Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика избирательного законодательства




Избирательное законодательство в период после переворота 9 термидора (1794-1799 гг.) в своих основных чертах сохраняет основные нормы, установленные в 1791 году. Устранение от вла­сти якобинцев не повлекло существенного ограничения избира-

тельных прав граждан. Новое руководство страны не посягало на основные принципы политического строя: Франция остава­лась республикой, ее высший законодательный орган власти из­бирался населением.

Правовые нововведения этих лет стремятся хотя бы отчасти оградить процесс выборов от влияния как властных структур, так и политизированного населения. Начинает активно приме­няться тайный способ голосования, выборы проводятся в изоли­рованных помещениях, способ подсчета голосов и определения победителя трактуется более детально. Франция конца XVIII столетия, пережившая потрясения революции, сменившая за ко­роткий промежуток времени несколько конституций, стремилась к стабильности и упорядоченности общественно-политической жизни. Законодательство III-VI годов республики, регламенти­рующее правила выборов местных и центральных органов вла­сти, подвергается частым изменениям. Правительство стремится к тому, чтобы правовые нормы способствовали усилению ответст­венности избирателей в процессе выборов.

Значение законодательства Великой французской революции для формирования избирательных систем нового времени

Великая французская революция (1789-1794 гг.) коренным образом преобразовала Французское государство. Пала абсо­лютная монархия, ушли в прошлое практически все феодальные порядки. В организации государственной власти, экономики, финансов, культурной жизни произошли изменения, с которыми уже не могли не считаться ни Наполеон, ни монархи первой по­ловины XIX в.

Одним из главных достижений революции стало окончатель­ное введение во Франции системы разделения властей, а также выборов законодательных и судебных органов. Французская революция устранила произвол монархической власти и провоз­гласила приоритет права. Период диктатуры якобинцев ярко показал, к каким последствиям может привести пренебрежитель­ное отношение к законам. После 1789 г. Франция в течение длительного времени переживала эпоху политической нестабиль­ности и частой смены режимов. Но власть (каким бы ни был ее статус) уже не могла игнорировать принцип законодательного оформления важнейших конституционных норм, обязательных как для нее самой, так и для всех без исключения граждан.

Кардинальные изменения произошли и в общественном со­знании. За годы революции французы проделали непростой путь °т подданных короля к статусу граждан. Основные права лич­ности, впервые сформулированные в «Декларации прав челове­ка и гражданина», стали достоянием значительной части населе­ния. Приоритет личности перед лицом государства, ее основопо­лагающее значение при установлении законов были осознаны передовыми кругами французского общества. Политические де-

ятели, литераторы, юристы, бывшие свидетелями событий рево­люционных лет или знавшие о них по рассказам родных и дру­зей, и в XIX веке сохраняли верность идеалам свободы, равенст­ва и братства.

В первой половине XIX века вновь стали актуальными мно­гие лозунги революции. Общество выступило с требованиями, среди которых далеко не последнюю роль играли и требования реформы избирательной системы. В своей основе они сводились к тому, чтобы установить прямые и свободные парламентские выборы при минимальных ограничениях прав взрослого муж­ского населения страны.

Французская революция стала явлением, существенно повли­явшим на развитие европейской цивилизации. Наряду с англий­ской революцией середины XVII в. и войной Соединенных Шта­тов Америки за независимость в XVIII веке она способствовала повсеместному распространению новой идеологии, свобод, позво­ляющих человеку самостоятельно определять свои жизненные приоритеты, а в равной степени и пути развития своей страны. В XVII-XVIII вв. Париж приобретает значение международного политического, экономического и культурного центра. Это дела­ло многие явления внутренней жизни Франции достоянием дру­гих государств Европы и Нового Света.

Мир еще раз увидел, что права и свободы граждан являются не привилегиями, дарованными властью монарха, а фундамен­том нового государственного устройства. Опыт первой фран­цузской республики с интересом изучался и ее врагами, и ее сто­ронниками. Французская Конституция 1791 г. стала докумен­том, активно использовавшимся государственными деятелями европейских государств при подготовке проектов основных за­конов в XIX веке.

 

 

   
   
   
   
   
   

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Предлагаем для изучения ряд исторических документов, ос­вещающих отдельные аспекты избирательных процедур эпохи Великой французской революции.

ВЫБОРЫ В ПАРИЖЕ В ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ШТАТЫ В 1789 г. ИЗ ПИСЕМ СОВРЕМЕННИКА

Ниже публикуются отрывки из писем жителя Парижа г-на Демишаля, адресованных его другу и земляку - почтмейстеру города Риома (провинция Овернь). Демишалъ - лицо без опреде­ленных занятий. В конце 80-х гг. XVIII в. он служил гуверне­ром барона Г.А. Строганова. Демишалъ симпатизировал идеям Революции, он принадлежал к третьему сословию и живо инте­ресовался политическими новостями своего времени. Выборы де­путатов Генеральных Штатов в Париже весной 1789 г., разу меется, не остались им не замеченными.

В двух отрывках из писем Демишаля, предлагаемых Ваше му вниманию, содержится рассказ непосредственного участ­ника и очевидца событий. Речь идет преимущественно о пер вом этапе выборов, когда представители трех сословий, про живающие в Париже, избирали выборщиков.

ДОКУМЕНТ № 1.

ПИСЬМО ОТ 21 АПРЕЛЯ 1789 г.

... Предварительные собрания для избрания выборщиков от духо­венства и дворянства состоялись вчера в 20 отдельных избиратель­ных участках. Собрания же третьего сословия идут сегодня, для этого Париж разделен на 60 дистриктов. Около дверей церкви, где происхо­дят эти собрания, поставили барьеры и отряды стражи от 24 до 30 человек... Дворяне устраивают всякие каверзы, чтобы быть выбран­ными третьим сословием... Дворянство собралось в 8 часов утра и в 2 часа дня оно прервало свое собрание, которое возобновилось в 5 часов, и в 10 часов вечера оно еще не закончило своих обсуждений. Уверяют, что большое количество дворян совсем не явилось в свои дистрикты.

ДОКУМЕНТ № 2.

ПИСЬМО ОТ 23 АПРЕЛЯ 1789 г.

Вы уже знаете, что в прошедший понедельник (20 апреля 1789 г. -Прим.авт.) должно было собраться дворянство в 20 отдельных дис-

триктах и в каждом был назначен временным председателем совет­ник из Шатле. Когда эти отдельные собрания начались, то первым предметом их занятий был выбор председателя... Эти собрания не были многочисленны; некоторые из них затянулись до поздней ночи...

На другой день, во вторник с семи часов утра в 60 дистриктах происходили собрания третьего сословия. Каждый предъявлял при этом квитанцию на уплату налога или же патент на звание мастера.

Вы знаете, что городом были названы 60 председателей из среды муниципальных должностных лиц... Каждого председателя сопро­вождали два помощника, секретарь и от 6 до 8 стражников из го­родской охраны. На дежурном посту находился отряд Парижской гвардии для подкрепления внешней полиции. В 9 часов двери во всех местах собраний были закрыты, затем председатель прочитал грамоты о созыве Генеральных штатов и регламент... Ввиду того, что, по мнению собрания, ему принадлежало право выбирать само­му себе председателя, то последним было предложно отказаться от председательства добровольно, в противном же случае угрожали отстранить их силою. Многие председатели не заставили себя дол­го просить и тотчас же были выбраны, иногда открытым, иногда закрытым голосованием - те, которые пользовались заслуженным уважением. Потребовали, чтобы стража была удалена, а упорствую­щих председателей принудили уйти и на их место избрали других. Потом перешли к избранию выборщиков и комиссии для редакти­рования наказа... Дистрикты посылали друг к другу депутации для сообщения о том, как у них идут события...

Собрания третьего сословия были не так многочисленны, как предполагали. Меры, которые сочла нужным предпринять поли­ция для предупреждения беспорядков, внушили страх и привели к хорошему результату: собрания были менее шумны и были луч­ше организованы. Гвалт и ожесточенные споры господствовали, смею утверждать, главным образом, где преобладали судейские...

Самое многочисленное собрание было в дистрикте Святого Роха (избирательные участки назывались так же, как и соответствую­щие церковные приходы - Прим.авт.), там собралось около 550 человек, в других же было 350, 280, 160, 110, а в некоторых было даже ниже 100. Каждое собрание выбирало выборщиков пропор­ционально установленному регламентом числу голосующих, но те, например, дистрикты, которые имели право избирать только двух выборщиков, выбирали дополнительно трех кандидатов, чтобы в случае надобности довести общее количество выборщиков до 300. В дистрикте Святого Роха избрано около 15 кандидатов...

Председатель собрания в дистрикте Святого Евстафия господин Галле был с позором изгнан с собрания и вот почему: заметили, что через секретаря и сопровождавшего его городского стражника он поддержи­вал корреспонденции с находящимися вне места собрания, вероятно с городским бюро. Видели, как он писал записки и несколько раз сам их получал, перехватили одно его письмо и ответ на него, хотели сорвать печать, но решили не прибегать к этому средству... Кто-то, вероятно, один из его друзей, сказал, что лучше их уничтожить и тотчас же секре-

тарь вскочил и разорвал их. За его поспешность его наградили ударами палок и вытолкали за дверь вместе с председателем...

Собрания третьего сословия во многих дистриктах происхо­дили и в 8 часов вечера... Большинство дистриктов уже вчера вечером послали городу свои протоколы, и все участники собра­ния должны были собраться в 9 часов, чтобы узнать его ответ.

Выборы в Париже в Генеральные Штаты в

1789 г. (Из писем современника). Вводная

статья Е. Александровой // Красный архив.

1939. № 3 (94). С. 169-173.

Следующие документы посвящены вопросу установления имуще­ственного ценза для лиц, баллотирующихся в высший представи­тельный орган Франции. Проблема вызвала дискуссию среди депу­татов Учредительного Собрания. Мы предлагаем познакомиться с текстами, содержащими аргументы сторонников имущественного ценза (документ №3, выступление Жана Жозефа Мунъе в Учреди­тельном собрании 24 сентября 1789 г.) и мнения противников огра­ничения права быть избранным (документы №№ 4-5). Последнюю точку зрения представляют две речи Максимилиана Робеспьера. Первая речь является откликом на доклад Ж. Ж. Мунъе и посвяще­на проблеме применения на практике принципа равенства полити­ческих прав граждан Франции, провозглашенных Революцией. М. Робеспьер одним из первых общественных деятелей того времени подверг осуждению систему избирательного ценза.

Во второй речи мы находим логическое продолжение суждений, высказанных Робеспьером в 1789 году. Непосредственным поводом для выступления лидера радикального движения Революции стал декрет 25 января 1790 г. В нем говорится о взаимосвязи некоторых видов поземельных налогов, уплачиваемых населением, и избиратель­ными правами граждан. Борьба Робеспьера и его единомышленников против имущественного избирательного ценза привела к появлению нового декрета, согласно которому этот ценз отменялся в местно­стях с неупорядоченной системой налогообложения.

 

ДОКУМЕНТ № 3. ЖАН ЖОЗЕФ МУНЬЕ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...