Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возможный вариант тематического планирования занятий познавательно-исследовательской деятельностью в течение года




 

Месяц Неделя Реальные события в окружающем Культурно-смысловой контекст Тема
Сентябрь  1 1 сентября — День знаний Коллекционирование (классификация) 1. Времена года (сезоны)
2            Опыты 2. Движение воздуха (ветер)
  Опыты 3. Состав и свойства почвы
  Коллекционирование (классификация) 4. Виды минералов (камни)
Октябрь 1 Листопад Коллекционирование (классификация) 5. Мир растений
  Опыты 6. Условия жизни растений
3            Путешествие по карте 7. Поверхность Земли и стороны света
4            Опыты 8. Металлы (рудные полезные ископаемые) и свойства магнита
Ноябрь 1            Коллекционирование (классификация) 9. Виды местности (природные ландшафты)
Ледостав Коллекционирование (классификация) 10. Виды транспорта
3            Опыты           11. Движение воды
4                        Коллекционирование (классификация) 12. Мир животных
Декабрь 1 Снегопад, метель, гололед Опыты           13. Состояния и превращения ве- щества
  Путешествие по карте            14. Северные земли и их обитатели
  Коллекционирование (классификация) 15. Виды строительных сооружений
Новый год     Путешествие во времени 16. История моей семьи
Январь 1          Путешествие во времени 17. История жилища и бытоустройства
  Путешествие по карте 18. Часть света — Африка (вечное лето)
3            Путешествие по карте 19. Часть света — Антарктида (вечная зима)
  Путешествие во времени 20. История огня (освещение и тепло)
Февраль 1   Путешествие по карте 21. Часть света — Европа
  Путешествие по карте 22. Часть света — Азия
День защитника Отечества Путешествие по карте 23. Наша страна Россия
4            Путешествие во времени 24. История коммуникации (почта)
Март 1            8 марта Коллекционирование (классификация) 25. Виды профессий
  Путешествие по карте 26. Часть света — Австралия
  Опыты 27. Свет и цвет в природе (как сделать радугу)
Ледоход Путешествие по карте 28. Океаны и их обитатели (подводный мир)
Апрель 1   Опыты 29. Оптические эффекты: микро- и макромир
День космонавтики Путешествие во времени 30. История сухопутного транспорта
  Путешествие во времени 31. История мореплавания и воздухоплавания
  Опыты 32. Как «устроены» стихи
Май 1 Праздник весны и труда Путешествие во времени 33. История профессий
День Победы Путешествие во времени 34. История письменности (книго- печатание)
  Путешествие по карте 35. Часть света — Америка
  Коллекционирование (классификация) 36. Виды спорта

        

Понятно, что если придерживаться данных выше рекомендаций по организации занятий с дошкольниками, не может быть конкретной рецептуры в виде подробного конспекта или, тем более, сценария занятий по той или иной теме. Особенности детей группы, их интересы и увлечения, собственные идеи воспитателя будут определять конкретное содержание и ход каждого занятия. Отметим лишь, что дошкольникам не надо «преподавать» систематические курсы (по экологии, истории, географии). Наша задача — на отдельных ярких темах сформировать у детей пытливость ума, познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления о мире.

Сведения, которые мы предлагаем детям, по глубине и широте не превосходят знаний обычного взрос- лого человека, а тем более профессионально подготовленного. Тем не менее, воспитатель сам должен быть увлечен исследованием: ему придется погрузиться в познавательную литературу (справочники, энциклопедии, сборники занимательных опытов и т. п. ), найти для себя новые, неожиданные сведения, сделать «открытие» для себя. Только в этом случае он может заразить исследовательской активностью своих воспитанников. Этого не может произойти, если пользоваться готовыми подробными конспектами или сценариями занятий.

Очень полезными для воспитателя при подготовке к занятиям могут оказаться издания художественно-познавательного характера, столь же увлекательные, как художественные тексты, но имеющие специальной целью представить познавательный материал. Из них мы могли бы особенно порекомендовать следующие: «Азбука природы» М. Ильина, Е. Сегал, «Рассказы о вещах» М. Ильина, «Почему? Зачем? Отчего? » Дж. Родари.

В следующих четырех параграфах этой главы мы наметим канву возможных занятий, выделим акценты, важные для интересной партнерской деятельности взрослого с детьми: предложим опорные события для развертывания исследования в том или ином из обозначенных культурно-смысловых контекстов, проблемы для обсуждения, предметный материал, который обеспечит исследовательскую активность всех детей группы на занятии и инерцию этого исследования после занятия (в детском саду и дома).

Темы занятий сгруппированы по культурно-смысловым контекстам. Подчеркнем, что культурно-смысловой контекст — это общая рамка для исследования, но внутри каждого контекста идет активная работа по установлению различных связей и отношений в окружающем мире, то есть контекст «классификация» не исключает обсуждения причинно-следственных связей, так же, как контекст «путешествие по карте» может включать установление и родо-видовых, и причинно-следственных связей (например, «путешествуя» по Африке, можно разобраться в видах животных, выявить зависимость их величины и окраски от климата и т. п. ).

Все, что предложено ниже по каждой теме, — это лишь примерный вариант занятия, один из множества возможных.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...