С. А. Титаренко. Специфика. Религиозной философии Н. А. Бердяева. Предисловие
Стр 1 из 28Следующая ⇒ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ С. А. ТИТАРЕНКО СПЕЦИФИКА РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ Н. А. БЕРДЯЕВА Научный редактор доктор философских наук, профессор Г. В. Драч Ростов-на-Дону Издательство Ростовского университета 2006 УДК 1(470)(091) ББК 87. 3(2)6 Т 45 Печатается по решению редакционно-издательского совета и совета факультета философии и культурологии Ростовского государственного университета Рецензенты: доктор философских наук, профессор Е. В. Золотухина-Аболина, доктор философских наук, профессор Л. В. Рябова Титаренко С. А. Т 45 Специфика религиозной философии Н. А. Бердяева. — Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2006. - 288 с. ISBN 5-9275-0225-3 Монография посвящена исследованию ключевой области идейных исканий Н. А. Бердяева. В центре внимания автора - специфика религиозной философии великого русского мыслителя. В работе рассмотрены основы философствования Николая Александровича, прослежено взаимовлияние логики идейного поиска и жизненного мира, выявлено ядро его философии. Автор доказывает, что религиозная философия Бердяева имела гностический характер. Предназначена для специалистов в области истории русской философии, философской антропологии, религиоведения и философии культуры, аспирантов и студентов философских специальностей. „, 0301030000-70
УДК 1(470)(091) ББК 87. 3(2)6 i Титаренко С. А., 2006 » Оформление. Издательство Ростовского университета, 2006 i Макет. Издательство
Ростовского университета, 2006 Предисловие Происходящее в нашем отечестве на протяжении двух последних десятилетий изменение социального строя общества приводило к потребности выработки новых мировоззренческих парадигм. С самого начала это изменение осознавалось идеологами данной политики как возврат на новой основе - с учётом современных достижений Запада - к той социально-культурной модели, которая возникла в России начала XX в. Этим обусловливалось возвращение и бурное освещение наследия идейных вдохновителей той эпохи, в том числе и философов. Акцент делался на фигурах, которые получили признание в Европе. В русле этого интереса в наше культурное пространство пришло и наследие Бердяева. В его идеях попытались найти основание для новой мировоззренческой парадигмы. Однако не принималось во внимание то, что всякое духовное творчество многомерно, его глубина постижима лишь в проникновении в культурную ткань той эпохи, в которой оно возникло, и жизненные обстоятельства его творца. Этого сделано не было, в силу чего в наследии выявлялся лишь поверхностный смысл, который зачастую не отвечал подлинному содержанию. Как мы покажем в монографии, замысел мыслителя носил символический характер, который требовал выявления особой среды реконструкции содержания. Вот эта среда не была принята во внимание, подменяясь идейной средой интерпретатора. Произошло то, что должно было произойти. Фразы философа стали интерпретироваться в разных мировоззренческих контекстах. Противоречивость возникших таким образом точек зрения затем была оценена как непоследовательность и противоречивость самого мыслителя, и, поскольку данное состояние восприятия наследия не могло выступить основанием строительства новой мировоззренческой парадигмы, мода на Бердяева прошла. В целом, это характерно для восприятия всей традиции русской философии Серебряного века1. Сходную идею высказал один из оригинальных исследователей русской духовности С. С. Хоружий: «Казалось несомненным, что едва Россия станет свободной, она найдёт в этих текстах готовую основу для постсоветского сознания... Столь же несомненно, на базе заключённой здесь философии должен будет начаться новый подъём творческой религиозно-философской мысли. Мы знаем, что эти ожидания постиг провал... » [107, с. 141].
Именно поэтому сегодня нам так важно вновь обратиться к наследию русских философов XX в., и в частности к трудам Н. Бердяева как подлинного философского классика. Осмысление творчества Бердяева, его религиозных и философских идей, его способа мышления будит мысль современного человека, помогает противостоять прагматической и механи- 1 Мы оставляем в стороне недавно разгоревшийся спор о правомочности употребления определения «Серебряный век русской культуры», используя его в качестве традиционного именования периода культуры. Предисловие Введение
ко-технологической экспансии, обращает наш взгляд к духовному миру и даёт обильную пищу для ума. Искра новых подходов не загорелась семнадцать лет назад, но она может вспыхнуть теперь, зажжённая сегодняшними интерпретациями. Найдём ли мы, обращаясь к текстам, «подлинного» Бердяева? Этот вопрос остаётся открытым. Бердяев многообразен - он и общественно-политический мыслитель, и религиозный автор, и эзотерик. Не стремясь исчерпать всё богатство его наследия, мы лишь попытаемся выделить некую ведущую идейную струну метафизических и ценностных исканий автора, описать его «генеральную линию». Мы полагаем, что погружённость русской философии в разработку конкретных жизненных смыслов нашла своё яркое выражение в творчестве Бердяева. Поскольку эти смыслы носят лично-уникальный характер, они несопоставимы. Именно их решение определяет основную значимость фигуры Бердяева, и в меньшей мере её определяет заключение общих концептуальных поисков, которые носили вторичный характер, поскольку были направлены к конкретным задачам. Во вступительном обращении редколлегии научного издания «Историко-философский ежегодник 2001» к проводимому этим изданием симпозиуму «К определению специфики и актуального значения философии Николая Бердяева», как нам кажется, верно определено наиболее актуальное направление современных поисков: «Несмотря на то, что к настоящему времени имеется достаточное количество посвященных ему публикаций, сложный вопрос о специфике бердяевской философии далёк от разрешения» [97, с. 249]. Первая статья этого симпозиума «Специфика философского синтеза Н. Бердяева: общие характеристики», написанная Н. В. Мотрошиловой, выявляет в качестве одного из ключевых направлений «путь бескомпромиссной... философской религиозности и философского теологизма, которые, однако, не вписывались ни в ортодоксальную теологию и религию (будь то католицизм, православие или протестантизм), ни различные формировавшиеся тогда варианты богословия и религиозной философии» [85, с. 250]. Однако до настоящего времени поставленная так задача в полном объёме не была решена. Придя в ходе нашей исследовательско-профессиональной эволюции к указанной проблематике, мы и акцентируем внимание именно на специфичности религиозной философии Бердяева.
Автор выражает особую признательность преподавателям факультета философии и культурологи Ростовского государственного университета, создавшим творческую атмосферу, в которой проходило данное исследование. Особую признательность автор выражает профессорам Г. В. Драчу, Е. В. Золотухиной-Аболиной, Е. Я. Режабеку, В. П. Яковлеву, Б. И. Буйло, Л. В. Рябовой, А. Н. Ерыгину за добрые советы и ценные замечания в работе над книгой. Духовные искания самобытной русской философии в лице Владимира Соловьёва и его последователей - а Бердяев принадлежал к их числу, - возвысивших эту традицию до уровня мирового философского развития, были направлены на поиск путей эволюции европейской гуманистической мысли в сторону христианского мировоззрения. Но как это бывает на путях эволюции, прежние формы настолько сковывали, настолько искажали другую реальность, что она не могла выступить в своём подлинном содержании. В поисках перехода от рационалистических форм гуманизма к духовному опыту христианства мыслители этой традиции, осознанно или неосознанно, воспроизводили подходы гностической мысли и родственные ей формы духовного опыта. Это накладывалось на их христианское миропонимание, порождая противоречивость их мысли. Следует отметить, что исторически гностицизм сам выступил переходной формой мировоззрения от античного рационализма к внерациональному опыту христианства, что и являлось одной из причин того, что некоторые его подходы оказались приемлемыми для создавшейся в русской философской среде ситуации. С позиций православия, основное заблуждение гностической установки духа заключается в том, что в ней человек исключительно своими средствами, в пределах своей мысли стремится приблизиться к Богу- Реальность Божественного общения даруется свыше людям, в рамках церковной традиции стяжавшим своей жизнью совершенство своей природы, - святым и праведникам и передаётся остальным благодаря служителям Православной церкви. Русские философы полагали, что в обезбоженном гуманизмом мире они вновь повели человечество к Богу, но оказалось, что в своей философской апологетике христианства они, переходя границы философствования и вторгаясь в сферу религиозной веры, зачастую подменяли веру философствованием. Это приводило их к желанию изменять основы вероучения в соответствии со своими философскими и околофилософскими измышлениями. Свою задачу как исследователя я вижу в том, чтобы различить христианские и гностические компоненты мировоззрения Бердяева.
Герменевтическая традиция выдвинула интересный историко-философский приём, суть которого заключается в постижении наследия исходя из процесса его созидания. Для нашего исследования он имеет значительный потенциал. Один из современных вдумчивых исследователей творчества Бердяева проф. В. Визгин относит его мысль к третьей стадии философствования, определяемой им как Введение «благородное философствование». При этом «мысль философствующего движется не как машинный механизм или схематизм, а как тонкость вкуса, безошибочность чутья, меткость взгляда» [56, с. 315]. А эти характеристики можно постигнуть только в актах их создания. Изучая нашего философа именно так, видно, что он - не просто философ текста, а философствующая личность, оставляющая выраженное слово как мост на пути к подлинному общению с собой, своим внутренним словом. Однако это внутреннее слово диалогично по своей природе, оно - вопрошание, нацеленное на испытание Истины, да-да -Истины с большой буквы. К этому внутреннему слову невозможно прийти извне и со стороны, от него можно изойти, поскольку само оно получено не в горизонтальном диалоге, а в диалоге по вертикали, диалоге с Истиной. Однако при этом следует учесть, что Истина видится каждому в своём особенном образе в меру его готовности воспринять Её. Поэтому-то и возникает потребность в горизонтальном диалоге как возможность сопоставления этих образов с целью прояснения собственной готовности на фоне личности, достигшей духовных высот. Но здесь, вследствие риска попадания в зависимость от предмета исследования, имеющего особую коммуникативную нацеленность, возникает опасность для личности постигающего. Ведь где верх, там и низ, высшие взлёты духа таят в себе опасность глубоких провалов, поэтому необходима осторожность, необходимо испытание другого духа, внутреннее вопрошание о нём с позиций своей веры. Православие и является этим дистанцирующим подходом к рассмотрению такой грандиозной фигуры, как Н. Бердяев. Таким образом, герменевтическая процедура «вживания», с неизбежностью приводящая к растворению позиции интерпретатора в предмете интерпретации, дополняется особой мировоззренческой позицией, позволяющей проанализировать предмет с внеположной точки зрения.
Несмотря на взаимообусловленность исходного методологического подхода и мировоззренческой позиции, наше исследование имеет методологическую основательность в рамках современной российской историко-философской традиции. Концентрируя исследовательский интерес только на субъективности творчества мыслителя в сопоставлении со своей субъективностью, даже и принявшей православные ориентиры, невозможно выявить объективное содержание творчества философа как продукта своей эпохи, пытавшегося найти ответы на мучившие её вопросы и транслирующего в нашу эпоху полученные результаты. Перед аналогичной проблемой встал Ю. Ю. Чёрный, выразив это в монографии «Философия пола и любви Н. А. Бердяева». Этот автор, применив методологию анализа рефлектирующих систем, разви- Взедение ваемую М. А. Розовым, предложил рассмотреть наследие Бердяева двояким образом: «с одной стороны, как выражение уникально личностных стремлений мыслителя, с другой - как проявление определённого надличностного типа сознания и способа восприятия реальности, при котором философское творчество рассматривается в качестве орудия завоевания новоЯ альтернативной по отношении к данноЯ действительности» [109, с. 17-18]. Способом выявления такого надличностного, объективного основания им была избрана интерпретация мысли Бердяева в качестве феномена абстрактного утопизма. Действительно, концепция любви у Бердяева из его личностных воззрений перерастает в утопическую теорию, любовь постулируется у него ключевой энергией преображения мира. Однако утопизм никак не является возможным параметром описания религиозной сферы, поскольку она является предельной духовной реальностью. Отмечая в духовной эволюции философа этап доминирования утопических настроений, рассматриваемый во второй части данной работы, мы вырабатываем иноЯ многомерный подход, пытаясь схватить специфику именно нашего предмета исследования. Детальное описание методологических приёмов будет осуществлено в ходе раскрытия основных проблем нашего исследования, здесь же мы лишь обозначим их и выявим порядок применения. В выборе методологических оснований исследования мы исходим из того, что русский философ мыслил особым, интуитивным, вне-рациональным образом - мыслил мифологично. Поэтому, используя наработанную Л. Леви-Брюлем, К. Леви-Стросом, О. М. Фрейденберг, Д. Ждановым и Е. В. Золотухиной-Аболиной методологию осмысления внерациональных форм мысли, мы проанализируем становление у Бердяева особых мыслеформ - «протоформ мысли». Отталкиваясь от теории языковой личности, активно разрабатываемой отечественными лингвистами, мы проанализируем возникающий при выражении протоформ символический уровень языковой личности философа, а также, опираясь на исследования лирического контекста русской литературы, опознаем лирико-символический характер текстовой реальности. Используя разрабатываемую В. Розиным методологию познания эзотерического мира как особой области культурной жизни, мы проанализируем эзотерическую направленность мировидения Бердяева и выявим её специфику, сопоставив с практикой психоанализа Фрейда. Востребовав наработанный в отечественной историко-философской традиции опыт интерпретации идейного феномена романтизма, мы проведём компаративный анализ его ключевых идей с мировоззрением Бердяева и выявим процесс модернизации романтической позиции у Бердяева. Выявляя исток романтической тенденции, мы, ис- Введение пользуя разработанный в герменевтической историко-философской традиции метод, в соответствии с которым жизненный мир философа полагается в качестве одного из фундаментальных оснований его философствования, проанализируем процессы влияния психологических характеристик личности философа на основные установки, которые определяли мировоззрение мыслителя. Затем, в исторической динамике развития мысли, опираясь на диалектический принцип совпадения исторического и логического, мы попытаемся выявить логическое следование поиска философа. И здесь мы попытаемся проследить, как жизненные реакции влияли на направленность логики его поиска. Используя накопленный в культурологии, истории философии и православной теологии методологический потенциал анализа мировоззрений православия и гностицизма, мы проанализируем духовный поиск Бердяева. Будет проведен сущностный анализ конституирования базовой реальности осмыслений Бердяева как реальности творчества и выявлена её основа. Опираясь на теологический и мистический опыт осмысления проблем Богочеловека и человека, мы осуществим реконструкцию религиозно-философского обоснования антропологии Бердяева. Стоит особо оговорить, что в ходе нашего исследования будут применяться процедуры текстологического анализа, с опорой при этом не только на опубликованные и широко известные работы философа, но и на материалы личного архива философа и его окружения, хранящиеся в РГАЛИ, которые принимаются в качестве ключевых сегментов интерпретации. Этим наше исследование будет отличаться от предшествующего опыта. В бердяеведческой традиции, несмотря на то что она существует уже более ста лет, собственно религиозно-философское сознание изучено еще неполно, поскольку основное внимание уделялось либо богословским взглядам, либо философскому обоснованию темы творчества. Это произошло в силу различия исследовательских дискурсов. Исследователи исходили из того, что сфера теологии и сфера философии отличны. Поэтому, стремясь выявить позитив его мышления, они либо теологизировали Бердяева, либо исключительно философи-зировали его, не признавая значимости религиозно-философского мышления. Именно не признавая, ибо опознание этого опыта было совершено с момента выдвижения философом своего нового мировоззрения. Однако, не считая конструктивным использование данного дискурса, исследователи не подвергали его серьёзному изучению, что открывает простор для историков русской философии и культуры. Одним из первых диагностировал появление нового дискурса В. Розанов. В статье «Новая религиозно-философская концепция Бердяева» Введение он пишет: «Доселе - всё знакомо нам из церковных книг. То же самое скажет любой проповедник с кафедры. Где же философ? <.. . > Прежде всего - глубокий философский упрёк книге: автор высказывает, а не доказывает, слышим проповедника, но не видим философа» [92, с. 261-262]. Автор объясняет недостатки этого стиля молодостью Бердяева и плодовитостью его писательства. Принимая в качестве идеального текста «творчество старых великих философов», которые «писали как-то монотонно: что ни слово, что ни " строка дальше" - прибавляет мысль, и эта мысль не забывалась автором, не могла забыться и читателем», Розанов заключает, что одной из причин данного свойства философствования было малое писание, писание под старость, как «последнее " заключенье" богатой опытом, наблюдением и мудростью жизни» [92, с. 267]. Детальную оценку же теологических идей Бердяева исследователь оставлял богословам: «Не продолжаем речей - ибо речи за нашими богословами» [92, с. 269]. Необходимо отметить, что сам Бердяев, через некоторое время, принимает данную характеристику своего стиля, но отстаивает правомочность выбранного им дискурса. Если в ранний период он оскорблялся обвинениями в литературщине, считая, что за его писаниями стоит интенсивно пережитой жизненный опыт, то в последующем он неоднократно указывал о себе в анкетах не только как о философе, но и как о литераторе. Отнюдь не случайно, что в революционные годы он избирался заместителем председателя Российского союза писателей. В оценке личной значимости книги о творчестве в своей философской автобиографии «Самопознание» философ пишет, что впоследствии он пришёл к более глубокому уточнению понятий, но интенсивность переживания своих истин в ней была самой максимальной в его творчестве, а выработанное в ней направление мысли оставалось отныне неизменным. Итак, - творческий ответ Бердяева Розанову - интенсивность переживания истины может компенсировать её недостаточную обоснованность и развитость, а сама эта интенсивность и есть мистичность как основа религиозного опыта. Бердяев приходит к этим идеям задолго до написания работы «Смысл творчества», ещё в период создания книги «Новое религиозное сознание и общественность», в 1907 г. Эта идея была воспринята им прежде всего у Соловьёва, который полагал, что в основе религии лежит мистический опыт1. В «Философских началах цельного знания» 1 В письме к Философову Бердяев выявляет свою зависимость: «Это будет продолжением дела Вл. Соловьева, который мне близок тем, что был мистическим рационалистом, признавал высшую разумность веры. <... > Я никогда не противополагал " философию" и Бога, как у Вас это было с " искусством", подобный антагонизм мне не был дан в опыте» [24, с. 311]. Уг 1. Зак. 378 9 Введение Вл. Соловьёва религия и философия, так же как и наука, объединяются в единую духовно-познавательную деятельность - свободную теософию [101, с. 175]. Вот такой свободно-теософский дискурс принимает Бердяев, причём, опять же вслед за Соловьёвым, в его преимущественно философском выражении. И если для философа Розанова Бердяев недостаточно философ, он проповедует, т. е. богословствует, то для ориентированных на теологию критиков в понимании религиозных проблем он слишком философ. В. Зеньковский, младший современник Бердяева, вышедший из одной с ним киевской религиозно-философской среды, в своей рецензии на его работу «Смысл творчества», написанной непосредственно после её публикации, выделяет две стороны мысли автора - «религиозно-пророческое ожидание откровения (что не совсем верно, поскольку Бердяев говорит не об ожидании, а извещает об этом откровении. - СТ. ) и опыт построения философии творчества» [68, с. 285]. Если первая сторона неприемлема для мыслителя как правоверного христианина - Евангельские откровения достаточны, в традиции христианства есть не только косные и устаревшие идеи, критикуемые Бердяевым за их пассивизм, но и подлинно творческие, которые осмысливают Евангельский текст в чистоте его смысла, то вторая сторона встречает его одобрение и даже дополняется размышлениями о психологии творчества. Таким образом, Зеньковский расчленяет идейный продукт Бердяева на богословский и философский элементы и, признавая значимость философского, напрочь отвергает богословский. Острой критике новые богословские взгляды Бердяева подвергнуты Вяч. Ивановым. В эволюции их отношений можно выявить следующую динамику. В более ранний, «дотворческий» период Бердяев упрекал Иванова в доминировании у того мистики над религией, при этом под религией он понимал выработанные им смысловые константы, которые на тот момент совпадали с православной доктриной. Именно совпадали, поскольку эти истины были получены не путём освоения, а путём интенсивных жизненных исканий новых смыслов, которые более подходящим образом выражались отдельными идеями некоторых православных богословских систем. Затем же, после выработки им новой концепции, в которой христианство подверглось радикальной модернизации, уже Иванов, занявший в статье «Старая или новая вера» более ортодоксальную позицию, прежде всего под влиянием Эрна, критикует с этих позиций идеи Бердяева за их отклонение от православия [70]. Иванов полагает, что в своей вере, т. е. в мистических чувствах, Бердяев остал- Введение ся православным, но в своей психологии он ощутил рознь с некоторыми консервативными элементами бытующего православия и в протесте против них допустил искажения подлинного опыта в своём сознании. Таким образом, в своей полемике философы признают сходство своих мистических переживаний. Критика Ивановым велась с позиций общего дискурса - мистико-религиозного, и в рамках этого дискурса, под которым подразумевается выработка смыслов, в названной статье отмечается кардинальное разногласие между самими смыслами - христоцентризмом более правоверного Иванова и пневмоцентризмом стоявшего ранее на более христоцент-рических позициях, но начавшего уклоняться от них Бердяева. Воспитанник киевской школы Е. Лундберг ещё радикальнее критиковал новую концепцию Бердяева. В своей объёмной статье «Творчество и спасение» [82] он также разводит религиозное и философское содержание книги о творчестве. Оценивая философское содержание новой книги Бердяева в его критической части, направленной против популярных философских систем, довольно высоко, автор тем не менее не оставляет камня на камне от религиозных взглядов мыслителя. Он упрекает Бердяева в том, что тот выдвигает новую теорию спасения. Бердяевская претензия быть пророком, по мнению Лунд-берга, беспочвенна. Само пророчество понимается философом творчества искажённо. Пророки - глашатаи воли божьей, Бердяев же предлагает пророчествовать за Бога. Диагностируя причину заблуждений Бердяева, исследователь выявляет болезнь ученичества. Покинув область философии и перейдя в сферу религиозного творчества, мыслитель цепляется за свою ограниченную мысль и, не находя в ней достаточной опоры, ищет особых, таинственных способов постижения. Тем самым он уподобляется популярным теософам. Не став богословом, Бердяев превращается в писателя на религиозные темы. Вместо усилия и делания он ограничивается способом. Наивность и непосредственность, стремление к новизне, провозглашённые Бердяевым, являются не достоинством его творчества, а бедой. Они исключают труд духовного делания. Не находя новых религиозных фактов вовне, что позволило бы ему стать глашатаем нового откровения, Бердяев заявляет о некоем внутреннем сдвиге, который, по его мнению, и является творчеством. В этом повороте к индивидуализму Бердяев, по мнению автора статьи, вторит либеральному протестантизму, с которым вела острую полемику идеология православного возрождения, с которой не порывал сам Бердяев, даже несмотря на своё религиозное новаторство. По глубокому замечанию Лундберга, за этим сдвигом кроется личное переосмысление сущности Бога. Трансцендентный, боль- УгГ Введение шой Бог - Создатель, которого вначале видел Бердяев, оказался затем для него неприемлем, и он выдумывает нового, маленького бога, сопричастного его жизни. Критикуя Бердяева, Лундберг в его лице критикует распространённую в то время в русской духовной среде практику богостроительства, заключающуюся в выдумывании себе концепции удобного и психологически приемлемого Бога. Несмотря на негативную оценку, Лундберг наиболее близко подходит к пониманию специфики религиозно-философского опыта Бердяева. Прежде всего, он вскрывает, что его религиозная позиция основана на новом опыте - «пророческом», или мистическом. Он выявляет, что этот опыт Бердяев характеризует не как наитие свыше, а как собственное постижение. Возможность этого постижения связывается с наступлением новой религиозной эпохи, которую, как верно подчёркивает исследователь, философ почувствовал благодаря своему внутреннему духовному сдвигу. Этот сдвиг религиозно-мистически обосновывается сменой доминирующего воздействия на человека лиц Божественной Троицы, переходом инициативы от Сына к Святому Духу. Но сам Святой Дух, или Дух, как его переистолковывает Бердяев, имеет особую характеристику: он не только втекает в человека, но и имеет обратный ток - от человека к Богу. Именно этот обратный ток не желает признать Лундберг, именно он для него является умалением Божества. Поэтому Лундберг и не выделяет, как Иванов, пневмоцентризм Бердяева, концентрируясь только на умалении божественного. Примечательно, что впоследствии такой крупный исследователь творчества Бердяева, как Д. Лаури, оценил критический настрой Лундбенга преувеличенным, «но совсем не несправедливым» [132, р. 136]. Бердяев, отстаивая право на новый опыт, пишет в 1925 г. статью «Спасение и творчество», скрыто полемизирующую с аргументами критика. Здесь опыт творчества характеризуется не в качестве нового спасения, а провозглашается как новый путь духовного делания. Само творчество описывается в качестве человеческого самораскрытия, факт которого утверждён всей историей новоевропейского гуманизма. По сути дела, автор заявляет о своём стремлении ввести весь позитив опыта гуманизма в христианство, что невозможно без признания божественного права на человеческую активность. Ближайший партнёр по богословским поискам С. Булгаков, а также его единомышленник П. Флоренский, ощущая несоответствие самого религиозно-философского дискурса христианскому образу мысли, переходят к собственно богословию. Бердяев же движется в противоположном направлении, всё более углубляясь в философские спекуляции. Может быть, именно поэтому его философия и не Введение была однозначно обличена христианскими теологами в качестве еретической, поскольку в ереси можно упрекать только теологическую доктрину. Несмотря на отдельные выпады в адрес Бердяева, критика этими мыслителями его позиции не развернулась в широкую дискуссию. Выпады же Бердяева против них касались именно их приближения к ортодоксии. Попав на Запад, творчество Бердяева стало рассматриваться не с позиций соответствия канонам определённых христианских конфессий, а как некий род культурного пророчества. Открытость Бердяева, его участие в экуменических сборах и готовность соотноситься с каждой религиозно-конфессиональной точкой зрения, отстаивание христианского взгляда на современный мир, а также разделение некоторых специфических принципов православия сформировали осторожное и уважительное отношение к его творчеству. Так, католический философ Маритен в своём письме к Бердяеву указывал на недопустимость приписывания Богу свойств, не выявленных Им самим в откровении1, однако не посвятил этому уклону никакой критической работы. Этот томистский философ в главе о русском православии своей книги «Примат Духовного» упрекал русскую мысль в смешении мистики, философии и религии [133], однако он не акцентировал специального внимания на Бердяеве, у которого это смешение произведено наиболее радикально. Другой католический мыслитель, К. Пфлегер, в статье с характерным названием «Православный гностицизм Бердяева» видит в гностицизме русского мыслителя не отрицательную тенденцию, а существенное свойство православия, к которому он выражает симпатию: «Но может быть, стоит принести тихие и - увы - совсем недостаточные извинения Бердяеву - христианскому гностику? Ибо если гнозис и неприемлем, во всём своём объёме, католическим сознанием, это не мешает нам поступить по справедливости с Бердяевым в его битве за оправдание христианского - и в особенности восточно-христианского гнозиса» [138, р. 355]. Именно в силу признания уникальности религиозно-философского дискурса Бердяева, но вместе с тем несовместимости его с конфессиональными взглядами авторов, в ряде западных исследований религиозная концепция Бердяева была лишь бегло реконструирована, без всяких элементов анализа и критики. Даже статья протестантского пастора Эжена Порре «Современный гностицизм: Николай Бердяев» содержала не столько критику гностической направленности, сколько реконструкцию уникальной позиции [142]. В целом же, Эжен Маритен Ж. Письмо к Бердяеву от 23 декабря 1933 г. [83, с. 340]. Введение Порре, слушавший лекции Бердяева и ставший другом в последние годы его жизни, являлся не критиком идей русского философа, а верным популяризатором. Две его наиболее известные монографии о Бердяеве - «Бердяев. Пророк новых времён» [139] и «Николай Бердяев и христианская философия в России» [141], значительный объём которых посвящен религиозным взглядам Бердяева, являются блестящими описаниями основных идей творчества мыслителя. Здесь Порре обосновывает позицию, согласно которой гностицизм Бердяева носит христианский характер. Ещё в одной из своих книг, «Гости дома священника» [140], в главе «Бердяев в интимности» швейцарский исследователь неоднократно указывает на глубокую интимную связь Бердяева с православием. Более резко оценил гностический уклон мысли Бердяева Лев Шестов. Исток его он увидел в эволюции мысли исследуемого автора с позиций «теоцентризма» и «христоцентризма» на позиции «пневмо-центризма». Устанавливая связь Бердяева с немецкой мистико-фи-лософской традицией, Шестов выявляет, что духовный приоритет познания отдаётся не богооткровению, а человеческому гнозису. Бердяев тем самым становится на позиции не религиозного философа, а «учителя и философа культуры» [111, с. 434]. В своём ответе на критику сам Бердяев полемизирует с частностями, но не спорит по существу. А существо, как нам кажется, состоит в особой проблематичности раскрытия смысла у Бердяева, где истина находится в пространстве между полюсами, а отдельные работы выражают лишь временные акценты, которые затем сменяются другими. Бердяев и «хри-стоцентричен» и «пневмоцентричен» одновременно, вернее, его мысль именно и находится в напряжённом пространстве между этими позициями, что и создаёт особую сложность в её понимании. Однако стоит признать, что, несмотря на эти колебания, более интенсивно отстаивается вторая позиция, особенно в последний период творчества. Поэтому оценка критика, в конце концов, объективна. Стоит признать, что Шестов поднял глубокую проблему, охарактеризовав мысль Бердяева не в качестве теологии, а философии культуры. В своём исследовании мы разовьём это понимание. Откликаясь на растущий интерес к Бердяеву в Англии1 и видя искажённое понимание его мысли, его ученик Е. Ламперт, работавший профессором философии в Лондоне, пишет небольшую монографию, посвященную другу и учителю, в серии «Современные христианские революционеры» [131]. В ней он пытается защитить на- 1 Об этом сообщает он в письме к Бердяеву [76]. 14 следие мыслителя от неверного понимания и необъективной критики. Религиозные воззрения Бердяева здесь рассмотрены сначала как ответ на запросы русского религиозного ренессанса, а затем как предвозвестие новой духовной ситуации в Европе - Нового средневековья. Исследователь глубоко осмысливает феномен особого религиозно-философского дискурса Бердяева, отличая его от богословия и светской философии. Он подводит к мысли, что исходная интенция познания у Бердяева идёт не от Бога, что лежит в основании теологии, и не от человека, как в отвлечённой философии, а из процесса Богочеловеческого взаимодействия. Профессор Хартфордской духовной семинарии Маттью Спинка в своей монографии «Николай Бердяев. Пленник свободы» ставит задачу разъяснить основу веры русского философа, «веры, которой он жил» [146, р. 5]. В первой части работы, описывая приятия и отталкивания, а именно так исследователь видит ритм эволюции Бердяева, он подробно анализирует переход от марксизма к христианству, а во второй - рассматривает исток веры философа, который был, по его мнению, не конверсией, а просвещением
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|