Общая характеристика избирательного законодательства
Избирательное законодательство в период после переворота 9 термидора (1794-1799 гг.) в своих основных чертах сохраняет основные нормы, установленные в 1791 году. Устранение от власти якобинцев не повлекло существенного ограничения избира- тельных прав граждан. Новое руководство страны не посягало на основные принципы политического строя: Франция оставалась республикой, ее высший законодательный орган власти избирался населением. Правовые нововведения этих лет стремятся хотя бы отчасти оградить процесс выборов от влияния как властных структур, так и политизированного населения. Начинает активно применяться тайный способ голосования, выборы проводятся в изолированных помещениях, способ подсчета голосов и определения победителя трактуется более детально. Франция конца XVIII столетия, пережившая потрясения революции, сменившая за короткий промежуток времени несколько конституций, стремилась к стабильности и упорядоченности общественно-политической жизни. Законодательство III-VI годов республики, регламентирующее правила выборов местных и центральных органов власти, подвергается частым изменениям. Правительство стремится к тому, чтобы правовые нормы способствовали усилению ответственности избирателей в процессе выборов. Значение законодательства Великой французской революции для формирования избирательных систем нового времени Великая французская революция (1789-1794 гг.) коренным образом преобразовала Французское государство. Пала абсолютная монархия, ушли в прошлое практически все феодальные порядки. В организации государственной власти, экономики, финансов, культурной жизни произошли изменения, с которыми уже не могли не считаться ни Наполеон, ни монархи первой половины XIX в.
Одним из главных достижений революции стало окончательное введение во Франции системы разделения властей, а также выборов законодательных и судебных органов. Французская революция устранила произвол монархической власти и провозгласила приоритет права. Период диктатуры якобинцев ярко показал, к каким последствиям может привести пренебрежительное отношение к законам. После 1789 г. Франция в течение длительного времени переживала эпоху политической нестабильности и частой смены режимов. Но власть (каким бы ни был ее статус) уже не могла игнорировать принцип законодательного оформления важнейших конституционных норм, обязательных как для нее самой, так и для всех без исключения граждан. Кардинальные изменения произошли и в общественном сознании. За годы революции французы проделали непростой путь °т подданных короля к статусу граждан. Основные права личности, впервые сформулированные в «Декларации прав человека и гражданина», стали достоянием значительной части населения. Приоритет личности перед лицом государства, ее основополагающее значение при установлении законов были осознаны передовыми кругами французского общества. Политические де- ятели, литераторы, юристы, бывшие свидетелями событий революционных лет или знавшие о них по рассказам родных и друзей, и в XIX веке сохраняли верность идеалам свободы, равенства и братства. В первой половине XIX века вновь стали актуальными многие лозунги революции. Общество выступило с требованиями, среди которых далеко не последнюю роль играли и требования реформы избирательной системы. В своей основе они сводились к тому, чтобы установить прямые и свободные парламентские выборы при минимальных ограничениях прав взрослого мужского населения страны.
Французская революция стала явлением, существенно повлиявшим на развитие европейской цивилизации. Наряду с английской революцией середины XVII в. и войной Соединенных Штатов Америки за независимость в XVIII веке она способствовала повсеместному распространению новой идеологии, свобод, позволяющих человеку самостоятельно определять свои жизненные приоритеты, а в равной степени и пути развития своей страны. В XVII-XVIII вв. Париж приобретает значение международного политического, экономического и культурного центра. Это делало многие явления внутренней жизни Франции достоянием других государств Европы и Нового Света. Мир еще раз увидел, что права и свободы граждан являются не привилегиями, дарованными властью монарха, а фундаментом нового государственного устройства. Опыт первой французской республики с интересом изучался и ее врагами, и ее сторонниками. Французская Конституция 1791 г. стала документом, активно использовавшимся государственными деятелями европейских государств при подготовке проектов основных законов в XIX веке.
ПРИЛОЖЕНИЕ Предлагаем для изучения ряд исторических документов, освещающих отдельные аспекты избирательных процедур эпохи Великой французской революции. ВЫБОРЫ В ПАРИЖЕ В ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ШТАТЫ В 1789 г. ИЗ ПИСЕМ СОВРЕМЕННИКА Ниже публикуются отрывки из писем жителя Парижа г-на Демишаля, адресованных его другу и земляку - почтмейстеру города Риома (провинция Овернь). Демишалъ - лицо без определенных занятий. В конце 80-х гг. XVIII в. он служил гувернером барона Г.А. Строганова. Демишалъ симпатизировал идеям Революции, он принадлежал к третьему сословию и живо интересовался политическими новостями своего времени. Выборы депутатов Генеральных Штатов в Париже весной 1789 г., разу меется, не остались им не замеченными. В двух отрывках из писем Демишаля, предлагаемых Ваше му вниманию, содержится рассказ непосредственного участника и очевидца событий. Речь идет преимущественно о пер вом этапе выборов, когда представители трех сословий, про живающие в Париже, избирали выборщиков. ДОКУМЕНТ № 1. ПИСЬМО ОТ 21 АПРЕЛЯ 1789 г.
... Предварительные собрания для избрания выборщиков от духовенства и дворянства состоялись вчера в 20 отдельных избирательных участках. Собрания же третьего сословия идут сегодня, для этого Париж разделен на 60 дистриктов. Около дверей церкви, где происходят эти собрания, поставили барьеры и отряды стражи от 24 до 30 человек... Дворяне устраивают всякие каверзы, чтобы быть выбранными третьим сословием... Дворянство собралось в 8 часов утра и в 2 часа дня оно прервало свое собрание, которое возобновилось в 5 часов, и в 10 часов вечера оно еще не закончило своих обсуждений. Уверяют, что большое количество дворян совсем не явилось в свои дистрикты. ДОКУМЕНТ № 2. ПИСЬМО ОТ 23 АПРЕЛЯ 1789 г. Вы уже знаете, что в прошедший понедельник (20 апреля 1789 г. -Прим.авт.) должно было собраться дворянство в 20 отдельных дис- триктах и в каждом был назначен временным председателем советник из Шатле. Когда эти отдельные собрания начались, то первым предметом их занятий был выбор председателя... Эти собрания не были многочисленны; некоторые из них затянулись до поздней ночи... На другой день, во вторник с семи часов утра в 60 дистриктах происходили собрания третьего сословия. Каждый предъявлял при этом квитанцию на уплату налога или же патент на звание мастера. Вы знаете, что городом были названы 60 председателей из среды муниципальных должностных лиц... Каждого председателя сопровождали два помощника, секретарь и от 6 до 8 стражников из городской охраны. На дежурном посту находился отряд Парижской гвардии для подкрепления внешней полиции. В 9 часов двери во всех местах собраний были закрыты, затем председатель прочитал грамоты о созыве Генеральных штатов и регламент... Ввиду того, что, по мнению собрания, ему принадлежало право выбирать самому себе председателя, то последним было предложно отказаться от председательства добровольно, в противном же случае угрожали отстранить их силою. Многие председатели не заставили себя долго просить и тотчас же были выбраны, иногда открытым, иногда закрытым голосованием - те, которые пользовались заслуженным уважением. Потребовали, чтобы стража была удалена, а упорствующих председателей принудили уйти и на их место избрали других. Потом перешли к избранию выборщиков и комиссии для редактирования наказа... Дистрикты посылали друг к другу депутации для сообщения о том, как у них идут события...
Собрания третьего сословия были не так многочисленны, как предполагали. Меры, которые сочла нужным предпринять полиция для предупреждения беспорядков, внушили страх и привели к хорошему результату: собрания были менее шумны и были лучше организованы. Гвалт и ожесточенные споры господствовали, смею утверждать, главным образом, где преобладали судейские... Самое многочисленное собрание было в дистрикте Святого Роха (избирательные участки назывались так же, как и соответствующие церковные приходы - Прим.авт.), там собралось около 550 человек, в других же было 350, 280, 160, 110, а в некоторых было даже ниже 100. Каждое собрание выбирало выборщиков пропорционально установленному регламентом числу голосующих, но те, например, дистрикты, которые имели право избирать только двух выборщиков, выбирали дополнительно трех кандидатов, чтобы в случае надобности довести общее количество выборщиков до 300. В дистрикте Святого Роха избрано около 15 кандидатов... Председатель собрания в дистрикте Святого Евстафия господин Галле был с позором изгнан с собрания и вот почему: заметили, что через секретаря и сопровождавшего его городского стражника он поддерживал корреспонденции с находящимися вне места собрания, вероятно с городским бюро. Видели, как он писал записки и несколько раз сам их получал, перехватили одно его письмо и ответ на него, хотели сорвать печать, но решили не прибегать к этому средству... Кто-то, вероятно, один из его друзей, сказал, что лучше их уничтожить и тотчас же секре- тарь вскочил и разорвал их. За его поспешность его наградили ударами палок и вытолкали за дверь вместе с председателем... Собрания третьего сословия во многих дистриктах происходили и в 8 часов вечера... Большинство дистриктов уже вчера вечером послали городу свои протоколы, и все участники собрания должны были собраться в 9 часов, чтобы узнать его ответ. Выборы в Париже в Генеральные Штаты в 1789 г. (Из писем современника). Вводная статья Е. Александровой // Красный архив. 1939. № 3 (94). С. 169-173. Следующие документы посвящены вопросу установления имущественного ценза для лиц, баллотирующихся в высший представительный орган Франции. Проблема вызвала дискуссию среди депутатов Учредительного Собрания. Мы предлагаем познакомиться с текстами, содержащими аргументы сторонников имущественного ценза (документ №3, выступление Жана Жозефа Мунъе в Учредительном собрании 24 сентября 1789 г.) и мнения противников ограничения права быть избранным (документы №№ 4-5). Последнюю точку зрения представляют две речи Максимилиана Робеспьера. Первая речь является откликом на доклад Ж. Ж. Мунъе и посвящена проблеме применения на практике принципа равенства политических прав граждан Франции, провозглашенных Революцией. М. Робеспьер одним из первых общественных деятелей того времени подверг осуждению систему избирательного ценза.
Во второй речи мы находим логическое продолжение суждений, высказанных Робеспьером в 1789 году. Непосредственным поводом для выступления лидера радикального движения Революции стал декрет 25 января 1790 г. В нем говорится о взаимосвязи некоторых видов поземельных налогов, уплачиваемых населением, и избирательными правами граждан. Борьба Робеспьера и его единомышленников против имущественного избирательного ценза привела к появлению нового декрета, согласно которому этот ценз отменялся в местностях с неупорядоченной системой налогообложения.
ДОКУМЕНТ № 3. ЖАН ЖОЗЕФ МУНЬЕ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|