Культура Московского царства (14 – 17 века)
⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20 Становление русского культурного архетипа (жизнь не настоящимс, а прошлым и будущим, слмневаться и учить – две склонности, борьба за вселенскость, пассивность и тепеливость, консерватизм и гармония, лень и неделание, устойчивые понятия – навалиться всем миром и аврал, интуитивизм а не рационализм, прислушиваться к голосу сердца, а не рассудка) Велдимкоросс всегда ходит окольными путями, он и мыслит так, как зходит – он часто думаети надвое, а это признается за двоедушие.(Ключевский). Понятпе совесть. . Формирование московской субкультуры Московская Русь – святая Русь. Москва – третий Рим. Строгое разделение Московское княжество им Великое княжество Литовской (города присоединившиеся или тяготевшие к последнему – более западный путь развития) С 1574г. – венчание на царство Ивана 4 Русь стала называться Россией. (еще в 1480 ликвидирована зависимость от Орды). Иван Грозный – неограниченная власть, учреждение опричнины, не прнял европейский тип светского гос-ва. С 1613г. правит диначстия Романовых (более 3200 лет) – перестройка сознания и обмирвщление жизни. Еще начинается с Борриса Годунова (поощряется интерес к успехам западной цивилизации) Восточно-бюрократический уентрализм. Нацеленность на самоизоляцию. В православии – идеи порвиновения и поркаяния. Презрительное отношение к производщствененой деятельности. Традиционализм мышления. (Сила традиционного общества – не в личности, а в толпе; трад стиль мышления – главноне не спорить, находить способы примирения с существующим положением вещей) Догматизм, Авторитаризм. Расцвет юродства (с 15 века) – один из способов обличения, спора с властью и свободолюбия. Русское национальное явление (Иностранные путешественники с немалым удивлением писали о многочисленных русских юродживых)Несколько десятков юродивых канонизимровано русской церковью. [67] Юродство как «пребывание в подвиге».
Наука и историография – начиналось с летописефй и хронографов, затем – книгопаечатание (16 в. – 1564г. Н. Федоров) и перв.исторические сочинения. Частный, церковные, гос школыв. Славяно-грееко-латинская академия[68] – дл подготовки высшего руководства церкви и чиновников гос.службы). Первые аптеки и больницы Много переводной литературы Инженерия – сложные крепостные сооружения, пособия по математике и геометрии, вышки-копры для бурения скважин при добыче соли, гидротехгрические сооружегия (напр., системав каналоа Соловецкого монастыря)Развитие картографии. Архитектура -2 основных района (асков, Новгород), Москва, Тверь, Владимир. Млоскват – ансамбль московского кремля – Успенский, Благовещенский, Архангельский соборпы и грановитая палата. (итал. Мастера, Аристотель Ыиорованти) – 15в., затем 16в. – Китай город, 9-ти км.Белый город (совр.бульварное кольцо) Земляноой город (Садовое кольцо). Новое – шатровые храмы (напр. Василия Блаженного – нет внутренних столбов Деревянное храмовое зодчество 17 век – нарышкинское барокко (по заказам братьев Нарышкиных) – сочетание беклого и красного цветов в убранстве зданий, четкая этажность построек. Более тесное соприкосновение с культурой Зап. Европы, белорпуссекой и украинской земли. (напр., церковь Покрова Богородицы в Филях – усадебный храм Л.К. Нарышкина. Иконопись – Феофан Грек [69], Андрей рублев [70], Дионисий, Симеон Ушаков. Театр – первый придворный театр 1672г., 1675 – первая бпалетная постановка. На рубеже 17 – 18 веков обнаружилось невозможность давльнейшего развития России в коньтексте мировой цивилизации как самостоятельного субънекта международных отношений в рамках маргинального типа российсекой культуры.
Церковная реформа – конец17в. (патриарх Никон) – устранерие различий в церковной практике между греч. и рус церквями. Цельт – восстановить связи с единым православным миром. Введение едингообразия в церковнойц службе по всей стране. Раскол – 1660г. (обмсуждалдся на соборе)
[1] В скобках указаны аккадские имена тех же божеств [2] разделяли свободных людей (авилум) и рабов (средняя семья имела от 2 до 5 рабов, раб может жениться на свободной, тогда его потомство – свободно). [3] Традиция связывает их название с царствовавшей в 9 веке до н.э. царицей Семирамидой, но созданы они в 6-м веке до н.э. при Навуходоносоре - II [4] «Младшая Авеста» предсказывала гибель мира и страшный суд через 3 тыс. лет.
[5] Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып.1.т М., 1985, с.19 [6] Древние цивилизации (под общей редакцией Г.М. Бонгард-Левина). М., 1989, с.37. [7] См. Искусство Древнего Египта / М.Э.Матье. М., 1970, с.9 [8] “Земная жизнь коротка. Дома, в которых мы живем – это гостиницы. Подлинное жилище человека – это гробница, дом вечности, где он будет обитать миллионы лет. Если хочешь быть бессмертным, позаботься о своей гробнице”. [9] История искусства зарубежных стран (Первобытное общество, Древний Восток, Античность). М., 1980, с.42 [10] нарушение конфуцианских заповедей наказывалось вплоть до смертной казни [11] напр., в средневековом Китае сын не вправе свидетельствовать против отца. [12] Б. В своем учении никогда не отвергал богов других религий и не запрещал им молиться. Он просто пояснял, что это дает лишь временное облегчение, но не приближает человека к конечной цели. [13] Во время правления Ашоки было возведено около 80 тыс.ступ [14] исследрвания Шлимана (открытие Трои), позже – А.Эванса [15] сохранились древнейшие мифы, по-видимому, относящиеся к тому периоду – о лабиринте (дворец в Кноссе), минотавре – страшном чудовище, проживавшем в дворце, царе Миносе, иск. архитекторе Дедале и его сыне Икаре. [16] 80-е годы 19 ст. – книги немецкого археолога-любителя Шлимана – в датировке Шлиман ошибся, т.к. свидетельства раскопанной им материальной культуры относятся к гораздо более раннему времени – 2 тыс. до н.э. [17] Текст в виде особого эпического стиха гекзаметра основывался в устном вар-те и записан был примерно в 6 в. до н.э.. Затем уже разделен на завершенные поэмы - песни (24)
[18] были и периоды тирании – напр., тирания Писистрата в Афинах [19] Платон сравнивает человека с узником, прикованным в пещере, видящим только тени реального миораё. Теория идеального гос-ва, где правят философы. [20] Великий систематизатор научного знания [21] [21] Завоевание Греции Римом сопровождалось и разграблением - перевоз многих произведений искусства в Рим, затем появляется спрос нам копии с греческих работ, что становится своего рода «модным». [22] При императоре Константине 7, Багрянородном [23] устремление ввысь – новая идея, словно стремление к Богу. [24] Диакон Андрей Кураев «Человек перед иконой», в кн. «Умозрение в красках», М., 1956г., с.44. [25] П. Флоренский «Иконостас»/ журнал «Наше наследие»,№1,1990г. [26] Евг. Трубецкой «Умозрение в красках» М., 1956, с.33 [27] П.Флоренский. «Обратная перспектива» в кн. «У водоразделов мысли» («Из истории отечественной философской мысли»), М., 1990. [28] Диакон Андрей Кураев «Человек перед иконой», в кн. «Умозрение в красках», М., 1956г., с.51.
[29] Соколов В.С. Средневековая философия. М., 1979, с.65 [30] См. Культурология. Ростов-на-Дону, 1995, с.209 [31] См. История искусства зарубежных стран (средние века). М., 19769, с.54. [32] См. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. Л.. 1972. [33] В Италии так же существовала проблема севера и юга, центром Ренессансной культуры обычно считают Флоренцию, тогда как, напр., ренессансные тенденции в Венеции (на севере) складываются несколько «запаздывая» по отношкнию к Флоренции и со своей спецификой. [34] Так, Флоренция славилась суконным производством. Конторы Барди, Перуцци обосновались во многих городах, торговавших с Флоренцией. [35] Особое внимание изучению произведений Платона, Цицерона, Сенеки. [36] Эту труднейшую задачу решает помощник метафизика (главного правителя) по делам любви. [37] Фактически оно соотносимо с евангельской заповедью: не делайте другим того, чего не хотели бы себе.
[38] Художник-геометр, рационализм, перспектива. Написать мадонну – анатомическое сходство, вплоть до изображения скелета, а затеи его «одевание». Портретное сходство – в ликах мадонн узнаваемы были жены, любовницы, даже куртизанки. [39] По выражению Микеланджело – Эта статуя очень похожа на порядочного человека. [40] В своем световоздушном колорите Пьеро делла Франческа пошел дальше флорентийцев – у них как раз эта сторона живописи, самая чувственная и чарующая, часто оставалась в пренебрежении. Они были слишком поглощены интеллектуальными задачами, решаемыми посредством рисунка, а цвет оставался локальным и довольно жестким – скорее раскраска, чем живопись. Даже Леонардо да Винчи отзывался о цвете свысока, как о проблеме второстепенной по сравнению с проблемой рельефности. «В них [в красках], - говорил он, - нет ничего удивительного, кроме красоты; эта же красота является заслугой не живописца, а того, кто породил цвета. И какая-нибудь вещь может одета безобразными красками и удивлять собой своих зрителей, так как она кажется рельефной».
[41] Считали себя самыми верными последователями великих классиков. [42] В Германии право продажи индульгенций – архиепископ Альбрехт Брандербургский (не успел расплатиться с торговым домом Фуггеров, ссудивших ему деньги на покупку в Риме 2-х богатейших архиепископств). Его посланник (агент) – монах Тецель. Рассуждал – множество мучеников и святых церкви имело столько заслуг перед богом, что образовался запас, который можно продавать простым людям в виде индульгенций. [43] Особенно в Германии [44] выделенное – основные идеи протестанства [45] принцип – кому принадлежит княжеская власть, тому принадлежит и религия. [46] Успех в делах, обогащение рассматривались в кальвинизме как свидетельства возможной избранности к спасению, а праздность, лень, склонность к удовольствиям – верные симптомы его печальной участи. Непроизводительное потребление, растрата капитала, праздное времяпровождение понималось кальвинизмом как большой грех [47] притворился хилым и больным, чтобы его выбрали на папство, а после выборов сразу отбросил кослыли и заговорил громовым голосом. [48] напр. Известные события Ворфоломеевской ночи во Франции – 24 авг.1572г., когда было вырезано более 2 тыс.протестантов [49] Судьба Ванини (один из последователей Дж. Бруно) – обвинен в атеизме и приговорен к сожжению. Предварительно должен был всенародно покаяться, стоя одетым в саван и с факелом в руке; затем его должны были влачить лошадью на плетенке, отрезать ему язык, «изрыгавший кощунства»; после этих надругательств надлежало задушить и сжечь на костре. Поскольку отказался покаяться (говоря, что нет ни бога, ни дьявола), то был живым сожжен на костре в 1619г.
[50] соревнование – надежнейшее средство учителя, к каждому ученику приставлялся соперник-шпион. Победители в искусстве вредить товарищу получали чин цензора и их имена записывались на золотую доску. [51] Положение гос-ва в мировом сообществе подобно положению индивида в обществе – право обусловлено силой. Действует здесь не высокая мораль, не воля бога, а трезвый эгоистический расчет – во взаимоотношениях народы и индивида должны полагаться на естественное чувство самосохранения. [52] Верил в философа на троне. Интерес к Петру1, переписка с Екатериной, отношения с Фридрихом2. [53] Проявляется уже в 30-40 г. 18 ст. Ричардсон, Голдсмит, Рейнольдс, Гейнсборо, Руссо, Дидро, Грез и др. Сентиментализм – впечатлительный человек, умиляющийся добродетели и ужасающийся злу.
[54] во многом связан с распространением академических выставок, их критическими обзорами. [55] Новые задачи воплощения гражданских идеалов, сюжеты и образы ищут в античности [56] Гвардини: негуманный человек и неестественная природа – о взглядах 19ст. [57] наступает эпоха массовой культуры – культуры без индивидуальности. [58] 80-е г. 19 ст. – раскопки Шлимана в Трое; начало изучения египетских пирамид; 1879г. – открытие пещеры Альтамира (начало изучения первобыт.культуры). [59] благодаря новой технике с ее скоростями, средствами связи. [60] Союз Коммунистов сформировался в Лондоне, издали Манифест (1848) Маркса, разъяснявший борьбу пролетариата с буржуазией. Образование Интернационала или международного общества рабочих. [61] распространению нового типа морали способствовали идеи кальвинизма и егшо сект – методистов, пиетистов и пр.
[62] Пример – слова Франклина, ставшие пословицами: Пустому мешку нелегко стоять прямо, Бережливость и труд – к богатству ведут, Время – деньги и т.д. [63] рыцарские романы Скотта, оперы Вагнера [64] сказки Гофмана, Гауфа [65] В лит-ре – ЛЦК (центр конструктивистов – Россия 20-егоды. Илья Эренбург). В кино – в ранних работах Чарли Чаплин. В арх-ре – Ле Корбюзье, Леонидов. [66] Фильм Крамера «Скованные одной цепью» – о негре и белом, бежавших из тюрьмы [67] Черты юродства и в русских царях Напр., Иван Грозный и его переодевания: в целом, писали, екогда он был в красном – пролдивал кровь, в черном – бедствие и горе преследовали всех, в белом – все веселились. [68] Руководили боатья Лихуды, окончившие Падуанский университет. [69] Визант. Мастер. Росписи – Новгород, Москва вместе с Рублевым. Сформировали тип высокого иконостаса – т.е. полностью отделявшего от алтарной части центральную. [70] Сюжет стандартный – угощение Авраама, когда в его дом пришли 3 юноши (олицетворерие свтой Троицы) и ему и его жене Сарре предсказали рожднение Исаака. Круг в композиции. Не пиршество, а ритуальная трапеза.Неспешная беседа. Центр – дух-сын (Христос), слева угадывается бог-оец, справа – свтой дух.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|