Методический анализ (самоанализ) урока
МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (САМОАНАЛИЗ) УРОКА
Ф. И. О. (студента)__________________________________________________
Тема урока____________________________________________________________________
Класс________________
Охарактеризуйте особенности класса (если есть особенности, которые требуют учёта при проектировании, например, наличие в классе детей с особыми образовательными потребностями, необходимость учёта разноуровневой подготовки детей и т. д. ).
Цель урока____________________________________________________________________
Задачи урока:
Дидактические:
- _______________________________________;
- _______________________________________;
|
Развивающие:
- _______________________________________;
- _______________________________________;
|
Воспитательные:
- _______________________________________;
- _______________________________________.
|
1. Оценить успешность достижения цели фрагмента урока, обосноваться оценку.
2. Указать место и приемы, способствовавшие достижению планируемых результатов, оцените целесообразность их применения. Заполните таблицы 1-3.
Таблица 1
Планируемые предметные результаты
|
Планируемые результаты
| Методы и приемы, обеспечивающие достижение
| Оценка и обоснование эффективности методов и приемов
|
|
|
|
Таблица 2
Планируемые метапредметные результаты
( П -познавательные, Р -регулятивные, К -коммуникативные)
|
Планируемые результаты
| Методы и приемы, обеспечивающие достижение
| Оценка и обоснование эффективности методов и приемов
|
|
|
|
Таблица 3
Планируемые личностные результаты
|
Планируемые результаты
| Методы и приемы, обеспечивающие достижение
| Оценка и обоснование эффективности методов и приемов
|
|
|
|
3. Дать характеристику психологической атмосфере на уроке, общения учителя и обучающихся друг с другом.
4. Проанализируйте методы и приёмы коррекционно-развивающей деятельности для детей с особыми образовательными потребностями.
5. Какие педагогические технологии (или их элементы) вы применяли, с какой целью?
6. На основе п. 1-5 определить: что было бы целесообразно изменить в уроке?
7. Наметить перспективы профессионально-личностного саморазвития.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА ПО ИЗО (ПО ПРОГРАММЕ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ПОД РЕД. Б. М. НЕМЕНСКОГО)
Тема года:
Тема четверти:
Тема урока:
Цель: цель формулируется в терминах конечного результата, который предполагаете получить в результате проведения урока (организация деятельности обучающихся по созданию декоративной композиции…., выполнению макета….. или изображению …. чего-либо. Смотрите задание на урок)
Задачи ( пути достижения цели): определите их место постепенизначимости для освоения данной темы.
Дидактические: (формулируем, выбирая из столбца Характеристика деятельности учащихся из Тематического планирования конкретного урока программы «ИЗО»)
– понимать ….., видеть …., знать….;
− овладеть умениями ….;
− развивать ….., воспринимать….., эстетически оценивать….
Развивающие: (формулируем в терминах метапредметных результатов из Пояснительной записки программы «ИЗО» для этого конкретного урока)
− способствовать развитию………………;
− развивать……………………..;
Воспитательные: (формулируем в терминах Личностных результатов из Пояснительной записки программы под ред. Б. М. Неменского для этого конкретного урока)
– содействовать ……………..;
− воспитывать ………………………….
(Дидактические, развивающие и воспитательные задачи урока выходят соответственно на предметные, метапредметные и личностные результаты обучающихся)
Планируемые результаты:
Личностные результаты
| Метапредметные результаты
| Предметные результаты
|
-
-
-
-
| -
-
-
| -
-
-
-
|
(выбираем из раздела Пояснительная записка рабочей программы. Обратите внимание, что предметные результаты вам нужно также выбрать из данного раздела, соотнося с формулировкой дидактических задач):
Коррекционно-развивающую задачу сформулируйте в соответствие с особенностями класса, индивидуальными проблемами в развитии, задачами коррекционной деятельности.
Задание (из Тематическое планирование для конкретного урока, если предусмотрено несколько вариантов заданий, выберите один, и по нему выстраивайте все действия на урок):
Вид художественной деятельности: определите самостоятельно на основании анализа содержания урока.
Зрительный ряд: репродукции, фотографии, иллюстрации или подлинники например предметов декоративно-прикладного искусства и т. д. выбираем, опираясь на текст по теме в учебнике.
Литературный ряд: …….. (Обратите внимание, что учебный, пояснительный текст из учебника к литературному ряду не относится, только фрагменты различных литературных жанров)
Музыкальный ряд:
Оборудование для учителя (мультимедиа, компьютер, интерактивная доска и т. д., если предусмотрены). (Обратите внимание, что оборудование – это ТЕХНИЧЕСКИЕ средства)
Материалы для учащихся: (чем работают на уроке дети)
План урока:
1. Организационный этап. (Психологический настрой) – 1-2 мин.
2. Повторительно-обобщающая работа по предыдущим темам уроков (урока) -3мин.
3. Работа по осмыслению и освоению нового материала – 15мин.
3. 1. Художественное восприятие новой темы.
3. 2. Подготовка к реализации замысла.
3. 3. Реализация замысла. Самостоятельная практическая работа учащихся – 20мин.
4. Оценочно-рефлексивный этап Подведение итогов. Самооценка детьми собственной деятельности. Подведение итогов – 3-5мин.
Ход урока
Этап урока
| Деятельность учителя
В этом столбце на каждом из этапов подробно пишите действия и слова учителя
| Деятельность учащихся
В этом столбце на каждом из этапов подробно пишите действия и слова детей
| УУД
Пишите, какие УУД формируются на данном этапе
| Методы. Пишите, методы и приёмы активизации детей
| Средства, в том числе ИКТ
|
1. Организационный момент. Самоопределние к деятельности.
| Эмоциональный настрой на урок.
Приветствие детей.
| Приветствие учителя.
|
|
|
|
2. Актуализация знаний и мотивация.
Повторительно-обобщающая работа по предыдущим темам уроков (урока)
| Например, задаём вопросы:
- Чем занимались на прошлом уроке?
Или:
- Какова тема четверти?
- Какие темы уроков мы уже рассмотрели?
- Что делали на занятиях этой четверти?
| (Ответы детей писать напротив вопросов учителя)
- Мы изображали природу в разных состояниях!
- «О чем говорит искусство! »
И т. д.
|
|
|
|
3. Операционно-исполнительский этап.
3. 1 Выход на тему урока. Завязка в общей драматургии урока. Постановка проблемы.
«Открытие» детьми нового знания.
(ВЕСЬ ЭТОТ ОТРЕЗОК УРОКА ОТВЕЧАЕМ НА ВОПРС «ЧТО»? ЧТО БУДЕМ НОВОГО изображать, украшать, строить? КАК ЭТО ДЕЛАЮТ ХУДОЖНИКИ? )
Целеполагание. Постановка проблемы.
| Начинается работа по осмыслению новой темы.
(Обратите внимание, что тема урока не называется заранее, вы будете вместе с детьми на протяжении всего этапа постепенно подходить к её формулировке и назовёте её на этапе постановки цели..
Ставим проблему, совместно ищем методы решения проблемы (проблемной ситуации).
«Открытие» детьми нового знания происходит с опорой на опыт детей, больше спрашивайте, меньше читайте «лекций».
Для понимания того, что нужно обсудить с детьми, ОБЯЗАТЕЛЬНО читаем в таблице ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ содержание столбца Тематическое планирование. Это по сути, содержание этапа «Открытие» детьми нового знания.
Читаем в столбце Тематическое планирование АБЗАЦЫ. На каждый абзац (шаг в программе) нужно сделать в уроке свои учительские действия по освоению этого содержания.
Для построения текста и вопросов используйте текст учебника. Проверять вашу техкарту буду на умение пользоваться программой и учебником. НЕ ИНТЕРНЕТ С ГОТОВЫМИ УРОКАМИ, А УЧЕБНИК!!
Художественное восприятие предполагает использование зрительного ряда, рассматривание и сравнение картин, репродукций, иллюстраций и т. д. (см. Работа по восприятию произведений искусства младшими школьниками).
По ходу урока указывайте автора и название произведения, которое рассматриваете. Указывайте, какой стих или текст читаете, какую картину рассматриваете, кто автор и т. д.
Например:
Предлагаю рассмотреть картину В. Васнецова «Богатыри».
Описываете деятельность учителя и учащихся в форме диалога или беседы.
- ………………………..
- ……..
Вопросы учителя должны носить проблемный характер, чтобы у детей появилась возможность рассуждать, думать… используем вопросы, определённые методом восприятия произведений искусства! Используйте приёмы активного слушания («эхо», заинтересованный взгляд и т. д. ).
Избегайте вопросов, на которые достаточно односложных «да» и «нет».
Метод рассказа применяется в данной типологии урока крайне редко.
Вот теперь задаём вопрос: Можем ли мы сейчас сформулировать тему урока?
Дети формулируют, вы спрашиваете, а как мы будем выполнять задание, что нам для этого надо узнать или чему научиться практически?
|
Подробно описывайте ответы и деятельность детей, если этот столбец у вас практически пуст, значит вы весь урок работаете сами, а дети, получая всё в готовом виде, а значит, БЕЗДЕЙСТВУЮТ!
Рассматривают картину В. Васнецова «Богатыри».
Ответы детей пишите напротив вопросов учителя.
- ………….!
- ……………!
Дети формулируют, ПИШИТЕ
Предполагают, что им надо выяснить ещё, что научиться делать(КАК изображать, украшать, строить)?
|
|
– По ходу работы со зрительным рядом, выбирайте соответ
|
|
3. 2. Подготовка к реализации замысла. Выбор метода решения проблемной ситуации.
(ВЕСЬ ЭТОТ ОТРЕЗОК УРОКА ОТВЕЧАЕМ НА ВОПРС «КАК МЫ БУДЕМ ЭТО ДЕЛАТЬ»? КАК ДЕТИ БУДУТ изображать, украшать, строить? )
Показ последовательности выполнения работы.
Физкультминутка.
Формулировка задания
| Переходим к обсуждению замысла.
Обсуждаем варианты выполнения работы. Обсуждаем средства художественной выразительности.
Озвучиваем конкретное практическое задание.
Если нужно, проводим показ последовательности выполнения работы. Показ учителя носит рекомендательный характер, поясняющий технически возможные варианты выполнения работы, последовательность её выполнения. Если рисование линией, то используйте графические материалы. Если рисуют красками, то работа идёт сразу цветом, «от пятна».
Если показ учителя не предполагается (например, темы на развитие фантазии), то проводим словесное рисование.
Вспоминаем законы перспективы, композиции, декоративной композиции и т. д.
После физкультминутки, учитель ещё раз озвучивает конкретное задание, что будем выполнять на уроке.
Ещё раз ЧЁТКО И ВНЯТНО ЗВУЧИТ ЗАДАНИЕ! Если работа в группах или коллективная, поясняйте действия каждого, определяйте задачи выполнения пошагово!
Для индивидуального задания тоже можно ещё раз проговорить последовательность! Кратко!
|
И опять продумываете, что дети делают, говорят, показывают в это время.
Дети самым активным образом эти шаги-действия могут формулировать самостоятельно! А вы помогаете!
Открытый характер задания - «свобода в системе ограничения»: предполагает свободу выбора конкретного воплощения образа в рамках темы урока.
|
|
|
|
3. 3. Реализация замысла. Самостоятельная практическая работа учащихся
| Дети работают, учитель в случае необходимости помогает советом или делом, но не «мешает», тем более не требует соответствия «образцу».
| Самостоятельная практическая работа учащихся.
|
|
|
|
4. Оценочно-рефлексивный этап Подведение итогов. Самооценка детьми собственной деятельности.
| Вот сейчас и увидим, достигнута ли цель! Поэтому очень важно обсудить работы, увидеть какие выразительные средства помогли выразить замысел! Сравните различные по характеру работы и т. д. направляйте рассуждения детей, но не мешайте им выражать свои мысли самостоятельно!
| Подведение итогов по мере готовности детей. Обсуждение работ самими детьми, с точки зрения выразительности образа, выявление интересных решений, самостоятельных находок. Дети показывают свою работу, поясняют использованные средства выразительности.
|
|
|
|
РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА ИЗО.
Воспользуйтесь поиском по сайту: