Эмоциональные и психические реакции.
Эмоциональные и психические реакции. К концу первого года жизни становятся отчетливыми расстройства эмоциональных реакций в виде синдрома гипервозбудимости. У детей стойко нарушен сон (трудности засыпания, частые пробуждения, беспокойство в ночное время). Отмечаются сверхчувствительность к обычным раздражителям окружающей среды, склонность к быстрой смене настроения. Начав плакать или смеяться, ребенок часто не может остановиться, и эмоции как бы приобретают насильственный характер. Эмоциональные расстройства усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Эмоционально-психические реакции отстают в развитии. Снижен интерес к игрушкам, реакция на новое, на незнакомого человека неадекватная, познавательные и дифференцированные эмоциональные реакции отсутствуют, мимика часто маловыразительна, однообразна и сопровождается оральными синкинезиями. Реакции на речевое общение неполноценны: ребенок не понимает обращенную к нему речь, не отвечает действием на словесную инструкцию. Часто наблюдают нарушение тонуса речевых мышц. Затруднено питье из чашки, жевание, дети поперхиваются во время еды. При спастических формах церебральных параличей язык в полости рта напряжен, спинка его изогнута, кончик не выражен. Губы напряжены, активные движения в артикуляционных мышцах ограничены. Не редуцированные рефлексы орального автоматизма и патологические синкинезии затрудняют развитие лепетных звуков и слов. К концу первого года жизни уже можно выявить дистонию речевых и дыхательных мышц, характерную для гиперкинетической формы церебрального паралича. Более отчетливыми становятся также гипотония речевых мышц и асинхронность между дыханием и фонацией, наблюдаемые при мозжечковой и атонически-астатической формах.
Дети произносят мало звуковых сочетаний, не подражают звукам и слогам. Отмечаются недостаточная реакция на голос, тон, трудности определения звуков в пространстве. Выводы. Таким образом, к патологическим признакам, указывающим на угрозу церебрального паралича у детей грудного возраста, можно отнести анамнестические данные: жалобы родителей на задержку развития, большое число факторов риска во внутриутробный и интранатальный периоды, неврологические нарушения в период новорожденности. Данные неврологического обследования: I. Нарушение мышечного тонуса. Гипертония, дистония, гипотония. II. Врожденные рефлекторные реакции. Вызываются после 3-4 мес, активация тонических шейных и лабиринтного рефлексов во всех положениях. III. Нарушение позы и произвольных движений. Голова: ● запрокидывание в положении на спине, ● постоянный поворот в одну сторону, ● чрезмерное запрокидывание в положении на животе, ● трудности удержания при тракции, вертикально, на животе, сидя. Руки: ● прижаты к туловищу, ● не приводит к средней линии, ● не тянет в рот, ● не отводит в стороны, ● не берет игрушку, ● кисти сжаты в кулак, ● отсутствует оптическая опора рук. Ноги: ● чрезмерное разгибание и приведение в положении на спине, вертикально на опоре; ● ходьба на носках; ● плохая опора, ● прогибание в коленных суставах. ● Глобальные двигательные реакции: ● не поворачивается на бок, ● не поворачивается на живот, ● поворачивается блоком, ● посаженный не сидит, ● не опирается на руки в положении на животе, ● не встает на четвереньки, ● самостоятельно не садится, ● самостоятельно не встает,
● самостоятельно не стоит, ● стоит у опоры на полусогнутых и приведенных ногах, ● не ходит, ● ходит на носках с посторонней помощью, ● асимметрия позы и произвольных движений. IV. Задержка речевого и психического развития. Источник: http: //aupam. narod. ru/pages/deti/detskie_cerebraljnihe_paralichi/page_10. htm Приложение 5 Базовый набор упражнений для развития крупной моторики у детей первого года жизни Вместо предисловия Массаж Контроль, развитие или формирование защитного рефлекса и подъема и удержания головы в положении лежа на животе Тренинги ориентационных реакций и контроля головы Поворот со спины на живот Поворот с живота на спину Опора на руки Глобальное разгибание Ползание Сидение Ходьба Освоение падений Приложение 1 Список основных положений Приложение 2 Развитие опорной и балансной реакций ног как пример построения функции Приложение 3 Конспект фрагмента семинара Приложение 6 Краткое изложение средового подхода к терапии двигательных расстройств Дети выздоравливают сами. Мы можем лишь создать необходимые для этого условия. Эти условия состоят из следующих компонентов: ● Убираются декомпенсирующие факторы. ○ Например, используется группирующая укладка для детей с избытком разгибательных тонусов на плоскости. ● Создается внешняя поддержка слабой функции. ○ Например, поддерживаем тело ребенка со слабой опорой на руки. ● Использование слабой функции мотивируется. ○ Например, ребенок поддерживается в опоре на руки на грудь лежащего взрослого, что обеспечивает ему зрительный контакт. ● Не запускающаяся произвольно функция стимулируется специальными приемами. ○ Например, отсутствующая опора на ноги – через “птичий” рефлекс, нашагиваниями на край стола. ● Отсутствующая функция “собирается” через согласование элементов соседних. ○ Например, сидение из игр с ногами лежа на спине и присаживаний. ● Многие функции состоят из элементов предшествующих, согласованных в новых условиях специальным образом. ○ Например, ползание на четвереньках требует одновременно больших тонусов в разгибателях спины, которые ребенок нарабатывает в “самолетике”, но при этом с энергичным сгибанием бедер, которое он наработал, играя поднятыми ногами.
Таким образом, с помощью обстоятельств, важнейшими из которых являются родители и поддерживающий их терапевт, создаются условия, в которых ребенок может реализовать свой потенциал развития.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|