Античная психология. Основные Идеи эпохи античности. Милетская школа. Эмпедокл из Афин (490-430 гг. До Н. Э). Анаксагор из клазомен (500 до Н. Э. — 428 до Н. Э. )
Античная психология
ДОНАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДУШЕ В АНТИЧНОМ МИРЕ
![](https://konspekta.net/megalektsiiru/baza14/719518305427.files/image010.png)
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ЭПОХИ АНТИЧНОСТИ
Доминирование теории созерцательного материализма и поиск основы мироздания
|
Попытки понять, как соотносятся душа и тело
|
Поиск признаков психического (души) и непсихического
|
НАУЧНЫЕ ЦЕНТРЫ АНТИЧНОСТИ
МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА
Гераклит Эфесский (530-470 гг. до н. э. )
Болезнь делает приятным здоровье, зло - добро, голод - насыщение, усталость – отдых
|
Философ-аристократ
Основа мироздания – огонь
Душа – «психея» - состояние между чистым огнём и воздухом
Первым обращает внимание на потребности души
Легче уберечься от врага, чем от друга
|
Алкмеон Кротонский (VI–V вв. до н. э. )
Основатель принципа нервизма
От животных человек отличается наличием разума
Ощущение – исходная форма познавательной деятельности.
Правило подобия
Здоровье – гармония стихий в организме
Эмпедокл из Афин (490-430 гг. до н. э)
Первоэлементы мироздания – земля, вода, воздух, огонь
Кровь и сок растений – носители душевных, психических функций
Сердце – вместилище души
Биопсихизм
Теория цветового зрения
Ощущения – основа познания, но оно должно контролироваться разумом
Анаксагор из Клазомен (500 до н. э. — 428 до н. э. )
![](https://konspekta.net/megalektsiiru/baza14/719518305427.files/image016.jpg)
Вечные элементы мира – «семена» или «гомеомерии» (мелкие однородные частицы) - управляются космическим Умом (источник движения)
Основной механизм организации психического – противоположность (сладкое можно понять только через горькое).
Первым заметил зависимость ощущений от расстояния и интенсивности воздействующего предмета (верхний порог чувствительности) – избыточное воздействие вызывает страдание
Гиппократ (460-370 гг. до н. э. )
Первая заповедь врача: не навреди
Некоторые больные, несмотря на сознание обречённости, выздоравливают только потому, что уверены в мастерстве врача
|
Пифагорейская школа
Пропорции жидкостей в организме (кровь, желчь, слизь) = темперамент (сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический)
Душевные качества также зависят от жидкостных пропорций тела
Выражение лица в зеркале видится, души же - в беседах проявляются
Всякая вещь возникает только в силу необходимости
|
Демокрит (460-370 гг. до н. э. )
Первооснова мира - неделимые атомы, различные по форме, размеру и признакам и пустота. Жизнь порождается соединением атомов
Душа заставляет людей двигаться, имеет телесную природу, состоит из атомов особого рода
Ощущение и восприятие – начало познавательного процесса. Но чувства не могут отразить сущность вещей, опираться нужно на мышление
Сократ (469-399 гг. до н. э. )
Хорошая жена делает человека счастливым, а плохая философом
Чем меньше у меня желаний - тем ближе я к богам
Если ты мыслишь – ты свободен
Счастье в служении людям!
|
Родоначальник идеалистического направления. Природа и сам человек даны от Бога
Новый метод размышления – сократический диалог
Человеку не дано познать божественное, поэтому познание должно быть обращено на самого себя, на деятельность своей души
Человек не может подняться над природой и выйти из-под зависимости других людей, пока не научится управлять своими потребностями
Сократ перевёл научный интерес с вопроса о природе в целом и первоосновах мироздания на проблему самого человека
Воспользуйтесь поиском по сайту: