III. Заключительная часть. Конспект подгруппового занятия. по обучению составлению повествовательного рассказа детей старшего дошкольного возраста
III. Заключительная часть. Учитель-логопед: Дети, наша встреча подошла к концу. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? Что вам запомнилось больше всего? Что нам удалось сочинить? Чему учит наш рассказ? Я желаю вам иметь в жизни много настоящих, верных друзей.
Конспект подгруппового занятия по обучению составлению повествовательного рассказа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития с использованием ТРИЗ-технологии на тему: «ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА» Цель: обучение детей составлению повествовательного рассказа с использованием ТРИЗ-задачи. ТРИЗ-задача: составить рассказ от лица главного героя произведения. Коррекционно-образовательные задачи: 1) учить составлять рассказ от лица главного героя, логически последовательно и грамматически правильно выстраивая свои высказывания; 2) учить связно излагать ход рассказа при помощи образовательной модели (набора опорных вопросов); 3) расширять словарный запас по теме «Добрые слова»; 4) формировать социально-коммуникативные речевые умения. Коррекционно-развивающие задачи: 1) развивать творческое воображение; 2) развивать логическое мышление. Коррекционно- воспитательные задачи: 1) углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека; 2) учить выслушивать высказывания товарищей; 3) формировать умение работать в команде; 4)воспитывать желание и стремление помогать в трудной ситуации другим людям. Материалы и оборудование: текстрассказа В. А. Осеевой «Волшебное слово», иллюстрации к рассказу «Волшебное слово», песочные часы.
Ход занятия. I. Организационный момент. Учитель-логопед: Здравствуйте, дети! Есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Солнцу красному. Дети: Привет! Учитель-логопед: Небу ясному. Дети: Привет! Учитель-логопед: Люди взрослые и малыши. Дети: Всем привет вам от души! Учитель-логопед: Сегодня мы с вами поговорим о «волшебных словах». Кто знает, что это за слова? Дети: Это слова: спасибо, пожалуйста. Учитель-логопед: Замечательно, что вы знаете «волшебные слова». А какие первые слова, которыми мы начинаем день? Дети: Доброе утро. Учитель-логопед: Верно, каждый наш день должен начинаться со слов: «Доброе утро», произнося эти слова, мы желаем нашим близким, хорошего здоровья, приятного настроения, чтобы весь день у них был радостным, светлым, добрым. Дети, если даже плохая погода, пасмурно, сыро, грязно, нужно всё равно говорить: «Доброе утро» – и сразу станет теплее, радостнее. Учитель-логопед: Дети, как надо произносить эти слова? Можно ли говорить нахмурившись, недовольным голосом? Дети: Нет, нужно быть доброжелательными, произносить с улыбкой и ласковым голосом. Учитель-логопед: Правильно! Есть ещё одно очень важное слово, которое мы говорили друг другу при встрече. Это всем вам знакомое слово «Здравствуйте»! А зачем мы его произносим? Дети: Мы желаем всем здоровья. Учитель-логопед: Молодцы, действительно, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким. Ребята, все эти слова должны обязательно произноситься от чистого сердца. Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем друг другу добрые и теплые слова. А теперь улыбнитесь и нам станет еще теплее от ваших добрых слов. Я прошу вас присесть на свои места. II. Основной этап.
Учитель-логопед: Сейчас я вам прочитаю рассказ В. А. Осеевой, который называется «Волшебное слово». Слушайте очень внимательно, вас ждет очень интересное задание. (чтение рассказа) Учитель-логопед: Дети, о чем был рассказ? Дети: Рассказо том, как старик помог мальчику, подсказал ему волшебное слово. Учитель-логопед: Как надо обращаться с просьбой? Дети: С просьбой нужно обращаться вежливо. Учитель-логопед: Верно, каким мальчик был до встречи со стариком? Дети: Мальчик былкапризным, грубым. Учитель-логопед: Какое слово подсказал старик? Дети: Слово – пожалуйста. Учитель-логопед: Каким стал мальчик? Дети: Мальчик сталвежливым, добрым. Учитель-логопед: Дети, в каждом рассказе есть главный герой. Скажите, пожалуйста, а кто такой главный герой? Дети: Тот, про кого говорится в рассказе. Учитель-логопед: Верно! Кто главный герой этого рассказа? Дети: Главный герой этого рассказа Павлик. Постановка ТРИЗ-задачи! Учитель-логопед: Правильно! Дети, а теперь давайте попробуем погрузится в этот рассказ и по очереди примерить на себя роль главного героя. Давайте сядем в круг и будем передавать друг другу волшебные часы, у кого они окажутся в руках тот и начнет сказку от лица главного героя, как только часы перестанут сыпаться, нужно будет передать часы следующему рассказчику. Я предлагаю вам по очереди отвечать на вопросы полными предложениями. По вашим ответам мы составим рассказ. Модель, помогающая детям последовательно, логически правильно строить свой рассказ: Кто сидел на скамейке? Что он делал? – На скамейке сидел старичок с и зонтиком чертил что-то на песке Куда ты подошел? О чем ты попросил старика? – Я подошел к нему и попросил его подвинуться Что спросил у тебя старик? – Старик спросил, что со мной случилось Что ты ответил старику? – Я ответил, что хочу убежать из дома, потому что моя сестра Лена не делится со мной красками, бабушка прогоняет морковку из кухни, а брат не берет кататься на лодке Что отметил старик? – Он отметил, что есть такое волшебное слово, но объяснил, что нужно говорить его тихим голосом, смотреть прямо в глаза тому, с кем говоришь. Что сделал старик? – Старик наклонился к самому моему уху и прошептал мне это слово
Что решил сделать ты? – Я сразу решил проверить и побежал домой Кто сидел за столом? Что она делала? Что она сделала, увидев тебя? – Лена сидела за столом и рисовала. Когда она увидела меня, она сейчас же сгребла в кучу краски и накрыла рукой Как ты поступил? – Я боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Тогда, я, глядя ей в глаза, тихим голосом сказал: – Лена, дай мне одну краску... пожалуйста... Как она поступила? – Лена сразу предложила мне краску К кому ты пошел дальше? Что она делала? – Потом я пошел к бабушке. Она снимала с противня горячие пирожки Как ты поступил? – Я подбежал к ней, обеими руками повернул к себе, заглянул в глаза и попросил: – Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста. Что ответила бабушка? – Бабушка сразу дала мне самый лучший пирожок К кому ты обратился дальше? – За обедом я попросил брата взять меня с собой кататься на лодке и добавил, …пожалуйста. Что ответил брат? – Брат громко сказал: – Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся! Что ты сделал? – Я очень обрадовался, ведь волшебное слово снова помогло. Я выскочил из-за стола и побежал на улицу Что ты увидел в сквере? – Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки. Примерный вариант рассказа: Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке. Я подошел к нему и попросил его подвинуться. Старик подвинулся и, взглянув на мое сердитое лицо спросил, что со мной случилось? Я ответил, что хочу убежать из дома, потому что моя сестра Лена не делится со мной красками, бабушка прогоняет за одну морковку из кухни, а брат не берет кататься на лодке. Старик сразу захотел мне помочь. Он отметил, что есть такое волшебное слово, но объяснил, что нужно говорить его тихим голосом, смотреть прямо в глаза тому, с кем говоришь. Мне стало интересно, что это за слово. Старик наклонился к самому моему уху и прошептал мне это слово. Я сразу решил проверить и побежал домой.
Лена сидела за столом и рисовала. Краски разных цветов лежали перед ней. Когда она увидела меня, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой. Я боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, я, глядя ей в глаза, тихим голосом сказал: – Лена, дай мне одну краску... пожалуйста... Лена сразу предложила мне краску. Я взял краску, подержал её в руках, походил с ней по комнате и отдал сестре. Мне не нужна была краска. Я думал теперь только о волшебном слове. Потом я пошел к бабушке. Она снимала с противня горячие пирожки. Я подбежал к ней, обеими руками повернул к себе, заглянул в глаза и попросил: – Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста. Бабушка сразу дала мне самый лучший пирожок. Я очень обрадовался. Понял, что старик был настоящим волшебником. За обедом я попросил брата взять меня с собой кататься на лодке и добавил, …пожалуйста. Брат громко сказал: – Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся! Я очень обрадовался, ведь волшебное слово снова помогло. Я выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки. Учитель-логопед: Молодцы! Вы замечательно справились с заданием! Каждый из вас смог погрузиться в этот рассказ и ощутить на себе пользу волшебного слова.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|