Формирование словаря. Грамматический строй речи. Звуковая культура речи. Связная речь.
Подготовка к обучению грамоте. Приобщение детей к художественной литературе.
Сентябрь. 1 неделя.
Цели. Задачи
Тема
Виды и формы совместной образовательной деятельности
Индивидуальные эталоны усвоения и самостоятельная деятельность
Целевые ориентиры
Цель:создание условий для освоения программных навыков в образовательной области «Речевое развитие».
Задача: закрепить речевые навыки по темам«Речевое высказывание»,
«Как я провел лето».
«Речевое высказывание»
«Как я провел лето». Составление рассказа.
Краткое содержание:
- коммуникативная деятельность;
-обучающий диалог;
- игровой диалог;
- монологическая речь;
- чтение художественной литературы.
Коммуникативная
Беседа «Слушай! Слышишь?»
Основные формы речевого высказывания: устная диалогическая и монологическая речь.
Обучающий диалог.
Стихотворение М. Лапыгина
«Кран открой - пойдет вода.
Как она пришла сюда?
В дом, сад, огород
Провели водопровод»
Вопрос воспитателя, ответы детей.
Игровой диалог по стихам, подобранным воспитателем
Монологическая речь.
Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень».
Индивидуальное краткое высказывание о том, что изображено на картине.
«Как я провел лето».Самостоятельное составление рассказа.
Подбор существительных к прилагательным.
Чтение художественной литературы.
Поэзия. М. Волошин «Осень».
Участие в беседе.
Ответы на вопросы.
Участие в игровом диалоге.
Самостоятельное высказывание о том, что нарисовано на картине.
Самостоятельное рассказывание на заданную тему. Подбор существительных к прилагательным.
Знакомство со стихотворением М. Волошина «Осень».
-ребенок может поддерживать беседу;
-владеет основными формами речевого высказывания;
- точно воспроизводят словесный образец при пересказе;
- определяет место ударения в словах.
Неделя
Цели. Задачи
Тема
Виды и формы совместной образовательной деятельности
Индивидуальные эталоны усвоения и самостоятельная деятельность
Целевые ориентиры
Цель:создание условий для овладения умениями по теме «Связная речь».
Задача: овладеть умениями по теме «Связная речь».
Речевая
Подготовка к обучению грамоте.
Связная речь детей. Понятия «буква», «звук», «гласный», «согласный».
Познавательно - исследовательская
Исследуем таблицу.
Воспитатель может выбрать одну букву.
Таблица Б. Д. Эльконина (знакомство, зрительное восприятие, опережающее обучение) «Десять букв гласных звуков». I ряд букв гласных звуков (а, о, у, ы, э),
II ряд букв гласных звуков (я, ё, ю, и, е).
Звуковой анализ слов, определение ударного гласного звука.
Игровая
«Назови слово».
Чтение литературных произведений по выбору детей(с последующим пересказом).
Ознакомление с понятиями.
Участие в познавательно - исследовательской деятельности.
Участие в игровой деятельности.
Самостоятельный пересказ литературного произведения.
-ребеноквоспроизводит словесный образец при пересказе литературного произведения;
- эмоционально реагируют на художественные произведения;
- участвует в ситуативных разговорах.
Неделя
Цели. Задачи
Тема
Виды и формы совместной образовательной деятельности
Индивидуальные эталоны усвоения и самостоятельная деятельность
Целевые ориентиры
Цель:создание условий для освоения лексико - грамматических программных заданий.
Задача: научить выполнять речевые задания в процессе разных видов деятельности.
Коммуникативная
Беседа о родном языке и словарном запасе человека.
Речевая подготовка к обучению грамоте.
Речевые задания.
Слова, отвечающие на вопрос «Кто это?», «Что это?», «Какой?», «Какая?».
Игровая
Кто назовет больше слов на букву А, Я?
Стихи о букве А
«Букву А нам надо знать, Чтобы что-то прочитать, Ах, Антошка, Айболит - Знать нам надо алфавит!»
(запоминание, заучивание).
Познавательно – исследовательская
Экскурсия на мини - выставку в групповой уголок иллюстраций.
Рассматривание иллюстраций по теме «Транспорт» (наземный, водный, воздушный).
Обсуждение. Задание: название транспорта, начинающегося с буквы А.
Продуктивная
Лепка буквы А из пластилина.
Чтение художественной литературы.
К. Ушинский «Четыре желания» Пересказ
Участие в беседе.
Выполнение речевых заданий.
Запоминание стихотворения.
Участие в познавательно - исследовательской деятельности.
Лепка.
Самостоятельный пересказ.
-ребенок выполняет речевые задания;
- обладает хорошей памятью, запоминает стихи;
-воспроизводит словесный образец при пересказе литературного произведения;
- использует речь для выражения своих мыслей и чувств.
Неделя
Цели. Задачи.
Тема
Виды и формы совместной образовательной деятельности
Индивидуальные эталоны усвоения и самостоятельная деятельность
Целевые ориентиры
Цель: создание условий для освоения программных навыков в образовательной области «Речевое развитие».
Задача: познакомить с буквами О и У в процессе разных видов детской деятельности;
обогащать читательский опыт детей в процессе ознакомления с программными литературными произведениями.
Знакомство с буквами О, У. Проза. М. Зощенко «Великие путешественники».
Краткое содержание:
- речевая деятельность;
- познавательно - исследовательская деятельность;
- игровая деятельность;
- чтение художественной литературы.
Подготовка к обучению грамоте
Знакомство с буквами О и У.
Дидактическая игра.
«Найди картинку» (с предметами на букву о, очки, окунь).
Речевая
Запоминаем стихи
«Оля очень удивилась, Буква О не получилась, Оса ей руку укусила, Олю, очень огорчила!»
Работа в рабочей тетради.
Познавательно - исследовательская
Поиск (подбор) пословиц (Один в поле не воин), объяснение их смысла.
Чтение художественной литературы
Проза. М. Зощенко «Великие путешественники».
Самостоятельное нахождение предметных картинок.
Запоминание стихотворения.
Участие в подборе пословиц, обсуждение их смысла.
Знакомство с прозой М. Зощенко «Великие путешественники».
-ребенок понимает смысл предметных картинок;
- обладает хорошей памятью, запоминает стихи;
- участвует в ситуативных разговорах;
-владеет основными формами речевого высказывания.
Октябрь
Неделя
Цели. Задачи.
Тема
Виды и формы совместной образовательной деятельности
Индивидуальные эталоны усвоения и самостоятельная деятельность
Целевые ориентиры
Цель:
создание условий для освоения программных навыков в образовательной области «Речевое развитие».
Задача: познакомить с буквой Ы в процессе разных видов детской деятельности;
обогащать читательский опыт детей в процессе ознакомления с программными литературными произведениями.
Коммуникативная
Беседа о том, как важно правильно и красиво говорить. Существительные и прилагательные с противоположным значением.
Подготовка к обучению грамоте.
Знакомство с буквой «Ы».
Звуковой анализ слов.
Запоминание стиха.
«Синичка букву Ы учила, Но где писать её забыла, Букву Ы ей надо знать, Чтобы тыква прочитать».
Игровая
Дидактические игры «Добавь словечко», «Конец слова за тобой».
Чтение художественной литературы
А.С. Пушкин. Беседа. Чтение отрывков «Осень», «У Лукоморья дуб…», «Буря мглою небо кроет», «Сказка о Царе Салтане».
Видеофильм о Пушкине. Обсуждение. Речевые высказывания детей.
Участие в беседе.
Запоминание стихотворения.
Участие в речевых дидактических играх.
Участие в обсуждении прослушанных стихов и сказок А.С. Пушкина.
- ребенок принимает участие в беседе;
- с интересом принимает участие в игровой деятельности;
- выражает свои мысли;
- обладает развитым воображением при составлении рассказа;
- использует в речевом общении существительные и прилагательные с противоположным значением;
- совершенствует звуковую культуру речи.
Неделя
Цели. Задачи.
Тема
Виды и формы совместной образовательной деятельности
Индивидуальные эталоны усвоения и самостоятельная деятельность
Целевые ориентиры
Цель:
создание условий для развития речевого творчества детей при подготовке к обучению грамоте.
Задача: развивать речевые умения в процессе совместной образовательной деятельности детей при подготовке к обучению грамоте.
«Развитие речевого творчества при подготовке к обучению грамоте».
Краткое содержание:
- речевая деятельность;
- двигательная деятельность;
- игровая деятельность;
- чтение художественной литературы.
Подготовка к обучению грамоте
Познакомить с буквой ё, обозначающей звук [о]. Звуковой анализ слов и произношение слов с заданными звуками. Составление предложений из двух слов с заданным словом (речевые умения).
Стихотворение (на запоминание)
«Ну, а как же - Новый Год, Он без Ё, к нам не придёт, Ёлочка, красавица, Детям очень нравится!»
Двигательная (игровая).
Пальчиковая гимнастика «Дом».
Дидактическая игра «Добавь словечко».
Чтение художественной литературы
Чтение сказки П. Ершова «Конёк-Горбунок».
Знакомство с новой буквой.
Самостоятельное выполнение задания по произношению слов с заданными звуками.
Самостоятельное составление предложений из двух слов.
Самостоятельное выполнение пальчиковой гимнастики.
Участие в дидактической игре.
Знакомство со сказкой
П. Ершова «Конёк-Горбунок».
-ребенок правильно произносит слова с заданными звуками;
- совершенствует звуковую культуру речи;
--владеет основными формами речевого высказывания.
Неделя
Цели. Задачи.
Тема
Виды и формы совместной образовательной деятельности
Индивидуальные эталоны усвоения и самостоятельная деятельность
Целевые ориентиры
Цель:
создание условий для развития речевых умений детей 6 лет.
Задача: развивать речевые умения при составлении слов и коротких предложений.
«Развитие речевых умений при подготовке к обучению грамоте».
Краткое содержание:
- речевая деятельность;
- двигательная деятельность;
- игровая деятельность;
- чтение художественной литературы.
Подготовка к обучению грамоте
Знакомство с буквойу. Звуковой анализ слов. Составление предложений из трех слов с соединительным союзом и ( речевые умения).
Дидактическая игра.
«Найди картинку» (с предметами на букву у).
Речевая
Стихотворение
«Ульяна учила алфавит, Буква У, она гудит, Уж, улитка, уголок, Букву У я знаю на зубок».
Работа со словарем: «Кто назовет больше слов на букву У».
Двигательная
Подвижная игра «Удочка».
Чтение художественной литературы
Итальянская сказка «Как осел есть перестал» (с последующим пересказом».
Знакомство с новой буквой.
Самостоятельное составление предложений из трех слов с соединительным союзом и.
Участие ив дидактической игре.
Запоминание стихотворения.
Участие в подвижной игре.
Самостоятельный пересказ итальянской сказки.
-ребенок проявляет речевую активность;
- может составить короткое предложение из 3 слов;
- с желанием воспроизводит голосом речевые выразительные интонации;
- проявляет двигательную активность в подвижной игре.
Неделя
Цели. Задачи.
Тема
Виды и формы совместной образовательной деятельности
Индивидуальные эталоны усвоения и самостоятельная деятельность
Целевые ориентиры
Цель:
создание условий для развития речевых умений и овладения предпосылками универсальных учебных действий.
Задача: развивать речевые умения и речевую активность в процессе разных видов детской деятельности.
Подготовка к обучению грамоте
Буква ю и правила её написания после мягких согласных звуков.
Речевая
Стихотворение о букве Ю.
«Есть юла у Юры, Утюжок у Шуры, Вместе весело играть, Букву Ю нам надо знать».
Работа со словарем: слова на букву Ю.
Познавательно - исследовательская
Скороговорка:
«Юля - Юленька - Юла,
Юля юркая была.
Усидеть на месте Юля
Ни минуты не могла».
Чтение художественной литературы
В. Сухомлинский «Чёрные руки». Рассказ.
Знакомство с новой буквой.
Запоминание стихотворения.
Самостоятельное проговаривание скороговорки.
Участие в слушании рассказа.
-ребенок проявляет речевую активность;
- может составить короткое предложение из 3 слов;
- с желанием воспроизводит голосом речевые выразительные интонации;
- проявляет интерес к литературным произведениям разных жанров.
Ноябрь
Неделя
Цели. Задачи.
Тема
Виды и формы совместной образовательной деятельности
Индивидуальные эталоны усвоения и самостоятельная деятельность
Целевые ориентиры
Цель:
создание условий для развития речевых умений и овладения предпосылками универсальных учебных действий.
Задача: развивать речевые умения и речевую активность, и память в процессе разных видов детской деятельности.
«Гласные и согласные»
«Новые рассказы»
Краткое содержание:
- речевая деятельность;
- игровая деятельность;
- чтение художественной литературы.
Подготовка к обучению грамоте
Буква э; звуковой анализ слов; развивать речевые умения называть слова по заданной модели.
Речевая
«Это буква, буква Э, Нам она нужна везде, Эй, эй, эй! Ты нас встречай, Эхо нам скорее отдай».
Отработка произношения звуков [ц] и [ч'].
Игровая
Словесная игра «Бесконечное предложение».
Чтение художественной литературы
В. Драгунский «Денискины рассказы». Составление рассказа по плану.
Знакомство с новой буквой.
Запоминание стихотворения.
Участие в словесной игре. Составление рассказа по плану.
-ребенок проявляет речевую активность;
- правильно воспроизводит голосом речевые выразительные интонации;
- проявляет интерес к литературным произведениям разных жанров.
Неделя
Цели. Задачи.
Тема
Виды и формы совместной образовательной деятельности
Индивидуальные эталоны усвоения и самостоятельная деятельность
Целевые ориентиры
Цель:
создание условий для проявления детской инициативы для получения новых знаний.
Задача: развивать речевую инициативу в процессе разных видов деятельности.
Подготовка к обучению грамоте
Произношение звуков [с] и [ш], артикуляция.
Речевая
Чистоговорки - небылицы со словами слон, лиса, душ: Лон-лон-лон, на лопате едет слон. Са-са-са, на луне сидит лиса. Уш-уш-уш, слон с лисою съели душ.
Стихотворение.
«Букву С нам надо знать, Чтобы слово прочитать, Смех, смекалка, самолёт, Буква С зовёт в полёт».
Составление короткого рассказа на тему, предложенную воспитателем.
Игровая
Дидактическая игра «Про двух зайчат».
Чтение художественной литературы
Х.-К. Андерсен «Гадкий утёнок». Сказка.
Самостоятельное произношение звуков.
Запоминание стихотворения.
Самостоятельное проговаривание чистоговорок и небылиц.
Составление короткого рассказа на заданную тему.
Участие в речевой дидактической игре.
Знакомство со сказкой Х.-К. Андерсена «Гадкий утёнок».
-ребенок проявляет речевую активность;
- умеет слушать взрослого и отвечать на его вопросы;
- называет последовательности слов в предложении;
- определяет место звука в слове.
Неделя
Цели. Задачи.
Тема
Виды и формы совместной образовательной деятельности
Индивидуальные эталоны усвоения и самостоятельная деятельность
Целевые ориентиры
Цель:
создание условий для закрепления умений рассматривать, описывать и сравнивать предметы с использованием в речи существительных и прилагательных.
Задача:
закрепить умения по рассматриванию, описанию, сравнению предметов с использованием в речи существительных и прилагательных.
Подготовка к обучению грамоте
Речевая (продолжение с – ш)
«В школу буква Ш пришла, Сашу там она нашла, Дала Саше шоколад, Букве Ш он очень рад».
Игровая
Словесная игра «Слова на букву Ш».
Познавательно - исследовательская
Предметы деревянные, стеклянные, пластмассовые.
Сравнение предметов, с выделением существенных признаков. Подбор существительных и прилагательных, синонимов, однокоренных слов.
Чтение художественной литературы
Е. Пермяк «Первая рыбка» Рассказ.
Заучивание стихотворения.
Участие в словесной игре.
Самостоятельное сравнение предметов, с выделением существенных признаков.
Самостоятельный подбор существительных и прилагательных, синонимов, однокоренных слов.
Знакомство с рассказом
Е. Пермяка «Первая рыбка»
-составляет описательные рассказы о предметах;
- употребляет в общении обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова;
-производит звуковой анализ слов, определяя место звука в слове, гласные и согласные звуки;
-устойчиво правильно произносит все звуки родного языка;
- употребляет в общении синонимы, использует средства интонационной речевой выразительности.
Неделя
Цели. Задачи.
Тема
Виды и формы совместной образовательной деятельности
Индивидуальные эталоны усвоения и самостоятельная деятельность
Целевые ориентиры
Цель:
создание условий для закрепления программной темы «Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже».
Задача: закрепить речевые умения по теме в процессе разных видов речевой деятельности.
«Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже».
Краткое содержание:
- речевая деятельность;
- игровая деятельность;
- чтение художественной литературы.
Подготовка к обучению грамоте
Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Тема «Семь цветных карандашей».
Работа со словарем.
Речевая
Объяснение и разучивание пословицы: Испокон века книга растит человека.
Игровая
Дидактическая игра «День рождения».
Чтение художественной литературы
А. Фет «Мама! Глянь – ка из окошка…» Заучивание наизусть.
Самостоятельное выполнение речевых заданий по согласованию существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.
Работа со словарем.
Разучивание пословицы.
Участие в дидактической игре.
Заучивание наизусть стихотворения А. Фета.
-ребенок может выполнять речевые задания по согласованию существительных с прилагательными в роде, числе, падеже;
- правильно произносит все звуки родного языка;
- умеет слушать взрослого и отвечать на его вопросы.
Декабрь
Неделя
Цели. Задачи.
Тема
Виды и формы совместной образовательной деятельности
Индивидуальные эталоны усвоения и самостоятельная деятельность
Целевые ориентиры
Цель:
создание условий для закрепления и повторения программного материала по звуковому анализу слов.
Задача:
научить проводить звуковой анализ слов в процессе речевых образовательных занятий.
«Звуковой анализ слов»
Краткое содержание:
- речевая деятельность;
- игровая деятельность;
- чтение художественной литературы.
Подготовка к обучению грамоте
Буква М, звук [м]. Чтение слогов и слов с буквой м.
Звуковой анализ слов.
Речевая
«Букву М нам надо знать, Чтобы Маму к нам позвать».
Работа со словарем. Назови слова на букву М.
Объяснение и разучивание пословицы: Мало хотеть, надо уметь.
Интегрированная деятельность.
В. Васнецов «Богатыри»
Составления рассказа по картине, подбор определений, составление словосочетаний с, заданными словами.
Чтение художественной литературы
А. Гайдар «Чук и Гек».
Знакомство с новой буквой.
Работа со словарем.
Составления рассказа по картине.
Самостоятельный подбор определений, составление словосочетаний с заданными словами.
Знакомство с произведениями художественной литературы.
А. Гайдар «Чук и Гек».
-ребенок владеет речевыми умениями, называет слова по заданной модели;
- владеет навыками составления рассказа по картине;
- подбирает определения, составляет словосочетания с заданными словами;
- владеет интонационной выразительностью речи;
- выполняет упражнения по развитию речевого дыхания (изменять силу голоса).
Неделя
Цели. Задачи.
Тема
Виды и формы совместной образовательной деятельности
Индивидуальные эталоны усвоения и самостоятельная деятельность
Целевые ориентиры
Цель:
создание условий для закрепления и повторения программного материала по развитию фонематического слуха.
Задача:
научить проводить звуковой анализ слов в процессе речевых образовательных занятий, для развития фонематического слуха.
Подготовка к обучению грамоте
Буква Н, звук «н». Слоги и слова с
буквами л, н. Чтение.
Речевая
«Буква Н как лесенка, Все движемся вперёд, Как лесенка - чудесенка,
В мир знаний нас зовёт!»
Работа со словарём: «Кто больше слов на букву Н назовёт».
Пальчиковая гимнастика «Птица, высиживающая птенцов».
Игровая
Дидактическая игра «Назови одним словом».
Чтение художественной литературы
Е. Шварц «Сказка о потерянном времени».
Знакомство с новой буквой.
Самостоятельное чтение.
Запоминание стихотворения.
Выполнение пальчиковой гимнастики.
Участие в дидактической игре.
Знакомство со сказкой Е. Шварца «Сказка о потерянном времени».
-ребенок владеет речевыми умениями, называет слова по заданной модели;
- эмоционально реагирует на произведения искусства;
- отражает свои эмоции в речи;
- получает удовлетворение от совместной познавательной деятельности.
Неделя
Цели. Задачи.
Тема
Виды и формы совместной образовательной деятельности
Индивидуальные эталоны усвоения и самостоятельная деятельность
Целевые ориентиры
Цель:
создание условий для проведения промежуточного мониторинга эффективности по усвоению и развитию программных речевых умений и навыков в процессе участия детей в праздничных мероприятиях.
Задача:
провести мониторинг эффективности по усвоению и развитию программных речевых умений и навыков в процессе участия всех детей в речевом празднике.
Литературная гостиная
(речевой праздник)
Содержание праздника состоит из пройденного речевого материала, песен, стихов, театрализованной деятельности.
Литературная гостиная
(речевой праздник)
Содержание праздника состоит из пройденного речевого материала, песен, стихов, театрализованной деятельности.
Участие в литературной гостиной.
-ребенок владеет выразительной речью;
- доброжелательно взаимодействует со взрослыми и сверстниками в совместной речевой деятельности.
Неделя
Цели. Задачи.
Тема
Виды и формы совместной образовательной деятельности
Индивидуальные эталоны усвоения и самостоятельная деятельность
Целевые ориентиры
Цель:
создание условий для развития детской инициативы и творчества при подготовке к празднику «Новый год».
Задача:
развивать детскую инициативу и речевое творчество в процессе подготовки к празднику «Новый год».
Речевая
Новогодние стихи
С Маршак «Тает месяц молодой», «Декабрь».
Заучивание, закрепление.
Сказки. «Снегурочка» (пересказ).
Художественно - творческая деятельность
Театрализация по сказке «Морозко».
Рассматривание картины К. Ф. Юона «Русская зима». Составление рассказа «Зимние забавы» по вопросам.
Заучивание стихов.
Пересказ сказки «Снегурочка».
Участие в театрализованной деятельности.
Рассматривание картины.
Самостоятельное составление рассказа «Зимние забавы» по вопросам.
-ребенок владеет выразительной речью;
- доброжелательно взаимодействует со взрослыми и сверстниками в совместной речевой деятельности.