Релятивизм и субъективизм. Термины и определения
Стр 1 из 10Следующая ⇒ Обычно противопоставляют понятия «релятивизм» и «объективизм». Но, строго говоря, релятивизм противоположен абсолютизму, а объективизм – субъективизму. Не всё, что относительно, субъективно, поскольку первое может быть зависимым от чего-то, отличного от субъекта. Например, понятия «выше», «ниже», «сходство» и «равенство» принципиально относительны, но ни в коем случае не субъективны. То же можно сказать о понятиях «отец» и «сын» – между собой относительных, но не субъективных[1]. Вообще относительность предполагает сопоставление с чем-нибудь другим в каком-то определённом смысле: полном или частичном, онтологическом или всего лишь гносеологическом. То, что относительно, зависит от чего-то другого и потому означает зависимость, обусловленность. Понятие, противоположное относительному, – абсолютное, то есть нечто самодостаточное, безусловное, независимое ни от каких условий и отношений. Строго говоря, только Бог является абсолютным в полном смысле слова, но можно понимать «абсолютное» в широком смысле, как нечто определяющее само себя, хотя и зависимое от некоторых условий. В моральном плане относительное есть то (например, поступок), что не имеет внутренней ценности; оно лишь средство для достижения чего-то другого, и поэтому желаемо ради другого; его ценность условна. Относительные нормы – те, что имеют не категорическую, а гипотетическую форму; к ним относятся, к примеру, технические (объективные как средства, но относительные в плане цели) и конвенциональные нормы. В общем смысле ценности и нормы относительны тогда, когда их действительность зависит не от их собственного содержания, но от внешних факторов. Нравственный релятивизм[2] – это философская теория, отрицающая существование внутренних ценностей, которые достойны быть желаемыми сами по себе, и, соответственно, сводящая все категорические нормы к гипотетическим. Противоположную позицию можно назвать нравственным абсолютизмом; он утверждает существование внутренних ценностей, а также категорических и универсальных норм.
Субъективность представляет собой вариант относительности: она есть то, что определяется по отношению к субъекту (его восприятию, волевому акту, чувству и т.д.) и противоположно объективному. Объективным будет то, чья действительность (ценность, истина и т.д.) не зависит от отношения к нему субъекта (его восприятия, желания и т.п.). Нравственный субъективизм, как теория философской этики, утверждает, что ценности и нормы действительны не сами по себе, но в зависимости от воспринимающего их субъекта (индивидуального или коллективного, от его воли и чувств). Поэтому в области нравственности субъективизм и релятивизм тесно сближаются. Но и здесь между ними существует определенное различие в части основы, на которую они опираются. В целом можно сказать, что релятивизм – это «внешний покров» субъективизма, поскольку видимые проявления нравственности отражаются по-разному в обществе и культуре различных эпох и народов. Субъективизм, в свою очередь, есть попытка объяснить причины появления разногласий в области нравственных норм и ценностей. С другой стороны, часто говорят о релятивизме, когда речь идёт именно о нормах, а о субъективизме – когда имеют в виду именно ценности. Поскольку такое отличие не ригидное, сторонники релятивизма и субъективизма чаще всего их не разделяют, относя эти позиции в равной степени и к ценностям, и к нормам. Поэтому считаем, что отличия релятивизма и субъективизма в том виде, как они нами представлены, достаточно ясны для установления рамок нашего исследования, а общепринятое противопоставление релятивизма (вместе с субъективизмом) и объективизма достаточно обосновано.
Нравственный объективизм, который мы намерены отстаивать, не отрицает существования относительных ценностей и норм и даже, в определённом смысле, предполагает их (в плане их иерархии, знания и реализации), но вместе с тем решительно отвергает гипотетичность и зависимость всех норм от социального и культурного контекстов, а также их субъективность, условность и инструментальность. Тем самым он опровергает утверждение, что эти специфически нравственные предметы как таковые (именно как ценности и категорические нормы) принадлежат области иррационального и для объяснения их необходимо свести к фактическим измерениям действительности. Говоря об объективизме, сразу следует уточнить (пока кратко и предварительно), как именно мы его понимаем, в надежде, что дальнейшее изложение подтвердит правильность нашего исходного представления. Следует отличать сущностное содержание ценности (например, щедрости, верности или честности) от конкретного способа её реализации. В первом случае объективность означает внутреннюю ценность, ценную по своему содержанию вне зависимости от внешних обстоятельств (в том числе от восприятия любого субъекта), а следовательно, саму по себе достойную быть желаемой[3]. Во втором случае, говоря о ценностях, присутствующих в реальных предметах, считаем их объективными, поскольку они истинные качества данного предмета. Наконец, если речь идет о нравственных нормах, объективность означает, что существуют категорические нормы, действительные сами по себе, а не по причине извлекаемой из них пользы, то есть их требования обязательны безусловно в силу своего содержания. Категорический характер обусловливает универсальность этих норм. Как уже было сказано, релятивистские и субъективистские теории появлялись на всём протяжении истории философии, но эти позиции сильно укрепились с возникновением позитивной науки, прежде всего вследствие широкого распространения мнения, что только в ее области можно обрести объективное и рациональное знание.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|