Примерный круг тематических содержаний
Примерный круг тематических содержаний (по культурно-смысловым контекстам)
В этот примерный перечень включено 36 тем (из расчета одно занятие в неделю в течение 9 месяцев учебного года). Круг тематических содержаний предлагается как рекомендательный. Он может варьироваться воспитателем (какие-то темы исключить, ввести, соединить, разбить на несколько подтем и т. п. ), исходя из педагогической целесообразности и конкретных интересов детей группы.
Организация совместной познавательно-исследовательской деятельности взрослого с детьми Каким образом следует выстраивать занятие, чтобы вызвать познавательную инициативу детей и поддержать их исследовательскую активность? Приняв позицию заинтересованного, любознательного партнера, воспитатель может придерживаться примерно следующей последовательности этапов исследования: 1) актуализация культурно-смыслового контекста, наводящего детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы; 2) обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем; 3) опытная проверка или предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями; 4) предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями. Для каждого конкретного занятия нужен привлекательный отправной момент — какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования. Вопрос, поставленный воспитателем вне актуального и привлекательного смыслового контекста, может оставить детей совершенно равнодушными и не вызвать у них никакой исследовательской активности. Отправным моментом могут быть реальные события, происходящие в данный период: яркие природные явления (например листопад) и общественные события (например предстоящий Новый год, о котором все говорят и к которому готовятся). Также это события, специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует? »). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему и т. п.
Много вопросов для исследования вызывают воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» или путешествие Чука и Гека из одноименной повести А. Гайдара и т. п. ). И наконец, стимулом к исследованию могут стать события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п. ). Отправной точкой для каждого культурно-смыслового контекста (типа исследования), в принципе, может послужить любое событие, но все же есть некоторые предпочтения. Так, для «опытов» и «классификационной работы» имеет смысл, по преимуществу, использовать события, реально происходящие в природе, в социальной жизни или специально «смоделированные». Для «путешествий» — по карте и по «реке времени» — целесообразно обращаться к воображаемым событиям (из художественных текстов). Хотя и здесь нельзя исключить возможности использования реального события (к примеру: Олимпийские игры как повод для путешествия по карте в определенную географическую точку, для путешествия во времени в историю спорта) или смоделированного события (внесение старинной керосиновой лампы или перьевой ручки как повод для путешествия в прошлое). Отталкиваясь от события, воспитатель ставит вопросы для исследования (Почему дует ветер? Почему осенью бывает листопад? Как получается радуга? Какие бывают профессии? Какие есть средства передвижения? Какими средствами передвижения пользовался человек, когда еще не изобрел колесо, мотор? Как добраться до Австралии? Почему у кенгуру и страуса сильные ноги, а у коалы — нет? Почему у жирафа пятнистая яркая шкура, а у бегемота серая? Как путешествовать в океане, где нет дорог и указателей? И т. п. ). Каждый вопрос, обращая детей к определенному факту, условиям возникновения какого-то явления, заставляет их сравнивать — различать и соединять эти факты и явления, устанавливать возможные связи и отношения между ними. Воспитатель вместе с детьми обсуждает высказанные идеи, предположения, предлагает свою версию ответа.
Обсуждение проходит за «круглым столом» (за реальным столом или на ковре, вокруг ключевого предметного материала). На этом этапе исследования педагог широко использует реальный предметный и иллюстративный материал. Причем это не только единичный набор для демонстрационного опыта или иллюстрация, вывешенная на доске. Наборов для опытов должно быть несколько, чтобы каждый ребенок смог опробовать возможности исследуемого материала, прибора, инструмента. Иллюстративный материал, предлагаемый для исследования (анализа-сравнения), представляет собой карточки разного размера, от довольно крупных до мелких (как в детском лото), которые рассматриваются всеми участниками, передаются из рук в руки. Только при такой работе с материалом становится возможным его детальный анализ, возникают активные обсуждения и идеи относительно сходства и различия, связей между исследуемыми предметами и явлениями. Следующий этап исследования — опытная проверка идей (на уровне практического действия) или фиксация найденных оснований классификации, «меток» пространства и времени на таблице, схеме, карте. Дети сортируют и закрепляют мелкие иллюстрации - «метки» на заготовленных воспитателем пустых классификационных таблицах-схемах, на панно «река времени», на большой физической карте мира. Эту часть исследовательской работы участники осуществляют индивидуально, парами или разбившись на небольшие подгруппы, в зависимости от контекста и предметного материала. Воспитатель подключается к одной из подгрупп, затем переходит к другой и т. д. На этом этапе каждый ребенок выбирает себе удобное место для работы. Подгруппы детей могут рассредоточиться (например, работать в разных уголках группового помещения над своей классификационной таблицей или ее частью), а затем вновь объединиться за «круглым столом» для сборки общей таблицы, для окончательного обсуждения, сопоставления результатов исследования.
Занятия в такой форме воспитатель проводит один-два раза в неделю в определенные распорядком дни, желательно в утреннее время (после чтения художественной литературы). В целом для занятия резервируется 30—35 минут. Однако партнерская познавательно-исследовательская деятельность со взрослым, сама по себе ценная для развития ребенка, должна также придать импульс свободной самостоятельной деятельности дошкольников, активизировать их собственные изыскания за пределами занятия (в детском саду и дома). Такой импульс, своего рода инерцию исследовательского движения, может дать остающийся в каждом из культурно-смысловых контекстов специфический предметный материал (предметный «след»), провоцирующий детей к воспроизведению и дополнению исследовательской работы, проведенной на занятии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|