Избирательные процедуры в период якобинской диктатуры
Открывшееся 1 октября 1791 года Национальное Собрание просуществовало всего несколько месяцев. Та же судьба постигла и недавно созданную Конституцию. Уже летом 1792 года развитие революционного движения, происходившее под влиянием крайних левых течений, привело к пересмотру многих важных положений государственного права и, в частности, избирательного права. 26 июля демократические секции в Париже и других городах и частях Франции ликвидировали деление граждан на «активных» и «пассивных». 11 августа в условиях нового революционного подъема под давлением Коммуны Парижа издается декрет об отстранении от власти короля и роспуске Национального Собрания. В новых условиях гражданам предстояло впервые в истории Франции сформировать на основе «всеобщего избирательного права» новый высший орган представительной власти, получивший название Национальный Конвент. Сами выборы в него были проведены очень быстро: первый тур (первичные собрания избирателей) состоялся уже 26 августа, второй - то есть непосредственное избрание представителей - 2 сентября. Национальный Конвент приступил к работе 21 сентября 1792 года. Избирательный регламент Декрета «О созыве Национального конвента» от 11 августа, учитывая чрезвычайную ситуацию, не был существенно изменен и во многом опирался на нормы Конституции 1791 г. Но в них были внесены дополнения. Самое значительное касалось понятия «избиратель». Деление граждан на «активных» и «пассивных», как того неоднократно требовали якобинцы, было отменено. Декрет 11 августа 1791 г. устанавливал, что «для того, чтобы быть допущенным к выборам, достаточно быть французом, иметь от роду 21 год, иметь оседлость в данной местности в течение одного года, жить на доходы или трудовой заработок и не являться прислугой; что касается тех граждан, которые, удовлетворяя всем условиям активности, были обязаны принести гражданскую присягу, то они должны будут, для того, чтобы быть допущенными к выборам, доказывать факт принесения присяги» (Документы... С. 154).
Разумеется, такие выборы трудно назвать всеобщими, но следует заметить, что в 1792 году был сделан значительный шаг на пути их демократизации. Фактически упразднялся имущественный ценз для всех участников избирательного процесса. Это Уравнивало права (особенно в крупных городах) и буржуазии, и трудящихся, и лиц, профессионально занимающихся творчеством. Способствовало «всеобщности» выборов и снижение избирательного возраста на четыре года. Что касается кандидатов в Депутаты, то их возрастной ценз равнялся двадцати пяти годам. Для кандидатов отменялись «должностные ограничения», связанные со службой в органах исполнительной власти и ранее занимаемыми избирательными должностями. Количество выборщиков, депутатов, а также способ проведения двухступенчатых выборов, порядок голосования остались без изменения - такими, какими они были по нормам 1791 года В июне следующего года во Франции была обнародована новая конституция - республиканская Конституция 1793 года. Введение в действие этого основного закона было временно отложено, а затем и вовсе стало невозможным в условиях острого внутриполитического кризиса (вторая половина 1793 года - конец июля 1794 года). Однако рассмотрение норм избирательного права в этом юридическом документе представляет безусловный интерес. В Конституции 1793 года полностью отсутствует упоминание об имущественном цензе. Другое прежнее ограничение - ценз оседлости - сохранялся только для участников первичных собраний и упразднялся для кандидатов в представители, подтверждая тем самым новый, «республиканский», правовой статус гражданина-избирателя: «Первичные собрания образуются в составе граждан, имеющих местожительство в течение шести месяцев в данном кантоне» (статья 11); «Каждый француз, пользующийся правами гражданства, может быть избран на всем пространстве республики» (статья 28).
Что касается других новшеств в выборном законодательстве, то самое главное заключалось в установлении принципа прямого представительства при выборах депутатов высшего органа государственной власти революционной Франции - Национального Конвента. Прежняя двухступенчатая система сохранялась только для избрания судебных органов и органов местного самоуправления. Рассмотрим эти нововведения подробнее. Принцип формирования Национального Конвента По Конституции 1791 года Национальное Собрание Франции должно было формироваться в соответствии со сложной системой трех типов избирательных округов: административных, по численности населения, а также округов, определяемых количеством собираемых налогов. Конституция 1793 года кардинально изменяла ситуацию: все эти округа должны были быть ликвидированы. Устанавливался принцип простого представительства. В его основу легло количество населения: «На каждые сорок тысяч населения приходится один представитель», - говорится в двадцать второй статье Конституции. Регламент выборов Республиканская Конституция 1793 г. следующим образом излагала процедуру избрания народных представителей. Ее нормы определяли созыв первичных собраний, равных числу избирателей: «Каждое первичное собрание, объединяя население от 39 000 до 41 000 человек, выбирает непосредственно по одному представителю» (статья 23). 'При этом избрание предписывалось производить простым большинством. Совер- шенно не требовалось кворума участников первичных собраний: «.. .народ французский... приступает к выборам при наличии любого числа граждан, имеющих право голоса» (статья 33). Очень важным нововведением основного закона является описание своего рода «избирательной комиссии». В тринадцатой статье сказано: «Первичное собрание выбирает председателя, секретаря и счетчиков».
Также впервые устанавливалось, что голосование может быть тайным: «Выборы производятся подачей записок или открытым голосованием по желанию каж- Декрет о временном отрешении дого голосующего. Первичное короля от власти и созыве собрание ни в коем случае не Национального Конвента, может предписать единообраз- 11 августа 1792 года, ный способ голосования. Счетчики удостоверяют подачу голосов гражданином, который, не умея писать, предпочтет голосовать подачей записки» (статьи 16-18). Предусматривалось и создание некоего прообраза центральной избирательной комиссии, подводящей итоги голосования в масштабах страны: «Каждое собрание освобождает от содержимого избирательные ящики и отправляет комиссара для общего подсчета голосов в заранее назначенное центральное место» (статья 25). Немаловажное значение имело и установление единого дня для проведения национальных выборов - первое мая. В целом разделы Конституции 1793 года, посвященные выборам, стали наивысшей точкой развития избирательного права в революционной Франции. Несмотря на то, что эти правовые нормы не были реализованы на практике, значение Конституции 1793 г. не следует недооценивать. Требования расширения избирательных прав, установления прямых выборов депутатов высших представительных органов власти, снижения или упразднения всех видов избирательных цензов (главным образом имущественного) стали важной частью требований, выдвигаемых либеральными и революционными движениями XIX в. не только во Франции, но и во многих государствах Европы. Конституция 1793 г. впервые указала на возможность тайного голосования. Уже в конце XVIII в. все выборы во Франции проводились с использованием избирательных бюллетеней и записок. В других странах тайное голосование на парламентских выборах стало применяться лишь во второй половине XIX в. (например, в Англии - с 1872 года).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|