Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III. Заключительная часть. Конспект подгруппового занятия. по обучению составлению повествовательного рассказа детей старшего дошкольного возраста




III. Заключительная часть.

Учитель-логопед: Вот и подошло к концу наше занятие, о чем мы говорили сегодня? Кому нам удалось помочь на занятии? Что на с вами удалось придумать? Что вам понравилось больше всего? Ребята, дома попробуйте рассказать родителям сказку, которую мы с вами придумали!

 


 

Конспект подгруппового занятия

по обучению составлению повествовательного рассказа детей старшего дошкольного возраста

с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития

с использованием ТРИЗ-технологии

на тему: «СКАЗКА НАОБОРОТ»

Цель: обучение детей составлению повествовательного рассказа с использованием ТРИЗ-задачи.

 1. ТРИЗ-задача: составить при помощи педагога, собственную сказку, меняя основные характеристики главных героев на противоположные.

2. ТРИЗ-задача: придумать новый положительный финал рассказу.

Коррекционно-образовательные задачи:

1) учить связно излагать ход рассказа, меняя характеристики главных героев на противоположные;

2) учить логически последовательно и грамматически правильно выстраивать свое высказывание при помощи образовательной модели (набора опорных вопросов);

3) учить придумывать положительный финал рассказу;

4) вводить в словарь детей антонимы: добрый, злой, весёлый – грустный, здоровый – больной и другие;

5) уточнять и обогащать знания детей о русских народных сказках;

6) формировать социально-коммуникативные речевые умения.

Коррекционно-развивающие задачи:

1) развивать творческое воображение;

2) развивать логическое мышление.

Коррекционно- воспитательные задачи:

1) воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, сказкам;

2) воспитывать эстетические чувства;

3) учить выслушивать высказывания товарищей;

4) формировать умение работать в команде;

Материалы и оборудование: сказка «Морозко», иллюстрации к сказке «Морозко».

Предварительная работа: чтение сказки «Морозко».

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Учитель-логопед: Здравствуйте, дети! Посмотрите кто пришел к нам на занятие! Это добрая фея. Она обращается к нам с просьбой о помощи. Злой колдун заколдовал все сказки, и они стали не добрыми, а злыми и не интересными. Теперь детям совсем нечего читать! Дети, поможем расколдовать сказки?

Дети: Да.

Учитель-логопед: Дети, вам нужно будет выполнить несколько заданий.

II. Основной этап.

Учитель-логопед: Дети, как можно охарактеризовать сказки? Какие они бывают?

Дети: Сказки бывают волшебные, чудесные, интересные, веселые, забавные, поучительные, интересные, добрые, загадочные, необычные, радостные, мудрые.

Учитель-логопед: Да, действительно, сказки бывают разные, но все они несут очень много положительных эмоций и многому способны научить. Дети, о чем обычно рассказывается в сказках?

Дети: В сказках рассказывается о приключениях сказочных героев, о волшебстве.

Учитель-логопед: Правильно, ребята, а какие два качества борются между собой во всех сказках?

Дети: Во всех сказках борются между собой добро и зло.

Учитель-логопед: Верно! Сказочные герои делятся на положительных и отрицательных. Каких вы знаете положительных героев?

Дети: Иван – царевич, Алеша Попович, Илья Муромец, Елена Прекрасная.

Учитель-логопед: Замечательно, а каких отрицательных героев вы можете назвать?

Дети: Змей-Горыныч, Кощей-бессмертный, Баба-Яга.

Игра «Скажи наоборот»

Учитель-логопед: Молодцы! Только вот злой колдун не любит сказки, потому что в них добро всегда побеждает зло, поэтому всех положительных героев он превратил в отрицательных. Давайте мы отрицательным героям поможем исправиться. Плохие качества превратим в хорошие. Грубый станет ласковым. А каким станет:

Глупый…  

Дети: Умным.

Жадный…

Дети: Щедрым.

Злой…  

Дети: Добрым.

Ленивый…

Дети: трудолюбивым

Старый…  

Дети: Молодым.

Больной…

Дети: Здоровым.

Слабый…

Дети: Сильным.

Трусливый…  

Дети: Смелым.

Учитель-логопед: Замечательно, вы справились с заданием! А теперь посмотрите на картинку и попробуйте отгадать загадку, о какой сказке в ней говорится?

В стужу в лес ее отправили

И замерзать там оставили.

Но мороз ее не погубил,

За доброту и старание он наградил.

Дети: Это сказка «Морозко».

Учитель-логопед: Верно! Это сказка «Морозко!

Постановка ТРИЗ-задачи!

Учитель-логопед: Дети, злой колдун поменял все характеристики героев на противоположные, и теперь сказка не складывается! Давайте подумаем какими стали теперь все герои? И попробуем сочинить новую сказку, уже с такими героями.

Учитель-логопед: Дети, давайте вспомним какие герои есть в этой сказке?

Дети: В этой сказке есть: дедушка, бабушка, дочка, падчерица, Морозко.

Учитель-логопед: Верно! Ребята, а, чтобы понять какими стали герои, нужно вспомнить какими они были, какими характеристиками обладали?

Учитель-логопед: Каким был дедушка?

Дети: Дедушка был добрым.

Учитель-логопед: Правильно! Какая была у него жена?

Дети: Его жена была злая, корыстная.

Учитель-логопед: Верно! Старуха, действительно представлена в сказке отрицательным персонажем! А какая по характеру дочь старика?

Дети: Дочь старика очень скромная, добрая, заботливая, работящая девушка.
      Учитель-логопед: Молодцы, ребята! А как можно охарактеризовать падчерицу?

Дети: Падчерица невоспитанная грубиянка, обжора, лентяйка и капризная бездельница.

Учитель-логопед: Правильно, ребята! Именно такими представлены в сказке главные герои. А теперь давайте попробуем определить какими же они стали, если их характеристики изменились на противоположные?

Дети:

Старик – злой, строгий.

Старуха – добрая, ласковая, любящая.

Дочь старика – злая, лентяйка.

Дочь старухи – милая, добрая, работящая.

Учитель-логопед: Верно! А теперь давайте попробуем составить новую сказку, уже с такими характеристиками главных героев. Я предлагаю вам ответить на вопросы полными предложениями. По вашим ответам мы составим новую сказку.

Модель, помогающая детям последовательно, логически правильно строить свой рассказ:

Кто жили-были?

– Жил дедушка с женой

Кто были у них дети?

– У дедушки была дочка, и у бабушки была дочка

Какой был дедушка?

– Дедушка был суровый и строгий, не любил дочку жены

Какая была бабушка?

– Бабушка была добрая, ласковая, любила обеих дочек одинаково

Какая была дочка?

– Девочка была умная, скромная, добрая, заботливая, уважительная

Какая была падчерица?

– Она была невоспитанная, грубая, ленивая, капризная, бездельница

Что задумал дедушка?

– Дедушка решил дочь жены в лес отвезти, на трескучий мороз

Кого встретила дочка старухи?

– Она встретила Морозко

Что спросил Морозко у девушки?

– Тепло ли тебе, девица?

Что девушка ответила?

– Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

Что сделал Морозко?

– Морозко стал ниже спускаться, сильнее потрескивает, пощелкивает

 – Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

Что ответила девушка?

– Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

Что на этот раз сделал Морозко?

– Морозко еще ниже спустился, пуще затрещал, сильнее защелкал

– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

Что ответила девушка?

– Ой, тепло, голубчик Морозушко!

Как поступил Морозко?

– Морозко сжалился над девицей, окутал ее теплыми шубами

Куда поехал старик? И что он увидел?

– Поехал старик в лес и увидел под большою елью сидит его падчерица, веселая, румяная, в вся в золоте, и около – короб с богатыми подарками

Как поступил старик?

– Старик удивился, положил все в сани, посадил падчерицу, повез домой

Что почувствовала старуха, когда увидела дочь?

– Старуха глянула, обрадовалась, бросилась обнимать свою дочку

Что придумал старик? Что он сделал?

– Старик решил, если падчерица вся в злате вернулась, нужно и свою дочку в лес отвезти. Старик посадил дочь в сани, повез ее в лес на то же место, вывалил в сугроб под высокой елью и уехал

Что спросил Морозко у девушки?

– Тепло ли тебе, девица?

Что ответила девушка?

– Ой, студено! Не скрипи, не трещи, Морозко...

Что сделал Морозко?

– Морозко стал ниже спускаться, пуще потрескивать, пощелкивать.

– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

Что ответила девушка?

– Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко...

Что на этот раз сделал Морозко? Что спросил?

– Еще ниже спустился Морозко, сильнее приударил, затрещал:

 – Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

Что ответила ему девушка?

– Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, Морозко!

Что собирался сделать Морозко с девушкой?

– Рассердился Морозко так и хотел он девушку заморозить….

Примерный вариант рассказа:

Жил дедушка с бабушкой. У дедушки была дочка, и у бабушки была дочка. Бабушка была добрая, ласковая, любила обеих дочек одинаково. А вот дедушка был очень суровый и строгий, не любил он дочку жены. А девочка была загляденье, умница, красавица, скромная, добрая, заботливая, уважительная, любой работы не боялась. Но старику не угодишь – все не так, все худо. А свою дочку старик очень любил, за все хвалил, а она была невоспитанная, грубая, ленивая, капризная, бездельница. Вот дед и придумал дочку жены в лес отвезти, на трескучий мороз. Запряг лошадь дед и повез девушку в лес, свалил в сугроб под большую ель и уехал. Девушка сидит под елью, дрожит, озноб ее пробирает. Вдруг слышит – невдалеке Морозко по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху ее спрашивает:

 – Тепло ли тебе, девица?

 – Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

Морозко стал ниже спускаться, сильнее потрескивает, пощелкивает:

 – Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

Она чуть дух переводит:

– Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

Морозко еще ниже спустился, пуще затрещал, сильнее защелкал:

– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?

Девица окостеневать стала, чуть-чуть языком шевелит:

– Ой, тепло, голубчик Морозушко!

Тут Морозко сжалился над девицей, окутал ее теплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами.

Поехал старик в лес, доезжает до того места, – под большою елью сидит его падчерица, веселая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около – короб с богатыми подарками. Старик удивился, положил все добро в сани, посадил падчерицу, повез домой. Вдруг заскрипели ворота, отворилась дверь, в избу идет падчерица – в злате-серебре, так и сияет. А за ней несут короб высокий, тяжелый. Старуха глянула, обрадовалась, бросилась обнимать свою дочку.

Дед подумал, подумал и решил, если падчерица вся в злате вернулась, нужно и свою дочку в лес отвезти. Старик посадил дочь в сани, повез ее в лес на то же место, вывалил в сугроб под высокой елью и уехал.

Дочь его сидит, зубами стучит.

А Морозко по лесу потрескивает, с елки на елку подскакивает, пощелкивает, на девушку поглядывает:

– Тепло ли тебе, девица?

А она ему:

– Ой, студено! Не скрипи, не трещи, Морозко...

Морозко стал ниже спускаться, пуще потрескивать, пощелкивать.

– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

– Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко...

Еще ниже спустился Морозко, сильнее приударил, затрещал, защелкал:

 –Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

 – Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко!

Рассердился Морозко так и хотел он девушку заморозить….

Учитель-логопед: Ребята, что произошло с девушкой в настоящей сказке?

Дети: Морозко заморозил девушку

Учитель-логопед: Верно! Дети, давайте придумаем положительный финал этой сказке! Каким он будет?

Модель, помогающая детям последовательно, логически правильно строить свой рассказ:

Что хотел сделать Морозко с девушкой? Почему?

– Морозко хотел заморозить девушку, потому что она была грубая и ленивая

Что попросила девушка у Морозко? Что пообещала она ему?

– Девушка попросила Морозко сжалиться над ней, обещала измениться, стать ласковой, доброй, заботливой, работящей

Как поступил Морозко?

– Сжалился над ней, отправил домой. Он сказал выполнить, что обещала, а иначе через три дня заморозит ее

Куда отправилась девушка?

– Девушка побежала домой

Какой она стала?

– Она стала ласковая, добрая, во всем стала помогать сестре и мачехе

Каким стал дед?

– Старик, глядя на свою дочку смягчился и подобрел

Как стали жить все члены семьи?

– И стали они жить поживать да добра наживать

Примерный вариант финала сказки:

 Морозко промолвил:

– Грубая ты и ленивая, не заслуживаешь ты подарков моих! Стукнул Морозко, заскрипело все вокруг, завьюжило! Испугалась девушка, сжалась от холода и говорит:

– Сжалься надо мной, Морозко, изменюсь я, стану ласковой, доброй, заботливой, работящей!

Сжалился над ней Морозко, и сказал:

– Возвращайся домой и выполняй, что обещала, а иначе через три дня заморожу я тебя!

Побежала девушка домой. Долго шла она, через сугробы, метели и наконец дошла до своего дома. Увидела сестру и родителей, обрадовалась, стала всех обнимать. Удивились все, какая она стала ласковая, добрая. Стала много трудиться, сестре во сем помогать и мачехе. Стали они жить все дружно и счастливо, и старик, глядя на свою дочку смягчился и подобрел. И стали они жить поживать да добра наживать!

Учитель-логопед: Замечательно! Молодцы! Очень хорошая и добрая сказка у вас получилась!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...