● понять и в системе применить положения системно-деятельностного подхода через предложенную технологию по формированию у учащихся универсальных учебных действий;
● осмысленно фиксировать содержание и качество деятельности всех субъектов образовательного процесса на каждом из этапов;
● сформировать целостную картину мира за счет реального использования «межпредметных связей»;
● соотносить каждый урок с заявленными в ФГОС НОО результатами (личностными, метапредметными, предметными);
● индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс.
• Учебно-познавательные мотивы (т. е. осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект»);
• Выбор средств и методов, планирование решения («как и в какой последовательности я должен решить задачу»);
• Рефлексивно-оценочные действия («всё и правильно ли я сделал, что ещё необходимо сделать, чтобы достигнуть цели»).
Этап урока
|
Образовательная задача этапа урока
|
Методы и приемы работы
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
Формы организации учебной деятельности
Ф-фронтальная,
И-индивидуальная, П-парная,
Г-групповая
|
Дидактические средства, интерактивное оборудование
|
Планируемые результаты
|
Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля
|
Предметные
| Метапредметные (П, Р, К)
| Личностные
|
1. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Организационный этап)
| Задача этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне («хочу», «надо», «могу»)
|
| Отразите деятельность учителя, направленную на мотивацию как стимулирование интереса.
Что сделаете для определения внутренней потребности для получения знания? Какие действия предпримите, какие вопросы зададите?
| Приветствуют учителя.
Отвечают на вопросы, определяют, что «хочу», что «надо», что «могу»
|
|
|
|
|
|
|
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
| Задача этапа: организация подготовки и мотивация учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
|
| Задавайте вопросы на выявление того, что уже знают, что могут, какие действия освоены для нового.
Мотивируете к пробному учебному действию.
Задавайте вопросы, побуждая учащихся осмыслить, что отсутствует в знании и умении для решения ситуативного задания.
| Отвечают на вопросы/ демонстрируют действия с опорой на уже известное.
Отвечают на вопросы/ демонстрируют действия (какие? ).
|
|
|
|
|
|
|
3. ОРГАНИЗАЦИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
| 3. 1. Целеполагание
| Задача этапа: выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности.
|
| Задавайте вопросы и с помощью подводящего диалога побуждайте выявить место и причины затруднения. Обучайте учащихся ставить и адресовать вопросы.
Побуждайте ставить цель новой деятельности, на следующем этапе.
На этом этапе вы активно готовите детей к восприятию нового.
| Отвечают на вопросы, ставят вопросы и адресуют вопросы.
Фиксируют во внешней речи или знаково, где возникло затруднение.
Учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, которая уточняется учителем.
|
|
|
|
|
|
|
3. 2. Открытие нового знания.
| Задача этапа: построение проекта выхода из затруднения (цель, способ, план, средство), т. е построение детьми нового способа действий и формирование способностей к его выполнению. Реализация построенного проекта)
|
| Вот теперь дети готовы к восприятию нового и вы начинаете вместе готовить проект выхода из затруднения. Ставите цель, обсуждаете тему урока, строите план достижения цели.
Вы руководите процессом с помощью подводящего/ побуждающего диалога.
Учитель организует освоение содержательных блоков темы. Для освоения учебного содержания предлагаются учебные задания на «знание», «понимание», «умение».
Подберите «свои» формы работы в соответствии с целями и условиями урока: для подвижной работы или спокойных занятий.
На этом этапе осваивается новое знание или действие с использованием тех наглядных материалов и средств, которые вы подготовили к уроку.
Задавайте вопросы на осмысление новых знаний.
Побуждайте к речевым высказываниям по поводу новых знаний.
| Дети готовятся к выполнению (планированию) деятельности, выполнению и представлению работы.
Дети вовлечены в освоение нового знания или действия.
Дети строят речевые высказывания, фиксируют новое знание или умение как преодоление возникшего ранее затруднения.
|
|
|
|
|
|
|
3. 3. Первичное закрепление
| Задача этапа: первичное закрепление нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
|
| Сейчас вы даёте детям задания нового типа для первичного закрепления в процессе совместного действия, продумайте как организовать работу в парах, группах или фронтально.
Используйте формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.
| Фронтально, в группах или в парах учащиеся решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух, учатся использовать приобретенные знания и умения в конкретной практической деятельности.
|
|
|
|
|
|
|
3. 4. Самостоятельная работ
а
| Задача этапа: самостоятельная работа с самопроверкой по эталону и самооценкой,
реализация нового способа действий; рефлексия достижения цели.
|
| Теперь организуете детей на индивидуальную работу, подберите задания, в котором тренируется использование нового материала.
Во время самостоятельной индивидуальной работы создавайте ситуацию успеха, мотивируйте на дальнейшую познавательную деятельность.
|
Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
|
|
|
|
|
|
|
3. 5. Повторение и включение в систему знаний
| Задача этапа: выявление границ применимости нового знания.
|
| Учащимся предлагаются задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученным материалом. Обсуждаете с детьми, как новые знания помогут в освоении дальнейших знаний и освоению будущих умений.
| Дети высказывают предположение, как новые знания помогут в освоении дальнейших знаний, какие умения могут быть освоены с их помощью в будущем.
|
|
|
|
|
|
|
4. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
| Задача этапа: рефлексия учебной деятельности на уроке, самооценка результатов деятельности.
|
| Фиксируете новое содержание, изученное на уроке, организуете рефлексию учебной деятельности на уроке (что узнали, что получилось, зачем мне это надо и т. д. ), побуждаете детей к самооценке результатов деятельности.
Определяете домашнее задание (по возможности с элементами выбора, творчества).
| Учащиеся соотносят полученный результат с поставленной целью и оценивают деятельность по освоению темы.
|
|
|
|
|
|
|