Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Избирательное законодательство после переворота 9 термидора




Нормам Конституции 1793 года, как уже отмечалось, не было суждено воплотиться на практике. Представители умеренного течения революции, пришедшие к власти в результате переворо­та 9 термидора (27 июля 1794 г.), положили конец якобинской диктатуре. Многие законы, принятые Конвентом, подверглись пересмотру, в частности, документы, определяющие структуру национальных органов власти, и порядок их избрания.

Наряду с решением прочих злободневных проблем была вы­работана новая, третья по счету, конституция революционной Франции. Ее текст был принят 22 августа 1795 года и вошел в историю под названием Конституции 5 фрюктидора III года (в соответствии с употреблявшимся в те годы революционным ка­лендарем).

По новому законодательству, избранию подлежали должност­ные лица местного самоуправления, судебных инстанций, а так­же депутаты нового государственного законодательного органа - Совета пятисот.

Право избирать и быть избранным, участвовать в формирова­нии органов представительной, исполнительной и судебной влас­ти - одно из завоеваний революции - сохранялось и в Конститу­ции III года. Но многие ее положения возвращают порядки, ус­тановленные в 1791 году, в частности, вновь вводилась система двухступенчатых выборов с использованием выборщиков.

Избиратели

Вторая глава Конституции III года имела характерное назва­ние - «Политические права граждан». Здесь, как и в предшест­вующих правовых актах, избирательное право неразрывно свя­зано с понятием гражданства. В данном случае повторялось став­шее традиционным положение о том, что только гражданин Франции может участвовать в избрании выборщиков, а также других «конституционных функциях» (статья 11). Поднималась возрастная планка «гражданского возраста», который вновь на­чинался с 25 лет.

Первичные собрания избирателей

Известные по Конституции 1791 г. собрания для формирова­ния корпуса выборщиков фигурируют в новом законодательст­ве под названием «съезды избирателей». Эти съезды проводи" лись в каждом кантоне Франции. В их работе могли принимать участие граждане, постоянно проживающие на территории кан­тона (минимальный срок - один год). На одном съезде могло находиться от 450 до 900 человек: «как присутствующих, так и

отсутствующих граждан, имеющих право голоса». Руководить съездом предписывалось старейшему по возрасту избирателю, а вести протокол - самому молодому. Председателю и секретарю помогали три счетчика.

Как и в предыдущих конституциях, устанавливался опреде­ленный день, когда съезды избирателей должны были приступать к работе. На этот раз ежегодно - первого жерминаля. Необходи­мость ежегодных выборов объясняется тем, что по новому зако­нодательству Совет Пятисот должен был ежегодно обновляться на одну четвертую своего состава.

Способ голосования на съездах был четко обозначен: «Все выборы проводятся при тайном голосовании» (статья 31).

Законодатели того времени, учитывая опыт предшествующих избирательных кампаний, включили в текст закона новые нормы. В частности, такие, в которых стремились предусмотреть ответст­венность за нарушение выборных правил, и в особенности - в случае подкупа голосов избирателей. Об этом свидетельствует 32 статья Конституции III года: «Каждый гражданин, изобличен­ный в установленном законом порядке в продаже или подкупе избирательного голоса, исключается из состава съезда изби­рателей для избрания выборщиков и лишается всех публич­ных функций сроком на 10 лет; в случае повторения этого он лишается этих прав навсегда» (Документы... С.319).

Итогом съездов должно было стать избрание выборщиков из расчета один человек от двухсот граждан.

Выборщики

Выборщиком мог стать гражданин Франции, достигший 25 летнего возраста. Требования, касающиеся имущественного цен­за, были схожими с нормами Конституции 1791 года. Выборщик должен был быть собственником или арендатором жилых пост­роек или сельскохозяйственного имущества. По сравнению с 1791 годом размер ценза несколько увеличился.

Собрания выборщиков проводились через двадцать дней по­сле съездов избирателей (20 жерминаля). Каждое собрание объ­единяло выборщиков всего департамента. Поскольку жителям отдаленных местностей предстояло проделать достаточно дол­гий путь к месту голосования, устанавливалось денежное возна­граждение за участие в выборах: 75 сантимов за каждое лье расстояния от дома избирателя до места съезда и 3 франка за каждый день, проведенный на нем.

Закон 25 фрюктидора III года регламентировал и некоторые Детали избирательного процесса. В частности, предусматривал­ся следующий порядок подачи голосов: «При всех выборах каждый вотирующий (голосующий - Прим. авт.) вызывается по имени секретарем или одним из счетчиков и подает закры­тый и неподписанный бюллетень» (Цит. по: Олар А. Указ. соч. С. 396). Избиратели ожидали своей очереди для голосова­ния. Человек, не присутствовавший в зале в момент оглашения

своей фамилии, терял право подать избирательный бюллетень.

Таким образом, выборы занимали много времени. Заседание выборщиков могло продолжаться до десяти дней.

Большое значение придавалось порядку подведения итогов выборов и способу определения победившего кандидата. Избран­ным в первом туре считался кандидат, получивший абсолютное число голосов. Если этого не происходило, назначался второй тур. Закон 25 фрюктидора III года установил для второго тура оригинальный способ «исключающего голосования»: «Для окон­чательного выбора каждый вотирующий кладет одновремен­но в две различные урны два билетика, один назначающий, а другой исключающий. На первом он пишет столько имен, сколько надлежит избрать должностных лиц, на втором же он пишет имена граждан, которых желал бы устранить из числа конкурентов. На последнем билетике может не быть ни одного имени или может быть несколько имен, но во всех случаях не более половины того числа имен, которое внесено в список... (т.е. в список баллотирующихся - Прим. авт.) Сна­чала должен быть произведен общий подсчет вотумов (голо­сов - Прим. авт.) на исключающих билетиках, и те кандида­ты, которые внесены в эти билетики абсолютным числом во­тирующих, не могут быть избраны, какое бы число голосов ни было подано за них в избирательной урне. Затем произво­дится подсчет избирательным бюллетеням» (Там же. С. 397).

Такой способ голосования сохранялся недолго. Закон 28 плю­виоза VI года предписывал в случае, когда первый тур выборов не принес ни одному из кандидатов абсолютного большинства, проводить второй тур. Если и второй тур не определял победи­теля, назначался третий этап голосования, во время которого в избирательные бюллетени включались имена двух кандидатов, набравших наибольшее число голосов. Если голоса разделялись поровну, то победителем признавался старший по возрасту.

Французские законодатели предусмотрели ряд мер, направ­ленных на то, чтобы оградить ход голосования от влияния извне. По Конституции III года руководители департаментов не имели доступа в помещения, где заседали избиратели. Должностные лица республики в провинции лишь информировали правитель­ство об открытии и завершении работы съездов выборщиков, а также о фактах нарушения избирательного законодательства.

Съездам выборщиков запрещалось проводить какие-либо об­щественные акции помимо избирательных - принимать делегации, вырабатывать петиции, а также обмениваться информацией.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...