Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Универсальность принципа максимума Понтрягина




Анализируя предыдущие главы, можно сделать вывод, что принцип максимума в оптимальном управлении, получивший название принципа максимума Понтрягина, может быть использован для нахождения решения задач оптимального управления любого рода.

Как было сказано выше, принцип максимума является классическим критерием оптимальности, из которого могут быть выведены такие необходимые условия экстремума, как правило множителей Лагранжа, условия Вейерштрасса и Лежандра, уравнение Эйлера и т. д. Сравнивая принцип максимума с другими критериями оптимальности, которые были проанализированы в данной работе, видно, что этот метод является более универсальным и всеобъемлющим.

Так, Принцип Парето позволяет лишь сужать область допустимых решений, то есть сокращать варианты решений. Однако он не позволяет выделить множество условно-оптимальных решений – тех решений, которые удовлетворяю условию задачи. Исключаются только те варианты, которые заведомо будут неудовлетворительными. Кроме того, стержнем принципа выступает задача построения множества Парето, что на практике не всегда представляется возможным.

Критерии оптимальности Сэвиджа, Вальда и Гурвица являются методами стохастической оптимизации, а значит, они больше подходят для такой системы как экономика, где влияние случайных параметров на поведение системы доминирует. Если одно время экономическую систему пытались рассматривать как простую детерминированную систему, то в настоящее время предприятие или фирма – это сложная вероятностная система.


 

Контрольные вопросы и задания

 

Вопросы к Главе 1

 

1. Рассмотрите, какой из уровней описания системы целесообразно использовать для анализа следующих объектов:

· документооборот на предприятии;

· проект рельефного парка;

· правила этикета;

· теорема Пифагора;

· решение дифференциального уравнения;

· сеть автомобильных дорог;

· утилизация пищевых отходов;

· жизненный цикл продукта;

· судебный процесс.

2. Интерпретируйте динамическое определение сложной системы в терминах развития семьи по стадиям жизненного цикла. Возьмите для примера собственную семью или, по желанию, известную семью Корлеоне.

3. Если вы для предыдущего задания выбрали пример «Крестного отца», определите, что было основой целостности этой системы.

4. Определите комплекс системообразующих признаков объекта «эффективное производство».

5. Из следующего перечня объектов выделите системы объективно и субъективно сложные:

· транзисторный приёмник;

· рынок ценных бумаг;

· система кровообращения человека;

· управление автомобилем;

· строение клетки;

· трут и огниво;

· служебная собака;

· система управления металлургическим комбинатом;

· страховая компания;

· интерьер офиса;

· жалюзи;

· приготовление утки по-пекински;

· график движения трамвая;

· менеджмент персонала;

· английская грамматика;

· механизм размножения дрозофил;

· жизненный цикл бабочки-капустницы;

· процесс пайки метала.

По каким признакам определена сложность системы?

6. Какая характеристика в менеджменте определяет целесообразность существования организационно-производственной системы (выберите нужное):

· стратегия;

· цель;

· продукт;

· миссия;

· функция;

· руководство ОПС;

· вышестоящий орган управления;

· рынок.

7. С позиций системно-ориентированного подхода сформулируйте задачи управления, оптимизации, гомеостазиса.

8. Определите понятия «механизма». Приведите примеры механизма реализации производственной цели, механизма управления процессом реализации.

9. На основе структурно-функционального подхода постройте механизм синтеза функциональной системы, который отражает последовательность этапов проектирования системы.

10. Структура некоторой системы S представлена графом:

 

Запишите её в форме, принятой в теории графов.

11. Ниже представлен перечень адаптивных систем:

· станок с программным управлением;

· мимикрия насекомого-богомола;

· симбиоз муравья и тли;

· регенерация хвоста ящерицы;

· естественный отбор;

· внутривидовая эволюция.

Определите тип адаптивой системы.

12. Рассматривая элемент системы как преобразователь, приведите типологию элементов.

Вопросы к Главе 2

 

1. По словам С. Бира, идея моделирует ситуацию. Иногда между реальной ситуацией и новой идеей исследования возникают совершенно неожиданные ассоциации, которые вошли в анналы истории открытий. Ниже приводятся ситуации, с одной стороны, и идеи с другой. Иногда связь между оригиналом и моделью не столь очевидна. Определите, где оригинал, а где соответствующая ему модель:

· боевик «Великолепная семёрка»;

· один из распространенных видов ядовитых пауков;

· Закон, сформулированный всем известным греческим учёным;

· сломанный молоток в музее ООН;

· действия администрации Русского музея: перенос в запасники картины «Смерть Фидельки», изображающей горе старой барыни от кончины любимой собачки;

· специфика отечественной демократии;

· нетрадиционный способ протеста главы Советского Союза;

· фильм А. Куросавы «Семь самураев»;

· название популярного итальянского танца;

· водная процедура в сосуде ограниченной ёмкости;

· возникший в мыслях Жванецкого образ светофора, у которого горят все три огня сразу;

· смена политического режима в одной южноамериканской стране.

2. Вам предлагаются пары «оригинал – модель». Оцените их адекватность с использованием понятий изоморфизма и гомоморфизма и укажите, в каких характеристиках существует сходство:

· доменная печь и её демонстрационный макет в разрезе;

· предприятие и его представление в виде «черного ящика»;

· склад и имитирующий его работу автомат Мура;

· жилой дом и его изображение на рисунке ребёнка;

· человек и его фотография на документ;

· собрание, его план (протокол) и стенограмма;

· личность и его автобиография, служебная характеристика, резюме, портрет;

· рецепт приготовления блюда и готовый продукт;

· процесс транспортировки груза и маршрутный лист водителя;

· проведение эксперимента и отчет о его результатах;

· реальное событие и его реконструкция (следственный эксперимент, театральное представление, деловая игра).

3. Приведите примеры систем (ситуаций), не поддающихся адекватному количественному описанию, моделированию по следующим причинам:

· неясность целей функционирования;

· неопределённость тенденций развития;

· противоречивость целей существования;

· высокое разнообразие альтернативных исходов;

· высокий динамизм развития.

4. Определите целевое назначение (область применения) следующих известных моделей:

· модель линейного программирования;

· сетевой график выполнения работ;

· макет-панорама Бородинского сражения;

· восковые фигуры в паноптикуме;

· карта автомобильных дорог;

· формальное выражение ;

· картина Ван Гога «Подсолнухи»;

· компьютерная игра;

· компьютерная программа обучения;

· автотренажер;

· бизнес-план предприятия;

· описание технологии производства серной кислоты;

· глобус.

5. Определите класс модели, заданной в общем виде:

;

;

, где

, где – операторы; – операнды.

6. Какие операторы называются линейными? Какие алгебраические действия можно производить под линейными операторами?

7. Пусть - оператор дифференцирования,

- оператор правого сдвига,

– оператор тождественного преобразования.

Какие алгебраические действия позволяют получить операторы интегрирования, левого сдвига, скалярный оператор?

8. Ниже приведены графические изображения траекторий поведения различных моделей. Определите по рисункам соответствующие типы моделей:

 

Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3 Рис. 4 Рис. 5

 

9. На рисунке 6 представлены траектория поведения системы S и траектория поведения модели М. На основании каких процедур можно сделать содержательный вывод?

 
 
U(t)


M
S
t

Рис. 6

 

10. Пусть – модель, характеризующая выход продукции при затратах факторов производства . Какую информацию следует собрать для проведения теста Тьюринга?

 

Вопросы к Главе 3

 

1. Человек как биологическое и социальное существо в определенном смысле является гомеостатом. Перечислите основные виды систем, которые регулируют его жизнедеятельность.

2. Чем отличаются системы, в которых а) управление направлено на изменение состояния системы, б) – на изменение поведения.

3. Каким образом система, являющаяся объектом кибернетического исследования, может быть представлена как система управления?

4. Очевидным фактом является утверждение о том, что разнообразие внешней среды многократно превосходит разнообразие системы управления. Если это так, возникает кажущееся противоречие закону Эшби о необходимом разнообразии. Приведите аргументацию в пользу того, что существует принципиальная возможность управления искусственно созданной системой.

5. Исходя из того, что функция системы является количественным выражением цели, обоснуйте справедливость одного из следующих утверждений:

а) одна и та же цель может быть отображена некоторой совокупностью функций;

б) одна и та же функция системы может воплощать стремление достичь некоторого разнообразия целей.

6. Может ли в принципе управляемая система характеризоваться отрицательным значением эффективности управления? Если вы можете это обосновать, определите, при каких условиях это происходит?

7. Назовите ситуации, когда в процессе создания (функционирования) системы управления принцип необходимости обратной связи не «работает».

8. Какова роль исследователя системы управления в процессе определения критерия эффективности производства?

9. Пусть S – система принятия решений. Оцените справедливость следующих утверждений:

а) любая система управления может быть представлена как система принятия решений и наоборот;

б) любая система принятия решений может быть представлена как система оптимального управления и наоборот;

в) любая система принятия решений может быть представима иерархической структурой, в любой иерархической системе управления осуществляется процесс принятия решений.

10. Опишите с использованием теоретико-множественного подхода функционирование следящей системы управления с упреждением (например, системы, исследованной Н. Винером: оператор зенитного орудия – орудие – бомбардировщик – пилот самолета).

11. Используя схему и концепцию системы регулирования, объясните закономерности процессов простого и расширенного воспроизводства.

12. Исследуйте принцип обратной связи и решите следующие вопросы:

· обязательность наличия обратной связи в системе управления;

· возможность существования в регулируемой системе управления более одного канала ОС;

· возможность действия в системе как положительной, так и отрицательной ОС;

· обязательность действия принципа ОС в адаптивной системе управления.

 

Вопросы к Главе 4

 

1. Различаются ли представления о содержании понятия «информация» в общественной практике? Иначе, если данные не устраняют неопределённость в процессе принятия решений, являются ли они информацией? Если сведения не имеют материального воплощения, являются ли они информацией? В каком случае сведения, вредящие принятию правильного решения, тем не менее являются информацией? Является ли свойство «полезности» неотъемлемым атрибутом информации?

2. На основе интуиции и здравого смысла попробуйте сформулировать принцип оценки полезности информации, содержащейся в сообщении.

3. В процессе экспертного способа оценки качественных показателей функционирования системы могут быть использованы лингвистические оценки. Приведите пример, когда у свойства системы отсутствуют чёткие границы.

4. В кибернетике существует понятие «чёрного» ящика. С помощью какого подхода можно оценить уровень снятой неопределённости относительно такого объекта? Проиллюстрируйте свой ответ.

5. Объясните суть представления об ограничении разнообразии среды или объекта. Подумайте, использование лингвистических экспертных оценок способствует ограничению разнообразия оценок объекта или увеличивает его?

6. Рассмотрите понятие информационной системы, её состав, структурные и поведенческие характеристики. Как Вы считаете, существует ли отличие между информационной системой и системой информации?

7. Разберитесь с уровнем обобщения и попробуйте упорядочить понятия: единственный показатель (П), групповой П, комплексный П, интегральный П, обобщённый П.

8. Используя результаты, полученные в п. 7, проиллюстрируйте разобранные понятия на примере показателей работы определённой системы. Оцените, как изменяется информативность сообщений. Какие возникают дополнительные методические задачи в процессе расчёта более общих показателей на основе более частых?

9. Определите необходимые условия для обмена информацией двух различных систем.

10. Являются ли знания информацией? Как определить ценность знаний?

 

Вопросы к Главе 5

 

1. В качестве экономической системы рассматривается предприятие, на эффективность функционирования которого оказывают влияние факторы внутренней и внешней среды:

· коррумпированность государственных чиновников;

· официальная заработная плата;

· сокрытие фактических доходов;

· несовершенство налоговой системы;

· дефицит государственного бюджета;

· покупательная способность населения;

· затратный подход к формированию цены на продукцию;

· цена продукции;

· процессы либерализации цен в рыночной экономике;

· себестоимость продукции предприятия;

· инвестиции в технологию.

Определите, какие факторы относятся к числу внешних, внутренних, постройте схему причинно-следственных связей между ними.

2. Основными финансовыми причинами наступления банкротства предприятия являются: несовершенство кредитной системы, инфляция, необоснованный налоговый пресс, взаимные неплатежи, нерациональная ценовая политика, высокозатратное производство, неэффективный менеджмент, отсутствие нормативной базы, реформирование экономики, низкая рентабельность производства, появление товаров-субститутов, сильная конкуренция и др. Определите, какие из причин являются объективными, какие – субъективными.

3. Пусть – состояние системы . Моменты характеризуют прошлые, настоящие и будущие моменты функционирования системы, причем принимают значения:

 

t1 t2 t3

 

Запишите формальные определения задач наблюдения, идентификации, прогнозирования состояния системы.

4. Что обеспечивает целостность таких экономических систем, как: домохозяйство, частная фирма, государственное предприятие, регион, конкретная страна?

5. Интерпретируйте формальное определение управляемости системой:

· антикризисного управления предприятием;

· стимулирования спроса на продукцию;

· увеличения инвестиций в развитие региона.

6. Предложите критерии оценки структурной устойчивости и устойчивости траектории поведения системы «Магазины продажи бытовой техники».

7. Выполните внутренний анализ проблемы поиска работы для конкретного субъекта.

8. Используйте концепцию нечетких множеств для определения своего общественного статуса.

9. Какая концепция научного исследования подтверждает интуитивное представление о том, что поведение сложных динамических систем в будущем не является предопределенным? Если Вы не знаете, как называется концепция, попробуйте определить, на чем основывается интуитивное представление.

10. Какова роль индуктивных и в дедуктивных методов в процессе идентификации экономической системы? Как комбинируются эти методы в процессе теоретического и экспериментального исследования? Поддается ли процесс идентификации системы формальной алгоритмизации?

Вопросы к Главе 6

1. Убедитесь, что Вы понимаете, что С. Бир вкладывает в понятие «псевдозадачи» и вспомните смысл понятий «предикат», «принцип», «эндогенная» и «экзогенная» переменные.

2. Выберите для выполнения этого задания знакомый объект:

· предприятие, выпускающее определенную продукцию;

· домашнее хозяйство;

· магазин самообслуживания или другой.

Используйте известные принципы разложения для демонстрации возможностей декомпозиционного подхода, комбинированной декомпозиции, различных способов использования принципов: дизъюнктивной и конъюнктивной.

3. Когда речь идет о декомпозиции координации задач, рассматриваются разновидности принципов стимулирования и лимитирования. Как организовать процесс координации, если осуществляется пообъектная декомпозиция?

4. Что предопределяет выбор принципа координации, и чем, в свою очередь, определяется метод декомпозиции? Поясните свой ответ на примере.

5. на какие элементы возлагается функция координации в иерархической системе?

6. Многоуровневые системы могут быть моно- или полицентрические. Как изменится в зависимости от вида многоуровневой системы система координации?

7. Существуют системы так называемой обратной иерархии, когда на нижнем уровне находится только одна частная задача (один элемент). При этом способ координации зависит от того, имеются ли в системе только вертикальные или также горизонтальные связи. В последнем случае имеет место центрально-децентральная координация. Обоснуйте необходимость координации в организованной таким образом экономической системе.

8. Проанализируйте методы декомпозиции по видам деятельности и по результатам деятельности. Какие параметры при этом и с помощью каких принципов координируются?

9. Пусть в наиболее общем виде задача оптимизации имеет вид:

 

(9.1)

 

и пусть в частном случае выполняется условие

 

(9.2)

 

Обозначим через цену, оказывающую влияние на -ю деятельность, а вектор цен – через .

Запишите простейшую задачу координации путем стимулирования деятельности.

10. Используя условия задачи 9 и обозначенную через функцию штрафа, зависящую от разности , запишите задачу координации путем наложения штрафа.

11. Используйте условие задачи 9, определяющее исходную задачу (9.2) и пусть – параметр координации, ограничивающий результат.

Как изменится постановка задачи координации?

12. На основе выполненных заданий 9-11 попробуйте выполнить постановку, сочетающую принципы стимулирования и лимитирования. Используйте введенные выше обозначения параметров координации.

Вопросы к Главе 7

1. Сформулируйте несколько актуальных проблем регионального уровня. Разработайте механизм сравнительной оценки актуальности проблем, используя идею нечетких множеств.

2. Рассмотрите следующие проблемы:

· рост числа уголовных преступлений в городе;

· недостаточный уровень собственного дохода;

· неблагоприятная экологическая среда в месте проживания;

· увеличение дефицита регионального бюджета;

· потеря конкурентного статуса предприятия,

– и сформулируйте цели организации системы для их решения.

3. Для экономического объекта «регион» существует проблема недостатка инвестиций в его развитие. Определите, в каких средах возникают актуальные воздействия, подлежащие учету при решении проблемы.

4. Запишите задачу выделения системы в терминах абстрактно-алгебраического подхода.

5. Постройте схему проведения системного анализа:

· сформулируйте проблему;

· определите систему, предназначенную для ее решения;

· определите характеристики входов, выходов, состояния системы;

· выделите перечень инвариантных характеристик и компонентов состояния, нуждающихся в улучшении;

· опишите образ желаемого (будущего) состояния;

· сформулируйте необходимые условия перехода системы в новое состояние.

6. Докажите, что дерево целей является топологическим образованием.

7. Исследуйте потенциал возможностного подхода, основанного на нечетких множествах, для решения задачи упорядочения и согласования системы целей.

8. Приведите по пять примеров таких социальных потребностей, которые:

а) ограничиваются уровнем насыщения;

б) определяются заданием целевых нормативов, полученных на основе метода «опережающих групп»;

в) отслеживаются индикативным методом.

9. Используя определения 7.2, 7.3, 7.4 и, соответственно, различные уровни описания системы, продемонстрируйте, как повышается уровень осведомленности о системе. В качестве объекта анализа выберите знакомую систему: семью, студенческую группу, малое частное предприятие любого характера деятельности и др.

10. После выполнения задания 9 выберите две задачи, например, одну из задач управления процессом функционирования и задачу осуществления продуктивной деятельности (технологическую задачу). Разберите ее покомпонентно, используя материал, изложенный в конце седьмой главы (выражения (7.13) – (7.16)). Обдумайте, какие существуют возможности оптимизации процессов системы.

Вопросы к Главе 8

1. Определите перечень факторов, влияющих на изменение спроса на рынке легковых автомобилей.

2. Рассмотрите задачу «Исследование размера рынка». Определите цели, методы проведения исследования, составьте перечень показателей, характеризующих размер рынка.

3. В процессе проведения количественных и качественных исследований рынка наблюдателями часто допускаются ошибки в результате возникновения так называемых «синдромов Дракулы и Франкенштейна». Какую Вы дали бы интерпретацию этим угрозам и какие бы предприняли меры, чтобы они не реализовывались?

4. В каких случаях эмпирическая функция спроса будет иметь форму параболы?

5. В книге «Стратегический маркетинг» Ж.Ж. Ламбен исследовал факторы чувствительности потребителей к цене товара и выделил следующие ключевые эффекты:

· эффект уникальной ценности;

· осведомленности об аналогах;

· трудности сравнения;

· суммарных затрат;

· конечной пользы;

· распределения затрат;

· безвозвратных инвестиций;

· связи цены и качества;

· эффект запаса.

Эти факторы применимы как к решениям приобрести товар определенной категории, так и выбору конкретной марки. Определите собственные предпочтения при выборе:

а) компьютера или музыкального центра;

б) автомобиля определенной марки.

Обоснуйте свой выбор.

6. Обратите внимание на телевизионную рекламу. Выберите одно или несколько определений, лучше всего характеризующих данную рекламу:

· занимательная;

· привлекающая внимание;

· вызывающая доверие;

· остроумная;

· непонятная;

· нудная;

· фальшивая;

· яркая;

· глупая;

· эффектная;

· содержательная;

· безнравственная;

· оригинальная;

· бессмысленная;

· легкая;

· изнурительная;

· полезная;

· раздражающая;

· умная;

· чуждая.

Сравните свои впечатления с мнениями товарищей. Оцените справедливость своих суждений.

7. Используя концепцию жизненного цикла, сравните жизненные циклы потребностей, технологий, продукта, конкретной марки. Покажите, что для различных продуктов (потребностей и т.д.) существует закономерность в соответствии циклов. Или опровергните существование таковой.

8. Существует ли зависимость между относительными ценами на товары и их эластичностями?

9. Каково практическое значение паутинообразной модели рынка? Лаги какого рода можно учитывать в процессе построения модели?

 

Вопросы к Главе 9

1. Можно ли привести пример экономической системы, которая не является производственной?

2. Определите необходимые условия возникновения, функционирования и развития производственной системы.

3. Назовите основные классы задач, решаемые производственной системой.

4. Какой инструмент исследование производственной системы в наибольшей степени соответствует системно-ориентированному подходу?

5. В чем состоит цель гомеостазиса производственной системы?

6. Какие уровни структурной организации можно выделить для производственно-экономической системы (ПЭС)?

7. Какие трансформации происходят во внутренней и внешней среде предприятий в текущем моменте экономического развития?

8. Назовите основные классы математических методов и моделей, нашедших применение в исследовании ПЭС.

9. В каких случаях допускается при моделировании производственных процессов использовать инструментарий:

a. Линейных производственных функций;

b. Степенных производственных функций;

c. Линейного программирования;

d. Теории очередей.

10. Определите возможности использования аппарата производственных функций для анализа ресурсного потенциала ПЭС.

Вопросы к Главе 10

1. Каково значение балансового метода в исследовании экономических процессов?

2. Определите экономический смысл коэффициентов прямых затрат. На каком основном допущении базируется модель МОБ?

3. Запишите величину промежуточных затрат -й отрасли при производстве набора продукции .

4. Для каких согласованных расчетов, каких величин может быть использована модель Леонтьева?

5. Каковы основные трудности в подготовке информации для построения матрицы МОБ? Какие при этом используются упрощающие предположения?

6. В каких единицах измеряются величины для построения модели МОБ?

7. Какими свойствами должна обладать матрица , чтобы существовало неотрицательное решение системы уравнений МОБ.

8. Как определяются полные материальные затраты? Можно ли утверждать, что они действительно учитывают все материальные затраты, в том числе и на восстановление основных фондов, и на воспроизводство рабочей силы? Не могут ли оказаться некоторые коэффициенты полных затрат бесконечно большими?

9. Для исследования каких процессов могут быть использованы технологические модели?

10. Какие существуют сложности на пути практического воплощения технологически обоснованных программ.

Вопросы к Главе 11

1. Вспомните, что такое траектория поведения системы, состояние системы, какие модели являются дискретными, непрерывными. Для описания траектории поведения необходимо установить начальное состояние системы и определить горизонт планирования, установить свойства технологической допустимости технологий. Подумайте, как можно задать описание множества всех технологически допустимых технологий.

2. Какими переменными описывается состояние экономической системы в модели Солоу? Насколько обосновано использование в модели производственной функции Кобба-Дугласа? Какое значение имеет свойство линейной однородности функции? Какому условию должна удовлетворять линейная однородная функция?

3. Какие основные посылки отражения в моделях динамики технического прогресса? Какой технический прогресс принято называть “нейтральным”? Поясните, почему существуют разные подходы к определению нейтрального технического прогресса.

4. Какие упрощающие предположения действуют при представлении модели динамического межотраслевого баланса? Почему эта модель является развитием классической модели Леонтьева?

5. Оцените достоинства и ограничения метода экономической динамики Дж. Форрестера. Какие в наше время существуют возможности автоматизации процесса моделирования с использованием метода системной динамики?

6. Охарактеризуйте класс эконометрических моделей. Чем отличается процесс эконометрического моделирования?

7. Оцените возможности имитационного моделирования: какие процессы и явления целесообразно исследовать с помощью имитационного подхода, каковы его преимущества и недостатки.

8. Если у Вас есть опыт использования в исследованиях балансовых, динамических моделей, метода системной динамики, эконометрического или имитационного подхода, объясните, чем Вы руководствовались при выборе соответствующего инструментария?

Вопросы к Главе 12

1. Объясните, какие тенденции развития можно выделить, анализируя значения , где – функция, характеризующая результаты деятельности ПЭС.

2. Предположим, что относительно существующей системы поставлена задача обеспечения её экономической безопасности. Как Вы полагаете, процедура синтеза должна затронуть обе подсистемы системы управления или какую-то одну? Сформулируйте условия обеспечения экономической безопасности.

3. Какие вы можете предложить способы определения коэффициентов относительной важности подпроблем?

4. Приведите примеры ситуаций, которые актуализируют постановку задачи синтеза.

5. В каком соответствии находятся процедуры анализа и синтеза, существуют ли принципиальные отличия в методических подходах.

6. В учебном пособии изложены подходы к определению обобщённых параметров оптимизации. Каким образом для решения этой проблемы может быть использована теория возможностей.

7. Подберите примеры задач, для определения оптимальных решений в которых целесообразно использовать описанные методы.

8. Опишите свой личный опыт решения проблем синтеза в любой области деятельности. Какие эвристические приёмы позволили Вам преодолеть сложности стоявшей перед вами задачи? Насколько они похожи на сложности, обнаруживаемые теорией синтеза? Как возрос Ваш личный опыт в результате выполненного задания?

 

Вопросы к Главе 13

1. Чем обусловлено использования в процессе синтеза методов координации?

2. Изучите рис.13.2. Как Вы полагаете, представленные на схеме инварианты систем S являются абсолютными при любых целях синтеза и в любых обстоятельствах или они могут оказаться в числе модифицируемых?

3. Изучив материал главы, выделите в процедуре синтеза те моменты, когда использовался декомпозиционный подход.

4. Оцените выбор в качестве критерия оптимальности задачи синтеза показателя минимума суммарных затрат. Обоснуйте возможности выбора других критериев, предложите использование некоторых иных показателей.

5. Объясните, почему, несмотря на невозможность получения аналитического решения задачи синтеза функциональной структуры

a. формализация ее представляет ценность,

b. функциональные системы, окружающие нас, зачастую работает эффективно.

6. Какие факторы принимаются во внимание при выборе вида организационной структуры?

7. Приведите примеры известных Вам корпоративных систем

8. Какие формальные и неформальные методы используются в процессе структурного синтеза?

 

Вопросы к Главе 14

 

1. Рассмотрите произвольное предприятие с точки зрения модели жизнеспособных систем, выделите Системы 1-5. Ответьте на следующие вопросы с точки зрения каждой из выделенных систем:

Системы 1:

· Какие товары или услуги вы предлагаете своим потребителям?

· Ясна ли вам цель вашего подразделения?

· Обладаете ли вы ресурсами для эффективного исполнения своих функций?

· Эффективно ли взаимодействует ваше подразделение с другими Системами 1?

· Обладает ли ваше подразделение достаточной автономией для того, чтобы адекватно реагировать на угрозы и возможности на вашем рынке? Известны ли вам границы вашей автономии?

· Как вы определяете колебания и проблемы, которые могут быть разрешены Системой 2?

· Как вы распознаете нечто, что могло бы повлиять на распределение ресурсов Системой 3?

· Что вам необходимо для управления изменениями вашей деятельности или объекта деятельности?

· Какие риски и неопределенности вам приходится преодолевать при движении в новом направлении?

· Как повлияет на ваше подразделение введение новой Системы 1?

 

Система 2:

· Достаточно ли эффективно работают процедуры для координации Систем 1?

· Как вы определяете, что возникла проблема? Как скоро вы это определяете?

· Насколько хорошо протоколы и процедуры в Системе 2 адаптированы к изменениям?

· Кто ваши внутренние потребители? Какие из их потребностей наиболее насущны?

· Перегружена ли Система 2 информацией? Может быть она недостаточно загружена?

· Можете ли вы сказать, когда видение проблемы требует проведения повторного анализа процедуры или нового решения, вовлекающего Системы 1 или Систему 3?

· Какие типичные проблемы и колебания вы наблюдаете?

· Понимают ли другие функции Систем 2 предположения, критерии и роли друг друга?

· Какие ответы требуются Системе 2 для того, чтобы удовлетворять потребностям функций Систем 1 и Системы 3?

· Что требуется Системе 2 для обеспечения дополнительного подразделения?

 

Система 3:

· Кто ваши внутренние потребители, и каковы их потребности?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...