Художественнеая культура ХХ века как проявление проблем и противоречий культуры.
Модернизм –французское явление общее название разнородных форм в искусстве, применяЕтся к абс. Несхожим явлениям. Общее – попытки нового видения мира, создание новых форм проиимвопоставленых гармоничным формам классического искусства, акцент на субъективности модернистского понимания. Идейные предшественники – философия Гуссерля, Хайдеггера, экзистенциализм, интуитивизм. В искусстве – романтизм, декаданс. Философия экзистенциализма – личность центр мипа, важны только больи переживания кажджой отдельной личности, гибель мира не стоит слезы одного ребенка. Один из предшественников – стиль модерн – ориентация на доренессансное средневековое исекксство (особенно архитектура, графика, прикладное искусство). Стремление восстановить целостность человек-природа. Расвтительные мотивы в орнаментике. Цветовая гамма =- ощущекние зрителя пребывания водном царстве. Птичьи, звериные, лесные символы. Родство с поэзией символизма Экспрессионизм – нем. явление Попытка посичь сущность –начало – движение против академизма (группы Мост и Синий всадник0. Технический порлгресс воспринял как бич, опасность. Тяга к упрощению формы и интенсивным цветам (Шагал, Кокошка, Мунк; Лит-ра – Кафка, Рильке, музыка – Стравинский, барток) Отклонялись от реальности, недоверие реальности. Толпа как герой худ. Призведения. Кафка – поэт хаоса, мира абсурда. Кубизм – (Пикассо, Жюль Брак,Хуан Бриз – художники; Аполлинер, Сальмон – поэты). Разложение сущности Провозглашают начало нового искусвства (ощкущение предчувствия катастровы, ужас перед «мегамашиной»), некая насмешка над официальным благообразием кулбьтуры. Ценности: худоджник мстит миру, художник реформирует руины. Лиризм – это то, что вызывает тошноту. Картина совершенно независима от природы. Не надо пытаться подражать вещам (между художником и миром вещей есть пропасть и перейти ее нельзя). Таким образом, не изображать декораций, а выразить свое отношение. Художник должен создавать новые миры. Идеи перерастают в конструктивизм ( идеи техницизма. Промышленное творчество как высшие ценности культуры). Объявил себя организационно-рационалистическим течением в литературе (терминология и язык должны соответствовать идее произведения – применение жаргонов)[65] Идеи машингой эстетики.
Футуризм – итальянское явление ( Маринетти – манифест, Боччони, Глез, Северини). Политизирован. Новое исккусство – обязательно должно быть скандально. Принцип молодости. Плевать на алтарь искусства. Расчистить Италию от музейного хлама – все эхто превращает ее в клдадбище. Глаывное – искусство мюзик-холла. Принцип смеха. Интересен не челорвек, а машина 0- техника центр.предмет описания. Искусство должно быть деиделогизировано, деиндивидуализировано Сюрреализм – интуиция и чувственое постижение мира (поэты Андрек Бректон и Филипп Супо)Все относительно, простраенство и время теряют границы, все исккажается, смещается. Хаос мира и хаос художественного мышления Бретон (Револьвер с седыми волосами) Бабочка философская Присела на розовой звезде И так возникло окно в ад. Мужчина в маске все стоит перед женщиной Обнаженной. Поль Элюар «объяснение в любви» Ты единственная и я слышку траву твоего меха. Ты – это вершина, что влечет тебя. И с высоты угроз смертельных На спутанных глобусах дождя долин Под тяжелым светом, под небом земли Ты порождаешь падение. Птице ужек недостаточноьприбежище Ни лень, ни усталость. Память о лесах и хрупких ручьях Утром капризов, Утром видимых ласк. Ранним утром отсутствия падения.
Лодки глаз твоих блуждают В кражевах исчезновений. Пропасть раскрыта для других. Тени, что ты создаешь права на ночь не имеют. Свободные ассоциации, сверхреальность. Бесконтрольность творческого процесса. Антибанальность любой ценой. Принципиальная антиисторичность. ТЕХНИКА ДЕКОЛЛАЖА. В живописи – Шагал, Дали. Близок абстракционизм. Абстракционизм – отрешенность от форм реальной жизни. Воплощение субъективных цветовых впечатлений. (Кандинский, Прллак, Манисирер, Малевич) Дадаизм – на дзадаизме «ломается» модернизм (Тристан Зара) – главная роль – хаос. Основополагающий прирнцип искусства. Дада – нечсто совершенно бессмысленное. Преодоление диктата логикиидея экспонирования предметов (напр., сушка для бутылок – Дюшан). Любая попытка интерпретации рациональной хаоса порочна. Необходимость савободы от языка, реальности. Великое ничто. Неомодерн – «искусство делания вещей» – поп-арт, мэйд-арт, эл-арт. (искусство предмета в его банальном воплощении), сонористика в музыке (не звук, а тембр, поиски нового нетрадиционного звучания – помахивание. Похлопывание, протирание и т.п., скребли щетками по роялю), алеоторика в музыке – случайность миора и звуков (пьеса из 19 акусков, которые можно играть в любой последовательности), музыкальный пуантилизм (основа музыки – пауза), гиперреализм (банальность, фотографичность), хэппенинг (представление – загадочные и алогичнвые действия исполнителей, яркие костюмы). Саморазрушающееся искусство. Реализм в культуре ХХ века - психологический реализм (Фолкнер, Хемингуэй, Сент-Экзюпери, Антониони, Феллини, Рерих). Гуманизм. Человек де йствия (если не я, то ктоже), соц. и нравственные проблемы. Любовб и общение в культуре – средство преодоление одиночества и абсурда бытия. Идея преодоления разобщенгности людей. [66] - Интеллектуальный реализм (философское гсмысление юытия0 – притчи, эссе (Т, Манн, Б.Шоу, Брехт, К. Чапек)Изображать мир таким, как его мыслим. – «Убить дракона» (по пьесе Шварца Дракон) - социалистический реализм (класс-мессия – пролетариат). Искусство воздействует на массы и мобилизовывает их действие в нужном паримм направлении. Исккуство должно быть подконтрольныи и направляемым в нужное русло.
Постмодерн РУССКАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ МИРОВОЙ Ч.1 – Культура Древней Руси Выделяют следующие периоды в истории культуры России: Древняя Русь (9 – 13 веа), Московское царство (14 – 17 века), Имперскаяч Россия (18 – 19), Советский период, постсоветский период. В целом: · освоение онромного географического пространства · Осуществление взпаимодействия разл. Этнических групп и народностей · Спкцифика правослпаия как собой ветви христианства · Длительная изхоляция от западно-европейских цивилизационных процессов · Подчинение интересов личности интересам гос-ва.
Культура древних славян: язычсеское и христианское начала.
Русская культурка начала выделяться в особый тип в рамках христианскойц цивилизации в 9 – 11 веках. В ходе «христианизации» и образования государства у восточных славян. Древнерусская народность сформировалась на основе славянских племегн с «участием» балтского, финно-угорского элементов, а так же германское, тюркское, северокавказское начала. Культура Древней Руси (Киевская и пр… Русь)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|