Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Путешествия по «реке времени»




 

Для путешествий во времени нужна своего рода карта-панно, опредмечивающая метафору «река времени», символизирующая линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему.

Это длинный бумажный лист (например обои или склеенные листы ватмана, размером 50 х 160 см или 60 х 180 см), на котором полосой синего цвета (во всю длину) обозначена «река времени». Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями, например: «древность» — «старина» — «наше время» (в соответствии с условными этапами человеческой истории: древний мир первобытных людей, мир средневековья, современный мир).

Воспитатель заранее наклеивает на панно небольшие иллюстрации (размером примерно в половину стандартного листа формата А4) — «метки» каждой остановки во Для путешествий по «реке времени» необходимо по- добрать соответствующий иллюстративный материал. Это наборы картин по исторической тематике для анализа-сравнения и выстраивания временных рядов: раньше — сейчас (история жилища, транспорта, одежды и быта и т. д. ). Такие картины-иллюстрации размером примерно в стандартный лист бумаги (формат А4) используются многократно.

Также понадобятся аналогичные по тематике (но в большем количестве и разнообразии) одноразовые картинки-«метки» для наклеивания на панно (размер картинок примерно 6 х  8 см или 7 х 10 см — как для классификационных таблиц).

Тема: ИСТОРИЯ МОЕЙ СЕМЬИ

Для введения в тему почитаем стихотворение А. Барто «Я расту». Поговорим об этапах взросления человека (детство, школьные годы, юность). Попробуем понять связь поколений: дети и родители, родители родителей (бабушки и дедушки детей); обсудим, что значит называть человека по имени и отчеству.

Поразмышляем о том, можно ли вернуть вчерашний день (снова стать малышом); придем к выводу, что время как река, течет только вперед, но мы в со- стоянии вспомнить о том, что было с нами раньше. Обсудим, как можно узнать о том, что было давным- давно, о чем нельзя помнить (следы времени — вещи, которые при раскопках находят археологи, книги, которые люди написали давным-давно, старые фотографии, фильмы). Поговорим о музеях, где можно увидеть старинные вещи.

Отправимся в путешествие в прошлое своей семьи. Зададимся вопросом, как можно узнать о том, что было раньше, много лет назад, когда бабушки и де- душки, папы и мамы были маленькими (из рассказов, семейных фотографий), что знают дети о своих бабушках и дедушках, об их детстве.

Предложим детям дома расспросить родителей, дедушек и бабушек о любимых играх в детстве, найти их старые фотографии, свои фотографии в раннем детстве. В следующий раз рассмотрим фотографии, обсудим, отличаются ли игры теперешних дошкольников от прежних.

Порекомендуем родителям почитать детям книгу Д. Барри «Питер Пэн и Венди» (о мальчике, который не хотел взрослеть).

Тема: ИСТОРИЯ ЖИЛИЩА И БЫТОУСТРОЙСТВА

Для введения в тему предварительно почитаем сказку Р. Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе».

Предложим детям рассмотреть панно «река времени», поясним, что это такое, и отправимся в воображаемое путешествие по «реке времени» — от настоящего в прошлое.

Обсудим, как живет человек сейчас, в наше время; рассмотрим большие иллюстрации и выберем подходящие маленькие карточки-«метки» — современные городские и сельские здания, расположим их в конце «реки времени». Поговорим о том, что люди не сразу научились строить такие дома (заполним «метками» промежуточную остановку на «реке времени» — избы, деревянные и каменные города-крепости). Опираясь на прочитанную сказку Р. Киплинга и иллюстрации, уточним, как жил человек в древности (пещеры, землянки, шалаши, хижины и пр. ). Выберем и прикрепим соответствующие «метки»-символы древности в начале «реки времени».

Аналогичным образом обсудим, как одеваются люди сейчас и как одевались в старину, какая у них была посуда, инструменты, оружие (выберем подходящие «метки» для каждой остановки).

Можно завершить занятие практическим исследованием: рассмотреть лапти, домотканый коврик, необожженный глиняный горшок и т. п.; сравнить эти вещи с нашей обувью, одеждой и посудой.

Исследовательская тема может быть продолжена на занятии продуктивной деятельностью: предложим детям объединиться в подгруппы по 4—5 человек и сделать макеты старинных городов-крепостей из бумаги, картона, пластилина, бросового материала (с опорой на разные иллюстрации — по выбору). Масштабы макетов можно задать наборами фигурок средневековых рыцарей, русских богатырей, которые станут обитателями построенных крепостей.

Предложим поискать дома и рассмотреть старинные вещи; если возможно, что-то принести в группу для нашего музея старинных вещей.

Тема: ИСТОРИЯ ОГНЯ (ОСВЕЩЕНИЕ И ТЕПЛО)

Для введения в тему почитаем рассказ в стихах С. Маршака «Вчера и сегодня».

Отправимся в воображаемое путешествие по «реке времени» и «осветим» жилища людей на всех остановках. Найдем подходящие карточки-иллюстрации для нашего времени (электрические лампочки, разные осветительные приборы); обсудим, где на «реке времени» место свече и керосиновой лампе (в старину), поместим соответствующие карточки на панно. Поговорим о том, как люди научились добывать огонь, рассмотрим оставшиеся карточки (костер, лучина, факел), найдем им место (в древности).

Аналогичным образом обсудим, как люди отапливают свое жилище сейчас, как делали это в старину, в древности (современные отопительные приборы — печь — открытый очаг), прикрепим к панно подходящие иллюстрации.

Займемся практическим исследованием: рассмотрим приготовленные заранее свечу, керосиновую лампу, попробуем их в действии (выясним, много ли они дают света).

В последующие дни можно почитать детям книгу «Русские богатыри: былины» (обработка для детей И. Карнауховой), насыщенную образами старины.

Тема: ИСТОРИЯ СУХОПУТНОГО ТРАНСПОРТА

Используем в качестве основных вех в истории транспорта два великих изобретения человека — колесо и двигатель (мотор). Для введения в тему почитаем стихотворение С. Маршака «Колеса».

Рассмотрим множество больших картинок, иллюстрирующих историю транспорта; сравним их между собой. Обсудим, как в древности люди перемещались по суше, когда они еще не придумали колесо (пешком, верхом на животных); каким был транспорт в старину, когда колесо уже придумали, но еще не изобрели мотор (использовали силу животных — гужевой транспорт: телеги, кареты, и пр. ); что значит тащить грузы волоком; как можно быстро перемещаться зимой и не использовать колесный транспорт (на санях). Поговорим о том, чем отличается автомобиль от телеги и саней, выйдем еще на одно изобретение, изменившее транспорт, сделавшее его очень быстрым (мотор, двигатель). Выясним, по аналогии с живым существом, чем «питается» двигатель (бензином, углем, электричеством).

Отправимся в воображаемое путешествие по «реке времени» — дополним остановки на ней подходящим транспортом.

Это можно сделать, например, используя принцип игры в лото. Каждый из участников путешествия выбирает из множества маленьких карточек-«меток» по две, наугад. Все располагаются вокруг панно (за большим столом, на ковре). Взрослый объявляет первую остановку: «Наше время». Участники, у которых оказались карточки с современным транспортом, помещают их на панно, по берегам «реки», возле ключевой картинки (города). Вторая остановка: «Старина». Придется сменить транспорт: свои карточки размещают (рядом с «меткой»-крепостью) обладатели старинных средств передвижения. На третьей остановке («Древность») процедура повторяется.

В результате все карточки размещены. Остается их наклеить; это могут сделать несколько детей (выберем по 2—3 человека для каждой остановки).

Займемся практическим исследованием: всегда ли автомобили были такими, как сейчас? Рассмотрим и сравним маленькие коллекционные модели автомобилей (если нет таковых, заменим их фотоиллюстрациями). В конце занятия можно почитать стихотворение С. Баруздина «Сказка о трамвае».

Тема: ИСТОРИЯ МОРЕПЛАВАНИЯ И ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ

Построим занятие по аналогии с предыдущим. Для введения в тему почитаем стихотворение Б. Заходера «Если мне подарят лодку».

Рассмотрим большие иллюстрации; сравним их. Обсудим, как люди передвигались по воде в древности (использовали силы природы — течение рек, ветер, свою собственную мускульную силу: плоты, долбленые лодки — гребные и парусные); в старину (большие парусные суда — шхуны, фрегаты и т. п., большие гребные суда — галеры); в настоящее время — суда с двигателем (сравним: пароход, теплоход, атомоход).

Отправимся в путешествие по «реке времени» — дополним остановки водным транспортом (из множества маленьких карточек выберем подходящие «метки»-символы — от настоящего к прошлому). Аналогичным образом рассмотрим историю воздухоплавания (если этой теме посвящено отдельное занятие, можно рассказать или прочитать детям миф о Дедале и Икаре). Подберем и поместим «метки»-сим- волы эпох на «реке времени»: в старину — воздушный шар (использование сил природы); в настоящее время — самолеты и ракеты (использование двигателя). В древности человек только мечтал летать как птица. Обсудим, удалось ли хотя бы отчасти осуществить эту мечту (дельтоплан, планеры, махолеты). Вспомним наши опыты с воздушными потоками (ветром), бумажными планерами.

Интерес к теме можно поддержать в последующие дни чтением художественной литературы: «Синдбад- мореход» (из сказок «Тысяча и одна ночь» в пересказе М. Салье); Д. Свифт «Путешествия Гулливера» (пересказ для детей Т. Габбе).

Тема: ИСТОРИЯ ПИСЬМЕННОСТИ (КНИГОПЕЧАТАНИЕ)

Используем в качестве условных вех рисуночное (пиктографическое) письмо — в древности, рукописную книгу — в старину, типографскую книгу — в настоящее время. Для введения в тему предварительно в свободное время прочитаем сказки Р. Киплинга «Как было написано первое письмо», «Как появился алфавит». Непосредственно на занятии вспомним стихотворение С. Маршака «Вчера и сегодня» (фрагмент о споре перьевой ручки и пишущей машинки).

Обсудим, как мы узнаём разные интересные истории, сказки (из книг), всегда ли были книги, какими они были раньше; как «записывали» истории в древности (просто рисовали события, как девочка Тэффи); как писали в старину, когда уже придумали алфавит (палочками на глиняных дощечках, гусиными и стальными перьями на бумаге); какими были первые книги (рукописные); много ли людей могли воспользоваться рукописными книгами; как люди научились делать множество одинаковых книг, чтобы все могли их читать (изобретение книгопечатания — типографские оттиски, копировальная бумага, пишущая машинка, компьютер). В ходе обсуждения рассмотрим соответствующие карточки-иллюстрации.

Отправимся в путешествие из настоящего в прошлое и дополним остановки на «реке времени» под- ходящими «метками»-символами (современные книги, рукописные книги, свитки с пиктограммами).

Займемся практическим исследованием: попробуем писать перьевыми ручками и чернилами; рисовать и писать с использованием копировальной бумаги (делать несколько экземпляров), печатать на машинке с копиркой (несколько экземпляров).

Можно раздать детям пустые книжки-раскладушки (на 5—7 страниц), чтобы дома придумать и «записать» историю в картинках (как это делала девочка Тэффи из рассказа Р. Киплинга). В следующий раз

«почитаем» эти истории (попробуем понять, что хотели рассказать авторы).

Тема: ИСТОРИЯ КОММУНИКАЦИИ (ПОЧТА)

Для непосредственного введения в тему перечитаем (или вспомним) рассказ в стихах С. Маршака «Почта». Рассмотрим картинки-иллюстрации и обсудим, как передавали новости, срочные сообщения на расстоянии в древности, когда еще не было быстрого транспорта и люди не умели писать (посылали человека-гонца с устным сообщением). Как поступали в этих случаях в старину (посылали письменное сообщение на специальных почтовых каретах, появилась профессия — почтальон). Выясним, можем ли мы обойтись сейчас без писем, чтобы пообщаться с родными на расстоянии (телефон, компьютер); как узнаём новости (радио, телевидение, газеты). Отправимся в путешествие по нашей «реке времени» — из настоящего в прошлое, дополним остановки подходящими «метками»-символами средств коммуникации (в настоящее время — почта, телефон, радио, телевидение, компьютер; в старину — письмо и почтовая карета; в древности — гонец).

Займемся практическим исследованием: что нужно для того, чтобы письмо добралось к месту назначения (адрес на конверте, «проездной билет» — марка); рассмотрим конверты с марками и без марок, попробуем написать адрес на конверте; рассмотрим коллекцию марок (сравним по странам, по форме и размеру, по тематике).

Предложим детям, увлекающимся сбором марок, принести в группу и показать свои коллекции (можно собрать групповую коллекцию, если каждый при- несет несколько марок). Порекомендуем родителям дома вместе с детьми написать письмо родным (например бабушке), помочь ребенку выучить свой адрес.

Тема: ИСТОРИЯ ПРОФЕССИЙ

Для введения в тему почитаем стихотворение И. Токмаковой «Букваринск».

Обсудим, какие среди названных профессий нам знакомы, какие — нет. Вспомним, какие мы знаем современные профессии (рассмотрим сделанную ранее классификационную таблицу), придем к выводу, что их очень много. Поговорим о том, были ли профессии в древности (вспомним, как жили древние люди, чем они занимались — охотились, собирали съедобные растения, сами делали утварь, одежду; каждый человек умел делать все, что нужно для жизни, — еще не было отдельных профессий). В старину каждый человек стал заниматься определенным делом, появились отдельные профессии (ремесленники, строители и т. д. ),

но их было гораздо меньше, чем сейчас (выясним — почему).

Рассортируем карточки с изображением отдельных профессий (в старину — сейчас). Обсудим, почему некоторые профессии, которые были в старину, стали редкими или вовсе ненужными (например трубочист, фонарщик); какие профессии есть сейчас, но их не было в старину (летчик, машинист, космонавт и т. п. ); какие были в старину и остались сейчас (доктор, учитель, музыкант и т. п. ). Подойдем к выводу, что отдельные профессии связаны с образом жизни людей, вещами, которые появляются в обиходе (когда изменяются условия жизни, одни профессии исчезают, другие появляются).

Отправимся в путешествие по нашей «реке времени», выберем из множества карточек, иллюстрирующих профессии, «метки»-символы остановок (чем занимались люди в каждую эпоху), наклеим «метки» на панно.

С детьми 7-го года жизни можно поговорить еще об одной сфере человеческой деятельности — торговле и связанной с ней историей денег.

Рассмотрим карточки с изображениями современных магазинов, денежных знаков; обсудим, для чего нам нужны магазины, что значит продавать и покупать, зачем нужны человеку деньги, откуда они берутся. Поговорим о том, были ли магазины и деньги в древности, в старину, почему они появились: сначала люди просто обменивались вещами (можно провести аналогию с собственной жизнью детей, когда они обмениваются игрушками, наклейками и т. п. ); потом для удобства обмена придумали деньги; торговля стала особым занятием людей, появилась и новая профессия — торговец (продавец).

Займемся практическим исследованием: рассмотрим коллекцию монет и денежных знаков; сравним старинные и современные монеты, отечественные и иностранные.

Предложим детям изобрести и сделать (нарисовать, вырезать) свои деньги, монеты разного достоинства, написать вывески, а потом поиграть в «магазин» со своими деньгами.

Для продолжения темы можно почитать книгу Г. Остера «Остров Эскадо», где в занимательной сюжетной форме рассказывается о том, как персонажи, попавшие на необитаемый остров, придумали перейти от натурального обмена к обмену через деньги.

 

Уже в начале года, приступая к занятиям познавательного цикла, следует посоветовать родителям по возможности посещать с детьми биологические, краеведческие и исторические музеи, а также музеи-усадьбы, музеи деревянного зодчества и места исторических застроек. Это расширяет кругозор ребенка, дает ему зримые образы естественной истории и истории человеческой цивилизации.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...