Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История психологии. в схемах, таблицах, рисунках. Макаров Ю.А. Содержание. Предмет, задачи, методы, периодизация истории психологии. Принципы и проблемы психологии. Историография




Санкт-Петербургский государственный университет

 

Макаров Ю. А.

 

 

История психологии

в схемах, таблицах, рисунках

 

 

Издательство С. -Петербургского университета


 

УДК 159. 9(091)

 

 

Рецензенты:

 

Печатается по постановлению Учёного совета факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета

 

Макаров Ю. А.

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ в схемах, таблицах, рисунках: Учебно-методическое пособие. – СПб: Изд-во С. -Петерб. ун-та, 2015. – 116 с.

 

Вашему вниманию предлагается учебно-методическое пособие по курсу истории психологии. Пособие востребовано в рамках подготовки студентов-психологов как вспомогательный материал при изучении базового курса. Часть разделов пособия на протяжении нескольких лет с успехом использовалась на лекционных и семинарских занятиях по курсу истории психологии. В пособии материал систематизирован, обобщён, что позволяет создать в представлениях студентов чёткие взаимосвязи исторических и научных событий, единую схему развития психологической науки. Визуализация материала лекционного курса, выделение ключевых положений, наиболее интересных и поворотных моментов истории психологии позволяет активировать процесс запоминания, преодолеть неуверенность перед большим объёмом фактического материала курса.

 


 

Содержание

Предмет, задачи, методы, периодизация истории психологии. Принципы и проблемы психологии. Историография  
Античная психология  
Психология средневековой Европы и арабоязычная наука  
Психология в эпоху Возрождения (ХIII-XVI века) и Новое Время (XVII век)  
Новое время (XVII век)  
Психология в эпоху Просвещения (ХVIII-XIX вв. )  
Становление психологии как самостоятельной науки  
Три основные психологические школы начала ХХ века  
Гуманистическая психология  
Когнитивная психология  
Синтетические теории в психологии второй половины ХХ века  
Психология в России до середины ХХ века  

 


 

Предмет, задачи, методы, периодизация истории психологии. Принципы и проблемы психологии. Историография

 

Предмет истории психологии – изменения в представлениях учёных о психологических феноменах, предмете, методах, структуре психологии как науки.

 

Исследование предмета истории психологии основывается на методологических принципах, конкретизирующих, что и как должно изучаться.

ПРИНЦИПЫ ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

 

 

 


ПРИНЦИП ИСТОРИЗМА Все исторические явления исследовать с позиций развития – как появлялись, какие этапы проходили (генезис, развитие, исчезновение). Факты в широком историческом контексте. Вклад в психологию оценивается с позиций новизны.   ПРИНЦИП ДЕТЕРМИНИЗМА Причинное объяснение фактов истории психологии. Установление причинно-следственных связей. Выявление внешних и внутренних условий развития науки.  

Задача истории психологии - анализ возникновения и дальнейшего развития научных [1] знаний о психике

 

 

 


Анализ фактов, т. е. реально происходивших событий: теорий, открытий, споров, заблуждений
Достоверная реконструкция исторических событий (фактов)
Объяснение фактов: какие условия влияли на научную мысль, какие механизмы и закономерности

МЕТОДЫ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ

 

Методы интервью, беседы, библиогра-фический метод  
Методы внутрен- ней орга-низации и система-тизации психоло-гических фактов, теорий, понятий
Исследо-вание механиз-мов функцио-нирования науки в целом и психологии в част-ности  
Методы теоре-тической рекон-струкции научных систем прошлого
Поиск архивных материа-лов Методы изучения ссылок, цитат, сносок

 


Факторы, влияющие на содержание психологической науки

ФАКТОР ЛИЧНОСТИ УЧЁНОГО Получение новых научных знаний связано с личностью исследователя (его волей, разумом и жизненной дорогой)  

 

 


СОЦИО-КУЛЬТУРНЫЕ Влияют на выбор проблемы исследования, способы решения научных проблем, построение схемы объяснения
ПРЕДМЕТНО-ЛОГИЧЕСКИЕ Собственная структура, логика и закономерности научного знания влияют на основные концептуальные единицы: научные факты (эмпирические), научные теории, научные категории (общенаучные и специальные)

 

 


Причины разнообразия и динамики взглядов психологов на предмет, методы психологии, содержание и цели психологической практики

Общее поступательное развитие науки
Разнообразие мировоззренческих позиций учёных

 


история психологии не изучает

Религиозные представления о психике
Результаты ненаучных способов умственной деятельности
Знания, полученные в ходе обыденной, практической деятельности

 

 


ТРАДИЦИОННАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

 

 

ПЕРИОДИЗАЦИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИЗМЕНЕНИЯ ВЗГЛЯДОВ НА ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

 

Хронология Предмет изучения
6 в. до н. э. – 5 в. н. э. Душа
5 –13 вв Душа с точки зрения философии и медицины
17 век – сер. 19 в. Внутренний опыт как результат самонаблюдения явлений сознания
Н. 19 в. – 60-е гг. 19 в. Деятельность нервной системы и органов чувств
60-е гг. 19 в. – к. 19 в. Непосредственное содержание опыта. Психические акты и психические функции. Психика и сознание в связи с их адаптивной функцией в поведении.
К. 30-х – 50-е годы 20 века Эволюция научных школ периода открытого кризиса
60-е годы 20 века Продолжение развития ранее выявленных предметных областей. Процесс ориентировки. Когнитивные структуры и их роль в поведении. Личность
ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ В ТРАДИЦИОННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ[2]
Душа (все исследователи до начала XVIII века) Явления сознания (английская эмпирическая ассоциативная психология — Д. Гартли, Дж. Ст. Миль, А. Бен, Спенсер) Непосредственный опыт субъекта (структурализм – Вильгельм Вундт) Интенциональные акты сознания (функционализм – Ф. Брентано) Происхождение психических деятельностей (психофизиология – И. М. Сеченов) Поведение (бихевиоризм – Джон Уотсон) Бессознательное (психоанализ – Зигмунд Фрейд) Процессы переработки информации и результаты этих процессов (гештальтпсихология – Макс Вертгеймер) Личный опыт человека (гуманистическая психология – А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Р. Мей)

 

 

ЛОГИКА РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ

ПО М. Г. ЯРОШЕВСКОМУ

 

 

 

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...