Платон (Аристоклес, 427 – 347 гг. до н.э.)
Платон (Аристоклес, 427 – 347 гг. до н. э. )
| Сократ друг, но самый близкий
друг – истина
В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все что угодно, но только не себя самих
|
Все сущее состоит из трёх сторон: бытия, чувственного мира и небытия. Бытие – мир идей (существуют вечно, неизменны и постоянны), небытие – материальный мир, созданный из 4 стихий. Мир чувственных вещей – результат проникновения бытия в небытие
Для души тело – временное пристанище.
Теория воспоминания: человек приобретает знания благодаря врожденной способности души к припоминанию того, что она уже знала в прошлом, но забыла, получив удар при вселении в тело
Тождественность идей, души, божественного
Душа бессмертна
Тело человека является для души лишь временным пристанищем. Основное же её место пребывания в божественных высотах, где она обретает покой и отдых от телесных страстей и приобщается к миру идей.
Высший уровень представлен разумной частью души. Временным пристанищем разумной души является головной мозг.
Благородная или пылкая душа. С ней связаны воля, мужество, храбрость, бесстрашие. Помещается в области сердца
Вожделеющая или низшая душа включает сферу потребностей, влечений и страстей. Локализована в печени.
Для мудрецов и философов характерно преобладание разумной души.
У храбрых и мужественных людей доминирует благородная душа. Душа воина
У людей, предающихся телесным излишествам ведущей является вожделеющая часть души. Это рабы и ремесленники.
Подобным образом различались и отдельные народы: преобладание разумной души свойственно грекам; доминирование благородной души - народам севера; преобладание вожделеющей души - египтянам и другим народам Востока
Аристотель (384-322 гг. до н. э. )
| Платон мне друг, но истина дороже
Начало есть более чем половина всего
Человек по своей природе есть существо общественное
|
Душа не может существовать без тела, как и тело без души
Общее чувствилище – центральный орган, куда направляются все ощущения.
Основной механизм взаимодействия ощущений – ассоциации
Существует родовой и индивидуальный разум
Кровь – материальный носитель души. Центральный орган души – сердце
Ведущее место принадлежит разуму. Особенно при формировании личности и характера
Трактат Аристотеля «О душе»: учение о познании
По примеру своего учителя Платона Аристотель создал свою школу вблизи храма Аполлона Ликея (волкодава). Школа Аристотеля, или, как она стала называться, лицей, была на открытом воздухе в платановых «перипатеях» (аллеях). Ученики Аристотеля (перипатетики) не сидели за партами или столами, они прогуливались вместе со своим учителем. Утренние прогулки посвящали беседам на наиболее трудные философские темы, а вечерами обсуждали вопросы политики и поэзии.
Учение Аристотеля о познании
«Седалище души»
Стоицизм: элементы материализма и идеализма, атеизма и теизма. С нарастанием идеализма стоицизм превращается в чисто этическое учение. Основные идеи: предопределённость, адаптация
| Древняя стоя: III—II века до нашей эры. Афины
| Средняя стоя (стоический платонизм): II—I века до нашей эры
| Средние и поздние стоики
|
| Афины
| Афины-Рим
| Рим
|
| Зенон, Клеанф, Хрисипп
| Панетий (Панеций) и Посидоний (Посейдоний)
| Сенека, Эпиктет
|
| Ближе к материализму. Проблемы мироздания и сущность природы
|
| Ближе к идеализму. Проблемы морали и нравственности
|
«Стоя» - крытая галерея, портик
Страдание – признак гниения
Страдание – следствие неосуществлённого желания
Отказ от желаний, притязаний на что-либо приведёт к спокойствию, свободе, счастью
Качество жизни определяется качеством психического состояния, а не вещами (Зенон)
| Пока есть мы – нет смерти, а когда есть смерть – нас нет. Бояться смерти глупо.
Если бы бог внимал молитвам людей, то скоро все люди погибли бы, постоянно желая зла друг другу
Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно
|
Эпикур (341-271 гг. до н. э. )
Этико-психологические проблемы
Материальный мир первичен и независим от человека
Атомизм
Непредсказуемость движений атомов ведёт к непредсказуемости психики и поведения
В душе нет врожденных идей
Ощущения приводят к возникновению представлений. На основе представлений формируется память и мышление
Счастье человека состоит в стремлении к удовлетворению потребностей и наслаждению
| «Всегда работай. Всегда люби. Люби жену и детей больше самого себя. Не жди от людей благодарности и не огорчайся, если тебя не благодарят. Наставление вместо ненависти, улыбка вместо презрения. Из крапивы извлекай нитки, из полыни – лекарство. Нагибайся только затем, чтобы поднять павших. Имей всегда больше ума, чем самолюбия. Спрашивай себя каждый вечер: что ты сделал хорошего. Имей всегда в своей библиотеке новую книгу, в погребе – полную бутылку, в саду – свежий цветок»
Эпикур
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: