Коллекционирование (классификация)
Организуя занятия в рамках данного смыслового контекста, следует использовать материал, легко поддающийся группировке, сортировке по видам в рамках общего (родового) понятия. В зависимости от конкретной темы это реальный материал (например, образцы минералов) или образный — множество иллюстративных карточек-вырезок (например, изображения различных видов транспорта). Воспитатель и дети обсуждают материал, ищут черты сходства и различия между объектами, нащупывают в ходе обсуждения-рассуждения возможные основания для их группировки. Затем материал размещается в заранее приготовленной классификационной таблице. Это может быть лист ватмана с обозначенным вверху «родовым» именем сравниваемых объектов и пустыми графами, в которые в ходе обсуждения будут вписываться названия видов объектов в соответствии с найденными основаниями классификации (к примеру, транспорт — воздушный, водный, наземный). В работе принимают участие все дети, подбирая нужные объекты и располагая их на классификационной таблице. Если исследовались реальные объекты (например засушенные листья для гербария, образцы минералов), они размещаются в подходящие емкости в виде коллекции, а на классификационную таблицу прикрепляются замещающие их картинки или просто ярлычки с названиями объектов. Надписи дети могут сделать с помощью воспитателя. Классификационная таблица должна быть достаточно велика по размеру и «открыта» для дополнения. На занятии она заполняется лишь отчасти и остается в групповом помещении. Оставшиеся в ней «пустоты» дети могут заполнить в дальнейшем, найдя подходящие иллюстрации дома. Эта продолженная жизнь таблицы поддерживает интерес к теме и служит поводом для ее обсуждения в свободное от занятий время.
Несколько пояснений относительно иллюстративного материала: от правильного его подбора зависит успешность занятия. Для рассматривания, анализа-сравнения, сортировки следует использовать карточки-иллюстрации размером примерно в половину стандартного листа писчей бумаги (формат А4). Это иллюстрации многоразового использования. Чтобы они были долговечнее, можно наклеить их на картон или ламинировать. Для группировки и наклеивания на классификационные таблицы нужны картинки-вырезки меньшего размера, примерно 6 х 8 см или 7 х10 см; эти картинки используются только один раз. Весь материал можно подобрать, воспользовавшись художественными открытками и фотографиями, разнообразными иллюстрированными журналами, изданиями познавательного характера и т. п. Помощь в подборе материала могут оказать и родители (ненужные иллюстрированные издания есть в каждом доме). Можно также использовать рисунки из дошкольных пособий, карточки тематических лото, но для старших дошкольников, взыскательных к деталям, лучше все-таки прибегнуть к фотоиллюстрациям. Если в детском саду есть компьютер, можно отсканировать собранный по разным темам материал и распечатывать его по мере необходимости. В этом случае все воспитатели могут внести свой вклад в общую базу данных, пополняя ее новым материалом. Непосредственно перед занятием уже не надо будет думать о сборе материала, достаточно лишь распечатать одноразовые карточки в нужном ассортименте и количестве. Кроме карточек-иллюстраций необходимо также подбирать иллюстрированные энциклопедии, детские журналы, художественные альбомы, которые поддержат интерес детей к тематике проведенного занятия. Тема: ВРЕМЕНА ГОДА (СЕЗОНЫ) Для введения в тему почитаем рассказ в стихах С. Маршака «Круглый год» (смысловым фоном могут служить и тексты для длительного чтения — книги В. Бианки «Синичкин календарь», «Мышонок Пик»). Обсудим, чем времена года отличаются друг от друга (сравним сезоны попарно), какие природные явления и общественные события характерны для каждого сезона; как догадаться, какое время года на дворе; что нравится (или не нравится) в каждом времени года.
Из множества карточек с изображениями сезонных событий (небольшого формата репродукции пейзажей и жанровых картин, фотографии, вырезки из иллюстрированных журналов заранее приготовлены и лежат в коробке изображением вниз) все возьмем по одной карточке (взрослый тоже). Разделимся на четыре группы (по сезонам). Каждая группа наклеит свои карточки («метки») на плотный лист бумаги — создаст картину сезона. Затем эти листы прикрепим к большой схеме «круглого года», предварительно вычерченной на листе ватмана в виде круга с четырьмя секторами и надписанной воспитателем. Предложим детям стандартные листы бумаги (формат А4) с такой же схемой «круглого года». Дома вместе со взрослыми ребенок может подобрать и наклеить на схему соответствующие каждому сезону вырезки - «метки», сделать надписи (сезоны, месяцы). Можно порекомендовать родителям все детские работы собирать в папку, чтобы к концу года у каждого ребенка получился своеобразный справочник: «Что я узнал о мире». Тема: МИР РАСТЕНИЙ Для введения в тему почитаем «Рассказ о кустах и деревьях» из книги М. Ильина, Е. Сегал «Азбука» или предложим детям вспомнить, что растет в лесу, в парке, в саду. Рассмотрим приготовленные заранее карточки- иллюстрации с изображениями деревьев, кустарников, трав. Иллюстрации можно передавать из рук в руки, рассматривать индивидуально, обсуждать с соседями. Выясним, что общего у всех этих растений (корень, ствол-стебель, листья, плоды-семена), чем они различаются (величиной, характером стебля). Затем рассортируем множество маленьких карточек-вырезок по выбранному основанию (например по характеру стебля-ствола).
Разместим карточки на заранее приготовленной классификационной таблице (с соответствующими графами и надписями):
Работать с большой группой детей будет удобнее, если части таблицы наложены на большой лист ватмана и могут сниматься (то есть таблица разъединяется):
Чтобы окончательно оформить таблицу, разделимся на три подгруппы, каждая будет наклеивать карточки на одну из частей таблицы. Затем соберем таблицу вновь и проверим, нет ли ошибок. С детьми 7-го года жизни можно дополнительно обсудить вопрос, относятся ли грибы к миру растений, чем они схожи с другими растениями, чем отличаются; возможно, возникнет идея сделать еще одну колонку в классификационной таблице. Исследование мира растений может быть продолжено практической классификацией — предложим детям сделать коллекцию (гербарий) из заранее засушенных воспитателем травянистых растений, листьев наиболее распространенных в данной местности и узнаваемых деревьев и кустарников. Обсудим, как называются эти растения, к какой колонке нашей таблицы относятся. Растения наклеиваются на плотные листы бумаги и рассортировываются в три емкости (коробки) с надписями: «Деревья», «Кусты», «Травы». Эту тему целесообразно приурочить к поре листопада, и предложить родителям погулять с ребенком в лесу, парке, сквере, собрать красивые расцвеченные листья, засушить их и сделать дома собственный гербарий с надписями. Часть гербарных листов ребенок может принести в детский сад и пополнить ими групповую коллекцию. Стоит предложить родителям, если есть возможность, посетить с детьми Ботанический сад. Тема: МИР ЖИВОТНЫХ Для введения в тему почитаем стихотворение С. Маршака «Про гиппопотама»; поговорим о том, какие еще животные известны детям, каких животных они видели в естественных условиях; выясним, кто уже побывал в зоопарке, предоставим детям возможность обменяться впечатлениями о виденных животных. (Можно приурочить эту тему к чтению книги Б. Житкова «Что я видел» — главы о зоопарке. ) Рассмотрим множество карточек-иллюстраций с изображениями животных (воспитатель заранее подбирает изображения рыб, птиц, млекопитающих).
В процессе обсуждения — сравнения разных живых существ — подойдем к основанию классификации — среде обитания; поговорим о зависимости строения тела животного и его образа жизни от среды обитания (бегать по суше, плавать в воде, летать в воздухе). Рассортируем карточки по среде обитания (млекопитающие, рыбы, птицы). Обсудим исключительные случаи: нелетающие птицы (страус, пингвин), живущие в воде млекопитающие (кит, дельфин). Поговорим о том, чем питаются разные животные, найдем еще одно основание классификации — по характеру питания: хищные и нехищные животные (питающиеся растениями или всеядные); поищем среди иллюстраций соответствующие примеры птиц, зверей, рыб. Займемся классификационной таблицей (лист ватмана со съемными частями и таблички с обозначениями возможных оснований классификации заранее приготовлены воспитателем). Разделимся на три группы; каждая группа заполнит свою часть таблицы, выбирая из множества небольших карточек-вырезок подходящие; затем соединим части таблицы вместе.
Детям 7-го года жизни можно предложить несколько карточек с изображениями насекомых, земноводных, пресмыкающихся; обсудить, чем они похожи на других животных и чем отличаются, есть ли им место на нашей таблице; может быть, возникнет предложение дополнить таблицу несколькими колонками. В конце занятия предложим каждому из детей маленькую табличку (стандартный лист бумаги) с классификационной схемой. Если ребенок захочет, может дома заполнить ее с помощью родителей рисунками, вырезками или просто написать названия животных. Порекомендуем родителям почитать детям рассказы о животных В. Бианки, М. Пришвина, Г. Скребицкого, Г. Снегирева, Б. Емельянова и др. (раздадим памятки со списком книг). Можно также предложить детям выбрать любое дикое животное и дома с родителями покопаться в энциклопедиях (как и где живет это животное, чем питается и т. п. ). На следующий день желающие расскажут остальным о том, что они узнали о животных. Тема: ВИДЫ МИНЕРАЛОВ (КАМНИ) Для введения в тему предварительно почитаем сказку П. Бажова «Серебряное копытце». Предложим детям рассмотреть камни из имеющейся в детском саду коллекции (воспитатель заранее формирует ее, подбирая строительные камни, поделочные камни и хотя бы один драгоценный, например образец горного хрусталя). Выясним, чем похожи и чем различаются камни. Больше всего серых, не очень красивых; меньше — цветных, с узором; совсем мало — красивых прозрачных и полупрозрачных. Разделим все камни на три группы и поместим каждую в отдельный ящичек.
Обсудим, для чего использует человек эти камни. Одни — для сооружения зданий и дорог, другие — для отделки помещений, изготовления скульптур, третьи — для украшений. Рассмотрим фотографии, иллюстрирующие использование камня человеком. Займемся оформлением нашей коллекции. Надпишем и приклеим ярлыки к каждому ящичку: «Строительные камни», «Поделочные камни», «Драгоценные камни». Если известны их названия, вложим в ящичек опись, а к экспонату приклеим бирочку с номером. Обсудим, кто находит и добывает камни (геологи- разведчики, горные мастера, работающие в карьерах и шахтах); рассмотрим соответствующие иллюстрации. Предложим детям в конце занятия несколько художественных альбомов для свободного рассматривания (сокровища Алмазного фонда, Оружейной палаты и т. п. ). Можно порекомендовать родителям почитать сборник сказок П. Бажова «Малахитовая шкатулка»; посмотреть, есть ли дома какие-либо поделки, украшения из камня; по возможности, принести в детский сад что-либо из найденных вещей, чтобы все дети смогли увидеть, как они выглядят. Если кто-то из дошкольников увлекается сбором камней, попросим принести и показать остальным свои коллекции. Тема: ВИДЫ МЕСТНОСТИ ( ПРИРОДНЫЕ ЛАНДШАФТЫ) Для введения в тему почитаем «Рассказ о храбром Кандыме» из книги М. Ильина, Е. Сегал «Азбука природы». Рассмотрим множество фотоиллюстраций с изображением природных ландшафтов: разные виды леса — вечнозеленый тропический, листопадный, хвойный; степи — степь умеренных широт, саванна, тундра; пустыни — песчаная, каменистая. Обсудим, какой бывает местность (или, как еще говорят, ландшафт, пейзаж). Сгруппируем картинки по сходству и различию. В итоге получится три вида местности: лес — степь — пустыня (более детальные названия ландшафтов необязательны). Сравним группы попарно: пустыня и лес, пустыня и степь, лес и степь. Выйдем на основание классификации — характер растительности. Обсудим, от каких погодных условий зависит характер ландшафта (температура и количество воды). Предложим детям сделать картины-панно разных местностей. Разделимся на три подгруппы, каждая разместит свое ландшафтное панно (лес, степь или пустыня) на плотном листе бумаги (половина стандартного листа ватмана, раскрашенного в разные цвета: темно-зеленый — для леса, светло-зеленый — для степи, желтый — для пустыни). Дети выбирают и наклеивают подходящие иллюстрации-вырезки; воспитатель на каждом панно сверху пишет название ландшафта. Вариант: можно соорудить ландшафтные макеты из природных материалов в ящичках с землей и песком. В конце занятия обыграем готовые ландшафты - панно: разместим их на ковре в ряд, раздадим детям карточки с изображениями разных животных — типичных обитателей каждого природного ландшафта. Играем по типу лото: «Кто живет в пустыне? Кто живет в лесу? Кто живет в степи? » Участники выкладывают на панно подходящие, по их мнению, карточки. Когда все карточки будут разложены, обсудим ошибки выбора, если они есть, а также возможность двойного решения. Например, волк живет и в лесу, и в степи, верблюд — и в степи, и в пустыне. Другой вариант игры — «На чем можно путешествовать в каждой местности? » Надо выбрать подходящие картинки с изображениями ездовых животных (верховые лошади и ослы, верблюды, слоны; упряжки оленей, собак, лошадей и т. п. ). Предложим каждому ребенку стандартный лист бумаги (формат А4) с классификационной табличкой:
Дома с родителями он может заполнить таблицу рисунками или наклеить подходящие картинки. Для взрослых это будет подсказка: они узнают, чем ребе- нок занимался в детском саду. Можно порекомендовать обсудить дома с детьми вопрос о том, в какой местности мы живем. Если ребенок выезжал в дальние путешествия, на отдых, вспомнить, какая там была местность. Тема: ВИДЫ ТРАНСПОРТА Для введения в тему почитаем рассказ в стихах С. Маршака «Почта». Поговорим о том, как путешествовало письмо и что такое транспорт; сравним попарно транспортные средства, которые доставляли письмо, в поисках сходства и различия между ними (самолет — пароход; пароход — поезд; поезд — автомобиль и т. д. ). Наметим первое основание классификации — среда передвижения: воздушный — водный — сухопутный транспорт. Рассмотрим карточки-иллюстрации и рассортируем их на три соответствующие группы. Выясним, какие виды транспорта есть в нашем городе (местности), кто из детей на каком виде транспорта путешествовал (ездил на дачу, в дальнее путешествие). Обсудим, что заставляет двигаться автомобиль, поезд, самолет (двигатель, мотор). Рассмотрим карточки-иллюстрации с изображениями транспортных средств, приводимых в движение силой животных или природы (ветер, течение реки): езда верхом и в упряжке, парусники, плоты, воздушные шары и планеры. Наметим еще одно основание классификации: транспорт с двигателем (мотором) — без двигателя. Заполним классификационную таблицу небольшими карточками-вырезками, разделив весь транспорт на виды по среде передвижения (воздушный — водный — сухопутный) и по наличию (отсутствию) двигателя (например: теплоход — парусник; автомобиль — упряжка животных; самолет — воздушный шар). Части таблицы можно сделать съемными и заполнять их, разбившись на три подгруппы, по видам транспорта; затем соединить все части.
Предложим детям дома с родителями подобрать картинки с разными видами транспорта, чтобы сделать общую таблицу в группе более полной и красочной, дополняя ее по мере появления новых иллюстраций. По желанию дети могут взять домой аналогичные классификационные таблички (отпечатанные на стандартном листе бумаги), заполнить их вместе с родителями вырезками (рисунками) и сделать надписи.
Тема: ВИДЫ СТРОИТЕЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ Эту тему можно приурочить к чтению больших художественных произведений, в которых персонажи наблюдают жизнь города и деревни (например, Б. Житков «Что я видел», Ю. Дружков «Приключения Карандаша и Самоделкина»). Для введения в тему предложим детям множество карточек с изображениями разнообразных зданий и строительных сооружений. Рассмотрим вместе, что это такое, назовем каждое. Обсудим, как называется место, где мы живем (город или деревня, село), в каких домах живем, какие здания есть вокруг (какие особенно примечательные здания в нашей местности). Сравним строительные сооружения в городе и в деревне (чем они похожи и чем различаются). Напри- мер, в городе: жилые здания — многоэтажные, кирпичные или бетонные; много общественных зданий (школы, поликлиники и больницы, детские сады, магазины и торговые центры, театры, вокзалы и т. д. ); промышленные здания (заводы и фабрики). В селе (деревне): жилые здания — одноэтажные (малоэтажные), деревянные (избы); мало общественных зданий, нет заводов и фабрик, но есть фермы, теплицы и оранжереи, мельницы и т. п. Рассортируем карточки-иллюстрации, приняв за основание характер населенного пункта: что подойдет для города, что — для деревни. Обсудим сооружения, однозначно не подходящие ни к одной группе (маяк, автострада, железнодорожный путь, мосты, плотины), поговорим об их назначении, выделим их в от- дельную группу: это сооружения, которые могут быть и в городе и в деревне или за пределами населенных пунктов. Заполним небольшими карточками-вырезками три колонки таблицы:
С детьми 7-го года жизни можно создать таблицу с дополнительными расчленениями по функции зданий в жизни людей: жилые — общественные — промышленные. Разделимся на несколько подгрупп (по 4—5 человек). Каждая придумает и начнет делать макет города или деревни (на готовом картонном поле, с обозначенными цветом рекой или озером, дорогами и т. п. ) из бросового и природного материала. Работа может быть продолжена на занятии продуктивной деятельностью. Вариант: каждая подгруппа делает картины-панно города или деревни из иллюстраций, вырезок (по аналогии с описанными выше панно «Природные ландшафты»). Можно порекомендовать родителям поговорить с детьми о родном городе (селе), об имеющихся в окрестностях особенных строительных сооружениях, обратить внимание на здания, мимо которых они проходят каждый день, и т. д. Тема: ВИДЫ ПРОФЕССИЙ Для введения в тему почитаем стихотворение С. Михалкова «А что у вас? » или В. Маяковского «Кем быть? ». Обсудим, что такое профессия, какие бывают профессии, запишем их названия печатными буквами на заготовленных заранее небольших карточках. Подумаем, как их можно рассортировать (сгруппировать): чем различаются профессии, какие из них схожи между собой. Подойдем к возможному основанию классификации профессий: с чем имеет дело человек на работе (с техникой и неживой природой — шофер, инженер, геолог и пр.; с живой природой — фермер, садовод, ветеринар и пр.; с людьми — учитель, воспитатель, врач, продавец и пр. ). Распределим карточки на классификационной таблице: каждый ребенок берет несколько карточек и объясняет, куда он их поместит и почему.
Обсудим двойственные случаи (например, военный может иметь дело и с людьми, и с техникой). Продолжим обсуждение: какую профессию ты бы выбрал для себя («Кем я хочу быть»)? Сколько профессий в твоей семье (имеются в виду родители, бабушки, дедушки, старшие братья, сестры и др. )? Запишем на карточках эти профессии и внесем в таблицу. Будем дополнять ее в дальнейшем, если узнаем еще о каких-то профессиях. Вариант: с детьми 6-го года жизни лучше проводить исследование на карточках не с надписями, а с изображением людей различных профессий. Можно предложить детям дома сделать книжку «Профессии в нашей семье»: каждый ребенок получает пустой блок-книжку (шесть-семь скрепленных листов, размером в половину стандартного листа). Чтобы заполнить ее, надо расспросить родителей, нарисовать или наклеить подходящие картинки, с помощью взрослых сделать подписи под рисунками. Каждому члену семьи можно отвести отдельную страницу («Профессия моего папы» и т. д. ), а последнюю страницу посвятить своей будущей профессии («Кем я буду, когда вырасту»). Готовые книжки рассмотрим и обсудим в группе. Тема: ВИДЫ СПОРТА Для введения в тему используем множество карточек-иллюстраций с изображением людей, занимающихся различными видами спорта. Обсудим: для чего человеку нужен спорт, как называются эти виды спорта; кто из детей группы занимается в спортивных кружках и секциях и каким видом спорта; чем отличаются друг от друга все эти виды спорта и чем похожи? Из совместно найденных признаков выберем основания для классификации (например: по сезону — зимний и летний спорт; по числу участников — командные и одиночные виды спорта). Рассортируем небольшие карточки-вырезки и расположим их на листе ватмана в виде классификационной таблицы, сделаем надписи.
Предложим детям расспросить родителей, занимались ли они в детстве спортом, каким? Если у кого-то дома есть спортивные знаки, символы, награды, попросим принести их в группу, чтобы рассмотреть и обсудить всем вместе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|