Возможный вариант тематического планирования занятий познавательно-исследовательской деятельностью в течение года
Понятно, что если придерживаться данных выше рекомендаций по организации занятий с дошкольниками, не может быть конкретной рецептуры в виде подробного конспекта или, тем более, сценария занятий по той или иной теме. Особенности детей группы, их интересы и увлечения, собственные идеи воспитателя будут определять конкретное содержание и ход каждого занятия. Отметим лишь, что дошкольникам не надо «преподавать» систематические курсы (по экологии, истории, географии). Наша задача — на отдельных ярких темах сформировать у детей пытливость ума, познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления о мире.
Сведения, которые мы предлагаем детям, по глубине и широте не превосходят знаний обычного взрос- лого человека, а тем более профессионально подготовленного. Тем не менее, воспитатель сам должен быть увлечен исследованием: ему придется погрузиться в познавательную литературу (справочники, энциклопедии, сборники занимательных опытов и т. п. ), найти для себя новые, неожиданные сведения, сделать «открытие» для себя. Только в этом случае он может заразить исследовательской активностью своих воспитанников. Этого не может произойти, если пользоваться готовыми подробными конспектами или сценариями занятий. Очень полезными для воспитателя при подготовке к занятиям могут оказаться издания художественно-познавательного характера, столь же увлекательные, как художественные тексты, но имеющие специальной целью представить познавательный материал. Из них мы могли бы особенно порекомендовать следующие: «Азбука природы» М. Ильина, Е. Сегал, «Рассказы о вещах» М. Ильина, «Почему? Зачем? Отчего? » Дж. Родари. В следующих четырех параграфах этой главы мы наметим канву возможных занятий, выделим акценты, важные для интересной партнерской деятельности взрослого с детьми: предложим опорные события для развертывания исследования в том или ином из обозначенных культурно-смысловых контекстов, проблемы для обсуждения, предметный материал, который обеспечит исследовательскую активность всех детей группы на занятии и инерцию этого исследования после занятия (в детском саду и дома). Темы занятий сгруппированы по культурно-смысловым контекстам. Подчеркнем, что культурно-смысловой контекст — это общая рамка для исследования, но внутри каждого контекста идет активная работа по установлению различных связей и отношений в окружающем мире, то есть контекст «классификация» не исключает обсуждения причинно-следственных связей, так же, как контекст «путешествие по карте» может включать установление и родо-видовых, и причинно-следственных связей (например, «путешествуя» по Африке, можно разобраться в видах животных, выявить зависимость их величины и окраски от климата и т. п. ).
Все, что предложено ниже по каждой теме, — это лишь примерный вариант занятия, один из множества возможных.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|