Путешествия по карте
Для занятий в рамках этого смыслового контекста в качестве постоянного материала нужны глобус и большая физическая карта полушарий, которые служат своего рода метафорой целостного «пространства мира», его наглядно-графическими заместителями. Эти предметы не экзотичны для современного старшего дошкольника. Они естественным образом входят в его жизнь через средства массовой коммуникации, познавательную литературу, которая есть и дома, и в детском саду. Начиная воображаемое путешествие, воспитатель и дети обсуждают и выбирают пункт назначения (от- правиться на этот раз в Австралию, на родину кенгуру, или на реку Лимпопо, по следам доктора Айболита, и т. п. ), подходящий вид транспорта, намечают маршрут (или возможные разные пути) на глобусе, прокладывают его цветным маркером на карте, вы- сказывают предположения о том, что может встретиться в пути. Это повод для того, чтобы освоить стороны света, названия океанов и частей света, сравнить их растительный и животный мир, узнать, как живут там люди, чем занимаются. В такой форме дети легко осваивают природные и культурные символы частей света: что присуще именно той, а не другой (для Австралии это могут быть кенгуру и бумеранг, для Африки — жираф и барабан «тамтам», для Антарктиды — пингвины и исследователи-полярники и т. д. ). Постепенно в ходе занятий физическая карта полушарий (или заготовленная воспитателем на листах ватмана большая контурная карта, раскрашенная им совместно с детьми) «оживает» — заполняется линиями пройденных маршрутов, маленькими вырезками - «метками» частей света (животные, растения, люди, занятые типичным трудом). Эта карта, фиксирующая приобретенные представления, как и классификационные таблицы, остается в группе, чтобы дети могли продолжить обсуждение путешествия в свободном общении.
Для путешествий по карте понадобится иллюстративный материал (фотоиллюстрации) многоразового использования: 1) карточки с изображением природных и культурных ландшафтов разных частей света, жизненной среды и типичных занятий населения (размером примерно в стандартный лист бумаги, формат А4); 2) карточки с изображением типичных представителей флоры и фауны разных частей света (размером примерно в половину стандартного листа бумаги). Также нужны мелкие одноразовые карточки-«метки» для наклеивания на карту по марш- рутам путешествий (размером примерно 2 х 2 см или 2 х 3 см). Путешествия по карте можно развертывать на фоне длительного чтения детям больших художественных произведений, поддерживающих интерес к разным уголкам Земли и ее обитателям: «Приключения капитана Врунгеля» А. Некрасова или «Путешествия Доктора Дулитла» Х. Лофтинга. Тема: ПОВЕРХНОСТЬ ЗЕМЛИ И СТОРОНЫ СВЕТА Для введения в тему рассмотрим с детьми глобус и физическую карту полушарий. Обсудим, что такое глобус, карта, что означает каждый цвет на карте. Сравним: водные пространства (моря и океаны) и сушу (материки и острова), виды рельефа (равнины и горы). Проясним вопросы: есть ли дороги в океане? А если нет, как кораблю обойтись без дороги и не заблудиться? Вспомним о компасе. Определим на карте стороны света, найдем Северный и Южный полюсы Земли, разные части света. Попутешествуем по карте от одной части света к другой, по выбору детей — каждому предоставим возможность пройти часть маршрута с «кораблем»-фломастером, оставляя на карте след — маршрут путешествия. Раздадим детям контурные карты полушарий (или их ксерокопии), предложим дома раскрасить голубым карандашом водные пространства и с помощью родителей надписать части света.
Тема: ОКЕАНЫ И ИХ ОБИТАТЕЛИ (ПОДВОДНЫЙ МИР) Для введения в тему рассмотрим на карте и глобусе водные пространства — океаны (их всего четыре — легко запомнить). Вспомним путешествия по водным просторам капитана Врунгеля на яхте (из книги А. Некрасова «Приключения капитана Врунгеля»), путешествия доктора Дулитла под водой внутри гигантской морской улитки (из книги Х. Лофтинга «Путешествия Доктора Дулитла») или других персонажей, известных детям из книг и мультфильмов. Если кто-то уже побывал на море, предложим поделиться впечатлениями. Обсудим, как можно было бы попутешествовать под водой, посмотреть на подводный мир (подводная лодка). Представим, что мы отправились в такое путешествие (выберем пункт отправления и назначения, проложим маршрут на карте — через все океаны). Обсудим, что нас ждет в пути, кого мы можем встретить. Проверим наши предположения — рассмотрим подходящие фотоиллюстрации подводных пейзажей (с рыбами, осьминогами, крабами, моллюсками, колониями кораллов, зарослями водорослей и пр. ). Проведем аналогию между жизнью на суше и в подводном мире. Понаблюдаем, что происходит в реальном «кусочке» подводного мира — нашем аквариуме; обсудим, как дышат рыбы, как им удается погружаться и всплывать (приспособление к среде обитания — жабры, плавательный пузырь). Если останется время, поиграем в подводное путешествие: построим на ковре подводную лодку, придумаем разные приключения в пути. Тема: СЕВЕРНЫЕ ЗЕМЛИ И ИХ ОБИТАТЕЛИ Для введения в тему вспомним сказку Г. Х. Андерсена «Снежная королева», почитаем небольшие отрывки из нее (Герда у лапландки и финки; описание чертогов Снежной королевы). Найдем на карте и глобусе земли Крайнего Севера — вдоль Северного Ледовитого океана. Обсудим, почему так называется океан. Поговорим о суровом климате, полярной ночи и северном сиянии, о север- ной степи — тундре, ледяной пустыне, диких животных Крайнего Севера (белый медведь, северный олень, полярная сова, ластоногие — моржи и тюлени). Рассмотрим иллюстрации-карточки. Вспомним, где живет Санта-Клаус (Лапландия), и найдем на карте это место, отправимся с ним в воображаемое путешествие с подарками для детей Крайнего Севера. Наметим на карте маршрут по северным землям и островам. Выберем подходящий транспорт (особый корабль-ледокол, снегоход, оленья и собачья упряжка, лодка-каяк).
Сделаем несколько остановок и посмотрим, как живут люди на Севере, чем занимаются: выложим в ряд (на столе, на ковре) и обсудим картины с изображениями селений оленеводов, рыболовов, охотников на морского зверя; обратим внимание на типичную одежду — из меха, на жилища — из снега, оленьих шкур (в качестве иллюстративного материала используем фотографии, репродукции картин Рокуэлла Кента и т. п. ). Подберем и наклеим на карту полушарий маленькие картинки-«метки», символизирующие природу и жизнь человека по маршруту нашего путешествия. Порекомендуем родителям почитать детям сказки северных народов, помочь подобрать и наклеить «метки» Севера на контурной карте. Тема: ЧАСТЬ СВЕТА — АФРИКА Для введения в тему вспомним доктора Айболита (из одноименной сказки К. Чуковского) и его путешествие в Африку на реку Лимпопо. (Для детей 7-го года жизни хорошим введением в тему будет предварительное чтение сказки Р. Киплинга «Как Леопард стал пятнистым». В этой сказке автор в увлекательной сюжетной форме раскрывает вопросы, связанные с приспособлением животных к окружающей среде. Маршрут персонажей сказки — из сухой степи в тропический лес Африки — может стать маршрутом нашего путешествия. ) Найдем на карте и глобусе часть света — Африку; вспомним, как добирался доктор Айболит до Африки (на корабле), наметим на нашей карте маршрут воображаемого путешествия по следам Айболита — из России до реки Лимпопо. Отправимся в воображаемое путешествие, сделаем несколько остановок: в пустыне, в африканской степи, в тропическом лесу. Рассмотрим последовательно иллюстрации этих ландшафтов с типичными растениями и животными, жилищами и занятиями людей (бедуины-кочевники в пустыне, охотники в степи и в тропическом лесу). Обсудим, чем замечательна Африка: какая там погода (вечное лето, жара), какие животные и растения есть только там и нигде больше (например жираф и баобаб), как живут там люди, чем занимаются, какие плоды мы привезем из своего путешествия (бананы, ананасы, кокосовые орехи и т. п. ).
Рассмотрим отдельные карточки-иллюстрации с африканскими животными (жираф, слон, зебра, гиппопотам, крокодил, леопард, лев и пр. ). Поищем ответы на вопросы: почему у жирафа длинная шея? Зачем слону хобот? Почему бегемот серый, а жираф, леопард, зебра — имеют яркие пятна или полоски на шкуре? Сделаем вывод о зависимости окраски и строения тела животных от среды обитания. Наклеим на карту полушарий «метки», символизирующие животный и растительный мир Африки (выберем самые подходящие из множества мелких карточек). Вернувшись из воображаемого путешествия, рассмотрим и попробуем на вкус «привезенные» африканские плоды (реальные бананы или ананас, или кокосовый орех). Предложим детям дома закрасить Африку на контурной карте (одним цветом, по собственному выбору) и наклеить подходящие картинки-«метки» (что самое замечательное в Африке). В свободное время в группе можно поиграть в путешествие по Африке — развернуть сюжетную игру с разными приключениями. Тема: ЧАСТЬ СВЕТА — АВСТРАЛИЯ Для введения в тему предварительно почитаем «Сказку о Старике Кенгуру» Р. Киплинга. Найдем на карте и глобусе часть света — Австралию, где жил Старик Кенгуру. Отправимся в воображаемое путешествие к нему в гости (выберем подходящий вид транспорта, например корабль, и наметим маршрут на карте). От берегов Австралии переместимся вглубь материка и сделаем три остановки (последовательно рассмотрим и обсудим три иллюстрации): в эвкалиптовом лесу, в степи, в пустыне. Рассмотрим карточки-иллюстрации с животными Австралии: кенгуру, медведь коала, нелетающая птица эму (похожая на африканского страуса), дикая собака динго. Сравним их попарно: чем похожи и чем различаются кенгуру и коала, кенгуру и птица эму и т. д. Поговорим о приспособлении животных к среде обитания (сильные ноги у кенгуру и эму — чтобы бегать по степи и лесу, длинные когти у коалы — чтобы лазать по деревьям за кормом и т. п. ). Обсудим некоторые традиционные занятия австралийцев: овцеводы (знаменитая австралийская шерсть), охотники-аборигены (рассмотрим подходящие иллюстрации). Наклеим на нашу карту «метки»-символы Австралии. Покажем детям, как летает кривой охотничий нож австралийцев — бумеранг (модель из картона); предложим каждому вырезать такой же из картонных заготовок и поупражняться в бросании бумеранга (обычно это вызывает чрезвычайный интерес детей). Предложим дома закрасить на контурной карте Австралию (одним цветом, по выбору) и наклеить подходящие «метки» (что самое замечательное в Австралии). Заметим, что уже после первой сюжетной игры со взрослым по мотивам воображаемого путешествия по карте, дети, как правило, сами предлагают после занятия поиграть в путешествие «по-настоящему» (например построить корабль и пр., распределить роли, придумать приключения в пути). Воспитателю остается лишь поддержать эту инициативу и принять участие в игре.
Тема: ЧАСТЬ СВЕТА — АНТАРКТИДА Для введения в тему предварительно почитаем не- сколько коротких рассказов из книжки Г. Снегирева «Про пингвинов». Найдем на карте и глобусе часть света — Антарктиду и Южный полюс Земли в центре материка. Отправимся в воображаемую экспедицию к берегам Антарктиды, чтобы узнать все про пингвинов (наметим маршрут на карте). Первая остановка — у берегов Антарктиды: рассмотрим картины ландшафтов — ледяная пустыня, вечная зима. Обсудим, что такое айсберги (ледяные острова), откуда они берутся; кто такой пингвин — птица или зверь, почему мы считаем пингвина птицей, есть ли еще птицы, которые не летают. Отправимся вглубь материка; подумаем, встретим ли мы там зверей и людей. Рассмотрим иллюстрации (необитаемая земля, полярные станции), узнаем, чем занимаются и как живут зимовщики-полярники. Выберем «метки»-символы для Антарктиды и на- клеим их на карту. Предложим детям дома закрасить на своей контурной карте Антарктиду (одним цветом, по выбору) и наклеить подходящие «метки» (что самое замечательное в Антарктиде). Тема: ЧАСТЬ СВЕТА — АМЕРИКА Для введения в тему прочитаем стихотворение Р. Киплинга «На далекой Амазонке... » (в переводе С. Маршака) или послушаем песню В. Берковского и М. Синельникова на эти стихи. Найдем на карте и глобусе реку Амазонку, выясним, в какой части света она находится — в Америке. Рассмотрим эту часть света, вытянувшуюся с севера на юг, состоящую из Северной и Южной Америки. Наметим маршрут воображаемого путешествия (из Ливерпульской гавани в Южную Америку — на Амазонку, а затем в Северную Америку). Первая остановка: джунгли Амазонки. Рассмотрим ландшафтные иллюстрации и карточки с изображением животных (ягуар, крокодил, броненосец, черепаха, рыбки-пираньи и пр. ). Обсудим, есть ли такие животные в других частях света, поищем сходство и различия (броненосец — черепаха, ягуар — тигр). Поговорим о том, как живут люди в джунглях (индейцы-охотники), также проведем аналогии с другими частями света. Вторая остановка — в Северной Америке. Рассмотрим большие ландшафтные иллюстрации (пустыни с гигантскими кактусами, леса и степи-прерии; вигвамы индейцев-охотников, ранчо пастухов-ковбоев), а также карточки с изображениями животных и растений (американский клен, стада бизонов и пр. ). Поговорим о больших современных городах Северной Америки, рассмотрим фотоиллюстрации (небоскребы Нью-Йорка), сравним их с нашим городом. Обсудим, что замечательного есть в Америке, отличающее ее от других частей света (например индейцы и ковбои, бизоны и ягуары и т. п. ). Выберем и наклеим соответствующие «метки»-символы на карту. Предложим дома закрасить Америку на контур- ной карте (одним цветом, по выбору) и наклеить «метки» (что самое замечательное в Америке). Тема: ЧАСТЬ СВЕТА — АЗИЯ Для введения в тему вспомним историю о Маугли (Р. Киплинг «Маугли»). Найдем на карте и глобусе еще одну часть света — Азию. Предложим детям отправиться в воображаемое путешествие в далекую азиатскую страну Индию, где жил Маугли. Наметим на карте маршрут — сухопутный или морской. (Смысловым фоном для путешествия в Азию могут быть и другие художественные произведения: «Рави и Шаши» С. Баруздина, «Рикки-Тикки-Тави» Р. Киплинга. ) Сделаем первую остановку в горах (рассмотрим фотоиллюстрации ландшафтов или репродукции картин Н. Рериха, карточки с изображениями горных животных). Вторая остановка — джунгли Маугли (рассмотрим иллюстрации — ландшафт и животные: тигры, слоны, пантеры, шакалы и пр. ). Поищем аналоги азиатским животным в других частях света (сравним разных кошачьих, африканского и индийского слона и т. п. ). Рассмотрим и обсудим иллюстрации: в каких селениях и городах живут люди, чем они занимаются, каким продуктом знаменита Индия (индийский чай). Выберем и наклеим на карту подходящие «метки»-символы (например: тигр, пантера, рабочий слон и т. п. ). В конце занятия займемся практическим исследованием: сравним чай из нескольких пачек — черный и зеленый, мелко- и крупнолистовой. Заварим и сравним на вкус зеленый и черный чай. Напомним детям, что дома они могут закрасить Азию на контурной карте, найти и наклеить подходящие «метки». Тема: ЧАСТЬ СВЕТА — ЕВРОПА Предложим детям путешествие еще в одну часть света, самую маленькую из всех — Европу. Найдем ее на карте и глобусе. Отправимся в знаменитый европейский город — Париж. Наметим маршрут на карте, выберем подходящий транспорт, чтобы все увидеть (поезд, автобус). Выложим ряд из шести-семи иллюстраций (природные ландшафты умеренных широт с лесами и спокойными реками, культурные ландшафты — возделанные поля, села и небольшие города и в конце — вид Парижа с Эйфелевой башней), рассмотрим их. Обсудим, какие здесь растут деревья, какие животные обитают (рассмотрим небольшие карточки-иллюстрации); чем похожи и чем отличаются эти места от виденного в других частях света; где живут люди (в городах и селах), чем занимаются (земледелием, разведением домашних животных, работают на фабриках и заводах и т. п). Придем к выводу, что природа и жизнь людей очень похожи на жизнь в нашей стране. Поместим на карте «метки»-символы Европы (природные — например лиственные деревья, лисица, заяц, благородный олень, волк; культурные — типичные городские и промышленные здания). Предложим детям дома закрасить Европу на контурной карте, подобрать и наклеить подходящие «метки». Тема: НАША СТРАНА — РОССИЯ Эту тему можно развернуть в период чтения повести А. Гайдара «Чук и Гек» или повести в стихах С. Маршака «Веселое путешествие от “А” до “Я”». Для введения в тему предложим детям рассмотреть политическую карту мира (сравним ее с нашей, уже заполненной физической картой). Обсудим, что означает «цветная мозаика» на изображении каждой части света (разные страны). Поговорим о том, что такое страна, как называется наша родная страна, найдем ее на политической карте мира и нанесем приблизительно ее контуры на физическую карту, с которой мы все время работали. Выясним, что наша страна очень велика и занимает часть Европы и часть Азии. Обнаружим, что мы уже кое- что знаем о ее природе и обитателях (заполненные «метками» европейская часть, Крайний Север). Отправимся в воображаемое путешествие по России. Наметим на карте маршрут — на восток от Москвы (главного города страны, столицы) до Тихого океана, в город Владивосток; выберем транспорт — поезд (вспомним путешествие Чука и Гека из повести А. Гайдара). Сделаем три остановки в пути. Первая — до Уральских гор (рассмотрим уже известный европейский ландшафт, вспомним его обитателей). Вторая — после Уральских гор, в Сибири (рассмотрим таежный ландшафт, небольшие карточки с изображениями обитателей тайги — медведем, бурундуком, соболем, еще одной кошкой — рысью и пр. ). Сравним листопадный и хвойный леса (сходство и различие). Обсудим, чем издавна занимаются люди, живущие в Сибири (охота, добыча полезных ископаемых, лесоразработки). Третья остановка — на Дальнем Востоке, у Тихого океана. Рассмотрим иллюстрации: сравним картину природы с уже знакомыми ландшафтами (похоже и на тайгу, и на джунгли, даже тигры тут живут). Выясним, чем занимаются здесь люди (мореплавание и рыболовство, охота). Выберем подходящие «метки»-символы для Сибири и Дальнего Востока, наклеим их на нашу карту. Рассмотрим карточки с изображениями флагов России и других стран (наиболее известных детям). Обсудим, что это такое, сравним флаги (сходство, различие, смысл символики и т. п. ). Наклеим на нашу карту флаг России. Рассмотрим герб России и поговорим о его символическом значении. Предложим детям дома подобрать и наклеить на контурную карту подходящие «метки» Сибири и Дальнего Востока, нарисовать или наклеить флажок — аналог государственного флага нашей страны и принести карты в детский сад. времени. Такими символами-«метками» могут быть изображения человека в типичной для исторической эпохи среде (например, кочевники у костра и шалаша, жители средневекового города-крепости, обитатели современного города). В качестве отправного момента для всего цикла путешествий во времени и введения метафоры «река времени» можно использовать события, происходящие в повести-сказке Д. Биссета «Путешествие дядюшки Тик-Так» (предварительно прочитав ее детям). Воспитатель демонстрирует заготовленное панно с первоначальными «метками» остановок и предлагает попутешествовать в прошлое по «реке времени», задавшись вопросом: «Что бы мы там увидели? » Начать следует с самого доступного для дошкольника — обсуждения, в каких жилищах мы живем сейчас и в каких обитали люди раньше в — «старину», и еще раньше — в «древности». Из множества небольших иллюстраций-вырезок взрослый и дети выбирают подходящие и наклеивают на соответствующих «остановках», дополняя первые лаконичные «метки». В следующих «путешествиях» можно перейти к истории быта, транспорта, профессий, письменности и т. д., используя красочные книги познавательного характера, обращаясь для введения в тему к подходящим художественным текстам. Остановки на «реке времени» от занятия к занятию должны обживаться — заполняться соответствующим иллюстративным материалом. Где это возможно, рассказ воспитателя и обсуждение следует подкрепить не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии (например, определить, удобно ли было пользоваться для письма гусиным пером, перьевой ручкой и чернильницей). Рассмотрим, какие получились карты, какие «метки» самые интересные.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|