Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III. Заключительная часть. Конспект подгруппового занятия. по обучению составлению повествовательного рассказа детей старшего дошкольного возраста




III. Заключительная часть.

Учитель-логопед: Дети, наша встреча подошла к концу. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? Что вам запомнилось больше всего? Что нам удалось сочинить? Чему учит наш рассказ? Я желаю вам иметь в жизни много настоящих, верных друзей.

 


 

Конспект подгруппового занятия

по обучению составлению повествовательного рассказа детей старшего дошкольного возраста

с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития

с использованием ТРИЗ-технологии

на тему: «ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА»

Цель: обучение детей составлению повествовательного рассказа с использованием ТРИЗ-задачи.

ТРИЗ-задача: составить рассказ от лица главного героя произведения.

Коррекционно-образовательные задачи:

1) учить составлять рассказ от лица главного героя, логически последовательно и грамматически правильно выстраивая свои высказывания;

2) учить связно излагать ход рассказа при помощи образовательной модели (набора опорных вопросов);

3) расширять словарный запас по теме «Добрые слова»;

4) формировать социально-коммуникативные речевые умения.

Коррекционно-развивающие задачи:

1) развивать творческое воображение;

2) развивать логическое мышление.

Коррекционно- воспитательные задачи:

1) углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека;

2) учить выслушивать высказывания товарищей;

3) формировать умение работать в команде;

4)воспитывать желание и стремление помогать в трудной ситуации другим людям.

Материалы и оборудование: текстрассказа В. А. Осеевой «Волшебное слово», иллюстрации к рассказу «Волшебное слово», песочные часы.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Учитель-логопед: Здравствуйте, дети! Есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Солнцу красному.

Дети: Привет!

Учитель-логопед: Небу ясному.

Дети: Привет!

Учитель-логопед: Люди взрослые и малыши.

Дети: Всем привет вам от души!

Учитель-логопед: Сегодня мы с вами поговорим о «волшебных словах». Кто знает, что это за слова?

Дети: Это слова: спасибо, пожалуйста.

Учитель-логопед: Замечательно, что вы знаете «волшебные слова». А какие первые слова, которыми мы начинаем день?

Дети: Доброе утро.

Учитель-логопед: Верно, каждый наш день должен начинаться со слов: «Доброе утро», произнося эти слова, мы желаем нашим близким, хорошего здоровья, приятного настроения, чтобы весь день у них был радостным, светлым, добрым. Дети, если даже плохая погода, пасмурно, сыро, грязно, нужно всё равно говорить: «Доброе утро» – и сразу станет теплее, радостнее.

Учитель-логопед: Дети, как надо произносить эти слова? Можно ли говорить нахмурившись, недовольным голосом?

Дети: Нет, нужно быть доброжелательными, произносить с улыбкой и ласковым голосом.

Учитель-логопед: Правильно! Есть ещё одно очень важное слово, которое мы говорили друг другу при встрече. Это всем вам знакомое слово «Здравствуйте»! А зачем мы его произносим?

Дети: Мы желаем всем здоровья.

Учитель-логопед: Молодцы, действительно, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким. Ребята, все эти слова должны обязательно произноситься от чистого сердца. Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем друг другу добрые и теплые слова. А теперь улыбнитесь и нам станет еще теплее от ваших добрых слов. Я прошу вас присесть на свои места.

  II. Основной этап.

Учитель-логопед: Сейчас я вам прочитаю рассказ В. А. Осеевой, который называется «Волшебное слово». Слушайте очень внимательно, вас ждет очень интересное задание.

(чтение рассказа)

Учитель-логопед: Дети, о чем был рассказ?

Дети: Рассказо том, как старик помог мальчику, подсказал ему волшебное слово.

Учитель-логопед: Как надо обращаться с просьбой?

Дети: С просьбой нужно обращаться вежливо.

Учитель-логопед: Верно, каким мальчик был до встречи со стариком?

Дети: Мальчик былкапризным, грубым.

Учитель-логопед: Какое слово подсказал старик?

Дети: Слово – пожалуйста.

Учитель-логопед: Каким стал мальчик?

Дети: Мальчик сталвежливым, добрым.

Учитель-логопед: Дети, в каждом рассказе есть главный герой. Скажите, пожалуйста, а кто такой главный герой?  

Дети: Тот, про кого говорится в рассказе.

Учитель-логопед: Верно! Кто главный герой этого рассказа?

Дети: Главный герой этого рассказа Павлик.

Постановка ТРИЗ-задачи!

Учитель-логопед: Правильно! Дети, а теперь давайте попробуем погрузится в этот рассказ и по очереди примерить на себя роль главного героя. Давайте сядем в круг и будем передавать друг другу волшебные часы, у кого они окажутся в руках тот и начнет сказку от лица главного героя, как только часы перестанут сыпаться, нужно будет передать часы следующему рассказчику. Я предлагаю вам по очереди отвечать на вопросы полными предложениями. По вашим ответам мы составим рассказ.

Модель, помогающая детям последовательно, логически правильно строить свой рассказ:

Кто сидел на скамейке? Что он делал?

– На скамейке сидел старичок с и зонтиком чертил что-то на песке

Куда ты подошел? О чем ты попросил старика?

– Я подошел к нему и попросил его подвинуться

Что спросил у тебя старик?

– Старик спросил, что со мной случилось

Что ты ответил старику?

– Я ответил, что хочу убежать из дома, потому что моя сестра Лена не делится со мной красками, бабушка прогоняет морковку из кухни, а брат не берет кататься на лодке

Что отметил старик?

– Он отметил, что есть такое волшебное слово, но объяснил, что нужно говорить его тихим голосом, смотреть прямо в глаза тому, с кем говоришь.

Что сделал старик?

– Старик наклонился к самому моему уху и прошептал мне это слово

Что решил сделать ты?

– Я сразу решил проверить и побежал домой

Кто сидел за столом? Что она делала? Что она сделала, увидев тебя?

– Лена сидела за столом и рисовала. Когда она увидела меня, она сейчас же сгребла в кучу краски и накрыла рукой

Как ты поступил?

– Я боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Тогда, я, глядя ей в глаза, тихим голосом сказал:

– Лена, дай мне одну краску... пожалуйста...

Как она поступила?

– Лена сразу предложила мне краску

К кому ты пошел дальше? Что она делала?

– Потом я пошел к бабушке. Она снимала с противня горячие пирожки

Как ты поступил?

– Я подбежал к ней, обеими руками повернул к себе, заглянул в глаза и попросил:

– Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста.

Что ответила бабушка?

– Бабушка сразу дала мне самый лучший пирожок

К кому ты обратился дальше?

– За обедом я попросил брата взять меня с собой кататься на лодке и добавил, …пожалуйста.

Что ответил брат?

– Брат громко сказал:

 – Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!

Что ты сделал?

– Я очень обрадовался, ведь волшебное слово снова помогло. Я выскочил из-за стола и побежал на улицу

Что ты увидел в сквере?

– Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.

Примерный вариант рассказа:

Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке. Я подошел к нему и попросил его подвинуться. Старик подвинулся и, взглянув на мое сердитое лицо спросил, что со мной случилось? Я ответил, что хочу убежать из дома, потому что моя сестра Лена не делится со мной красками, бабушка прогоняет за одну морковку из кухни, а брат не берет кататься на лодке. Старик сразу захотел мне помочь. Он отметил, что есть такое волшебное слово, но объяснил, что нужно говорить его тихим голосом, смотреть прямо в глаза тому, с кем говоришь. Мне стало интересно, что это за слово. Старик наклонился к самому моему уху и прошептал мне это слово. Я сразу решил проверить и побежал домой.

Лена сидела за столом и рисовала. Краски разных цветов лежали перед ней. Когда она увидела меня, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой. Я боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, я, глядя ей в глаза, тихим голосом сказал:

– Лена, дай мне одну краску... пожалуйста...

Лена сразу предложила мне краску. Я взял краску, подержал её в руках, походил с ней по комнате и отдал сестре. Мне не нужна была краска. Я думал теперь только о волшебном слове. Потом я пошел к бабушке. Она снимала с противня горячие пирожки. Я подбежал к ней, обеими руками повернул к себе, заглянул в глаза и попросил:

– Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста.

Бабушка сразу дала мне самый лучший пирожок. Я очень обрадовался. Понял, что старик был настоящим волшебником. За обедом я попросил брата взять меня с собой кататься на лодке и добавил, …пожалуйста.

Брат громко сказал:

– Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!

Я очень обрадовался, ведь волшебное слово снова помогло. Я выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.

Учитель-логопед: Молодцы! Вы замечательно справились с заданием! Каждый из вас смог погрузиться в этот рассказ и ощутить на себе пользу волшебного слова.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...