Порядок решения задач с использованием принципа Даламбера
Порядок решения задач с использованием принципа Даламбера 1. Составить расчетную схему. 2. Выбрать систему координат. 3. Выяснить направление и величину ускорения. 4. Условно приложить силу инерции. 5. Составить систему уравнений равновесия. 6. Определить неизвестные величины. Примеры решений задач Пример 1. Рассмотрим движение платформы по шероховатой поверхности с ускорением (рис. 14. 4). Решение Активные силы: движущая сила, сила трения, сила тяжести. Реакция в опоре R . Прикладываем силу инерции в обратную от ускорения сторону. По принципу Даламбера, система сил, действующих на платформу, становится уравновешенной, и можно составить уравнения равновесия. Наносим систему координат и составляем уравнения проекций сил.
Тема 1. 13. Движение материальной точки 103
Пример 2. Тело весом 3500 Н движется вверх по наклонной плоскости согласно уравнению S = 0, 16t2 (рис. 14. 5). Определить величину движущей силы, если коэффициент трения тела о плоскость f = 0, 15. Решение 1. Составим расчетную схему, выберем систему координат с осью Активные силы: движущая, сила трения, сила тяжести. Наносим реакцию в опоре перпендикулярно плоскости. Чтобы верно направить силу инерции, необходимо знать направление ускорения, определить это можно по уравнению движения. При а > 0 движение равноускоренное.
2. Определяем ускорение движения: а = v' = S"; v = S' = 0, 32t; а = v' = 0, 32 м/с2 > 0. Силу Fин направим в обратную от ускорения сторону. 3. По принципу Даламбера составим уравнения равновесия:
104 Лекция 14 4. Подставим все известные величины в уравнения равновесия:
Выразим неизвестную силу и решим уравнение:
Пример 3. График изменения скорости лифта при подъеме известен (рис. 14. 6). Масса лифта с грузом 2800 кг. Определить натяжение каната, на котором подвешен лифт на всех участках подъема.
Решение 1. Рассмотрим участок 1 — подъем с ускорением. Составим схему cил (рис. 14. 7). Уравнение равновесия кабины лифта:
где Т — натяжение каната; G — сила тяжести; Fин — сила инерции, растягивающая канат. Для определения ускорения на участке 1 учтем, что движение на этом участке равнопеременное, скорость v = v0 + at; v0= 0. Следовательно, ускорение:
Тема 1. 13. Движение материальной точки 105 Определяем усилие натяжения каната при подъеме с ускорением 2800(9, 81 + 1, 25) = 30 968 Н; Т1 = 30, 97 кН. 2. Рассмотрим участок 2 — равномерный подъем. Ускорение и сила инерции равны нулю. Натяжение каната равно силе тяжести. 3. Участок 3 — подъем с замедлением. Ускорение направлено в сторону, обратную направлению подъема. Составим схему сил (рис. 14. 8). Уравнение равновесия: Fин3+ Тз — G = 0. Отсюда Тз = G — Fин3 = mg — ma3. Ускорение (замедление) на этом участке определяется с учетом того, что v = 0. Таким образом, натяжение каната меняется при каждом подъеме и опускании, канат выходит из строя в результате усталости материала. Работоспособность зависит от времени. Пример 4. Самолет выполняет «мертвую петлю» при скорости 160 м/с2, радиус петли 1000 м, масса летчика 75 кг. Определить величину давления тела на кресло в верхней точке «мертвой петли».
106 Лекция 14 Решение 1. Схема сил, действующих на летчика (рис. 14. 9):
Контрольные вопросы и задания 1. Объясните разницу между понятиями «инертность» и «сила 2. К каким телам приложена сила инерции, как направлена и по 3. В чем заключается принцип кинетостатики? 4. Задано уравнение движения материальной точки S = 8, 6t2. 5. Тело движется вниз по наклонной плоскости (рис. 14. 10). На 6. Лифт спускается вниз с ускорением (рис. 14. 11). Нанесите силы, действующие на кабину лифта, используя принцип кинетостатики, запишите уравнения равновесия. Тема 1. 13. Движение материальной точки 107
7. Автомобиль въезжает на арочный мост с постоянной скоростью v (рис. 14. 12). Нанесите силы, действующие на автомобиль в середине моста, используя принцип кинетостатики, запишите уравнения равновесия. 8. Ответьте на вопросы тестового задания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|