Предложения Рабочей группы «Открытое правительство» по фундаментальным принципам и приоритетам деятельности Правительства РФ на 2013–2015 гг.
Стр 1 из 14Следующая ⇒ Преамбула
Система «Открытое правительство» является уникальным для России проектом по построению принципиально нового механизма разработки и реализации мер государственной политики, а также контроля за их исполнением. И мировая, и российская практика показывают, что традиционная модель управления, основанная на противопоставлении «государства» и «граждан» как «управляющих» и «управляемых», себя полностью исчерпала. Это особенно верно в России, где развитие экономики и современных информационных технологий привело к возникновению независимого от власти среднего класса, способного к самоорганизации и реализации гражданских инициатив. Наглядным примером являются события последних полутора лет – резкое снижение популярности правящей партии, массовые протесты и масштабный отток капитала. Эти события показали, что у активной части российского общества власть не пользуется беспрекословным доверием и поддержкой. Построение системы «Открытое правительство» сегодня особенно необходимо потому, что существующие механизмы принятия решений и получения обратной связи не позволяют решать ключевые задачи социально-экономического развития страны. Неспособность государственного аппарата своевременно получать информацию и адекватно на нее реагировать означает, что любая инициатива – и государственная, и общественная - только обостряет недоверие между «властью» и «гражданами», делая дальнейшее взаимодействие еще более сложным, складывается замкнутый круг взаимного непонимания. Очевидно, что в современном мире иерархические модели принятия решений и передачи информации не способны справиться с постоянно нарастающей сложностью социальных и экономических процессов. Нормой для ведущих развитых стран мира, с которыми Россия конкурирует на глобальной арене, является построение матричных или сетевых структур, обеспечивающих горизонтальное движение информации и фактически стирающих грань между избираемыми политиками, профессиональной бюрократией, экспертным сообществом и институтами гражданского общества.
Неэффективность механизмов передачи информации, подготовки и принятия решений – это самый главный вызов для современной России. Он является ключевой угрозой для развития страны и по своей остроте едва ли не превосходит любые внешние вызовы – в том числе и потому, что делает невозможным адекватное распознавание этих вызовов, не говоря уже о своевременном реагировании на них. Ответом на этот вызов призвана стать система «Открытое правительство», в рамках которой создаются новые для России механизмы взаимодействия экспертного сообщества, структур гражданского общества и исполнительной власти. Цель системы – использование современных технологий (в том числе и технологий краудсорсинга) для вовлечения в процесс сбора и анализа информации, обсуждения и выработки решений значительного количества людей, представляющих противоположные точки зрения, интересы и обладающих разным горизонтом планирования. Результатом станет не только повышение качества принимаемых решений и качества работы государственного аппарата в целом, но и формирование новой для России культуры взаимодействия, поиска компромиссов и взаимовыгодных решений.
Введение
Отправной точкой для запуска системы «Открытое правительство» послужил Указ Президента Российской Федерации № 150 «О Рабочей группе по подготовке предложений по формированию в России системы «Открытое правительство» от 8 февраля 2012 года. Руководители Рабочей группы совместно с экспертами определили четыре приоритетных направления, являющихся локомотивами для запуска системы «Открытое правительство»:
· борьба с коррупцией; · развитие конкуренции и предпринимательства; · развитие кадрового потенциала и человеческого капитала, в т.ч. для совершенствования системы государственного управления; · механизмы работы системы «Открытое правительство». Эти направления являются принципиально значимыми для функционирования системы «Открытое правительство», они стали «сквозными», связующими элементами в работе каждой из сформированных 10 экспертных подгрупп. По каждому из направлений были проведены публичные слушания, а также четыре расширенных заседания Рабочей группы под председательством Президента РФ. По итогам мероприятий Президент РФ отдал соответствующие поручения, принятые к исполнению. Помимо анализа приоритетных направлений, работа 10 экспертных подгрупп строилась по следующим темам: · социальная политика (руководители подгруппы Дворкович А.В., Бершадский М.В.); · защита прав граждан (Абызов А.М., Любимов Ю.С.); · развитие конкуренции и предпринимательства (Гуриев С.М., Никитин А.С.); · инновационное развитие (Вексельберг В.Ф., Карачинский А.М.); · долгосрочная макроэкономическая и бюджетная политика (Набиуллина Э.С., Улюкаев А.В.); · развитие кадрового потенциала (Волков А.Е., Котлер Ю.Ю.); · показатели эффективности функционирования системы «Открытое правительство» (Чуйченко К.А., Волошин А.С.); · региональная политика и децентрализация полномочий в сфере государственного управления (Боос Г.В., Новак А.В.); · инфраструктура и транспорт (Воскресенский С.С., Савельев В.Г.); · развитие систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, и современных средств коммуникации (Меламед Л.Б., Никифоров Н.А.). Итоги работы подгрупп Развитие кадрового потенциала, Развитие конкуренции и предпринимательства содержатся в данном докладе; итоги остальных групп приведены в материалах к данному докладу. В дальнейшем предполагается проведение публичного общественного обсуждения данных материалов на ресурсах системы «Открытое правительство».
В рамках деятельности Рабочей группы «Открытое правительство» в течение 3 месяцев было проведено более 200 заседаний тематических подгрупп, в которых принимали участие свыше 400 экспертов, являющихся признанными специалистами в своих областях не только в России, но и за ее пределами. По итогам он-лайн опроса было выявлено мнение более широкого экспертного сообщества и граждан в отношении механизмов будущей системы. Деятельность Рабочей группы нашла живой отклик не только у экспертов, но и у широкой общественности. Системе «Открытое правительство» было посвящено почти 8 тысяч публикаций в СМИ, а сайт http://большоеправительство.рф стал популярной площадкой для гражданских дискуссий: более миллиона посетителей оставили 37 тыс. обращений и предложений, часть из которых представлена в настоящем документе. Не остались в стороне и пользователи социальных сетей, общее количество которых превысило 37 тыс. человек (зарегистрировались на сайте или следят за его деятельностью в социальных сетях). Так, более 3,5 тысяч «лайков» поставили проекту в сети Facebook, а блоггеры посвятили системе «Открытое правительство» более 9 тыс. постов. Деятельность Рабочей группы «Открытое правительство» послужила началом развития нового формата работы органов государственной власти, активно вовлекающего широкий круг общественности и экспертов в формирование государственной политики. Итоговый доклад и материалы к нему обобщают текущие итоги деятельности Рабочей группы. Он включает детальное описание ключевых предложений Рабочей группы и граждан по четырем приоритетным направлениям, а также описание программы работы системы «Открытое правительство» на 2012 год. В материалах к докладу приведены списки экспертов и предложения подгрупп по 10 ключевым темам, а также аналитические материалы и примеры лучших мировых практик. Предложения Рабочей группы «Открытое правительство» по фундаментальным принципам и приоритетам деятельности Правительства РФ на 2013–2015 гг.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|