Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы итеративного агрегирования




Рассмотренные выше итерационные процессы согласования плановых решений в иерархически организованных системах, основанные на методах блочного программирования, позволяют, как правило, уменьшить по количеству уравнений[22] размерность задач, решаемых на каждом уровне иерархии. Однако номенклатура продукции, по которой проводятся расчеты, на всех уровнях предполагается неизменной. В результате центру приходится вести расчеты с той же детализацией показателей, что и на нижних уровнях. Реализация такой процедуры привела бы к перегруженности каналов связи при передаче информации и другим нежелательным последствиям. На практике, как мы знаем, дело обстоит иначе, и на верхних уровнях планирования имеют дело лишь с важнейшими и укрупненными характеристиками.

Учет этих особенностей реальной организации процессов планирования и управления был положен в основу специального класса алгоритмов итеративного согласования решений при разных степенях агрегирования показателей, получивших в литературе название «методы итеративного агрегирования». Одной из первых работ в этой области явились исследования статической модели стоимостного межпродуктового баланса

Л. М. Дудкина и Э. Б. Ершова [17]. Рассмотрим предложенную ими процедуру на следующем примере.

Рассмотрим систему, состоящую из центрального планового органа, задачей которого является координация развития входящих в его подчинение отраслей. Реальный процесс взаимодействия отраслей ведется по детализированной номенклатуре показателей, однако информационно-вычислительные возможности центра (включая каналы связи) позволяют ему оперировать только укрупненной номенклатурой показателей. В целях координации центр предполагает использовать статическую стоимостную модель межотраслевого баланса, число столбцов которого совпадает с количеством отраслей[23].

Обозначим через индексы и множество видов продукции в детализированной номенклатуре, – индексы и множество видов продукции в укрупненной номенклатуре и будем считать, что отраслям известна классификация всех продуктов детализированной номенклатуры по позициям укрупненной номенклатуры

.

Кроме того, предполагается, что известны – норматив затрат -го продукта на единицу -го продукта[24] и – конечное потребление продукции -го вида.

Координированное развитие отраслей требует определения показателей выпуска продукции в детализированной номенклатуре , что и является совместной плановой задачей центра и отраслей.

Для проведения расчетов по модели межотраслевого баланса центру необходима информация о коэффициентах затрат продукции в укрупненной номенклатуре. Для этого отрасли, исходя из нормативов и оценочных плановых или отчетных данных о выпуске продукции , составляют полуагрегированные нормативы затрат продукции детализированной номенклатуры на единицу продукции укрупненной номенклатуры

(19.1)

а затем по формуле средневзвешенных определяют агрегированные нормативы затрат для продукции в укрупненной номенклатуре

(19.2)

Полученные нормативы передаются в центр, где по модели межотраслевого баланса проводится расчет объемов выпуска продукции в агрегированной номенклатуре

(19.3)

Результаты решения поступают на отраслевой уровень, где с помощью полуагрегированных нормативов затрат определяются объемы производства продукции детализированной номенклатуры

(19.4)

Центр интересует вопрос: обеспечивает ли подобная процедура расчетов реальную координацию развития отраслей, или являются ли полученные объемы производства решением модели межпродуктового баланса

(19.5)

Очевидно, что это условие (соответствующее требованию точного агрегирования[25]) будет выполняться, если использовать в формуле (19.2) решение модели (19.5). Данное решение в начале расчетов было неизвестно, а принятая в (19.1) и (19.2) структура производства продукции планового периода бралась по ориентировочным данным. Полученные таким образом удельные веса отдельных видов продукции детализированной номенклатуры в агрегатах

(19.6)

могут отличаться от удельных весов, соответствующих решению модели (19.5). Поэтому в общем случае гарантировать выполнение требования точного агрегирования нельзя. Более того, анализ возможных частных случаев показал, что необходимым и достаточным условием точного агрегирования является равенство полуагрегированных коэффициентов затрат продукции отрасли на производство любых конкретных продуктов другой отрасли:

(19.7)

В действительности данное условие не выполняется даже приблизительно, и в пределах каждой отрасли полуагрегированные нормативы существенно разнятся между собой.

Учитывая это, центр предлагает отраслям уточнить значения коэффициентов и , используя для расчетов в (19.1) и (19.2) полученные ранее решения , а затем снова повторяет всю процедуру.

Вычислительная схема итерации процесса может быть описана следующим образом:

1. определяются нормативы :

(19.8)

2. вычисляются нормативы :

(19.9)

3. расчитываются объемы производства продукции укрупненной номенклатуры :

(19.10)

4. определяются потребности в производстве продукции детализированной номенклатуры :

(19.11)

Процесс повторяется до тех пор, пока искомые показатели производства продукции и , полученные на двух последовательных итерациях, не будут достаточно мало отличаться друг от друга [26].

Собственно, с таким итерационным подходом к операциям агрегирования и дезагрегирования расчетных показателей, включая разработку системы правил, обеспечивающей сходимость процесса к точному решению, и связана идейная сторона методов итеративного агрегирования.

В настоящее время в литературе описан достаточно широкий класс задач, для реализации которых разработаны алгоритмы итеративного агрегирования. К их числу относятся и задачи линейного программирования с блочной структурой ограничений (типа (16.15) – (16.18)).

Вернемся к постановке задачи. Предположим, что координирующий центр оперирует агрегированными характеристиками деятельности хозяйственных ячеек. Представим модель исходной задачи в виде

(19.12)

(19.13)

(19.14)

(19.15)

и рассмотрим следующую процедуру согласования решений в двухуровневой системе «центр – хозяйственные ячейки».

Центр просит хозяйственные ячейки предоставить в его распоряжение обобщенную информацию о предполагаемой деятельности в плановом периоде: агрегированные нормативы затрат ресурсов, величину дохода с учетом стоимости локальных ресурсов, объемы потребления глобальных ресурсов[27]. Для расчета этих показателей ячейки используют ориентировочные данные об объемах будущего производства продукции и предполагаемых ценах (оценках) на все виды ресурсов . На основе полученных показателей центр определяет укрупненный вариант плана выпуска продукции в системе. При этом, учитывая ограниченные возможности для составления плана (по времени, ресурсам и т. д.), он считает целесообразным проводить последовательную эластичную корректировку первоначального проекта. Последнее осуществляется демпфированием процесса планирования с помощью введения в целевую функцию координирующей задачи фиктивных штрафов за «разброс» смежных плановых вариантов.

Модель задачи центра имеет вид

(19.16)

(19.17)

где и – числовые параметры процесса. Квадратичное слагаемое в (19.16) – фиктивный штраф для обеспечения устойчивости процесса.

Полученные из решения задачи (19.16) и (19.17) значения показателей выпуска продукции и оценки ресурсных ограничений передаются хозяйственным ячейкам. Кроме того, исходя из полуагрегированных нормативов затрат ресурсов , которые рассчитываются ячейками вместе с параметрами и варианта плана , центр рекомендует им ориентироваться на потребление общих ресурсов в детализированной номенклатуре в объемах, соответствующих данному варианту . При лимитном способе распределения ресурсов это требование соответствует введению в локальную задачу ограничений типа

(19.18)

или с использованием дополнительных переменных

(19.19)

В случае штрафного стимулирования (который мы будем рассматривать в дальнейшем) данное требование соответствует введению в целевую функцию локальной задачи специальных штрафов за превышение установленных лимитов.

При таком подходе локальная задача, решаемая хозяйственной ячейкой, может быть представлена в следующем виде:

(19.20)

(19.21)

(19.22)

где – параметр процесса.

Поясним смысл целевой функции задачи (19.20). Первое слагаемое представляет собой разность между доходом, получаемым ячейкой, и платой за используемые общие ресурсы. Последние оцениваются по ориентировочным ценам , умноженным на оценки задачи центра . Оценки в данном случае играют роль масштабных множителей, показывающих, во сколько раз нужно изменить все оценки ограничений -ой группы. Квадратичная часть критерия представляет собой штрафную функцию за отклонение от рекомендуемых центром объемов потребления общих ресурсов. Рассмотрим структуру и действие данного штрафного слагаемого. Обозначим для краткости через оценку -го ресурса при решении локальной задачи и через – экономию или перерасход ячейкой -го ресурса по сравнению с рекомендациями центра

Тогда, прибавив к (19.20) постоянное слагаемое (стоимость объемов ресурсов, выделяемых центром -й ячейке), целевую функцию локальной задачи можно представить в виде

(19.23)

Найдем частный экстремум функции (19.23) по :

(19.24)

Подставив найденное значение в (19.23), представим целевую функцию локальной задачи в виде

, (19.25)

где

Обратимся к графику функции , приведенному на рис. 19.1.

Рисунок 19.1 График целевой функции

Как видно из графика, при перерасходе ресурса на ячейку накладывается штраф, причем штрафные ставки увеличиваются с ростом перерасхода ( – выпуклая вверх функция на интервале и на полуинтервале ), а при экономии ячейка поощряется по убывающим ставкам, причем, начиная с определенного момента , дополнительные выплаты за экономию берутся в фиксированных размерах.

Подобное стимулирующее штрафование обеспечивает гибкое воздействие центра на хозяйственные ячейки с целью их ориентации на рекомендуемые объемы потребления общих ресурсов.

Решение локальных задач позволяет ячейкам установить новый вариант производства продукции и оценок на все виды ресурсов . Однако оценки по общим ресурсам у различных ячеек (в общем случае) не совпадают и, характеризуя локальную эффективность использования ресурсов, не дают представления об их полезности для системы в целом. Поэтому центр проводит предварительную корректировку оценок глобальных ресурсов, учитывая их общую экономию или перерасход:

(19.26)

где – параметр процесса, а нижний индекс означает, что отрицательное число заменяется нулем[28].

Смысл формулы (19.26) достаточно прозрачен. При перерасходе

-го ресурса в целом по системе его оценка увеличивается, причем приращение оценки пропорционально величине перерасхода . При экономии ресурса его оценка уменьшается на величину, пропорциональную недоиспользованному остатку . Если новая оценка оказалась отрицательной, она заменяется нулем[29].

Проявляя определенную осторожность при пересмотре расчетных показателей плана, центр рекомендует хозяйственным ячейкам построить новый вариант плана как компромисс между предварительным проектом и полученным решением :

где – параметр процесса.

Полученный вариант плана используется центром для организации нового цикла расчетов.

Описанная процедура расчетов соответствует одному из широко освещенных в литературе алгоритмов итеративного агрегирования для задач линейного программирования с блочной структурой ограничивающих условий. Алгоритм имеет следующую вычислительную схему ( -я итерация):

1. расчет полуагрегированных и агрегированных показателей:

a. полуагрегированных нормативов затрат ресурсов:

(19.28)

b. агрегированных нормативов затрат ресурсов:

(19.29)

c. агрегированных показателей целевой функции:

(19.30)

d. агрегированных показателей наличия общих ресурсов:

(19.31)

2. решение агрегированной задачи

(19.32)

, (19.33)

где – параметр процесса, .

Решение прямой задачи (19.32) и (19.33) – , двойственной –

3. Решение локальных задач :

(19.34)

(19.35)

где – параметр процесса.

Решение прямой задачи – , двойственной –

4. Вычисление оценок на общие ресурсы (предварительное):

(19.36)

где – параметр процесса;

5. вычисление очередного приближения к решению:

(19.37)

где – параметр процесса.

Строгого доказательства сходимости алгоритма (19.28) – (19.37) в настоящее время не существует. В работах можно встретить доказательство теоремы об оптимальности неподвижной точки процесса, что при условии достаточных экспериментальных подтверждений предельной сходимости алгоритма позволяет говорить о его сходимости к решению исходной задачи (19.12) – (19.15).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...