Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материалы для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей




 

Становление познавательно-исследовательской деятельности дошкольника зависит как от сотрудничества с партнером-взрослым, так и от полноты и разнообразия предоставляемых материалов. Их наличие позволит не только поддержать изначально присущую ребенку любознательность, не дать ей заглохнуть, но и развить его познавательные интересы.

Опираясь на разработанные в психологических исследованиях представления о развитии познания в онтогенезе (Л. С. Выготский, Д. Брунер, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддьяков и др. ) как последовательном овладении ребенком все более сложными средствами репрезентации мира (действием, образом, знаком), мы условно разделим все материалы для познавательно-исследовательской деятельности детей на следующие типы:

— объекты для исследования (экспериментирования) в реальном действии;

— образно-символический материал;

— нормативно-знаковый материал.

Каждый из обозначенных типов материала постепенно вводится в арсенал детской деятельности. С возрастом расширяется диапазон материалов, они изменяются от простого к сложному, что в конечном итоге на каждом возрастном этапе создает возможность для полноценной и разнообразной познавательно-исследовательской деятельности.

Так, в возрасте 2—3 лет преобладающими должны быть объекты для исследования в реальном действии с небольшим включением образно-символического материала. В 3—4 года объекты для исследования усложняются и становятся более разнообразными, а образно-символический материал начинает занимать большее место. В 4—5 лет в дополнение к усложняющимся реальным объектам и образно-символическому материалу могут вводиться простейшие элементы нормативно-знакового материала. В 5—7 лет должны быть представлены все типы материалов с более сложным содержанием.

Мы уже показали, каким образом эти типы материалов включаются в совместную познавательно-исследовательскую деятельность взрослого с детьми. Для самостоятельной исследовательской активности старших дошкольников должны быть предоставлены «исследовательские» материалы в большем ассортименте.

К объектам для исследования в реальном действии относится широкий круг материалов: от специально разработанных для развития ребенка до естественных природных и культурных объектов. Это прежде всего материалы для сенсорного развития, детально продуманные М. Монтессори, на основе которых созданы различные современные модификации (вкладыши-формы, объекты для сериации и т. п. ). К этому типу относятся и различного вида объекты- головоломки, сложные искусственные объекты для детского экспериментирования типа «проблемных ящиков»(со скрытыми от глаза взаимосвязями эле- ментов), стимулирующие поиск комбинации условий, приводящих к определенному эффекту.

Это также природные объекты, позволяющие опробовать их свойства и различным образом упорядочивать их (коллекции минералов, ракушек, плодов и семян растений, образцы почв и т. п. ).

В данный тип материалов должны быть включены и существующие в культуре, доступные для дошкольника инструменты и приборы (например, лупа, весы, термометр), простые механизмы (системы шестеренок, рычагов и пр. ), действия с которыми стимулируют ребенка к открытию свойств и соотношений окружающих предметов.

Большое место в ряду материалов такого типа должны занимать наглядные модели-копии, позволяющие исследовать механику действия сложных реальных объектов (действующие модели парусника, подъемного крана-лебедки, ветряной мельницы-вертушки, шлюзов и т. п. ), наборы для моделирования тех или иных природных явлений (магнит, преломляющие призмы, светофильтры и т. п. ), позволяющие устанавливать причинно-следственные связи, варьировать условия достижения того или иного эффекта.

К этому типу примыкают также особые объекты для экспериментирования и упорядочения, находящиеся на границе между познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью, — разного рода мозаики, стимулирующие развитие пространственного анализа и синтеза, ориентировку в цвете, форме, величине, количестве.

В любом возрасте материал для исследования в действии способствует не только овладению ребенком познавательными средствами, но и помогает развитию координации руки и глаза, мелкой моторики.

Образно-символический материал репрезентирует многообразие окружающего мира, расширяет круг представлений ребенка.

Это разного рода картинки для иерархической классификации предметов (установления родо-видовых связей), серии картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов (раньше — сейчас) и т. п., позволяющие исследовать и упорядочивать (категоризировать) сложные явления природного и социального мира.

Все эти взаимосвязи ребенок легче постигает, если средством исследования выступают наглядно-графические модели (значение наглядно-графического моделирования для познавательного развития ребенка продемонстрировано в многочисленных исследованиях Л. А. Венгера с сотр. ). Поэтому образно-символический материал для старших дошкольников дополняется, по возможности, условными схематическими изображениями как самих предметов и явлений, так и вероятных способов их упорядочения (классификационные схемы-таблицы, парные картинки с реалистическими и условными изображениями предметов, схемы последовательных преобразований, схемы-планы пространственного расположения элементов целого и т. п. ). Наглядно-графические модели представляют собой своеобразный мост, перекидывающийся между образно-символическим материалом и объектами для исследования в действии. Последние могут оснащаться графическими схемами, представляющими искомый объект или преобразования с ним — для мозаик, головоломок и т. п. (частично эти материалы пересекаются с материалами для продуктивной деятельности). Необходимы и инструменты, позволяющие создавать различные «модельные» схематические изображения (циркули, линейки, наборы разнообразных лекал).

В детскую жизнь должны также войти наглядно- графические модели пространства, являющиеся общекультурной принадлежностью и доступные пониманию старшего дошкольника (глобус, географические карты, иллюстрированные планы местности, города и т. п. ), общепринятые системы условных графических обозначений (наборы карточек с изображением дорожных знаков, с обозначением погодных явлений и т. п. ).

Существенной составляющей образно-символического материала являются иллюстрированные издания познавательного характера (книги и альбомы), которые обогащают образный мир ребенка и содержат элементы наглядно-графического моделирования (например, детские географические атласы, книги о мире растений и животных с иерархическими родо-видовыми схемами, книги об истории рукотворных предметов, последовательно изменяющихся от простого к сложному).

Эти материалы могут быть дополнены коллекциями марок и монет, расширяющими кругозор, содержащими большие возможности для классификационного исследования.

К нормативно-знаковому относится материал знаковых систем языка и числа. Он готовит ребенка к освоению письменной речи (чтения и письма), начальной математики, то есть к овладению универсальными человеческими средствами внутренней мыслительной деятельности.

Это всевозможные наборы букв и цифр (магнитные, разрезные) и приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы, цифровые кассы, карточки с изображением количества предметов и цифр и тому подобные материалы, которые дети опробуют в своей свободной деятельности и во взаимодействии со взрослым. Материал этого типа должен занимать существенное место в жизни старших дошкольников.

Предлагаемая условная типология представляется нам более ориентированной на целостный образовательный процесс в детском саду, нежели подведение всех материалов для познавательной деятельности под рубрику «дидактические материалы» (или «учебные пособия»), которые традиционно принято разделять по направленности на отдельные психические функции (для развития сенсорики, наглядно-образного мышления, речи и т. п. ). Как уже было отмечено, с возрастом познавательно-исследовательская деятельность усложняется, задействуя все эти психические функции.

Кроме того, сам термин «дидактические материалы», акцентируя их обучающую направленность, задает и поддерживает неявное противопоставление: игровые материалы (для свободной самостоятельной деятельности детей) — дидактические материалы (для обучения). Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность, обслуживаемая «дидактическими материалами», жестко привязывается в сознании педагога исключительно к специальным обучающим занятиям, тогда как она имеет полное право быть включенной в реестр видов свободной самостоятельной деятельности дошкольников.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...