Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности, социального и психического развития учащихся
Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности, социального и психического развития учащихся ● Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся ● Устный опрос ● Письменный опрос ● Контрольная работа ● Проверка домашних работ учащихся ● Тестирование. МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В УЧЕБНИКАХ СИСТЕМЫ «ШКОЛА 2000-2100» Методы мотивации деятельности детей, формирования активной познавательной позиции • вопросы, суждения, ошибки персонажей; • задания, для выполнения которых недостаёт знаний; • заголовки-вопросы; • наблюдения за фактами, в том числе за ошибками, для объяснения которых нужны новые сведения, и др.
Методы решения учебной проблемы. ● Побуждающий диалог – постановка проблемной ситуации, основанной на противоречии между житейским и научным фактом и вызывающей удивление у детей (общее побуждение, подсказка, сообщение); ● Подводящий диалог (система посильных ученику вопросов и заданий, которые постепенно приводят ученика к осознанию темы урока) ● Постановка учебной задачи, основанной на противоречии между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя и вызывающей затруднения у детей.
Методы, используемые на уроках ИЗО Методы освоения нового – Беседа; – Диалог; – Объяснение; – Иллюстрация (пояснение словесного описания визуальным примером; иллюстрирование текста наглядными материалами: картинами, репродукциями, предметами ДПИ, плакатами, схемами, макетами и т. д. ); – Восприятие произведения искусства (вдумчивое и целенаправленное рассматривание картин, репродукций, фотографий, подлинных предметов искусства по определённому плану);
– Чтение стихов, прозы; прослушивание литературных произведений; – Прослушивание музыкальных произведений; – Демонстрация (наглядное предъявление обучающимся динамичных изображений (в отличие от метода иллюстраций, при использовании которого наглядность статична): сюжетов, событий и явлений в целом, в том числе действия систем и механизмов, а также отдельных предметов – с целью их изучения, детального рассмотрения и обсуждения. Используется преимущественно на уроках художественного труда и технологии, робототехники). – Наблюдение (специально организованное созерцание); – Обследование; – Анализ натуры. Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств – Творческое задание; – Сравнение; – Постановка проблемы или создание проблемной ситуации; – Дискуссия (организация обсуждения материала); – Обыгрывание незаконченного изображения; – Игра: перевод игровой деятельности на творческий уровень («играем – создаём»). Методы выработки учебных умений и накопления опыта продуктивной творческой деятельности – Упражнения-повторы репродуктивного характера (для освоения традиционных росписей и украшений); – Упражнения образного, творческого характера («паутинка», «волны», «дым», «колючий штрих», «мягкая линия» и др. ); – Показ способов, последовательности изображения (педагогический рисунок) или приёмов работы с различными материалами); – Образец (на ИЗО используется редко, только для выполнения упражнения-подражания, например, для освоения конкретных элементов декоративной росписи); – Упражнение (действия для формирования навыка, с использованием приема повтора; работа на черновиках; выполнение формообразующих движений кистью, карандашом; могут быть упражнения-подражания, упражнения образного характера);
– Дополнительный показ (если во время самостоятельной работы замечена общая ошибка или затруднение в изображении, украшении, постройке); – Совет, напоминание, пояснение; – Привлечение личного творческого опыта; – Словесное рисование; – Самостоятельная практическая работа. Методы рефлексии – Обсуждение детских работ, результатов коллективной деятельности; – Организация выставок.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ Формы контроля качества обучения – доступный внешнему восприятию образ осуществления проверки результатов, качества обучения. По количеству участников (обучающихся, участвующих в контроле) выделяют три формы контроля качества обучения: 1. Индивидуальная форма. Предполагает глубокую и всестороннюю проверку знаний, умений и навыков ученика, уровня его развития, прежде всего интеллектуального. Такая проверка дает значительный материал для объективного суждения и соответствующих выводов о каждом ученике, для организации индивидуального подхода к ним в процессе обучения. Недостаток индивидуальной формы контроля: неэкономичность с точки зрения времени. Одним из вариантов индивидуального контроля выступает самоконтроль – проверка учеником результатов собственной работы. Организуя самоконтроль, учитель советует учащимся при выполнении письменных заданий быть очень внимательными; проверять написанное, используя различные варианты проверки; в случае сомнений обращаться к учебникам и учителю. 2. Групповая форма. Предполагает проверку учебной работы целой группы. При такой проверке следует подойти к каждому учащемуся и выяснить, каков его вклад в общее дело. Разновидность группового контроля – взаимоконтроль. Он может быть использован при выполнении тренировочных письменных работ. При организации взаимоконтроля учащиеся после выполнения письменных заданий обмениваются тетрадями и проверяют ошибки. Если ошибки есть, то совместно обсуждают, в чем они состоят, как правильно и почему. В случае разногласий обращаются за справкой к учебнику, справочникам или за консультацией к учителю. 3. Фронтальная форма. Проверка проводится одновременно со всеми учащимися класса. Позволяет в короткий срок повторить (воспроизвести, актуализировать) материал, на который учитель будет опираться при изучении нового материал, на который учитель будет опираться при изучении нового материала на данном уроке. К такой форме контроля учитель также прибегает в конце урока, чтобы убедиться, что учащиеся правильно, усвоили новую тему.
Выбор форм контроля качества обучения зависит от образовательных задач, принципов организации процесса обучения, содержания образования, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, возможностей и подготовленности обучающихся, педагогического мастерства учителя и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|