старуха, когда увидела дочь? – Старуха глянула, обрадовалась, бросилась обнимать свою дочку Что придумал старик? Что он сделал? – Старик решил, если падчерица вся в злате вернулась, нужно и свою дочку в лес отвезти. Старик посадил дочь в сани, повез ее в лес на то же место, вывалил в сугроб под высокой елью и уехал
Что спросил Морозко у девушки? – Тепло ли тебе, девица? Что ответила девушка? – Ой, студено! Не скрипи, не трещи, Морозко... Что сделал Морозко? – Морозко стал ниже спускаться, пуще потрескивать, пощелкивать. – Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Что ответила девушка? – Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко... Что на этот раз сделал Морозко? Что спросил? – Еще ниже спустился Морозко, сильнее приударил, затрещал: – Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Что ответила ему девушка? – Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, Морозко! Что собирался сделать Морозко с девушкой? – Рассердился Морозко так и хотел он девушку заморозить…. Примерный вариант рассказа: Жил дедушка с бабушкой. У дедушки была дочка, и у бабушки была дочка. Бабушка была добрая, ласковая, любила обеих дочек одинаково. А вот дедушка был очень суровый и строгий, не любил он дочку жены. А девочка была загляденье, умница, красавица, скромная, добрая, заботливая, уважительная, любой работы не боялась. Но старику не угодишь – все не так, все худо. А свою дочку старик очень любил, за все хвалил, а она была невоспитанная, грубая, ленивая, капризная, бездельница. Вот дед и придумал дочку жены в лес отвезти, на трескучий мороз. Запряг лошадь дед и повез девушку в лес, свалил в сугроб под большую ель и уехал. Девушка сидит под елью, дрожит, озноб ее пробирает. Вдруг слышит – невдалеке Морозко по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху ее спрашивает: – Тепло ли тебе, девица? – Тепло, Морозушко, тепло, батюшка. Морозко стал ниже спускаться, сильнее потрескивает, пощелкивает: – Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Она чуть дух переводит: – Тепло, Морозушко, тепло, батюшка. Морозко еще ниже спустился, пуще затрещал, сильнее защелкал: – Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка? Девица окостеневать стала, чуть-чуть языком шевелит: – Ой, тепло, голубчик Морозушко! Тут Морозко сжалился над девицей, окутал ее теплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами. Поехал старик в лес, доезжает до того места, – под большою елью сидит его падчерица, веселая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около – короб с богатыми подарками. Старик удивился, положил все добро в сани, посадил падчерицу, повез домой. Вдруг заскрипели ворота, отворилась дверь, в избу идет падчерица – в злате-серебре, так и сияет. А за ней несут короб высокий, тяжелый. Старуха глянула, обрадовалась, бросилась обнимать свою дочку.
Дед подумал, подумал и решил, если падчерица вся в злате вернулась, нужно и свою дочку в лес отвезти. Старик посадил дочь в сани, повез ее в лес на то же место, вывалил в сугроб под высокой елью и уехал. Дочь его сидит, зубами стучит. А Морозко по лесу потрескивает, с елки на елку подскакивает, пощелкивает, на девушку поглядывает: – Тепло ли тебе, девица? А она ему: – Ой, студено! Не скрипи, не трещи, Морозко... Морозко стал ниже спускаться, пуще потрескивать, пощелкивать. – Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? – Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко... Еще ниже спустился Морозко, сильнее приударил, затрещал, защелкал: –Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? – Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко! Рассердился Морозко так и хотел он девушку заморозить…. Учитель-логопед: Ребята, что произошло с девушкой в настоящей сказке? Дети: Морозко заморозил девушку Учитель-логопед: Верно! Дети, давайте придумаем положительный финал этой сказке! Каким он будет? Модель, помогающая детям последовательно, логически правильно строить свой рассказ: Что хотел сделать Морозко с девушкой? Почему? – Морозко хотел заморозить девушку, потому что она была грубая и ленивая Что попросила девушка у Морозко? Что пообещала она ему? – Девушка попросила Морозко сжалиться над ней, обещала измениться, стать ласковой, доброй, заботливой, работящей Как поступил Морозко? – Сжалился над ней, отправил домой. Он сказал выполнить, что обещала, а иначе через три дня заморозит ее Куда отправилась девушка? – Девушка побежала домой Какой она стала? – Она стала ласковая, добрая, во всем стала помогать сестре и мачехе Каким стал дед? – Старик, глядя на свою дочку смягчился и подобрел Как стали жить все члены семьи? – И стали они жить поживать да добра наживать Примерный вариант финала сказки: Морозко промолвил: – Грубая ты и ленивая, не заслуживаешь ты подарков моих! Стукнул Морозко, заскрипело все вокруг, завьюжило! Испугалась девушка, сжалась от холода и говорит: – Сжалься надо мной, Морозко, изменюсь я, стану ласковой, доброй, заботливой, работящей! Сжалился над ней Морозко, и сказал: – Возвращайся домой и выполняй, что обещала, а иначе через три дня заморожу я тебя! Побежала девушка домой. Долго шла она, через сугробы, метели и наконец дошла до своего дома. Увидела сестру и родителей, обрадовалась, стала всех обнимать. Удивились все, какая она стала ласковая, добрая. Стала много трудиться, сестре во сем помогать и мачехе. Стали они жить все дружно и счастливо, и старик, глядя на свою дочку смягчился и подобрел. И стали они жить поживать да добра наживать! Учитель-логопед: Замечательно! Молодцы! Очень хорошая и добрая сказка у вас получилась!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|