Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Опыты (экспериментирование)




 

Организуя занятие в рамках данного смыслового контекста, воспитатель привлекает внимание группы интригующим материалом или демонстрацией необычного эффекта (все это должно происходить в ситуации свободного размещения детей и взрослого вокруг предмета исследования). Затем детям предоставляется возможность поэкспериментировать самим (для этого нужно иметь по крайней мере один набор на 3—4 участников). Обсудив полученные эффекты, можно несколько раз поменять условия опыта, посмотреть, что из этого получается. Результатом опытов будет формулирование каких-либо причинно- следственных связей (если..., то...; потому, что... ).

Один из наборов для экспериментирования должен остаться после занятия в групповом помещении в специально отведенном месте, где им можно было бы воспользоваться. Постепенно эта «лаборатория» наполняется все новыми материалами для экспериментирования, поддерживая интерес детей, позволяя им вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях.

Тема: СОСТАВ И СВОЙСТВА ПОЧВЫ

Для введения в тему используем предметный материал: ящички с черноземом, песчаной, глинистой и каменистой почвой (можно также почитать фрагменты рассказа «О чудесной кладовой» из книги М. Ильина, Е. Сегал «Азбука природы»).

Поговорим о том, что такое почва, из чего она состоит. Вооружимся лупами и рассмотрим содержимое ящичков (каждый ребенок отложит себе на поднос по-немногу каждого вида почвы). Сравним попарно, чем похоже и чем различается содержимое ящичков. Придем к выводу о составных частях почвы (смесь песка, глины, камешков, частиц перегнивших растений).

Обсудим, важна ли для растений почва (вспомним природные ландшафты). Какая почва самая плодородная? Выскажем предположения: в каком из ящичков (в какой почве) растения будут расти лучше? Затем можно приступить к опытной проверке — посеять в каждом ящичке семена овса и наблюдать за ними в дальнейшем.

Тема: УСЛОВИЯ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ

Для введения в тему рассмотрим семена какого- либо растения (овес, фасоль и т. п. ), находящиеся на разных стадиях прорастания.

Обсудим, что нужно для жизни и роста растений (почва, вода, тепло, свет), чем оно питается, какие части растения принимают участие в этом (зачем нужны корни, стебель, зеленые листья). Проведем аналогию с питанием и здоровьем человека, животных. Обсудим, как зимуют растения (почему одни сбрасывают листья, а другие — нет).

Предложим детям провести опыт — проверить, в каких условиях будет лучше всего развиваться растение. Высадим семена в несколько ящичков. Часть поставим в тень и на холод, часть — на свет и в тепло; одни посевы польем и будем это делать регулярно, другие не будем поливать.

Прикрепим ярлычки к каждому ящичку — номер, дата высадки и условия опыта. Сделаем большую таблицу для фиксации наблюдений («График роста»), чтобы отмечать условными значками, что происходит с каждым растением день ото дня.

Порекомендуем родителям вместе с детьми дома прорастить семена какого-либо растения, высадить их в горшок с землей и наблюдать за ростом.

Тема: ДВИЖЕНИЕ ВОЗДУХА (ВЕТЕР)

Для введения в тему почитаем фрагменты рассказа «Невидимка» из книги М. Ильина, Е. Сегал «Азбука природы» или используем интригу этого рассказа в собственном изложении.

(Тему также можно развернуть на фоне чтения книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» — главы о подготовке воздушного шара и путешествии на нем. )

Обсудим, отчего, по предположениям детей, бывает ветер.

Проверим, есть ли Невидимка-ветер у нас в комнате. Раздадим детям бумажные вертушки, насаженные на острие карандаша. На своей вертушке покажем, что она начинает вертеться, если расположить ее над нагревательным прибором (батареей или электронагревателем). Предложим детям поэкспериментировать самим.

Придем к выводу: теплый воздух поднимается вверх и приводит в движение наши вертушки (на земле воздух прогревается солнцем, поднимается вверх, на его место устремляется холодный воздух, образуются воздушные потоки — ветер).

Порассуждаем о том, где можно увидеть теплый воздух, поднимающийся вверх (дым от костра, дым из трубы), отчего бывает сквозняк, как люди используют силу ветра (парусники, мельницы, планеры, воздушные шары). Вспомним путешествие Незнайки и его друзей на воздушном шаре (как готовили шар к полету).

Сделаем бумажные планеры, чтобы поэкспериментировать с ними во время прогулок — при ветре и в безветренную погоду.

Можно воспользоваться помощью кого-то из родителей: сделать воздушного змея и запустить его на участке детского сада.

Тема: ДВИЖЕНИЕ ВОДЫ

Для введения в тему рассмотрим фотоиллюстрации бурных горных и спокойных равнинных рек, водопадов. В качестве комментария почитаем стихотворение М. Лермонтова «Дары Терека».

Обсудим, почему в одних реках течение быстрое, в других — медленное, что такое водопад, почему он образуется; как узнать, быстрое течение в реке или медленное.

Подойдем к выводу о зависимости течения реки от рельефа местности (ровная местность — медленное течение, перепады рельефа — быстрое). Проведем аналогию с катанием на лыжах по ровной местности, с горки, с трамплина.

Проверим наши предположения, наблюдая за движением шарика по системе наклонных плоскостей (желобков). Если позволяют погодные условия, проведем на участке опыты с потоком воды: устроим с помощью шланга и желоба «реку», будем менять наклон «русла» и следить за течением, опустив в воду палочки, бумажную лодочку; перегородим русло и устроим водопад.

Обсудим, как люди используют силу воды (водяные мельницы, турбины, лесосплав). Рассмотрим подходящие иллюстрации, почитаем рассказ в стихах С. Маршака «Война с Днепром».

Предложим детям поэкспериментировать с водой из крана и пластмассовыми вертушками (игрушечными водяными мельницами): чем сильнее струя воды, тем быстрее вертится мельница.

Порекомендуем родителям в выходные дни (на прогулке, на даче) понаблюдать с детьми за течением реки, ручья, поэкспериментировать с бумажными лодочками, сделать запруды в ручейке и т. п.

Тема: СОСТОЯНИЯ И ПРЕВРАЩЕНИЯ ВЕЩЕСТВА

Для введения в тему вспомним такие природные явления, как ледоход и ледостав, дождь и снег, или почитаем рассказ «Приключения воды» из книги М. Ильина, Е. Сегал «Азбука природы».

Поговорим о круговороте воды в природе, о состояниях вещества (твердое — жидкое — газообразное). Обсудим, можем ли мы устроить такое путешествие (круговорот) воды; что нужно сделать, чтобы лед превратился в воду, вода — в пар, пар — в воду и снова в лед.

Проведем опыты: растопим кусочки льда, нагреем и выпарим воду, превратим пар в воду и заставим «пролиться дождем» (опыты с конденсацией). Подойдем к выводу о зависимости состояния вещества от температуры. Обсудим, могут ли другие вещества переходить из твердого состояния в жидкое и обратно, что может плавиться как лед (воск, металл), а что просто сгорает при нагревании (дерево). Проведем опыты с воском (свечкой).

Тема: МЕТАЛЛЫ (РУДНЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ) И СВОЙСТВА МАГНИТА

Для введения в тему используем различные бытовые предметы из металла: стальные, медные, алюминиевые, чугунные (предварительно можно почитать сказки П. Бажова «Огневушка-поскакушка», «Медной горы Хозяйка»).

Исследуем все эти предметы, обсудим, из чего они сделаны, откуда берется металл (руда из недр земли — медная, железная и т. п. ). Рассмотрим иллюстрации: как добывают руду и выплавляют металл.

Покажем детям кусочек металла, который обладает «волшебными» свойствами, — магнит. Продемонстрируем его действие, предложим детям самим проверить и сделать выводы, все ли предметы магнит притягивает, на каком расстоянии от предмета он действует, какие преграды ему мешают, какие — нет (стекло, бумага и пр. ). Предоставим детям возможность поэкспериментировать с магнитами и множеством мелких предметов из разных материалов — металла, дерева, пластмассы.

Обсудим, как человек использует свойства магнита (прибор для ориентировки по сторонам света — компас). Поэкспериментируем с компасом: определим, где северная сторона комнаты, где — южная.

Можно предложить дошкольникам вместе с родителями поработать с компасом дома (например, определить в какую сторону света «смотрят» окна квартиры).

Тема: СВЕТ И ЦВЕТ В ПРИРОДЕ (КАК СДЕЛАТЬ РАДУГУ)

Для введения в тему вспомним о солнечных зайчиках.

Обсудим, что это такое, как они получаются, почему мы говорим: «луч света» — и рисуем солнце с прямыми лучами. Предложим детям проверить, действительно ли есть «луч света», обсудим, как мы его можем «поймать». Проведем опыты с зеркальцем и белым экраном — спроецируем на него свет от лампы; дадим возможность поэкспериментировать всем детям.

Рассмотрим несколько цветных фотоиллюстраций — разные изображения радуги. Вспомним, когда бывает радуга, порассуждаем о том, почему она появляется. Подойдем к предположению о том, что раду- га показывается, когда лучи солнца проходят сквозь капли воды (преломляются).

Продемонстрируем детям, как с помощью стеклянной призмы, лампы и экрана (лист бумаги) можно сделать радугу. Сравним в опыте, в каком случае радуга ярче: когда экран светлый или темный (белая или тонированная бумага); проведем аналогию с темными тучами и светлым небом.

Предоставим всем детям возможность поэкспериментировать с призмами и разными экранами (темным, светлым) — каждый может сделать радугу.

В конце занятия можно предложить дошкольникам поиграть с мыльными пузырями (проведем аналогию с радугой на каплях воды).

Тема: ОПТИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ — МИКРО- И МАКРОМИР

Эту тему целесообразно развернуть на фоне чтения фантастической повести Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали», в которой персонажи увидели обычный мир растений и животных словно через увеличительное стекло.

Для введения в тему предложим детям рассмотреть какие-либо мелкие изображения, миниатюры (на- пример почтовые марки), а когда они обнаружат, что не могут рассмотреть детали, раздадим всем лупы (увеличительные стекла).

Обсудим, что это за «волшебный» предмет — лупа, для чего он нужен. Предоставим каждому ребенку возможность поэкспериментировать с наборами линз (выпуклых и вогнутых), исследовать, чем они отличаются от простого стеклышка. Опытным путем подойдем к выводу о том, как можно с помощью линз увеличить или уменьшить предмет, приблизить его или удалить.

Рассмотрим, как устроен микроскоп, бинокль. Выясним, для чего нужны человеку эти приборы, расскажем еще об одном — телескопе.

Предоставим возможность каждому ребенку рассмотреть какой-либо предмет (например срез листа, стебля растения) в микроскоп, в лупу и сравнить, как он выглядит в обоих случаях.

Тема: КАК «УСТРОЕНЫ» СТИХИ

Для введения в тему почитаем главу «Как Незнайка сочинял стихи» из книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».

(Подойдут и другие книги, персонажи которых занимаются «сочинительством»: Саша Черный «Дневник фокса Микки», А. Милн «Винни-Пух и все-все-все». )

Обсудим, чем стихотворение отличается от обычной речи, рассказа (рифма и ритм). Приведем пример опытов фокса Микки из книги Саши Черного «Дневник фокса Микки» (стихи и нестихи).

Займемся экспериментированием: предложим детям придумать рифмы, поиграть в буриме. Можно записать их опыты на магнитофон, а в конце занятия (или в другое время) послушать записи всем вместе.

 

Раздадим детям пустые блоки-книжки (из 4— 5 листов), чтобы дома с родителями сочинить несколько стихов, записать их с помощью взрослых и нарисовать к ним иллюстрации. Затем эти книжки можно по- читать и рассмотреть в группе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...