Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Шадбхир бхактихпрасидхйати




 

Сейчас мы рассмотрим те принципы, которые являются основой прогресса. Это 6 принципов прогресса:

1. утсаха – энтузиазм

2. нишчайа - совершать усилия с решимостью. Т.е. мы доверяем Кришне и прилагаем какие-то усилия.

3. дхаирйа – терпимость

4. тат-тат-карма-правартанат - совершать действия, соответственно регулирующим принципам (шравана, киртана, смарана, вандана, арчана и т.д. – 9 видов преданного служения)

5. санга тйага – отстраниться от общения с материалистическими людьми (санга – общение, которое не соответствует духовным принципам, тйага – отречение от них; санга тйага – отречение от того общения, которое не соответствует духовным принципам)

6. сато(садху) вритте – следовать по стопам ачарйев (по стопам садху)

Эти 6 принципов считаются основой прогресса преданности. Сейчас мы поочерёдно рассмотрим их. Я буду рассматривать их в общем, чтобы иметь представление о них. Потому что, если смотреть подробнее, то идея забывается. Поэтому лучше смотреть сначала в общем, а потом, если будет интерес, подробнее.

1. утсаха – энтузиазм в преданном служении.

Это очень важно для совершения преданного служения. Шрила Бхактивинод Тхакур говорит, что без утсахи (энтузиазма) человек поклоняется пренебрежительно. Представляете, что это означает? Я могу делать всё, как надо, как делают великие мудрецы, рано утром вставать, делать все службы, но делать это без желания, без энтузиазма. И вот этот настрой означает, что моё преданное служение пренебрежительно. Откуда идёт это пренебрежительное настроение?

Есть 3 причины:

1. Быть инертным по отношению к действиям. Инертное состояние. Это такое чувство, которое очень мешает преданному служению. На самом деле, говорится, что природа души очень активная. Что это означает? Это означает, что душа всё время, постоянно хочет быть активной, что-то слушать, делать, видеть. Например, дети. Они всё время вертятся. Но когда в возрасте человек сидит, и видит, как ребёнок крутится и вертится, это действует ему на нервы и он беспокоится. Например, в разговоре я однажды сказал, что я не люблю собак, я люблю кошек. Меня спросили: почему? Собаки более дружественны, общительны. Но собака постоянно подходит к тебе, касается тебя, она беспокоит тебя. А кошка просто приходит, мурлычет, и ничего не делает. Почему я так говорю? Потому что я уже в возрасте, мой энтузиазм уже упал, и мне больше нравится спокойное состояние. В материальном мире недостаток энтузиазма естественен. В этом мире, когда человек взрослеет, постепенно его энтузиазм убывает. И если мы рассмотрим жизнь человека от начала до конца, заметим, что сначала, он ребёнок, он двигается, крутится, а потом постепенно эта активность останавливается, и он не так двигается. И в преданном служении это очень не благоприятно. Яркий пример этого - Шрила Прабхупада. Я ещё не очень старый, но у меня уже нет энтузиазма. А Шрила Прабхупада в 70 лет крутился по всему миру, полный энтузиазма. И пассивность в преданном служении является врагом преданности. Потому что в духовном мире все души всё время заняты разной деятельностью. Это природа души. Душа всегда вечно активна. Вот теперь одно определение. Запомните, пожалуйста! То, что противоречит природе души не может быть благоприятно для преданных. И поэтому, если душа активна, мы никогда не должны быть инертны. В духовном мире, насколько раса живого существа высока, настолько оно активно. И настолько его блаженство выше и больше. Отсюда можно понять, что инертность - это плохая вещь. И когда человек инертен, он пренебрегает преданным служением. Это исходит от умонастроения человека. Т.е. если живое существо в уме своём не хочет служить Кришне, он проявляет инертность. Я не знаю, вы хорошо понимаете связь ума с действиями? Я приведу пример. Ум всегда впереди, и всегда диктует телу что делать. И когда в уме человек что-то хочет, всё время ум должен диктовать телу до тех пор, пока тело не выполнит это. И это состояние называется энтузиазм, когда ум диктует телу, чтобы оно было активно, действовало. Но случается что-то другое. Ум теряет свой интерес к действию, и не диктует как телу действовать. В каком случае это происходит? Приведу свой пример, чтобы было понятно. К примеру, я в своё время снимал мультики. Когда идея приходила, всё моё тело кипело, и я обязательно должен был воплотить эти идеи. А мультики – это такое дело, что всё там снимается очень медленно. Чтобы показать 1 секунду мультфильма, нужно нарисовать 24 картинки. И пока я воплощал эту идею, время тянулось очень долго. Потому что я делал это один. В команде конечно быстрее. Поскольку я готовил один, то за 3 месяца я снял только 15 секунд. Но в это время ум думал уже о других сценариях. И этот сценарий в уме уже состоялся, согрелся, и ум был уже увлечён новыми идеями. Поэтому я оставлял старые, и думал о новых идеях. Это пример того как пропадает энтузиазм. Т.е. это всё исходит от ума. И по этой причине человек должен всегда, всё время своё умонастроение держать в энтузиазме. Поэтому великие мудрецы говорят, что есть 3 вида преданного служения, что самые главные: шравана киртана смарана – слушать, повторять и помнить. Именно эти 3 вида энтузиазм ума держит лучше всего. И поэтому они считаются самыми важными.

2. Апатия – леность, ленивость. Может человек хочет что-то делать, но он ленивый. Как вы знаете, ленивость происходит от воздействия тама гуны, т.е. невежества. И чем больше влияет тама гуна, тем больше проявляется ленивость. И где проявляется тама гуна и почему она возобладает? Тама гуна действует там, где нет её обратной стороны, т.е. знания. И поэтому мы можем понять, что знание, осознание Кришны уничтожает эту апатию. И поэтому, если у человека есть знания, осознание Кришны, у него проявляется энтузиазм. А если знания недостаточно или нету, то энтузиазма нету, он ленивый.

3. Безразличие. Почему? Потому что это относится именно к гйане. Т.е. гйани не активны и не ленятся. Они безразличны к этому миру, и они достигли этого уровня, и очень часто их называют муни -мудрецами. Им поклоняются и их уважают, потому что они великие личности. На самом деле эти личности достигли больших успехов. Но в сознании Кришны эти гйани не могут иметь большой энтузиазм, и поэтому они не могут прогрессировать в духовной жизни. И по этой причине имперсонализм считается очень неблагоприятным фактором для преданного служения. И поэтому мы должны понять, что если в нас развивается имперсонализм, мы должны остерегаться и отстранить от этого. Вы понимаете, что значит имперсонализм? Вы столько слушали, но вы понимаете сущность того, что значит имперсонализм? Вы знаете, что этот имперсонализм для души – это проблема №1. И в материальном мире имперсонализм уходит последним. Когда живое существо приходит в этот мир, первым появляется имперсонализм. И когда оно выходит их этого мира, последним уходит имперсонализм. И в преданном служении очень многие проблемы от того, что у нас в сердце много этого имперсонализма, т.е. безразличия к преданному служению… Это проявляется так. Человек, к примеру, может сказать, что проблемы другого меня не интересуют. Я отречён. Но это большая проблема в преданном служении. Потому что в преданном служении (как мы в 4-м тексте это рассмотрим) именно общение важно, самое важное. И что делает имперсонализм? Имперсонализм разрушает, раскалывает целостность преданного служения. Когда мы говорим, что преданное служение должно быть стабильным, твёрдым, именно имперсонализм уничтожает это состояние. Основой преданного служения является вера. Основа преданного служения – это не знание, а вера. Если у человека есть вера, он развивает преданное служение. Но если у человека есть много знания о Ведах, о шастрах, это не обязательно, что он развивает своё преданное служение. И та личность, которая знает, что основой преданности является вера, эта личность никогда не отклонится от пути преданного служения. Потому что именно вера развивается и становится премой, а не знание. И вот эта вера – это первое духовное проявление в этом материальном мире. Когда есть вера, мы понимаем, что у дживы уже есть какая-то духовность. Но Шрила Бхактивинод Тхакур говорит, что энтузиазм – это жизнь шраддхи (веры). Поэтому мы должны понять, насколько важен энтузиазм в преданном служении. Поэтому Рупа Госвами первым качеством отмечает энтузиазм. Если его нет, то не о чем разговаривать. И даже вера (первое духовное проявление) без энтузиазма бессмысленна.

2. нишчайа - Совершать доверительные к Кришне усилия. Т.е. человек совершает усилия, доверяя Кришне. Что это означает? Это означает, что человек доверяет 10 истинам, которые называются анайа. Эту истину выдвинул Господь Чайтанья. Доверять 10 истинам, которые выдвигает Господь Чайтанья – это и называется нишчайа. Что это за 10 истин? Мы немножко рассмотрим сейчас. Это очень важно! Потому что я замечаю сейчас, что среди преданных очень много отклонений. И люди думают, что преданное служение может другими способами развиваться, кроме этих 10 истин. И Господь Чайтанья выдвинул эти 10 истин, которые есть единственный путь в продвижении на духовном пути, и только им можно доверять. Т.е. недоверие к материальным методам и доверие духовным методам и есть утсаха – совершать усилия, доверяя этим истинам.

10 истин бхакти:

1. Первая истина. Господь Чайтанья сказал, что ведическая литература является единственным источником об Абсолютной Истине. И нет никаких источников. Если мы внимательно посмотрим другие истины, они либо вообще не дают никакой информации об Абсолютной Истине, или дают мизерную или неправильную информацию, либо вообще не дают. Учёные неправильно представляют Абсолютную Истину. Философы чуть-чуть представляют Абсолютную Истину. В других трудах вообще ничего нет об Абсолютной Истине. И только ведическая литература даёт чёткое представление. И поэтому здесь говорится, что если ты хочешь познать Абсолютную Истину, ты должен обращаться к Ведам. И если ты доверяешь им – это и есть нишчайа. Нишчайа очень сильно поддерживает энтузиазм. Это очень важно! Нужно знать об этом!

2. Господь Хари, Кришна – Верховный Владыка и Абсолютная Истина. Если мы не доверяем этому пункту Абсолютной Истины, как мы можем правильное преданное служение Господу совершать? Пока мы не будем думать, что Господь Хари является Абсолютной Истиной, мы не сможем нашу преданность сохранять. Т.е. если я сам не буду думать сейчас, что Кришна – это Абсолютная Истина, я сразу начну искать другую истину. Поэтому этому пункту, который принёс Господь Чайтанья нужно обязательно доверять.

3. Третья истина, это то, что Кришна Сам обладает бесконечными энергиями. Имперсоналисты думают, что Абсолютная Истина не может обладать энергиями и иметь разнообразие. И если я буду думать, что Абсолютная Истина не обладает разнообразными энергиями, и разнообразием, я буду думать, что освобождение является конечной целью. Но если я говорю, что Абсолютная Истина обладает различными энергиями, тогда я являюсь частичкой этой энергии. И когда я принимаю этот пункт, что Господь, Абсолютная Истина, обладает разнообразными энергиями – это есть нишчайа. Я могу принять, что у Господа есть разнообразные энергии. Но в то же время я могу думать, что Его энергии имперсональны. Например, Параматма. У Него есть много энергий. Но тесного взаимоотношения с живыми существами у Него нет. Как относится Параматма к живым существам? Он думает – ты достоин этого, и Я даю тебе на это позволение, ты не достоин – Я не даю позволения. Поэтому обязательно нужно принять 4-ю истину.

4. Расо вайса - Кришна – вместилище всех рас. Т.е. Он Сам Кришна состоит из рас. Это означает, что Кришна – Личность, с которой можно иметь сладкие взаимоотношения. И в то же время Кришна – Личность, с которой можно иметь нейтральные отношения. Т.е. раса означает, что с Кришной можно иметь и нейтральные отношения, и активные взаимоотношения. Этот 4-й пункт снимает всякие ограничения между мной и Кришной во взаимоотношениях.

5. Пятый пункт, пятая истина относится к истине о душе. Душа является отделённой частичкой Кришны. Это означает, что душа никогда не смешивается с имперсональным Брахманом. Если душа имела бы способность смешиваться с имперсональным Брахманом, какая-то душа могла бы сказать, что я пришла в этот мир не для того, чтобы служить Кришне, и могла бы оставаться в имперсональном Брахмане вечно и не служить Кришне. И в это время это мешало бы энтузиазму. Почему? Потому что душа сказала бы, что я хочу в имперсональном Брахмане освободиться и ничего не делать. У нас был один очень интересный преданный, который всегда меня уговаривал, что он является вечно обусловленной душой. И по его теории нет необходимости что-то делать, потому что он вечно обусловленная душа. И точно также, если душа будет знать, что есть шанс, чтобы он смешивался с бытием Кришны, т.е. с имперсональным Брахманом, тогда он потеряет свой энтузиазм служить Кришне. И человек, который знает, что душа вечно является отделённой частичкой Кришны, этот человек находится в нишчайе.

6. Некоторые души погружены в иллюзорную энергию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...