Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Знакомство с героиней. романтическое свидание




Знакомство с героиней

В " Защите Лужина" – романе, написанном Владимиром Набоковым в середине 1920 годов, исследователи, рассматривая сюжетный уровень повествования ( С. Федяев, Л. Барсова ), выделяли три " прорисованных" образа - самого героя, его отца и супруги Лужина, по характеристике Марка Липовецкого, " девушки, предельно чуткой ко всему незаурядному", " преданной", " волевой", напоминающей Зину Мерц ( " Дар" ).

Для стихотворений Набокова почти всегда характерно упоминание героини во второй ( финальной ) части. В стихотворении " Ласка" первые четыре строки содержат описание деталей пространства парка -

 

                                       Ласкаясь к лазури, прозрачно алея,

                                          стыдился, смеясь, изумительный день..

 

Во второй части стихотворения -

 

                                           .. листья, лениво кружась,

                                          влюблялись в тебя и на плечи спускались,

                                          и ты их ласкала, безмолвно смеясь.

 

 Подробно описан образ героини и в финале стихотворении" Летняя ночь", " В июле я видал роскошый отблеск рая", " Ты помнишь этот день? ", " Тебя, тебя одну любить я обещаю", " Первая любовь". Герой вспоминает едва уловимую черту в портрете героини - " склоненного плеча прелестно очертанье" ( " Звени, мой верный стих.. " ), " тоненький локон" ( " Феина дочь.. " ), " на девичьих висках завитки", " с девичьим периливом на темени" ( " Приглашение.. " ).

 Знаменательная часть наблюдении касается ее взгляда. " Как ты умела глядеть", - говорит автор, - " заря у тебя на лице". В стихотворении " России" - " глаза невинные твои". В стихотворении " Твоих одежд воздушных я коснулся" -

 

        Спросила ты:

       что на земле прекрасней

       темно-лиловых лепестков фиалок,

       разбросанных по мрамору? твои

       глаза, твои покорные глаза.

 

 Заметим, что портрет героини – особенный, он выделяется среди персонажей романа благодаря постоянной семантике описания: «у Вани глаза были еще бархатнее... ее бархатное лицо, близорукие глаза», «шелковый пробор, шелковый платок» ( " Соглядатай" ), «бархат губ... бархат белых плеч» ( " Мне странно увидать оглядкой... " ), «теплый шелк» ( " Благость" ), «вечер шелково-зеленый» ( " Ла Артур" ), «траурный шелк» ( " Детство" ), «шелковые лоскуточки» ( " Возвращение Чорба" ), «каштаново-атласный переливающийся лоск прически» ( " Университетская поэма" ), «обе они были в черном шелку» ( " Сказка" ), «пригладишь на груди атлас» ( " Ты войдешь и молча сядешь... " ), «атласный сад»

( " Маркиза маленькая знает... " ), «атласные струи» ( " Встреча" ), «в атласе вод прозрачно-черных» ( " Почти недвижна наша лодка" ),

Подобные эпитеты наблюдаются и в " Лолите" ( " атласный отлив за виском", " ее шелковистая макушка" ), и важно не смешивать их с мотивами кукольности. Так, " признак " бархатный" несет положительную оценочную модальность... по наблюдению Л. Прокофьевой ( " Цветовые и звуковые модуляции... " ) с черным цветом связан смысл жизненности" ( Инга Акимова, 1997, 175 ). Очевиднее всего эти признаки были соположены в романе " Соглядатай".

 

романтическое свидание

Событийный статус знакомства и свидания с героиней в романе Набокова не вызывает сомнений. Развитие действия в романе всегда осуществляется благодаря им. По словам Л. Токер, " На самом деле, любовная коллизия, общность двух любовников - почти единственный тип коллективного сознания, что принимается Набоковым" ( Конноли - 2, с. 102 ). Так, в рассказе " Адмиралтейская игла" " протагонист-комментатор" признает только мир, который они вместе создали со своей бывшей возлюбленной и с негодованием отвергает чужой стиль, силившийся переформировать истинный сюжет рассказа.

 Целый веер ассоциаций, связанных со свиданиями в романе Набокова, восходит к " Другим берегам". В этом произведении основную часть сюжета составляет описание встреч с Тамарой. Они происходят в Петербурге, в Рождествено.

 Названный сюжет выделяется Набоковым как подлинный, действительный и романтический. В романе " Машенька" он угадывается в описаниях романтических встреч героя и героини, которые происходят, так же, как в " Других берегах", в пустынной усадьбе за рекой. Еще одна встреча с Машенькой - в поезде - ее подробности описания повторяют картину названного романа ( лето семнадцатого года ). Свидания и знакомство с героиней происходят в роще, в беседке. Так свидание Натальи с Рудиным в романе Тургенева происходит в сиреневой беседке и у Авдюхина пруда.   

 В романе " Приглашение на казнь" местом романтических встреч героя и Марфиньки становятся Тамарины сады ( указание на сюжет " Других берегов" ), пространство с приметами подлинного. Непререкаемость события романтического свидания здесь подчеркивается его способностью оживать в воспоминании героя. Такое необыкновенное явление, " сопряжение времен" можно обнаружить в следующем фрагменте романа:

 " Изредка наплыв благоухания говорил о близости Тамариных Садов. Как он знал эти сады! ( другой план времени ) Там, когда Марфинька была невестой и боялась лягушек, майских жуков". О мотиве счастья Цинцинната в Тамариных садах и его " счастливой любви" пишет Н. Беллестрини ( Л. Зуншин, с. 95 ). Свидания Цинцинната и Марфиньки в Тамариных садах выделяются как подлинные события в нередко сомнительном, двойственном, полном искаженных отражений мире романа.

 Парк также может стать местом встречи героев. Романтическое свидание на опушке парка есть в стихотворениях " Береза.. " и " В полнолуние, в гостиной.. " В рассказе " Адмиралтейская игла" последнее русское лето отмечено катанием героев по тропинкам парка. В рассказе " Картофельный эльф" счастливого Фреда видят в парке, где румяная няня также предлагает его " прокатить". Тропинку в парке вспоминает герой рассказа " Подлец".

 Также Набоков отмечает освещенность пространства парка, напр. в рассказе " Сестры Вейн". В рассказе " Рождество" - " дальше сиял высокий парк, где каждый черный сучок окаймлен был серебром, и елки поджимали зеленые лапы под пухлым и сверкающим грузом". Парк увеселений с горевшими фонариками можно увидеть в рассказе " Сказка".

 В стихотворении «Счастье» - " мы сядем на скамью в акации густой" - очевиден мотив прогулки с возлюбленной ( как в рассказе " Возвращение Чорба" ), как и в стихотворениях юношеского сборника " Счастье" ( " .. рад бродить с тобой" ), " Зовут влюбленного.. " ( " По узкой розовой аллее" ), «Грибы» ( " у входа в парк, в узорах летних дней скамейка светит, ждет кого-то" ). В стих. " Ты помнишь этот день? " - " С тобою неужели мы больше никогда там вместе не пройдем, где белые стволы и маленькие ели.. "

Романтическая встреча героев нередко происходит в центре большого освещенного пространства: в большой гостиной, у вокзала, у церкви ( Исакиевский собор в рассказе " Пасхальный дождь", или католический - в рассказе " Возращение Чорба" и " Лик" ).

 Так в романах Стендаля и Бальзака, по словам М. Бахтина, в гостиной происходят встречи, раскрывающие характеры героев. Итак, сакральное пространство – место встречи героев - у Набокова часто - широкое, просторное, видимое ясно, или большая освещенная гостиная или залитая солнцем веранда, или просматривающийся с высоты сад.

 По мнению ряда исследователей, сад является устойчивой частью пространства усадьбы у Набокова. В саду может находиться место встречи героев ( в стихотворении " Вот дачный сад, где счастливы мы были" ), здесь " пахнет липой и сиренью", сад находится прямо и недалеко от дома. Так в пьесе А. Чехова сад - " критерий прекрасного" ( Л. Левитан ), и воспоминание о счастье.

Ожидание встречи с героиней, напр, в стихотворении " Тебя, тебя одну любить я обещаю", " Первая любовь", " Я с ночи жду тебя», соотносятся с воспоминанием о России, о роще, лесе, реке ( которые выделяются в исследовании М. Бахтина как часть сакрального пространства ). В стихотворениях Вл. Набокова роща - " белоствольная" ( " О, светлый голос, чуть печальный" ), " душистая" ( " Тристан" ), " где березы грезили" ( " Будь со мной прозрачнее.. " ). Кроме того, подчеркивается приближенность пространства к высокому, небу: «под негою неба березы» ( " За лесом улыбкой.. " ), «и льется надо мнои сиянье легкое, зеленое – березы»          ( " Березы" )

В стихотворении " Элегия" герой бродит подле уединенной тропы. Пятнистая тропинка появляется в стихотворении " Сонет" -

 

                               .. дай нам вновь

                              под теми деревцами

                              хоть миг, да постоять.

                     Я думаю о ней, о девочке, о дальней..

 

 О подробном описании лесной лужайки в " Даре" говорит М. Ямпольский. В романе " Защита Лужина" тропинка приводит к мосту, затем - к дому. В стихотворении " Я думаю о ней, о девочке, о дальней" упоминаются " дорогие тропинки". С моста здесь может быть виден огонек лесопильного завода ( как в стихотворении Анны Ахматовои )

Романтическое свидание может проходить в парке за рекой – как в романе «Другие берега» или в романе «Машенька». Исследователи пространства усадьбы не случайно говорили об образе реки.. Дачная река – " застенчивая", " знакомая" ( " Домой" ), по реке проплывает лодка героини ( в стих. " Звучи.. " ). За рекой - " поля росистые", " синие чащи". В стихотворении " Я думаю о ней.. " -

 

       и вижу белую кувшинку на реке,

       и реющих стрижей, и в сломанной купальне

       стрекозку на доске..

 

В стихотворении " На закате":

 

       На закате, ты знаешь, каком,

       с яркои тучей и майским жуком,

       высоко над румяной рекой..

 

Кроме того, дачная река - место свидания в стихотворении " Почти недвижна наша лодка", в стихотворении " Ты помнишь этот день? " О наслаждении купаться в реке пишет Набоков в связи с романтическим сюжетом в рассказе " Круг".

У мостка происходит встреча героев в стихотворении " Первая любовь". В рассказе " Возвращение Чорба" мостик над белым потоком также становится частью сентиментального воспоминания героя. В романе " Защита Лужина" к дому героя ведет мост и дорожка ( как и в Рождественском имении, описанном в романе - "... толстые стволы берез, которые, крутясь, шли мимо... поворот к мосту, крыши изб" ). В рассказе " Письмо в Россию" мост является частью освещенного пространства благодаря тому, что с великолепным грохотом промахивает через мост, над улицей, освещенный поезд.

 В романе " Дар" герой, изображенный на мосту, испытывает неподдельную радость воспоминания - «Федор Константинович, как всегда, был обрадован удивительной поэзией железнодорожных откосов, их вольной и разнообразной природой: заросли акации и лозняка, дикая трава, пчелы, бабочки.. "

 Кроме того, мост нередко связан с темой реки, которая почти всегда у Набокова несла положительную оценочную модальность ( см. " Каждый помнит какую-то русскую реку.. " ). Не случайно удаленность пространства от реки обозначает его принадлежность к периферийному миру. Так, в романе " Приглашение на казнь" под мостом, по которому направляются в город Пьер и Цинциннат, находится высохшее русло реки. И напротив, с темой Стропи связан в романе смысл жизненности происходящего ( встречи Цинцинната и Марфиньки происходят в садах за Стропью ).

Молодость, как и влюбленность - основная черта героя и героини в романе Набокова. На молодость и красоту героев романа указывает и М. Бахтин ( герои - юноша и девушка ). С молодостью и поэтическим одиночеством сопоставлена тема реки в стихотворении " Вечер на пустыре". В стихотворении " Поэты" над рекой появляются световые отблески рекламы. Строки о русской реке - " как отблески солнца" - можно обнаружить в стихотворении " Река". На берегу реки в стихотворении " Colloque sentimental" появлялись светлячки, " цепи огней" на набережной города упоминались в стихотворении " Столице". Очевиден мотив встречи влюбленных на мосту в стихотворении " Встреча", в строках -

 

       Над широкой Невой догорал закат,

       цепенели дворцы, чернели мосты -

       это было тысячу лет назад,

       так давно, что забыла ты.

 

В рассказе " Адмиралтейская игла" свидания героев происходят уже в пространстве города, в Петербурге, причем являются словно приметой сакрального воспоминания ( не случайно появляется мальчик, который везет санки - вестник будущего воспоминания ).

В рассказе " Письмо в Россию" герой " блуждает" по набережным вдоль канала, - и чувствует себя счастливым. В рассказе " Круг" на набережной расположен особняк героини, рядом с которым в ожидании чего-то необыкновенного проходит Иннокентий. В рассказе " Лик" герой оказывается на набережной и приходит в чувство после встречи с Колдуновым.

Свидание с героиней у Набокова связано не только с упоминанием большой гостиной, но и балкона. В романе " Камера обскура" - " .. был теплый солнечный вечер, на балконах сидели мужчины в жилетах, в небе порой раздавалось жужжание аэроплана". В рассказе " Весна в Фиальте" маленький балкон упоминается в связи со сценой свидания героев. В романе " Соглядатай" свидание и объяснение героя и Вани происходит на балконе пятого этажа: " И вот он хочет выйти с ней на балкон", - как написал бы М. Эпштейн. В романе " Камера обскура" - " .. были, наконец, прекрасные, нежные вечера, когда Кречмар с женой сидел на балконе и думал о том, как незаслуженно счастлив".

В романе " Защита Лужина" в сюжете выделяется знакомство с героиней ( оброненный платок ), и лишь в одном фрагменте замечено, что герои " находили время уединяться", - после чего являлись вопросы второстепенных персонажей: " Что, целуешься с ним? Целуешься? "

Роман " Дар" содержит описание романтических встреч Федора и Зины в пределах пространства города, которое описывается как сакральное. Для такого пространства характерен признак освещенности. У места встречи героев горит фонарь ( в финале романа при описании действий героини говорится о том, что " зажглись фонари" на улице ) или звезда ( встреча с Зиной названа вечной, непременной " как звезда" ). Когда герой направляется к Зине, он видит в окне звезду: " и в черных проволоках между черных труб сияла звезда, -- которую, как всякую звезду, можно было видеть по-настоящему лишь переключив зрение, так что остальное сдвигалось вон из фокуса. Вдали какие-то большие часы.. медленно пробили девять. Пора было идти на свидание с Зиной". В ожидании встречи с героиней Федор сочиняет стихи: " За пустырем как персик небо тает: вода в огнях, Венеция сквозит, - а улица кончается в Китае, а та звезда над Волгою висит". Затем, при описании чувства Федора автор вспоминает слова Гете - " помните, как он говаривал, показывая тростью на звездное небо: " Вот моя совесть! " " Неужели это все правда, - этот забор и мутненькая звезда? " - спрашивает Зина, - и в этом вопросе звезда и даже забор предстают символами счастливого переживания. Писатель и сам называет естественным выражением счастья " лунные вулканы картофельного пюре, смутный говор, шаги, звезду среди развалин туч". Другое место свидания - берег ( так в нескольких стихотворениях Набокова ) или набережная, с обязательными отражениями береговых огней в воде. Федор встречается с Зиной в пространстве, уже охарактеризованном и на первый взгляд обыденном, но обещает " прислать ей открытку с прибоем" (в романе " Лолита" Гумберт Гумберт дарит героине сказку " Русалочка" ).   

Место встречи влюбленных представляется сакральным, мотив встречи - важным для развития сюжета. Для Набокова этот мотив нередко сопоставлен с мотивом " нахождения" героини ( в рассказе " Что раз один, в Алеппо", в строках стихотворения " И снова я найду тебя в тени березы", в романе " Соглядатай" ), среди " зеркал" негостеприимного и неприветливого пространства, - так же как в тринадцатой главе известного романа М. Булгакова. Однако, по мнению Л. Токер, в романе «Камера обскура» герой Набокова " допускает страсть к незаслуживающей женщине, желающей узурпировать место в его жизни". Это, по ее разумению, - не событие, но некий просчет в формуле сюжета.

По словам М. Бахтина, мотив встречи всегда входит в состав сюжета романа, время, в котором не происходит ни встречи, ни разлуки ( героев ) не может быть основным временем романа. По мнению М. Бахтина, любовные мотивы первой встречи можно обнаружить уже в " греческом" романе, в эллинистической любовной поэзии. Так же Набоков прослеживает вехи развития романа: от первой встречи героев ( на дачном концерте ), катания на лодке ( романтического свидания ) до встрече в поезде, - в романе " Другие берега".

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...