История психологии. в схемах, таблицах, рисунках. Макаров Ю.А. Содержание. Предмет, задачи, методы, периодизация истории психологии. Принципы и проблемы психологии. Историография
Санкт-Петербургский государственный университет
Макаров Ю. А.
История психологии
в схемах, таблицах, рисунках
Издательство С. -Петербургского университета
УДК 159. 9(091)
Рецензенты:
Печатается по постановлению Учёного совета факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета
Макаров Ю. А.
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ в схемах, таблицах, рисунках: Учебно-методическое пособие. – СПб: Изд-во С. -Петерб. ун-та, 2015. – 116 с.
Вашему вниманию предлагается учебно-методическое пособие по курсу истории психологии. Пособие востребовано в рамках подготовки студентов-психологов как вспомогательный материал при изучении базового курса. Часть разделов пособия на протяжении нескольких лет с успехом использовалась на лекционных и семинарских занятиях по курсу истории психологии. В пособии материал систематизирован, обобщён, что позволяет создать в представлениях студентов чёткие взаимосвязи исторических и научных событий, единую схему развития психологической науки. Визуализация материала лекционного курса, выделение ключевых положений, наиболее интересных и поворотных моментов истории психологии позволяет активировать процесс запоминания, преодолеть неуверенность перед большим объёмом фактического материала курса.
Содержание
|
| Предмет, задачи, методы, периодизация истории психологии. Принципы и проблемы психологии. Историография
|
|
|
| Античная психология
|
|
|
| Психология средневековой Европы и арабоязычная наука
|
|
|
| Психология в эпоху Возрождения
(ХIII-XVI века) и Новое Время (XVII век)
|
|
|
| Новое время (XVII век)
|
|
|
| Психология в эпоху Просвещения (ХVIII-XIX вв. )
|
|
|
| Становление психологии как самостоятельной науки
|
|
|
| Три основные психологические школы начала ХХ века
|
|
|
| Гуманистическая психология
|
|
|
| Когнитивная психология
|
|
|
| Синтетические теории в психологии второй половины ХХ века
|
|
|
| Психология в России до середины ХХ века
|
|
|
Предмет, задачи, методы, периодизация истории психологии. Принципы и проблемы психологии. Историография
Предмет истории психологии – изменения в представлениях учёных о психологических феноменах, предмете, методах, структуре психологии как науки.
|
Исследование предмета истории психологии основывается на методологических принципах, конкретизирующих, что и как должно изучаться.
|
ПРИНЦИПЫ ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
ПРИНЦИП ИСТОРИЗМА
Все исторические явления исследовать с позиций развития – как появлялись, какие этапы проходили (генезис, развитие, исчезновение). Факты в широком историческом контексте.
Вклад в психологию оценивается с позиций новизны.
|
| ПРИНЦИП ДЕТЕРМИНИЗМА
Причинное объяснение фактов истории психологии.
Установление причинно-следственных связей.
Выявление внешних и внутренних условий развития науки.
|
Задача истории психологии - анализ возникновения и дальнейшего развития научных [1] знаний о психике
Анализ фактов, т. е. реально происходивших событий: теорий, открытий, споров, заблуждений
|
Достоверная реконструкция исторических событий
(фактов)
|
Объяснение фактов: какие условия влияли на научную мысль, какие механизмы и закономерности
|
МЕТОДЫ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ
Методы интервью, беседы, библиогра-фический метод
|
Методы внутрен-
ней орга-низации и система-тизации психоло-гических фактов, теорий, понятий
|
Исследо-вание механиз-мов функцио-нирования науки в целом и психологии в част-ности
|
Методы теоре-тической рекон-струкции научных систем прошлого
|
Поиск архивных материа-лов
Методы изучения ссылок, цитат, сносок
|
Факторы, влияющие на содержание психологической науки
ФАКТОР ЛИЧНОСТИ УЧЁНОГО
Получение новых научных знаний связано с личностью исследователя (его волей, разумом и жизненной дорогой)
|
СОЦИО-КУЛЬТУРНЫЕ
Влияют на выбор проблемы исследования, способы решения научных проблем, построение схемы объяснения
|
ПРЕДМЕТНО-ЛОГИЧЕСКИЕ
Собственная структура, логика и закономерности научного знания влияют на основные концептуальные единицы: научные факты (эмпирические), научные теории, научные категории (общенаучные и специальные)
|
Причины разнообразия и динамики взглядов психологов на предмет, методы психологии, содержание и цели психологической практики
Общее поступательное развитие науки
|
Разнообразие мировоззренческих позиций учёных
|
история психологии не изучает
Религиозные представления о психике
|
Результаты ненаучных способов умственной деятельности
|
Знания, полученные в ходе обыденной, практической деятельности
|
ТРАДИЦИОННАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
ПЕРИОДИЗАЦИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИЗМЕНЕНИЯ ВЗГЛЯДОВ НА ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
Хронология
| Предмет изучения
|
6 в. до н. э. – 5 в. н. э.
| Душа
|
5 –13 вв
| Душа с точки зрения философии и медицины
|
17 век – сер. 19 в.
| Внутренний опыт как результат самонаблюдения явлений сознания
|
Н. 19 в. – 60-е гг. 19 в.
| Деятельность нервной системы и органов чувств
|
60-е гг. 19 в. – к. 19 в.
| Непосредственное содержание опыта.
Психические акты и психические функции.
Психика и сознание в связи с их адаптивной функцией в поведении.
|
К. 30-х – 50-е годы 20 века
| Эволюция научных школ периода открытого кризиса
|
60-е годы 20 века
| Продолжение развития ранее выявленных предметных областей. Процесс ориентировки. Когнитивные структуры и их роль в поведении. Личность
|
ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ В ТРАДИЦИОННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ[2]
|
Душа (все исследователи до начала XVIII века)
Явления сознания (английская эмпирическая ассоциативная психология — Д. Гартли,
Дж. Ст. Миль, А. Бен, Спенсер)
Непосредственный опыт субъекта (структурализм – Вильгельм Вундт)
Интенциональные акты сознания (функционализм – Ф. Брентано)
Происхождение психических деятельностей (психофизиология – И. М. Сеченов)
Поведение (бихевиоризм – Джон Уотсон)
Бессознательное (психоанализ – Зигмунд Фрейд)
Процессы переработки информации и результаты этих процессов (гештальтпсихология – Макс Вертгеймер)
Личный опыт человека (гуманистическая психология – А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Р. Мей)
|
ЛОГИКА РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ
ПО М. Г. ЯРОШЕВСКОМУ
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ
Воспользуйтесь поиском по сайту: