Платон (Аристоклес, 427 – 347 гг. до н.э.)
Платон (Аристоклес, 427 – 347 гг. до н. э. )
Все сущее состоит из трёх сторон: бытия, чувственного мира и небытия. Бытие – мир идей (существуют вечно, неизменны и постоянны), небытие – материальный мир, созданный из 4 стихий. Мир чувственных вещей – результат проникновения бытия в небытие Для души тело – временное пристанище. Теория воспоминания: человек приобретает знания благодаря врожденной способности души к припоминанию того, что она уже знала в прошлом, но забыла, получив удар при вселении в тело Тождественность идей, души, божественного Душа бессмертна Тело человека является для души лишь временным пристанищем. Основное же её место пребывания в божественных высотах, где она обретает покой и отдых от телесных страстей и приобщается к миру идей. Высший уровень представлен разумной частью души. Временным пристанищем разумной души является головной мозг. Благородная или пылкая душа. С ней связаны воля, мужество, храбрость, бесстрашие. Помещается в области сердца Вожделеющая или низшая душа включает сферу потребностей, влечений и страстей. Локализована в печени. Для мудрецов и философов характерно преобладание разумной души. У храбрых и мужественных людей доминирует благородная душа. Душа воина У людей, предающихся телесным излишествам ведущей является вожделеющая часть души. Это рабы и ремесленники. Подобным образом различались и отдельные народы: преобладание разумной души свойственно грекам; доминирование благородной души - народам севера; преобладание вожделеющей души - египтянам и другим народам Востока
Аристотель (384-322 гг. до н. э. )
Душа не может существовать без тела, как и тело без души Общее чувствилище – центральный орган, куда направляются все ощущения. Основной механизм взаимодействия ощущений – ассоциации Существует родовой и индивидуальный разум Кровь – материальный носитель души. Центральный орган души – сердце Ведущее место принадлежит разуму. Особенно при формировании личности и характера Трактат Аристотеля «О душе»: учение о познании По примеру своего учителя Платона Аристотель создал свою школу вблизи храма Аполлона Ликея (волкодава). Школа Аристотеля, или, как она стала называться, лицей, была на открытом воздухе в платановых «перипатеях» (аллеях). Ученики Аристотеля (перипатетики) не сидели за партами или столами, они прогуливались вместе со своим учителем. Утренние прогулки посвящали беседам на наиболее трудные философские темы, а вечерами обсуждали вопросы политики и поэзии. Учение Аристотеля о познании
«Седалище души»
Стоицизм: элементы материализма и идеализма, атеизма и теизма. С нарастанием идеализма стоицизм превращается в чисто этическое учение. Основные идеи: предопределённость, адаптация
«Стоя» - крытая галерея, портик Страдание – признак гниения Страдание – следствие неосуществлённого желания
Отказ от желаний, притязаний на что-либо приведёт к спокойствию, свободе, счастью Качество жизни определяется качеством психического состояния, а не вещами (Зенон)
Этико-психологические проблемы Материальный мир первичен и независим от человека Атомизм Непредсказуемость движений атомов ведёт к непредсказуемости психики и поведения В душе нет врожденных идей Ощущения приводят к возникновению представлений. На основе представлений формируется память и мышление Счастье человека состоит в стремлении к удовлетворению потребностей и наслаждению
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|