Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приложение 7 Тезисы к организации коррекционных занятий с детьми первого года жизни




Приложение 7 Тезисы к организации коррекционных занятий с детьми первого года жизни

● Дети от рождения обладают слабыми возможностями саморегуляции.

● Навыки саморегуляции приобретаются ребенком благодаря помощи близких.

● Ребенок относится к близким с глубокой эмпатией и доверием. Уверен, что может полагаться на их защиту и поддержку.

● Нарушение отношений с близкими людьми имеют серьезные последствия для психики ребенка и его дальнейшего развития[31].

● У детей есть собственный рисунок чередования активностей, сильно отличный от взрослого.

● Маленький ребенок почти постоянно в движении, но большая часть его движений привычны и не затруднительны для ребенка.

● Исследовательский напор позволяет ребенку все время приобретать новые впечатления и способности, но происходит это очень маленькими порциями на фоне привычной активности.
Ребенок при этом делает только то, что у него получается, новое возникает внутри старого.

● Любое сильное впечатление требует много времени для выработки отношения, поведения, так же как новое получившееся действие для его применения.

● Дети многократно повторяют только эмоционально наполненные для них действия.

● У маленького ребенка уходит много времени на адаптацию к непривычному окружению.

● Перед ребенком, в каждый момент времени, стоит совсем немного двигательных задач, для решения которых требуется активное содействие взрослых.

● Взрослые обычно не могут усвоить больше 2-3 нужных ребенку игр за один раз.

 

● Поэтому занятия должны:

● Проходить в привычном окружении, и предметном, и человеческом.

● Быть непродолжительными.

● Состоять из маленьких игр, включенных в привычный для ребенка поток активностей, но решающих коррекционные задачи.

● Проходить в естественном для ребенка темпе.

● Только дома и руками родителей все это легко реализовать.

● Для этого они должны поэтапно обучаться специалистом, курирующим ребенка.

● Первичное обучение родителей должно проходить с использованием кукол.

Приложение 8 Понятие нормы

Статья из медицинской энциклопедии 

 

Исторически сложилось традиционное понятие нормы как стандарта, типичного варианта, идеального образца.

В связи с распространением идей кибернетики живой организм стали рассматривать в качестве саморегулирующейся биологической системы; это привело к новому пониманию Н. в медицине как оптимума функционирования и развития организма.

Первое философское определение Н. принадлежит древнегреческим мыслителям. Их представления о Н. основывались на категории меры как обобщенного выражения красоты, гармонии, устойчивости, полезности, равновесия стихий.

В средневековой медицине господствовало религиозное толкование Н., исходящее из понятия о недостижимой гармонии божественного совершенства человека.

Интерес к строению человеческого тела привел в эпоху Возрождения к развитию анатомии, а позже и физиологии. Это способствовало формированию представления о Н. как особом типе морфофизиологической организации человека. При этом патологическим считали такой признак, который не встречается у большинства особей данного вида.

В соответствии с таким типологическим пониманием Н. как некоторого образца в медицине ее стали отождествлять с типичным, стандартным, обычным или среднестатистическим. В конце 19 в. немецкий патолог Конгейм (J. F. Cohnheim) предложил определять Н. как то, что «свойственно большинству особей». Типологическое представление о Н. получило дальнейшее развитие в связи с использованием в медицинской науке средств вариационной статистики. При определенных условиях, особенно при изучении массовых явлений, отождествление Н. с типичным, среднестатистическим вариантом имеет реальный смысл. Однако еще А. А. Богомолец в 30-е годы 20 в. отмечал, что если канонизировать и абсолютизировать среднестатистический аспект Н., то пришлось бы признать, что для индусов является нормальным умирать от холеры и чумы неизмеримо чаще, по сравнению с англичанами, живущими в тех же местностях.

Необходимо учитывать, что нормальное развитие зависит от индивидуальных, половых, возрастных и конституционных особенностей. При этом патологическое для одного организма может быть нормой для другого.

Объективные трудности в познании диалектики нормы и патологии заставили ряд медиков считать Н. субъективным феноменом. Такой вывод был следствием попытки найти компромисс между традиционным понятием Н. как среднего типа и развивающимися представлениями о вариабельности строения и функций организма. Исходное понимание Н. как средней величины в столкновении с противоречивой природой изменчивости живого приводит к релятивистским выводам о растворении ее в аномалиях, к отрицанию существования объективной нормы вообще.

Абсолютизация среднестатистических норм может привести к теоретическим ошибкам, к шаблону в клиническом мышлении. Вот почему среднестатистический подход может быть дополнен представлением о Н. как интервале, в пределах которого количественные колебания психофизиологических процессов способны удерживать живую систему на уровне функционального оптимума, т. е. нормой можно считать оптимальную зону, в пределах которой организм не переходит на патологический уровень саморегуляции.

Следует различать Н. и нормативы, которые устанавливаются на основе договоренности, т. е. носят достаточно условный характер. Основой теоретического решения проблемы Н. служит диалектическая методология, рассматривающая не изолированного человека, а систему «природа — человек — общество». С этих позиций патологическое развитие человека оценивают как нарушение не только коадаптации, т. е. согласованности процессов на уровне организма, но и межуровневых взаимосвязей более широкого плана (популяций, биоценозов, биосферы в целом). Можно говорить не только о Н. на уровне организма, но и о популяционной, биоценотической, биосферной Н. Особое значение приобретают экологическая Н. и экологические нормативы. В этом подходе к решению проблемы Н. проявляется важная тенденция современной науки к синтезу знаний о человеке и среде его обитания.

Особое значение в детерминации нормального развития человека имеет совокупность социальных факторов. Ошибочно приписывать универсальный характер чисто биологическим дефинициям Н. Психические отклонения от Н., например, нередко имеют выраженную социальную детерминацию, социальные проявления и последствия.

Нормальный человек — это не только биологически здоровое существо. Не все то, что нормально биологически, является одновременно и социально нормальным. Биологическая адаптированность человека необходима и нормальна лишь в тех пределах, в каких она обеспечивает его оптимальную деятельность в качестве члена общества. Человек не рождается готовым членом общества, он становится таковым в процессе обучения и воспитания. Именно процесс превращения биологического индивида в индивидуальность и называется социализацией. Индивид, усвоивший социальные нормы и ставший личностью, и есть нормальный член человеческого сообщества.

Нормальное развитие человека определяется отношениями в процессе производства, в семье, в быту; характером работы, отдыха, питания, жилищными условиями, ритмом жизни, убеждениями, приводящими подчас к подчинению биологической жизнедеятельности целям социального развития; привычками и обычаями, результаты влияния которых нередко почти неуловимы. Нормальное развитие человека может быть достигнуто прежде всего при наличии нормальных условий ЛЗ жизни.

 

 


[1] Если понимать его в широком смысле, а не только как владение абстрактным мышлением.
Приведу определение из Википедии.

Интеллект (от лат. intellectus – понимание) – качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой. Общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.

 

[2] Которое, напомню, было сделано Прокрустом, чтобы был предлог калечить.

Прокруст [греч. Prokroustē s букв. растягивающий]. В древнегреческой мифологии: разбойник, обрубавший или вытягивавший жертвам ноги по длине своего ложа.

Прокрустово ложе (перен. ) – мерка, под которую насильственно подгоняется что-нибудь. Толковый словарь иноязычных слов. – 2008

 

[3] Полезная статья “здоровье” в Википедии.

[4] В смысле возможности “сборки” тех или иных паттернов из дозревших компонентов, которые конечно созревают, формируются, развиваются во многом параллельно. Но такая сборка становится доступной в определенный момент, что и порождает картину последовательных качественных скачков в моторном развитии, когда новое может возникать практически мгновенно.

[5] Норма так никогда не делает, видимо, потому, что это нарушает главное условие развития – возможность выбора. Но мы можем встретить реальных детей, развивающихся таким образом.

Чаще мы видим такие случаи при высокой степени ограничения двигательных возможностей, но они встречаются, и наоборот, при очень высокой двигательной одаренности, когда именно моторное развитие оказывается в центре интересов ребенка.

И в том и в другом случае, видимо, из-за резкого сужения вариативности активности, последствия для общего развития одинаковы в виде снижения произвольности, в смысле самостоятельного выбора.

[6] Каркас, потому что моторное развитие – это множество взимосвязанных возможностей, которые постепенно проступают в результате созревания и опыта и делают возможными другие. Все это можно представить себе как пространственную сеть, узлы и связи которой постепенно заполняются с одного края – воможностей новорожденности к другому – возможностям годовалого ребенка.

[7] Индивидуализация плана созревания у младенцев может быть очень велика. Например, встречаются благополучно развивающиеся дети, которые начали ходить и в полгода, и в полтора. То есть их возраст отличается втрое! Представьте себе, что одни дети готовы к школе в пять лет, а другие – в пятнадцать.

[8] Мы не будем здесь рассматривать уже упомянутую проблематику опережающего моторного развития, так как, в чисто моторном плане, оно вполне успешно.

[9] То есть так называемые “задержки моторного развития”, которые ставят обычно, к сожалению, как самостоятельный диагноз.

[10] Она всегда снижена.

[11] Подробнее в тексте Положения и переходы. Помощь в развитии движения.

[12] Паттерн – в переводе с английского – образец, шаблон. В нужном нам смысле, паттерн вовсе не стереотип, а нечто общее, присутствующее во всех возможных позах в объеме определенного положения или в возможных вариантах объема движения. Например, паттерн стояния определяется через опору только на ноги/ногу, ходьбы – обязательным чередованием опоры на две ноги и на одну ногу, а бега – чередованием опоры на одну ногу.

[13] И еще 5 входов “сверху”:

● С корточек

● Из полуприсяда (Именно так для отличия от используемого в тяжелой атлетике полуприседа, в котором корпус вертикален. В нашем случае корпус горизонтален)

● Из положения стоя

● Из положения стоя на коленях

● Из положения стоя на одном колене

И не так уж мало детей, которые сидение осваивают именно “сверху”, а не “снизу”, но мы эту тему оставим в стороне.

[14] Целью которой обычно является дополнительное сенсорное обеспечение.

[15] Частичной группировки или частичного поворота на бок.

[16] Для разгибательного тонуса.

[17] Так у автора “Календаря”.

[18] Порог 69%. К сожалению, никто из известных мне авторов подобных таблиц не разделяет способность ребенка удерживать голову по желанию, удержание головы под действием защитного рефлекса, “запертого” симметричным тонусом, и удержание головы под действием патологического разгибательного тонуса. - ЛЗ.

[19] Порог 34%.

[20] Порог 19%.

[21] Порог 21%.

[22] Порог 30%.

[23] Порог 31%.

[24] Порог 21%

[25] Порог 20%.

[26] Порог 20%.

[27] Порог 20%.

[28] Отсюда http: //www. 7ya. ru/babygrowth/0month/

 

[29] По мнению автора текста.

[30] Произведена разметка текста для удобства использования: выделены заголовки и абзацы, исправлены очевидные грамматические ошибки.

[31] Рекомендуемая литература:                                                                     Терапия нарушений привязанности: От теории к практике Бриш Карл Хайнц   

Теория привязанности и воспитание счастливых людей Бриш Карл Хайнц

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...