Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Художественная культура и ее развитие в 19 веке




Нет единой доминанты – децентрализованный тип худ.культуры.

19 век ставит проблему конфликта идеала и действительности (царство разума, обещанное просветителями не состоялось, осознается эксплуататорская страшная сущность капитализма), в худ.культуре появляются течения, стремящиеся не только отразить существующий мир культуры, но и создать нечто идеальное, недостижимое.

Романтизм – последняя попытка объединить единой идеей худ.культуру. (это уже не просто стиль, а цельное идейное движение) общекультурное движение, охватывающее самые разнообразные явления – от философии до моды. (прежде всего охватило все виды искусства и науку). Главное – конфликт с действительностью, отвергавшейся с позиций идеала, романтизм утверждает извечную неустроенность человеческого бытия и считает, что в самой природе человека и человечества заложены неразрешимые противоречия.

-Индивидуализм и одиночество – качество романтической личности (герой здесь мог быть загадочным титаном, инфантильным, мечтательным чудаком, но всегда трагически одинокий индивидуалист). Личность – целая вселенная, у которой есть и своя ночная сторона (имеющая свои тайны и свою притягательность). Герой романтизма – неповторимая личность.

-Отвергают идеалы античности и классицизма, ориентируются преимущественно на культуру средневековья. Идейный предшественник так же сентиметализм – повышенное внимание к чувствам. Сфера романтизма – таинственная почва «души и сердца». Действительность – нечто таинственное, загадочное.

-Уход от действительности (в природу; в культуру других регионов – напр., восточные темы; в другое время[63]; в собственный внутренний мир[64])

-Интерес повышенный к демократическим народным явлениям в культуре (в эпоху Ренессанса, средневековья); наследуют от Средневековья не мрачную фантастику образов, а сказку, интерес к поверьям и легендам, интерес к гротеску и игре, карнавалу. Поставили проблему национальной специфики искусства (против космополитизма – напр., против Мадам де Сталь)

-Искусство романтики рассматривали как сферу раскрепощения многообразных способностей личности (и наука всегда в романтизме тесно связана с искусством и эстетикой – искусство должно стать наукой, им наука искусством.). Искусство своей красотой облагораживает человека, делает его счастливее и нравственнее.

-появляется пессимистическая компонента искусства (англ. сплин иль русская хандра) – мировая скорбь (об обездоленных жизнью, черпающих в своем несчастье вдохновение)

-Появление исторической компоненты в мышлении (напр., исторические романы Вальтера Скотта).

-По мнению романтиков высший синтез в искусстве и отражение идей романтизма – роман (соединяет философию и поэзию)

–Трепетное отношение к действительности – для романтиков характерны реалистические тенденции. Смелость романтических экспериментов в области формы делает их идейными предшественниками авангарда.

Главным центром романтического движения стала Германия. Главные авторитеты – братью Шлегели (философы, литераторы), Новалис, Шлейермахер; впоследствии в лит-ре – Гельдерлин, Тик, Гофман; Рунге, Фридрих – живопись; музыка – Вебер, Шуман, Вагнер. Серьезный и мистический – теория и эстетика романтизма

Англия – поэты Вордсворт, Колдридж, Байрон – Сертиментальный и чувственый. поэзия и пейзажная живлопись

Франция – писатели Шатобриан, Гюго; художники – Жерико, Делакруа. Порывистый и свободолюбивый – более всего проявился в романистике, жанровой живописи.

Россия – поэты Жуковский, Лермонтов

Своими корнями с романтизмом и предшествующими реалистическими тенденциями в искусстве связан критический реализм (Диккенс,Голсуорси, Теккерей, Стендаль, Бальзак, Мопассан, Оноре Домье, Курбе, Верди) – социально-критическая форма, влиятельное течение. Стремится к отображению типических характеров в типических обстоятельствах, исходит из самой действительности, хотя и подвергает ее критике, в ней же пытается обнаружить тенденции приближения к идеалу. Близка тема народности, историческое чувство. В 80-е годы на базе реализма возникает натурализм (Гонкур, Доде, Золя) – лишен поэзии человеческих ценностей, идеализма. Человеческую сущность свел к биологическим мотивам (связь с эволюционно й теорией Дарвина). Грубая реальность. Абсолют – роль подсозрательного

КУЛЬТУРА ХХ ВЕКА

Проблемы культуры ХХ века (основные тенденции развития):

-преемственность и традиции в становлении культуры ХХ века

Традиции – гуманизм (современный гуманизм – универсальный, он адресуется каждому человеку, провозглашает право каждого на жизнь, благосостояние, свободу. Это – демократический гуманизм.

-национальное и общечеловеческое в культуре ХХ века,

История Хх ыека знает 2 попытки создания монокультур (идея абсолютизации классовых ценностей и идея мировой пролетарской революции – сталинизм, и утверждение господства одной нац.культуры и одного гос-ва – фашизм.)

Проблема общечеловеческой культуры. (нет классовой и рассовой ненависти) Проблема взаимного усвоения ценностей. (становления единых оснований общеячеловеческой культуры – образование, традиционные ценности, общность соц-эк.развития, формирование культурнызх стереотипов). Общность жизни людей – смешанные браки, стрессовые ситуации, миграции в города, общечеловеческой мирвоззрение – крах антропоцентризма, необходимость задуматься над экологией.

- противостояние Востока и Запада,

- -человек и природа.

Техногенное отношение к природе как к средству удовлетворения не духовных, а сугубо технических потребностей – одна из ведущих тенденций развития культуры ХХХ века.

Мировоззрение космизма (Вернадский – Научная мысль как планетное явление -, Тейяр де Шарден, космическая биоэтика Швейцера, Лосский, Чижевский) –идея активно эволюции системы человек-природа (коэволюции) (сознание и разум становятся ведущей силой мирового развития, человек берет на себя ответственность за космическую эволюцию – он должен проникнуться духом космической этики). Земля – часть эволюционных процессов Вселенной (гуманистических и в целом оптимистических) – гуманистический оптимизм основан на законах развития культуры и самой природы.

Деятельность человека не есть некое отклонение в эволюционном развитии. Биосфера по законам эволюции неизбежно перейдет в ноосферу (человек и его разум не просто конечный этап эволюции, но одновременно и начало нового движения создающего сферу разума, которая и будет являться определяющей силой эволюционного развития в будущем)

Появление ноосферы связано с –экспансией разума и сознания в эволюционный процесс, -важнейшее условие формирования ноосферы – объединение человечества (возникновение общечеловеческой культуры), -наука становится мощной геологической и космической силой

-сциентизм и антисциентизм в культуре ХХ века,

Наука стала мировой, объединив усилия ученых всех стран.

Развитие интернационализации научных связей. Расширение сферы применения науки.

Установка на научно-рациональное познание мира.

Процессы интеграции наук.

Вместе с тем, неудовлетворенность научными результатами – лженаука, псевдонаука, околонаука (попытки научными методами решать ненаучные проблемы или, наоборот, ненаучными методами – научные проблемы)

Сложности и противоречия развития науки порождают 2 полюса рассмотрения роли и значения научного знания: сциентизм и антисциентизм. Сциентизм – абсолютизация стиля им общих методов точных наук, объявление науки высшей культурной ценностью (часто сопровождается отрицанием социальной и мировоззренческой проблематики как не имеющей познавательного значения)

Антисциентизм – о принципиальной ограниченности науки в решении конкретных человеческих проблем, в своих крайних проявлениях оценивает науку как враждебную человеку силу, отказывая ей в положительном влиянии на культуру.

Со 2-й пол. ХХ века – период постклассической науки – возникновене «Большой науки», теории современного истолкования мира. Затем – помстнекласическаф наука (новые проблемы, интеграция для их решения 0- общемировые программы – напр., «геном челоовека» или экологивыеский мониторинг)

-техника и человек

Главными целями общественного развития стали развитие техники и технологий, сверхорганизованность общественных условий.

Кризис техногенной цивилизации в ХХ веке: это гигантская мегамашина Мэмфорда (человек с присущей ему индивидуальностью стирается – становится лишь деталью соц.машины) Человек становится одним из видов сырья, подлежащего переработке. Опережающее «взросление» чекоорвечества развитие техники порождает абсурдную ситуацию (Эллюль)_ - массовое кол-во техн. изобретений опережает интеллектуальный и нравственный уровень массового сознания («фул пруф» – защита от дурака – необходимость вкдючения ограничителей). «забитость» коммуникационных систем банальностями, бессодержательной инфырмацией. Техника в потоке жизнип – аварии, катастрофы и пр.

Новая техника – новые технорлогии. (принципиально новый уровень – биотехнологии, электроника, информантика…) Информационно-компьютерная революция (по всей видимости повлечет за собой и соц. изменения, полит.,культурные). Век информации и развитие культуры: расширение кругозора и системы обрпазования, процессы массификации и демассификации культуры. Виртуальная реальность – псевдосреда и ее воздействие на человеческую психику.

-культура и глобальные проблемы цивилизации в ХХ веке,

Глобальные проблемы – влияние на жизнь будущих поколений, решение этих проблем возможно только силами всего человеческого сообщества.

Объединяет все эти сложные социально-культурные кризисные явления современного человечества понятие глобальных проблем современности, которые в полной мере касаются общечеловеческого культурного кризиса ХХ века. Понятие «глобальные проблемы человечества» включает в себя:

- во-первых, преодоление экологического кризиса и, как следствие, требование «перестройки» потребительского отношения человечества к природе.

- Во-вторых, предотвращение войны с применением оружия массового поражения, что заставляет задуматься о ценности человеческой жизни и существовании культуры вообще.

- В третьих, преодоление неравномерности развития стран и культур, что, в конечном итоге влечет за собой противостояние, усиление проблем «Восток – Запад», «Север – Юг» и т.д. и препятствует созданию единой мировой культуры, построенной на общечеловеческих ценностях, на уважении личности.

- наконец, в четвертых, к глобальным проблемам человечества относят и предотвращение отрицательных последствий научно-технической революции, что напрямую связано с проблемами культуры, поскольку угрожает превращению мира в бездуховную техногенную цивилизацию, где человек – лишь «винтик» огромной цивилизационной машины.

Глобальные проблемы современности становятся реальными проблемами культуры, каждой личности в отдельности. Отчуждение человека современным миром и утрата им опоры и веры в счастье, дисгармония и антигуманность отношений современного общества, несвобода и нестабильность положения приводят к дискомфорту, стрессам психическим заболеваниям а, в конечном итоге, могут завершиться и гибелью культуры и ее носителя – человечества.

Экология – все возрастающее значение проблем экологии, в силу прямой угрозы жизни и деятельности человечества.

Появление социальной экологии – наука о взаимоотношении общества и окружающей среды. Наука о законах согласованного коэволюционного взаимодействия общества и природы (ориентирована на поиск принципов и правил, которые могут открыть путь к гармонизации отношений человека и природы - формирование диалогичного отношения к природе, социально-культурное-экологическое равновесие, закон неизбежности перехода биосферы в ноосферу).

-стирание индивидуальности и «массовость» культуры ХХ века,

Проблема китча – искусство кухни (тиражирование пошлости и усредненного вкуса)

-

-проблема кризиса западной культуры

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...