Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анусмрити. дхрува анусмрити




Самадхи

 

1. Смарана – означает просто помнить. Чтобы понять, что есть смарана, мы приведем простой пример. К примеру, есть простой лист – это наша возможность думать, медитировать. И у этого листа есть какой-то цвет, скажем чёрный цвет, и это материальный цвет. И есть возможность помнить духовный мир, скажем, это красный цвет. Смарана означает, что этот лист с начала до конца покрыт чёрным цветом. У нас ум материалистичный. Иногда там есть какие-то красные точки. Т.е. иногда наш ум вспоминает Кришну. Это называется смарана, слабые вспоминания. Т.е. общий фон – материализм, но иногда происходят вспоминания о Кришне. Мы понимаем, что вначале у нас у всех так бывает. Мы заняты материалистичными нашими делами и иногда вспоминаем Кришну. Это называется просто памятование, вспоминание. Это очень слабая память, где преданный иногда может помнить Кришну. И ничего более.

2. Дхарана – это более глубокое вспоминание. Что происходит во время дхараны? Во время дхараны материализм уходит. И лист остаётся чистым. Нет материализма, но и нету вспоминания. Хотя, есть какое-то памятование. Те точки, которые были во время материализма, они остаются, но нет материализма. Это не означает, что человек освободился полностью от материализма. Материализм есть, но на данном этапе он не мешает. Когда человек начинает вспоминать о Кришне, это не мешает ему помнить о Кришне. Но материализм есть. В этот момент он просто забывает о материализме, и начинает помнить о Кришне. И вот эти точки и есть очень сильные желания. Есть немного памятования, и ещё есть такая способность изучать шастры, изучать Кришну, изучать характер Кришны. Это называется дхарана. Т.е. есть стремление изучать Кришну. На самом деле, на данном этапе человек не то, чтобы вспоминает Кришну, а на данном этапе он изучает Кришну. И ему иногда удаётся понять Кришну, иногда не удаётся.

3. Дхйана - просто в переводе означает « медитация ». Т.е. когда мы говорим о медитации, мы имеем ввиду именно дйану. Дхйана – это медитация. Почему? Потому что это расширенное памятование. Здесь те точки на листе, которые были очень маленькими точками, они начинают расширяться. Ум свободен от материализма, ну от общих концепций материализма, потому что ум освобождается полностью от материализма намного позже, когда он развивает прему. А здесь просто преданный медитирует и в этот момент забывает. Ум способен освободиться от материализма, в этот момент он освобождается от материализма. Тогда он способен фиксировать ум на конкретных формах, конкретных играх Господа. Что означает «конкретные формы»? Я вижу комнату. И там очень разнообразные вещи. Когда я не могу сосредоточиться на конкретном объекте, это означает, что у меня нет способности к медитации. Медитация, на самом деле, означает «уметь сосредоточиться на одном объекте ». И когда я свой ум привожу в такое состояние, что я могу сосредоточить свой ум на маусе или на этом экране, это означает, что для меня существует только вот этот экран. Хотя есть комната, но для меня есть только этот экран. Также, те точки, которые были маленькими точками, они уже конкретизируются, т.е. становятся всё больше и больше, конкретные игры Кришны, конкретные формы, конкретные качества Кришны. Т.е. здесь преданный обретает способность сконцентрироваться на конкретных играх Кришны, конкретных формах. Не общее памятование, а конкретное памятование. Это называется дхйана.

4. Дхрува анусмрити. Если переводить это слово, будет звучать так: «дхрува»- означает «фиксированная», «смрити» - «память», «анусмрити» - «особая память». Т.е. здесь « фиксированная особенная память ». В чём особенность этой памяти? Здесь объясняется так. Когда приходит дхйана, на этапе анусмрити дхйана становится непрерывной. Т.е. смотрите, есть какие-то точки, и мы уже способны сосредоточиться на этих точках. Только. Эти точки – это игры Кришны, разные игры. На этапе дхрува анусмрити все эти точки как-то связываются друг с другом, и все эти истории, и качества, и игры Господа складываются друг с другом особым образом, так, что одной форме следует другая форма. И они гармонируют. И такая медитация, такое вспоминание становится непрерывным. На этапе дхйана есть эта прерывность. Иногда преданный сосредотачивается на этом качестве, потом отходит от этого и продолжает сосредотачиваться на другом качестве. Этот момент, когда отходит от одного и сосредотачивает ум на другом означает прерывность. А здесь непрерывно. Получается, что идёт игра Кришны, и за ней следует другая игра. Для этого он не выходит из медитации. Он продолжает медитировать и переходит в другую игру. Конечно такая игра, или качества Кришны, или имя Кришны, естественно должны быть гармоничны. Не могут они быть не гармоничны в этом случае. Не может быть так, что преданный помнит игру Кришны с Путаной, потом следующая игра, как убивает другого демона. Они прерывистые. Как раз разница в том, что здесь спонтанно уже идёт последовательность. Эта последовательность уже получается гармоничной. Т.е. спонтанно преданный вспоминает игру и продолжение игры. И так постоянно. Постоянно он так медитирует на это всё.

5. Самадхи. В конечном итоге - самадхи. Самадхи – это означает « глубокая медитация». Здесь полностью спонтанное проявление памяти. Здесь не может быть никаких ошибок. Здесь полностью ум погружен в игры Кришны. Это почти такое чувство, будто он сам участвует в этих играх. В самадхи уже не может быть речи о материализме. Т.е. материальный мир уже не существует в самадхи. Самадхи и для йогов – это такое положение, где нет никаких материалистических концепций, нет никакого материализма. И естественно в бхакти тоже нет никакого материализма. Там есть только Кришна, и глубокая сосредоточенность на Кришне. Т.е. когда мы говорим «самадхи», мы имеем ввиду то, что человек либо оставил своё тело и ушел в духовный мир, либо он находится в такой глубокой медитации, что он не способен осознавать материальный мир. Материальный мир для него не существует. В этом случае он себя отождествляет с этими играми, т.е. присутствует там лично. Так было у Чайтанья Махапрабху. Когда Он впадал в экстаз, Он терял своё сознание, и находился в самадхи. И когда Он рассказывал, что с Ним случилось, Он всё время говорил, что в духовном мире Он проводил игры с гопи или с Кришной и т.д. И это одно и то же, что преданный уже лично участвует в этих играх.

Естественно, что эти 5 этапов вспоминания постепенно углубляются, от поверхностного состояния до самого углублённого. Если человек просто помнит о Кришне – это поверхностное, простое памятование. А когда он уже отрывается от этого мира и углубляется в эти игры, тогда это уже самадхи, это самое углублённое состояние. Это о медитации.

Медитация и вспоминание (памятование) – это одно и то же. Просто памятование – это слабое состояние медитации, а самадхи – самое углублённое состояние медитации. Т.е. ачарйи говорят, что вот эта медитация это и означает.

Медитация может быть внешняя и внутренняя.

Что означает внешняя медитация? Когда человек заставляет себя помнить – это внешняя медитация, когда спонтанно вспоминает – это внутренняя медитация. На самом деле можем и так понять, что если человек вспоминает телом – это внешняя медитация, а если вспоминает душой – это внутренняя медитация. Как человек может вспоминать телом? Мы знаем, что память – это функция разума. И как таковой, мы можем использовать свой разум, чтобы вспомнить Кришну. Я могу сказать себе – надо вспомнить Кришну. И я начинаю помнить Его. Конечно, на другом этапе я уже забываю о Нём. Но если это делать привычкой, то ситуация изменится. Т.е. я говорю себе: «Я каждое утро должен читать о Кришне». И я встаю каждое утро и читаю о Кришне. И забываю. Но когда приходит вот этот час, когда я должен вспоминать Кришну, я автоматически вспоминанию. Это и есть садхана. Это и есть принцип вайдхи. Почему мы говорим, что нужно режимом это делать? Соблюдать этот режим? Потому что этот режим автоматически приводит нас постепенно к такому состоянию, что у нас появляется нужда вспоминать о Кришне. Например, если я не буду воспевать 16 кругов, я буду чувствовать себя плохо. Потому что я каждый день повторяю мантру. Но это внешнее вспоминание. Это не внутреннее вспоминание. Когда память появляется или исходит от души – это внутренняя медитация. Джива Госвами говорит об этой внутренней медитации. Чтобы понять какие тут этапы, мы рассмотрим ещё один такой вопрос:

« Этапы достижения совершенства » - то, что даёт Шрила Прабхупада в своих комментариях:

1 этап. «шравана даша». Даша – означает этап, шравана- слушание – «этап слушания».

Внешняя медитация в себя включает шравана даша – это первый этап. Это тот тип слушания, или медитация, когда человек просто слушает внимательно. Ему говорят: «просто слушай слова, просто слушай Святое Имя, внимательно слушай то, что ты говоришь. Ничего другого не нужно. Говоришь «Харе Кришна» - внимательно слушай!» Это тоже механическое состояние, но только вот это слушание уже помогает человеку переходить на другой этап

2. « варана даша », что означает привязанность к воспеванию, или медитация. Это одно и то же. «Шравана, киртана смарана» сейчас мы рассматриваем как одно целое. Джива Госвами объясняет здесь этап слушания, но мы рассматриваем их как одно целое. Но, сперва у нас должно обязательно быть шравана даша – слушание. Слушать об играх Кришны, Святое Имя – шравана даша.

Потом появляется второй этап – варана даша – человек развивает привязанность к тому что он слушает: к Святому Имени, к играм, качествам Господа. Этот второй этап очень важный! Пока у преданного не будет этой привязанности к Святому Имени и играм Господа, он не может проявить интерес к теме, или к Святому Имени. А если у него нет вот этой привязанности к Святому Имени, или играм Господа, это означает, что он не может это делать много, или долго, или сколько нужно делать. Мы говорили о 24 часах. Если у человека нет интереса, он не может постоянно слушать об Имени Кришны, о качествах, играх Кришны. Но скоро он устанет от этого. Это зависит от того, есть у преданного интерес, или нет интереса. Если есть привязанность – есть интерес, а если нет привязанности – нет интереса. Поэтому этот второй этап варана даша – это очень-очень-очень важно !

Если у человека нет привязанности к слушанию, он не может помнить. Я всегда привожу такой пример: я много читал Чайтанья Чаритамриту, где описываются такие моменты, как проявление разных экстатических симптомов, разные экстазы, которые испытывают преданные. Очень много читал. Потому что я просто Чайтанья Чаритамриту читал постоянно. Но у меня не было интереса к этим явлениям. Т.е. я пытался понять это всё, вспоминать это всё, но у меня не получилось. Почему? Потому что у меня не было интереса, привязанности к этому. Когда появился этот интерес, или привязанность к этому, автоматически появилась нужда вспоминать это всё. И без каких-либо усилий, я вспомнил то, что раньше я не мог никак помнить. И это постоянно происходит с нами. То, что нас интересует, мы вспоминаем это с лёгкостью, то, что не интересует нас, даже если мы попытаемся помнить, у нас не получится. Согласны, да? И поэтому, варана даша (привязанность) приводит к смарана даша – памятованию.

3. смарана даша - это очень, очень важный этап для преданных. Т.е. когда преданный уже способен медитировать, смарана даша, это как раз этап медитации. Если преданный способен медитировать, это означает, что он способен прогрессировать. Если он не способен медитировать, он не способен прогрессировать. И поэтому никто не может сказать, что медитация – это не моё дел о. Когда мы говорим «медитация», мы не имеем ввиду йогическую медитацию, когда сидят в асане и медитируют на одну точку. Медитация – это означает «сосредоточить свой ум на Кришне, помнить Кришну, углубляться и почти присутствовать в этих играх». Это и есть медитация. Без этого мы не можем прогрессировать. Т.е. пока мы не сможем углубляться в эти игры, до этих пор эти игры останутся для нас внешними историями, и ничего больше, чем какие-то истории. И поэтому преданный должен обязательно думать об этом, чтобы медитировать, постепенно медитировать. Сразу никто не может медитировать. Но постепенно эта медитация приходит, как мы это объяснили. (5 этапов медитации). Т.е. первый этап, потом человек переходит на второй этап и постепенно улучшает свою медитацию. Она становится интенсивнее. Главный образом, должна быть цель такая - 24 часа быть в сознании Кришны. А как это возможно, как это делать? Если мы не развиваем способность медитировать на Кришну, то как мы можем 24 часа думать о Кришне? У нас спонтанно ум стремится к материальному миру. И 24 часа вспоминает материальный мир. Спонтанно. Сейчас преданный должен научиться обратному действию, научиться эту способность медитации направить на Кришну.

Смарана даша бывает слабая и углублённая, и углублённая смарана называется самадхи. На этом этапе преданный входит в другой этап, который называется

4. «сампати даша» - «совершенство жизни». Садхака рупа, т.е. преданный в форме практики находится на трёх уровнях: 1.шравана даша, 2. варана даша, 3. смарана даша. Все эти этапы, не считая последний этап смарана даши, т.е. самадхи, потому что самадхи считается уже полным совершенством… когда человек входит в самадхи считается, что он уже никаких связей с материальным миром не имеет. Поэтому этот последний этап смарана даши, который называется самадхи, это уже не садхака рупа… Все другие этапы – садхака рупа. Преданный в своем теле может практиковать все эти этапы, кроме самадхи. Потому что на этом этапе преданные оставляют своё материальное тело, и остаётся в духовном теле. Если человек входит в самадхи, нужно понять, что он уже в духовном теле. Дхрува Махарадж, Нарада Муни.. много таких примеров есть, когда человек проповедует, но он уже находится в духовном теле, в самадхи. Сиддха рупа – внутренняя медитация – включается в себя только сампати даша – высшее совершенство жизни. В этом состоянии он уже не имеет материального тела. Это и называется сиддха рупа.

Харе Кришна

 

Вопросы:

1) - Вот этот переход с первого этапа на второй, когда мы на первом этапе с помощью разума заставляем себя вспоминать, регулирующей садханы, из этой области, т.е. мы заставляем себя вспоминать, и через какое-то время появляется привязанность. Вот вопрос в том, это происходит автоматически, эта привязанность или спонтанно?

- Я привёл такой пример, что я утром рано встаю и читаю. У меня вырабатывается такая привычка. Как только приходит этот час, у меня появляется такая привычка, или нужда к чтению. Привычка – это очень хорошо. У нас есть такие материальные привычки, и когда приходит какой-то час, нам нужно кушать. И мы делаем всё, чтобы удовлетворить свою нужду. А что будет, если у нас в какой-то момент появится такая нужда читать, или воспевать, или слушать? Это то, что нужно. Нет? Просто в вайдхи бхакти… вырабатывать такую привычку – это цель вайдхи бхакти. А в рагануга бхакти нет такой цели, потому что в рагануга бхакти это спонтанно уже выходит изнутри. Просто нужно уметь это удовлетворить. Это вспышка.

2) – Вопрос о 24 часовом памятовании. Т.е. здесь имеется ввиду, что это памятование делается и во сне? Сон – функция разума. Но во сне разума нет.

- Есть.

- А что такое разум во сне?

- Разум – составляющая тонкого тела. Во сне мы существуем в тонком теле. И ум, и разум, и ложное эго во сне очень активно действуют. Как раз они втроём действуют. Плюс эфирное тело. Там есть эфирный слой, чтобы эти три не распадались. Это такая плёнка, которая называется эфирное тело. Во сне действует это эфирное тело и эти 3 составляющие – ум, разум, тонкое тело.

- Говорится, что сон – функция разума. Почему это функция разума?

- Сон – состояние разума. Когда человек видит сон и спит – разные состояния. Разум должен отдохнуть. Это означает, что в течение дня разум собирает очень много информации, ненужной информации, память заполняется, и уже нет места, и нужно всё это убрать. И когда человек спит, и то, что не имело значения, вся эта неотчётливая информация уходит во сне, ум очищается. И остаётся только то, что имело самое сильное впечатление. Самое слабое впечатление в материальном мире оставляет любовь, наслаждение. А страх – самое сильное.

- Я не очень до конца понимаю идею разума, сна. Что такое памятование, состояние сна физического тела.

- Сейчас я постараюсь тебе объяснить. Смотри, есть тонкое тело. Разум - это такое место, где вся информация хранится, как винчестер. А есть оперативная память, которая снимает из винчестера всю информацию. Если нет этой оперативной памяти, мы не можем её оттуда снимать. Эта оперативная память подобна уму. Когда разум спит, ум постоянно обращается к разуму, и говорит – «дай мне эту информацию, дай ту». А разум оценивает, дать эту информацию или не дать. Даже во сне разум действует, т.е. снимает какие-то эпизоды и предлагает уму. А ум там начинает выбирать, что нужно, а что не нужно. Так в жизни тоже ум постоянно выбирает, что нужно, что не нужно, что хочу, что не хочу. Это функция ума – желать, хотеть, не хотеть, отвергать. И с разумом тоже. Когда уже у ума нет возможности получить информацию, потому что человек спит, и уже чувства не дают информацию, что делает ум? Ум обращается к разуму. Он говорит – «дай мне информацию, она нужна мне сейчас». Ум не успокоится. Даже когда спит человек, он не успокоится. Он говорит – «дай, давай информацию». И разум по своему удобству может давать уму информацию. А ум может принимать и отвергать. И в этом процессе происходит такое впечатление, что ты продолжаешь существовать, т.е. ты видишь какие-то сны, наслаждаешься или боишься, т.е. жизнь продолжается, даже когда человек спит, создаётся такое впечатление, что ты видишь. Потому что это ум свою функцию выполняет, и разум тоже.

- Если мои сны мной не управляемы, то где же мой разум тогда действует?

- Да, да, сны не управляемы. Так или иначе. У меня тоже, и у тебя тоже, у всех. Не управляемы потому что, когда действует тонкое тело, там нет никакого контроля. Когда мы в сознании, мы можем этим управлять, а когда мы во сне, мы не можем этим управлять. Разум по-другому работает. Он в жизни может одно явление связывать с другим. Это его функция. Поэтому все его функции работают нормально. Какие фуункции у него есть? У него 3 функции:

1.правильная оценка

2.неправильная оценка

3. сомнения.

 

Сомнения – это такая функция, которая создаёт связь между правильной и неправильной оценкой. Если нет сомнения, то разум никогда не будет думать это правильно, или не правильно. Эта функция сомнения, если не будет действовать, абсолютный контроль пропадает. А во сне эта функция не действует, эта функция спит. И поэтому там вообще нет никакого контроля, нет сомнения. Ты можешь это чувствовать вот так, что даже если ты во сне увидишь самую абсурдную вещь, то для тебя это нормально. Эта функция разума не действует, сомнения нету. А когда мы не спим, эта функция действует.

- Возвращаясь к этому стиху, если мы во сне помним о Кришне, то откуда это? Что происходит с разумом?

- Это означает, что в разуме есть такая информация о Кришне.

- Т.е. другой информации там нет?

- Нет, есть. Как мы сказали, там нет контроля. Что предоставит разум уму не известно. Нет функции сомнения, которая связывает друг с другом. Разум всё, что попадает он выдает уму, без разбора. Может там попадёт Кришна, Кришну даст. Может быть какая-то материальная ситуация, и это даст. Интересно, что я больше 30 лет не курю, но в разуме ещё есть эта информация, и я вдруг во сне курю. Как это получилось? Вот так.

- Как же тогда разум тренировать? Вот сознание мы можем тренировать, добиваясь привычки. А во сне мы не контролируем ситуацию?

- Да. Поэтому в шастрах говорится, что в разуме пусть будет только информация о Кришне.

- Т.е. чем больше информации о Кришне, тем больше вероятности, что во сне он будет выдавать информацию о Кришне.

- Да, конечно. Нет другой информации. Только Кришна.

3) - Тогда получается, если мы в течении дня посредством контроля чувств получаем меньше ненужной информации, то функция сна уменьшается, и мы меньше спим?

- Где тут связь?

- Ну вы сказали, что ночью нужно отдыхать …

- Нет, когда человек спит, это означает, что разум отключается. Есть функция разума – сомнение. Самые главные функции разума – это правильная оценка и неправильная оценка. На самом деле разум работает так – «это правильно, а это неправильно». И связывающий узел этих двух функций – это сомнение. Если это сомнение исчезает, получается, что разум не работает. Хотя эта функция тоже есть. Но разум не работает уже.

- Продолжительность сна от чего зависит? Вы до этого сказали, что сон – это необходимость всю эту информацию…

- Сон – это как раз означает, что есть такое состояние, где по отдельности есть функции разума (память, правильно, неправильно) но нет связи между ними. Разум в этом состоянии освобождает всю ненужную информацию.

- Я просто думал, что вот возвышенные преданные могут 2 часа спать или вообще не спать. Может это как-то связано с этой ненужной информацией, которой у них нет?

- Это наверное потому, что им не спится. Потому что есть интерес к Кришне. У них есть информация, и они не хотят освободиться от этой информации.

- А т.е. так получается, что мы хотим освобождаться от ненужной информации?

- Нам нужно это. Потому что там очень много лишней информации. А Кришна не может быть лишним.

4) – А про сомнения. Получается, что если отсутствуют сомнения, то получается, что разум не работает. Правильно ли говорить о том, что когда человек не спит, но есть люди, которые слепо чему-то верят, слепо за чем-то идут, то получается, что у них в этот момент разум не работает?

- Да. Прабхупад говорит, что если нет сомнения, то это означает, что разум не работает. Сомнения исчезают в двух случаях, когда человек, как ты говоришь, слепо верит, т.е. разум не работает, и когда место материального разума занимает духовный разум. Тогда не нужно сомнения. Он уже знает всё. В духовном разуме нет сомнения. Там просто есть оценка.

- Оценка чего?

- Кришны. Это правильно, а это не правильно. Видит Кришну, то спонтанно привязывается к этому. Видит что-то материальное, и спонтанно отвергает это. Там нет сомнения. Просто прямо, без каких-либо функций утверждает – «это правильно, а это не правильно».

- Это уже трансцендентный уровень?

- Да, это уже духовный разум. Уже нет разума материального.

5) – Как понять, вот когда мы занимаемся духовной практикой, наш разум содержит в себе много информации, и вот как вы сказали ситуацию с сигаретой, и у меня тоже такая ситуация, что иногда во сне приходит такое. И как он очищается от этого, от того, что сильно уже въелось?

- Я думаю, что разум так или иначе свободен от этого в принципе, если взять. Потому что когда такое появляется раз в 7-8 лет, такой сон, то это не означает, что у меня есть привязанность к этому. Ну, это ничто. Понимаешь? Если есть Кришна в разуме, и ты оцениваешь Кришну, как самое возвышенное явление, в этом случае, даже самые мелкие вспоминания не мешают, и вообще их может и не быть.

- Т.е. на самом деле из разума это стирается, или они остаются и не беспокоят?

- Есть вещи, которые остаются и не беспокоят, и есть вещи, которые просто исчезают.

- А от чего это зависит?

- Я не могу сказать тебе какой там механизм. Есть какой-то механизм. Но общий механизм такой - если я ставлю сюда маус, то это место уже занято.

- Т.е. мы как-то вымещаем?

- Да. Когда я вижу во сне, что я курю, значит это место ещё свободно. В сознании Кришны я не нашёл замены этому. Это и есть разница между отречением вайшнавов и отречением имперсоналистов. Имперсоналисты отвергают, но место остаётся свободным. А вайшнавы ничего не отвергают. Они занимают эти места Кришной.

- А правильно я понимаю, что в материальном мире есть такая деятельность, как курение, скажем, как наслаждение, то эта же деятельность имеет какой-то чистый аналог в духовном мире?

- Нет. Я не имею ввиду, что я обязательно должен курить духовную сигарету. Это место осталось свободно, и это означает, что во время, когда я курил, я оценивал это как что-то хорошее. И что-то духовное хорошее может занять это место. И это может быть что угодно. Не обязательно что-то отражённое, что искажено в этом мире. Например, если у меня дружеские отношения с кем-то, обязательно это место должны занять мои дружеские отношения с Кришной. Другого не может быть. Но это не относится к таким вещам как мясоедение или курение. Потому что в духовном мире нет таких аналогов.

5) – А в чём разница между материальным разумом и духовным разумом?

- Материальный разум находится под влиянием времени, а духовный разум свободен от времени. Получается, что для того, чтобы оценивать что правильно, а что не правильно, для материального разума проходит какое-то время. Какое время? Например, чтобы понять какой компьютер, для этого мне нужно будет наверное года 3, скажем, чтобы понять вот эти связки. А для духовного разума это происходит в настоящее время, не проходит мгновения. Смотрит Кришна на компьютер и всё сразу понимает.

- Тогда, материальный разум судит о правильном и не правильном, правильность с точки зрения чего?

- Правильность – это абсолютное значение. Она не может быть в отношении чего-то. Правильность – это означает духовная природа души. Это соответствует природе души или не соответствует природе души. По-другому мы не можем это понять. Если саттва гуна, то немножко соответствует, и поэтому душе кажется, что это правильный выбор. А если тама гуна – абсолютно не соответствует природе души, тогда это неправильный выбор. Смотри, в Бхагават Гите описывается разум в саттва гуне. Как говорится там? Что правильно, что нужно делать и что не нужно делать, когда разум знает что нужно делать, а что не нужно делать, чего нужно бояться и чего не нужно бояться, это разум в саттва гуне. А что нужно делать? Нужно выполнять религиозные обязанности. Что нельзя делать? Нельзя делать то, что противоречит шастрам. Это разум в саттва гуне. Правильно и неправильно – это абсолютное значение. Мы не можем сказать, что я голодный, значит правильно кушать. Так можно тоже сказать в материальном отношении. Но когда мы говорим правильная и неправильная оценка разума, мы имеем ввиду только абсолютное значение.

- То, что мы правильно судим, говорит о том, что у нас не возникает сомнения, разум убеждён. Но точно также, отсутствие сомнений может быть отсутствием работы разума. Как одно от другого отличить?

- Если разум находится в саттва гуне, эта функция сомнения работает активно, а в тама гуне пассивно.

- Я просто вспоминаю слова Будды. Когда он учеников учил, он говорил – «сомневайтесь во всём, даже в моих словах», хотя он Гуру.

- Да, это естественно. В начальном этапе это всегда так. Сомнения сильно помогают в начальном этапе. Когда ты уже посредством сомнения находишь истину, сомнения сильно мешают. Это слова Прабхупады. Он говорит, что вначале нужно сомневаться во всём. Но в конце, когда ты уже убеждён, что это истина (он имеет ввиду сознание Кришны), тогда уже не нужно сомневаться. И Будда тоже самое говорит.

- А в отношении с Гуру в вайшнавской практике могут быть сомнения?

- Да. Почему нет? Шрила Прабхупада очень просто говорит, что ученик должен задавать вопросы, Гуру должен отвечать. Если Гуру не может отвечать, удовлетворять ученика, это означает, что у него нет квалификации. И он что говорит? Что Гуру должен так всё знать, чтобы вообще все сомнения ученика развеять. Если он этого не может делать, то это уже означает одно. Это слова Прабхупады.

Ученик должен сомневаться, конечно. Если разум работает, он должен постоянно спрашивать – почему это так, а это так. Это истинные отношения Гуру и ученика. Ученик постоянно спрашивает, а Гуру даёт поучения. Но если ученик уже понял правду, и продолжает сомневаться, то это уже оскорбление Гуру.

- А как это получается, что он понял правду и продолжает сомневаться?

- Ну, много всего может быть. Зависть, то, другое, очень много таких факторов может быть, когда ученик даже понимает, что это правильно, но начинает сомневаться. Т.е. третье оскорбление Святых Имен – не выполнять санкции Гуру. Как представляешь, как это возможно, не выполнять санкции Гуру? Считать, что наверное Гуру что-то неправильно говорит. Это и есть оскорбление. Т.е. ученик понял, но продолжает свои сомнения.

ТЕКСТ 9

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...