Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Собрание сочинений. Омский государственный педагогический университет. На правах рукописи. Петраков Игорь Александрович. Основы сюжетосложения в романе Вл. Набокова




видел

всего словоупотреблений - сто восемь,

 из них относящихся к герою - восемьдесят четыре,

 к второстепенным персонажам - двадцать четыре,

 Особенно часто - в рассказе " Сказка" - шесть, в рассказе " Ужас" -восемь, в рассказе " Посещение музея" - восемь, в романе " Соглядатай" - девять. в рассказе " Весна в Фиальте" - четырнадцать.

 В каждом из названных рассказов глагол " видеть" имеет собственную семантику. В рассказе " Сказка" он характеризует наблюдения Эрвина, занятого набором " гарема". В рассказе " Ужас" - восприятие писателем необыкновенного, необъяснимого ( но увиденного им ) мира. В рассказе " Посещение музея" - осмотр автором картин также необыкновенной галереи. В рассказе " Весна в Фиальте" - наблюдения за возлюбленной ( которые начинаются с того момента, как писатель героиню увидел, продолжаются " свиданием в туманной и теплой Фиальте", затем герой видит, уже как бы издали, Нину в разных поездах и коридорах ). В романе " Соглядатай" герой нередко видит себя или героиню " со стороны", как некое отражение - в зеркале ( " увидел себя в зеркале", " увидел, как сбоку в зеркале поспешило ко мне мое отражение", " увидел между двух дверей в зеркальном просвете, как сестра пудрит ей обнаженные лопатки", " сквозь стеклянную дверь на балконе я увидел склоненную Ванину голову" ). Такова особенность романа " Соглядатай", - герой как бы попадает в " королевство кривых зеркал" ( об этом писал Набоков в комментарии к роману ), где его возлюбленная ( Ваня ) находится под очарованием белогвардейца Мухина.

 

 смотрел

 всего словоупотреблений - сто пять,

 из них относящихся к герою - шестьдесят четыре,

 к второстепенным персонажам - сорок один.

 Особенно часто - в романе " Соглядатай" - двадцать один, в рассказе " Весна в Фиальте" - восемь, в рассказе " Подлец" – одиннадцать.

 " Смотреть" у Набокова - действие больше обыденное, будничное, повседневное. Не случайно в рассказе " Подлец" второстепенные персонажи постоянно именно рассматривают героя - горничная Эльсберт " недобрыми глазами посмотрела на него", " чистильщик сапог подобострастно посмотрел на Антона Петровича" и даже " мебель, постель, умывальник проснулись, посмотрели на него исподлобья". В рассказе " Весна в Фиальте" герои - смотрят друг на друга - что подчеркивает некую отчужденносить их, удаленность от развития романного действия. В романе " Соглядатай" герой часто " смотрит" на свою возлюбленную, - и между ними обозначается некоторое расстояние, которое необходимо преодолеть, - " и, Боже мой, как он смотрел на Ваню! " Также в строках " Смуров стоял, облокотившись об рояль, и смотрел, смотрел на гладкий Ванин пробор" замечается важность зрительного восприятия героя. По словам Ю. А. Рыкуниной, также " герой «Соглядатая» пристально наблюдает за собственными образами, складывающиеся в сознаниях других персонажей" ( Рыкунина, 6 ). В финале романа герой произносит ставшую знаменитой фразу - " Я понял, что единственное счастье в этом мире – это наблюдать, соглядатайствовать, во все глаза смотреть на себя, на других, - не делать никаких выводов, - просто глазеть". Любопытно, что названный глагол - " глазеть" - не встречается ни в одном рассказе Вл. Набокова, что подчеркивает особое положение " Соглядатая" среди рассказов автора.

 

глядел

всего словоупотреблений - сорок девять,

 из них относящихся к герою - тридцать четыре,

 к второстепенным персонажам - тринадцать

 Особенно часто - в рассказе " Сказка" - пять, в рассказе " Пильграм" – шесть.

 " Глядеть" в рассказе Набокова - обозначает продолжительное действие. Так в рассказе " Пильграм" герой подолгу глядит на бабочек. Дважды в рассказах писателя " глядят" собаки.

 

 разглядывал

 всего словоупотреблений - восемь

 из них относящихся к герою - пять,

 к второстепенным персонажам – четыре.

 Чаще всего " разглядывают" герои людей, " разглядывать" у Набокова - обозначает смотреть, пристально, или изучая.

По мнению М. Ю. Мухина, творчество Набокова " характеризуется постоянным вниманием автора к внешнему виду человека, его мимике, особенностям лица.. можно заметить, что для автора важен человек, выражающий себя посредством мимики, взгляда, внешности, говорящий (или не говорящий) что-либо. Из одежды Набоков обращает внимание на галстук и пиджак".

Итак, герой находится в центре видимого и услышанного мира ( при этом видеть и слышать – глаголы, которые, без сомнений, характеризуют возможности самого героя )[100]. Герой " Соглядатая", по выражению В. Руднева, - наблюдатель, у него - особый взгляд, " именно на его совести правдивость того, о чем он рассказывает".

сочинение, творчество

Не раз и пространно исследователи говорили о том, что герой романа Вл. Набокова - писатель, сочинитель, человек, для которого творчество и жизнь неразделимы. Часто утверждалось, что герой Набокова, больше того, - автор - эгоист, который собственное сочинение ставит превыше " реального" мира ( как Герман " Отчаяния" ). По словам В. Вейдле, " в новой своей повести (" Соглядатай" - И. П. ), как в " Защите Лужина", автор интересуется одним: фактом собственного творчества" ( цит. по М. Табак ). Герою придано увлечение писателя, говорившего - «Мои пристрастия—самые сильные из известных человеку: сочинительство и ловля бабочек» ( Набоков о Н. 150 ). Герой Набокова - по определению М. Н. Цверовой, - творческая личность. О творческом действии героя " Лолиты" пишет С. Кох (Н. Пейдж, 185 ). По словам Г. Маурика, в прозе Набокова романист превращается в героя, и внимание его сосредоточено на процессе письма. Так в " ПнК", " Пнине" и " Бледном огне". На наш взгляд, надлежит говорить о выявлении связи, которая существует между творчеством героя и действительным миром в набоковском романе. Рассматривая творчество ( в частности, сочинительство ) героя как действие мы говорим о недвусмысленных последствиях, которыми оно продолжается в романе. В романе " Дар" герой в стихах обращается к Зине ( " О, поклянись, что до конца дороги ты будешь только вымыслу верна.. " ), - и эти стихи находят свое продолжение в мире романа - в событии - романтической встрече героя и Зины, и позже - в объяснении в любви. Таким образом, романное действие зарождается в момент творческого прозрения. Сочинение героя Набокова не пропадает втуне, бесплодно. В " Даре", напр., стихотворение Федора, прочитанное им на вечере, вызывает отклик Зины, скрепляет действием два момента повествования: " Мне очень понравилось то, что вы раз читали, - сказала она. - О ласточке, которая вскрикнула". " Ах, вы там были? Да. Но у меня есть еще лучше, уверяю вас".

 Во время одного из свиданий Зина признается, что любит стихи героя. В прозе Набокова нередко герой предстает как сочинитель, писатель, поэт, создатель необыкновенных произведений. Таким хочет видеть Набоков героя рассказа " Королек". " Романтовский! А я-то думал вместе с ними, что ты и вправду особенный, - говорит он в финале рассказа, - Я думал, признаться, что ты замечательный поэт, принужденный по бедности жить в том черном квартале. Я подумал, судя по иным приметам, что ты каждую ночь - выправляя стих или пестуя растущую мысль - празднуешь неуязвимую победу над братьями". Лик - талантливый актер, Лужин - гениальный шахматист. Герой рассказа " Тяжелый дым" пишет стихи в клеенчатую тетрадь и на протяжении всего повествования читатель приближается вместе с ним к созданию нового необыкновенного, поэтического произведения - и так же верит " восхитительным обещаниям еще не застывшего, еще вращающегося стиха". Даже Илья Борисович, автор романа " Уста к устам", буквально движется и живет в мире своего произведения. Он и появляется в рассказе в первый раз уже после действующих лиц его романа: " Позвольте, - промолвил Долинин, - я достану ваши вещи (между " ваши" и " вещи" вставлено " и свои" ). Долинин подошел к гардеробу и, предъявив номерок... Тут Илья Борисович задумался". Кроме того, действия героев романа, созданного Ильей Борисовичем, и самого автора описываются в одном предложении ( как один план повествования ): " Наконец, настал день, когда он сделал завещание в ее пользу, настал день, когда он застрелился (из маузера), настал день, когда Илья Борисович, блаженно улыбаясь, спросил Любанскую, принесшую последнюю порцию переписанных страниц, сколько он ей должен, и попытался ей переплатить". В этом фрагменте очевидно неразличение действия героя сочинения ( романтического или лирического героя, созданного Ильей Борисовичем ) и героя повествования.    

Особое внимание к индивидуальности героя, у которого есть дар творчества, противопоставление ее обществу обывателей, питающемуся, по выражению Набокова, " запасом банальных идей"      ( Вл. Набоков, Лекции по русской литературе, 1993, 385 ), персонажам, откровенно не привлекательным, - знакомым нам по " провинциальному городу" А. П. Чехова ( см., в частности, рассказы " Ионыч" и " Палата номер шесть" ), которые – напротив - являются иллюстративным материалом столь не любимой писателем пошлости, олицетворением всего избитого и массовидного, - отличительная черта романа писателя. И действительно, обывательская система ценностей подвергается здесь беспристрастной критике. Набоковский герой, как правило, не может принять ее как данность и озабочен выстраиванием своей " защиты", ревностным сохранением своей индивидуальности. И это ему удается – благодаря тому, что он может сочинять, создавать. По словам западных исследователей, Гумберт " прячет свои правонарушения под великолепием его красноречия" ( Врайес, 64 ), так же, как и герой " Отчаяния".

Не случайно герой романа Вл. Набокова так часто сопоставляется с образом Пушкина и его героев в представлении автора. Образ Пушкина-поэта / пророка, творца / в восприятии Набокова получил воплощение, обусловленное во многом личностным взглядом Набокова на природу поэтического вдохновения как на сугубо индивидуальный дар чудотворца. В свете этого цитирование Набоковым в " Даре" слов Чарского подчеркивает предельную независимость автора " Евгения Онегина" от принятых в обществе " всегдашненьких" стереотипов. Так, герой «Университетской поэмы» напоминает Евгения Онегина:

 

                    Я по утрам, вскочив с постели,

                    летел на лекцию; свистели

                    концы плаща, - и наконец

                    стихало все в холодноватом

                    амфитеатре, и анатом

                    всходил на кафедру, - мудрец

                    с пустыми детскими глазами..

 

В стихотворении «Вечер русской поэзии» -

 

                   Но останавливал меня намек, точнее -

                   в памяти отрывки: так Пушкин мчался в карете,

                   так был одинок его путь: дремал, просыпался,

                   расстегивал ветром развеваемый воротник плаща,

                   и зевал, верно, и прислушивался к песне ямщика.

 

Особенно привлекает Набокова образ Пушкина-путешественника, Пушкина-странника. В романе " Дар" писатель соотносит этот образ с образом старшего Годунова-Чердынцева, а следовательно, и своего отца. И сам пушкинский стиль являлся для Владимира Набокова своеобразным эталоном, " пушкинскими весами" ( Вл. Набоков, " Неоконченный отрывок" ), определявшими степень сообразности творчества. Не случайно исследователи, работавшие над этим вопросом, едва ли не единогласно признали Ал. С. Пушкина высшей и " главной ценностью набоковского мира" / А. Пурин. Набоков и Евтерпа // Новый мир, 1993, вып. 2, с. 229 /, " путеводной звездой" / Н. Анастасьев, 1992, 84 / взыскательного писателя и критика, который " лишь перед именем Пушкина испытывал безусловный пиетет" ( Т. Подкорытова, А. Асоян ).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...