Взаимодействие жизни 1 страница
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА В ФИЛОСОФСКОЙ СУДЬБЕ Н. БЕРДЯЕВА Глава 1 СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ КАК ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ ЖИЗНИ На текущий момент в зарубежном и отечественном бердяеве-дении наработана солидная традиция интерпретации идейной эволюции философа. Так, наиболее значительна книга ученика и друга Бердяева протестантского пастора Эжена Порре, посвященная идейной эволюции мыслителя [139]. Этому же посвящена монография американского учёного Д. Лаури [132] и первая половина монографии М. Валлона [149]. Событийные истоки философствования Бердяева в российский период блестяще высветил российский бер-дяевед А. В. Цветков-Вадимов [53]. Интересна работа Н. К. Дмитриевой и А. П. Моисеевой [62]. Однако никто не обращался к идейной эволюции Бердяева через призму его религиозно-философских воззрений. Более того, мы вынуждены тщательно детализировать рассмотрение последнего этапа творчества философа, поскольку здесь он пытается установить некоторые основания, исходя из которых можно рассмотреть его взгляды, вырабатываемые на протяжении жизни, в некотором структурированном виде. Это даёт ключ к подлинному раскрытию основных проблем его творчества. Глубоко проникший в биографический материал жизни великого русского философа Дональд Лаури утверждает, что в детстве Бердяев недополучил родительской заботы и ласки. Это отразилось на мироощущении мыслителя и вылилось в отсутствие чувства происхождения от отца и матери, а также в ощущение неустранимого одиночества. Учёба в кадетском корпусе только усилила это ощущение. Бердяев был выходцем из дворянского рода, более элитного, чем у всех его одноклассников, и они недолюбливали его за это, завидовали ему. Кроме того, вследствие перенесённой в детстве болезни, философ имел проблемы со здоровьем, в то время как кадеты в силу специфики будущей профессии были нацелены на идеал здоровья, - поэтому относились они к Бердяеву с пренебрежением. В результате за всё время пребывания в кадетском корпусе он не завёл ни одного друга. Развилось чувство неустранимого одиночества. Это вызвало компенсаторную реакцию мировосприятия и сформи-
Часть 2. Взаимодействие жизни и творчества в философской судьбе Н. Бердяева ровало у него глубоко укоренённое убеждение в своей индивидуальности, независимости от других. Сама атмосфера муштры и жёсткого порядка, в которую он попал в кадетском корпусе после детских лет, когда будущий философ был предоставлен сам себе, вызывала его протест, а раздражительный темперамент, полученный по наследству от предков отца, делал этот протест ещё более острым. Конечно, машина кадетского образования, безучастная к личностной уникальности обучающихся, загоняла этот протест внутрь, в подсознание, а поскольку мир обучения для Бердяева был всем его жизненным миром, ведь в корпусе он проводил большую часть своего времени, это привело к мировоззренческому убеждению в неприемлемости мира целиком. Данное убеждение укреплялось идеями, почерпнутыми из литературных источников. Бердяев глубоко воспринял пессимистическое ощущение реального мира, выраженное Л. Толстым, а также его жажду погружения во внутреннее, иномирное состояние. В 14 лет, соприкоснувшись с философскими произведениями немецких идеалистов, Бердяев нашёл у них идею идеального мира, мира смыслов, противостоящих окружающей действительности. В этот же период он впервые сталкивается с идеями Шопенгауэра, пессимистично настроенного к окружающему миру, миру представления, и призывавшего обратиться к миру внутреннего чувства, миру воли. Первоначально не восприняв волюнтаризм в полном объёме, что он сделает значительно позже, в зарубежный период жизни, Бердяев обращается к программе идеализма, принимая устремлённость к идеальному миру как возможность своего выхода из мира реального. В своей философской автобиографии он пишет, что решает посвятить себя философии, мечтает стать профессором философии, и поэтому он бросает военное образование, самостоятельно завершает программу средней школы и поступает в 1894 г. в университет. Таким образом, в начальный период развития мировоззрение Бердяева определяют крайний индивидуализм и возникшее на его основе стремление к миропреодоле-нию, вылившееся в устремлённость к идеальному миру.
Социальное становление Николая Бердяева проходило в атмосфере ухода с доминирующих социальных позиций аристократического сословия, к которому принадлежал его род. Это отразилось и на семье будущего философа. Его отец пытался встроиться в новую эпоху, принимая её мировоззренческие ориентации, но к жизни в ней, к буржуазному быту он приспособиться не смог, и постоянно Глава 1. Становление философии как преодоление проблем жизни был близок к разорению. Это глубоко отпечатлелось в детском сознании будущего философа, сформировав у него чувство личной неприспособленности к социальному миру, дополнившее его жажду достижения иного мира. На становление его мировоззрения повлияли и перенятые от семьи элементы русского дворянского этоса. Из этих чувств рождался протест против социальной среды, которая его окружала. Можно высказать крайне парадоксальную мысль: юношеская революционная увлечённость Николая Александровича была противоречивой и носила консервативный подтекст. В «Самопознании» он выявляет это: «Разрыв с окружающей средой, выход из мира аристократического в мир революционный - основной факт моей биографии, не только внешней, но и внутренней... во мне было непреодолимое барство, барство метафизическое... Если бы я был демократического происхождения, вероятно, был бы менее сложен и во мне не было бы некоторых черт, которые я ценю... эгоизм умственного творчества» [29, с. 40-41].
Воспитанный на этических идеалах русской литературы, Бердяев увидел основную неправду окружающего мира в эгоизме имущественной наживы, в духе приспособленчества и мещанства, который доминировал в повседневных отношениях складывающегося буржуазного общества. В юности, познакомившись с марксизмом, он вдохновляется критикой принципа частной собственности и призывами к разрушению основанного на ней буржуазного общества. Именно поэтому в «Самопознании» философ указывает, что к марксизму он пришёл через нравственный пафос русской литературы и увлечённость кантианством. Большую роль в этом сыграл и факт первой личной дружбы, возникшей в начале университетской учёбы, со своим сокурсником Давидом Логвинским. Этот студент ко времени знакомства с Бердяевым уже входил в марксистский кружок и привёл туда своего нового товарища. Наконец-то прёодолённое одиночество было значительным личным достижением Бердяева, и это заставило его изменить своей личной программе. Философ увлекается марксизмом не только и прежде всего не как теорией, а как жизненной программой. Однако чувство несоответствия образа жизни и мысли всё-таки присутствовало, Бердяев в кружке ощущает себя не деятелем-революционером, а теоретиком. Тем не менее именно за свою революционную деятельность, которой он начал заниматься в конце 1896 г., примкнув к киевской организации «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», он дваж- Часть 2. Взаимодействие жизни и ттзорчесттза в философской судьбе Н. Бердяева ды, в 1897 и 1898 гг., подвергался арестам, длительному, более года, судебному разбирательству и в 1900 г. ссылке на три года - вначале на два года в Вологду, а затем на год в Житомир. Интересно, что именно этот период его жизни формирует моральную смелость и выносливость к негативным жизненным обстоятельствам. Теорию же марксизма он принимает в существенной переработке с позиций кантианства. Как мы уже писали, кантовский идеальный мир понятий служил способом ухода от ненавистной действительности, а также, как мы показали в предыдущей главе, он был принят Николаем Александровичем в качестве инструмента сдерживания своих эмоций. Так, в своеобразной амальгаме марксизма и кантианства происходит развитие его подходов. В книге, написанной в период наибольшего увлечения марксизмом, «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии» (1901) [33], Бердяев развивает теорию, в соответствии с которой мир психического (субъективного) хотя и является сам по себе нейтральным, но в социальном преломлении зачастую играет негативную роль. Господствующий класс, психология которого является приспособлением к требованиям существующей социальной среды, навязывает её всему обществу и тем самым сдерживает общечеловеческое развитие. Прогрессивный класс выступает с революционных позиций, поскольку обладает психологией, ориентированной на всемирно-историческое развитие, которое заключается в реализации законов, полученных из трансцендентального сознания. Именно в опоре на реализацию этих законов видит Бердяев сущность своей теории объективизма. Итак, мир психического, под которым подразумевается мир эмоций, при определённых условиях может привязать к существующему миру и выступить источником человеческой дисгармонии, не давая проявиться a priori логическому и a priori этическому. Как мы видим, уже в этой ранней концепции сплелись два основных мотива его философствования - борьба с окружающей действительностью и борьба с личной эмоциональностью. Эта работа нам интересна также и тем, что в ней Бердяев впервые высказывает своё отношение к феноменам мистического видения, и оно чисто негативно. Их исток видится в ослаблении и раздроблении сознания. Данная позиция обретена из наблюдений над оккультными медитациями брата, сопровождавшимися дисфункцией его психики. Впрочем, как отмечает сам Бердяев, брат в психическом плане был не совсем здоров.
Глава 1. Становление философии как преодоление проблем жизни Уже в ссылке, в 1901 г., философ начинает всё явственнее выражать свои разногласия с ортодоксальными марксистскими кругами. Представители этого течения жёстко придерживались материализма, т. е. считали мир идей вторичным, а значит, производным от материального бытия, что противоречило исходным убеждениям Николая Бердяева. Оставаясь в рамках неокантианского представления о гносеологическом субъекте, поскольку это вторило его чувству индивидуализма, и поэтому первоначально не воспринимая марксистскую идею генезиса форм сознания из общественно-исторической практики, что в значительно приближенном виде будет выражено в поздней философии1, но тогда уже сознание определяется не столь позитивно, он в случае согласия с тезисом материализма вынужден был бы объявить источником мира идей, во-первых, чувства и эмоции и, во-вторых, объективный мир как их побудительную причину. Но это неприемлемо для мыслителя по двум основаниям. Эмоции при этом теряют контроль разума, обретая самостоятельность, а значит, в собственной жизни не должны сдерживаться, что чревато для самого мыслителя болезненными последствиями. А реальный мир, следовательно, и мир человеческого приспособления, и более того, приспособленческое поведение должны при этом играть в жизни человека первостепенное значение, но именно в этом не силён Бердяев, именно против этого он воспитан своей средой и идейными традициями русской литературы. На формирование такой позиции ещё в годы студенчества наталкивал Бердяева его университетский учитель профессор Г. И. Челпанов, организовавший кружок, в котором обсуждалась критика материализма. Под воздействием этих убеждений философские взгляды марксизма обличаются Бердяевым в духовной буржуазности, и происходит отталкивание. Материальность, мир и эмоции вызывают наибольшее отталкивание. И здесь философ приходит в столкновение
В «Самопознании» Бердяев, однако, полагает, что уже в этой работе он преодолевает неокантианский трансцендентальный субъект, указывая на социологический характер познания. Но это ещё не так. В его гносеологии познаёт всё ещё метафизический субъект, являющийся носителем априорности сознания, а не реальное человечество посредством орудийно-преобразователь-ной деятельности, даже заявляя о среде приспособления, он не видит в её основе труда. Лишь впоследствии, к 1934 г., Бердяев приходит к идее происхождения сознания из процесса коллективного взаимодействия человека с миром. Уг 4. Зак. 378 Часть 2. Взаимодействие жизни и творчества в философской судьбе Н. Бердяева не только с элементами своего понимания марксизма, но и с отдельными элементами принятого им учения Канта. Кант признавал вещь в себе в качестве единственного источника наших ощущений. Но вещь в себе - это и есть мир, а значит, мир есть источник нашего опыта. Но каков мир? Если для Канта он лишь существует и принципиально непознаваем, то Бердяеву этого недостаточно. А вдруг мир на самом деле материален, как это полагает последователь Канта Вольтман, критикуемый Струве в написанном им предисловии к книге Бердяева «Субъективизм и индивидуализм... »? Тогда жизнь в мире обречена на безысходность трагизма, ведь опыт будет представлять всё новый материал для упорядочивания разумом, но сам по себе разрыв разума и действительности неустраним. Философ сталкивается с проблемой. В предисловии к указанной книге Струве критикует и понимание Бердяевым свободы как психологической, т. е. незначимой, реальности. По мнению Струве, неведение подлинного смысла свободы у Бердяева проистекало из его непонимания метафизической основы мира в качестве духовной субстанции. Именно она - носитель свободы. Поскольку это совпадает с основной тенденцией его духовной эволюции, философ с оговорками принимает эту критику и обращается в письме к Струве с просьбой дать философскую аргументацию такой точки зрения [23, с. 155]. Судя по работам 1902-1905 гг., Бердяев начинает разделять идеи монадологического плюрализма неолейбницианцев Тейхмюллера, Козлова и Лопатина, которые соответствовали его индивидуалистическому мировосприятию1, сочетая их со спиритуалистическим реализмом Соловьёва, концепцией постепенно выявляющегося Логоса С. Трубецкого и идеями третьего откровения, воспринятыми у Шеллинга, Чичерина и вызвавшего широкий интерес в этот период Мережковского. Бердяев активно впитывает романтическую настроенность Ибсена, солидаризуется с символизмом в его уходе от затвердевших форм внешнего мира и увлекается ницшеанским пафосом борьбы за силу и могущество личности. В «Самопознании» данное время Бердяев оценивает в качестве наиболее светлого периода своей жизни, расцвета сил, в который происходило усложнение его душевной структу- Глава 1. Становление философии как преодоление проблем жизни ры, поворот к духу. Однако попробуем оценить этот период с позиций его философских достижений. Его можно охарактеризовать как этап ученичества и заимствований. Вся оригинальность творчества мыслителя заключается здесь только в отборе и связывании разнородных идей, взятых из чужих систем. Впоследствии эти идеи войдут в ткань его самобытного философствования, имеющего собственные основания, в соответствии с ним они будут переформулированы, порой значительно изменившись по сравнению с прототипами. В целом же можно отметить, что период наибольшей жизненной ре-ализованности совпал у Бердяева со слабостью его метафизической спекуляции. На это неоднократно указывали современники Бердяева, но он из-за своего самолюбия против этого горячо протестовал, не раз заявляя в письмах к адресатам из своего философского окружения о пройденном идейном пути как о выстраданных и лич-ностно значимых убеждениях. Основным внутренним достижением этого этапа была найденная философом идея тождества Вселенского Разума, открывающегося исторически в субъектах, и разумного начала человеческого «я»1. Тождество это достижимо путём особой познавательной установки, заключающейся в отказе от рассудочного познания и переходе к познанию целостным духом. Это познание он называет также «метафизическим опытом», и его он ошибочно интерпретирует в качестве мистического. Этот опыт заключался в обращении к такому познанию, которое бы основывалось не на переработке переживания в представление и последующем схватывании этого материала в понятии, что Бердяев называет обусловленным опытом и обусловленным познанием, а на непосредственном участии сознания в восприятии. По сути дела, эволюция мысли Бердяева, несмотря на рациональный ход развития, приходит к разрушению понятийных форм и нацеливает на протоформич-ность. Этот переход к непосредственности был охарактеризован в созвучии с Козловым как переход от условности знания к сознанию и непосредственному касанию другого сознания, скрытого в других субъектах, которые познаются. Данное тождество давало надежду на исход из постулируемого им основного трагизма личного существования, оторванного от существа остального мира как чуждого
Любопытно, что чуть ранее на эти позиции переходит его первый учитель философии Челпанов, выражая их прежде всего в своих личных беседах с учениками о метафизике. Разум при этом понимался не в качестве отвлечённого разума германского рационализма, а конкретного духа или Логоса, осмысление которого было достигнуто Вл. Соловьёвым и С. Трубецким.
Уг4* Часть 2. Взаимодействие жизни и творчества в философской судьбе Н. Бердяева ему, который являлся превращенной идейной формой его жизненного одиночества. Осмысливая трагизм существования с разных сторон под влиянием остро поставленной в кругу Мережковского проблемы дуализма духа и плоти, Бердяев вырабатывает особое понимание диалектики трёх Божественных ипостасей: «.. . религиозная проблема духа и плоти, полярности бездн, двойственности рождается не из онтологического дуализма человеческой природы, а из величайшей для нас тайны раздвоения Бога на два Лика и отношения этого раздвоения к эмалирующему из Бога множественному миру; и религиозно решается эта проблема, двойственность замиряется в третьем Лике Бога» [34, с. 395]. Проясним это. По мысли следующего за Бёме -на тот момент в интерпретации Шеллинга - Бердяева, в Боге-Творце, помимо света, есть некая тёмная составляющая, которая переносится в рождённое-сотворенное начало. Оно вызывает отпадение из рождённого Сына как существа Света множества светло-тёмного, или людей. В силу этого возникает дуализм высших начал Отца и Сына и отпавшего от них третьего, который может быть прёодолён путём вхождения их обоих в это третье, в людей, что и преобразует их в Божественно-ипостасно Третье, Святой Дух, в котором будет найден синтез Двух. Этот метафизический конструкт, часто не будучи выраженным с такой яркостью, как здесь, и дополненный в 1913 г. идеей того, что это возможно для человека не в имманентном мире, а лишь в трансцендировании, а также вынесением тёмного начала из Творца вовне, - в 1930 г., будет определять всю систему Бердяева до конца жизни. Это подтверждает данное им в одной из последних работ «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого» определение, что мы проследим в дальнейшем. Данный конструкт философ оценивает как онтологическое обоснование христианской религии. На идее новой познавательной практики базировалось философское обоснование выхода из индивидуалистической замкнутости при сохранении независимости личного начала, поскольку выход достигался не в реальный мир, а в дух. Но Бердяев осознавал, что это не могло быть достигнуто в рамках только познания, отграниченного от других функций жизни, это требовало вовлечения жизни в познание. Отсюда и пафосное заявление Бердяева о тяжбе с отвлечёнными философами и отвлечёнными публицистами, сделанное в предисловии к книге «С точки зрения вечности», в которой он Глава 1. Становление философии как преодоление проблем жизни переиздал основные свои статьи, написанные в период 1900-1906 гг. Однако обращение к жизни в данном контексте есть поворот к миру эмоций, которые всегда грозили захлестнуть жизнь сознания Бердяева, поэтому необходимо сдерживание, достижимое посредством особой организации жизни. Традиционно эта организация жизни осуществлялась в религии, и более того, он подошёл к ней своим онтологическим обоснованием, и поэтому перед ним встала насущная потребность в обращении к религиозному опыту. Таким образом, потребность эта вытекала не из высшего озарения, она не была явлением благодати, а являлась следствием интеллектуальных поисков, эволюции идейного мира, что и предопределило ситуацию, в которой прежние воззрения обусловливали и организовывали новый поиск. Таков исток гностической наклонности его христианского мировидения. Глава 2 Глава 2. Новое религиозное сознание
НОВОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ В 1903 г. закончился срок ссылки Бердяева, и он, прослушав курс лекций виднейшего неокантианца того времени Виндельбанда и не увидев в его идеях опровержения своих новых взглядов, навсегда отказывается от остатков своих прежних кантианских пристрастий и возвращается в Киев. Здесь в 1904 г. происходит тесное сближение с С. Булгаковым, прошедшим в то время аналогичный путь эволюции идейных воззрений от марксизма к идеализму соловьёвского типа и к тому времени уже обратившимся к христианству. Значимость для Бердяева этого общения и дружбы, длившейся интенсивно около десяти лет, трудно переоценить. Родившийся в семье потомственных священнослужителей и получивший религиозное воспитание и образование, Булгаков, ненадолго переболев увлечением марксизмом и идеализмом, к 30-м гг. вновь начинает путь возвращения в лоно Христианской церкви и восстанавливает опыт религиозной инициации. Именно от этого опыта был отчуждён Бердяев, воспитанный отцом в «вольтерьянских традициях», и поэтому знакомство с ним благотворно сказывалось на его убеждениях. За первый период их тесного идейного сотрудничества, длившегося на протяжении 1904-1912 гг., Булгаков дважды - в 1905 и 1908 гг. - подводит Бердяева к вратам Церкви Христовой1. Однако гностический дух, воспринятый им самим от Соловьёва, а также психологическая склонность к занятию главенствующей позиции в общении с окружающими его людьми, - что вызывало особый протест Бердяева в силу личностных особенностей становления его мировоззрения, которые мы уже рассмотрели, - так и не позволили ему окончательно обратить Николая Александровича в правоверного христианина. 1904 г. знаменателен для Бердяева также и тем, что он познакомился с Лидией Рапп, ставшей его единомышленником, пропагандистом идей и женой. Это было ценно для данного периода разви- тия философа тем, что Лидия Юдифовна уже обладала к тому времени глубоко эмоциональным опытом приобщения к христианству. В 1905 г., переехав в Петербург, Бердяев попадает в ситуацию дружбы-вражды двух идейных группировок, определявших редакционную политику вначале журнала «Новый путь», а затем его преемника, журнала «Вопросы жизни». Одной из групп были вчерашние марксисты, а теперь идеалисты с религиозным уклоном мысли, возглавляемые С. Булгаковым, а другой - представители «нового религиозного сознания» с лидирующей позицией Д. Мережковского. Общим была оценка состояния современной им Православной церкви как неадекватной духовным и социальным потребностям современной России. Отсюда возникало стремление преобразовать церковь в институт борьбы за свободу и достоинство личности. Но из разницы их понимания приоритетов деятельности возникали различия. Идеалисты, к которым принадлежал Бердяев, в силу прежнего жизненного опыта были практиками-общественниками, и поэтому они стремились создать как из религиозно ориентированной интеллигенции, так и из политически свободомыслящих представителей православной церкви новое христианское движение в качестве партии борьбы с существующим строем, формируя его идеологию как религию революции. Мережковский же и его группа в этом противостоянии выступали в качестве теоретиков-фундаторов, которые хотя и признавали необходимость религиозного решения социального вопроса, но прежде всего пытались внести революцию в религию, создавая религию Третьего Завета и основывая новую церковь. Идейная эволюция этих группировок проходила очень динамично и так же динамично изменялась позиция Бердяева. Вначале Булгаков, опираясь на поддержку Бердяева, полностью устранил влияние Мережковского и его группы на редакционную политику журнала. Затем он начал сближаться с политически радикально настроенными деятелями московского «Христианского братства борьбы» и переехал в Москву для активизации политико-публицистической деятельности. Бердяев же временно отходит от идейного общения с ним и в союзе с Мережковским, а затем, после его отъезда в Париж, в атмосфере его единомышленников, каждую среду общавшихся на «Башне»1 и часто по воскре-
В письме к Голлербаху, обратившемуся к Бердяеву с просьбой сообщить о своих автобиографических данных для статьи о нём, философ сообщает: «Самым серьёзным кризисом своей жизни я считаю кризис 1905 г., когда я окончательно сделался христианином. В 1908 г. я с особой остротой пережил жизнь Церкви» [22, с. 407]. 1 «Башней» называли квартиру Вяч. Иванова на 7-м этаже, где проводились собрания интеллигенции, на которых в кругу единомышленников вырабатывались и подвергались дискуссии идеи «нового религиозного сознания». Часть 2. Взаимодействие жизни и творчества в философской судьбе Н. Бердяева сеньям на квартире у Розанова, разрабатывает концепцию «нового религиозного сознания». Однако чем более Мережковский усердствует в создании новой церкви, тем более Бердяев размежёвывается с ним. Примечательна в этом плане небольшая дискуссия Бердяева и Мережковского в 1905 г. Бердяев пишет статью «0 новом религиозном сознании», где, излагая общие идеи, заостряет внимание на некоторых недоработках и недостатках идейной позиции Мережковского, оппонент же в открытом письме, названном «0 новом религиозном действии», отмечая конструктивность ряда высказанных в статье идей, тем не менее указывает на необходимость акцентирования внимания на религиозном факте пришествия Христа во плоти, а значит, и на следовании этому пути, что заключается в требовании перехода от нового религиозного сознания к новому религиозному действию. Происходит как бы взаимное обращение позиций, и теоретик Мережковский переходит к практическим задачам, а деятельный революционер Бердяев к теоретическим. В 1907 г. стихает революционный пафос Булгакова, он всё более погружается в религиозную атмосферу, а Бердяев, который к тому времени осознаёт свои идейные разногласия с мистическим анархизмом Чул-кова и Иванова, задававшим тон дискуссиям на «Башне», едет зимой 1907-1908 гг. в Париж - к Мережковскому. Там Бердяев окончательно отказывается вступить в создаваемую Мережковским новую церковь, основанную на «тайне Трёх»1, и в знак протеста против эмоционально окрашенной агитации её фундаторов расстаётся с ними и осенью 1908 г. перебирается в Москву в атмосферу булга-ковского общения, всё более проникаясь православными взглядами. В этот период окончательно устанавливается круг жизненных устремлений философа, что ясно видно из смены его политических позиций. Если ранее он был поглощён самореализацией в двух направлениях - и как политический мыслитель, нацеленный на выработку пути прогрессивного изменения общества в сторону обеспечения им справедливости, и как философ, постигающий смысловую основу мира в целом, то теперь он окончательно подчиняет первое второму. Разрыв с Мережковским, обратившимся к практической реализации своих идей, как и более раннее отдаление от марк- 1 Так Мережковский, его официальная жена 3. Гиппиус и Д. Философов назвали свой мистический любовный союз, в рамках которого они стремились достичь нового типа общения, основанного на новой вере. Глава 2. Новое религиозное сознание систов, перерастает в критику ориентации, отдающей приоритет жизненной реализации социальных убеждений. Бердяев пишет памфлет «Философская истина и интеллигентская правда», помещённый в коллективном сборнике «Вехи», где, упрекая русскую интеллигенцию в сужении духовных запросов до уровня борьбы за социальную справедливость, настаивает на приоритете духовного познания над практическим воплощением. Философский поиск истины определён здесь в качестве основной задачи интеллигенции, к решению которой она должна обратиться. Рассмотрим, как эволюционируют в этот период идейные позиции Бердяева и в чём состоят мотивы его «направленческих» колебаний. В первый, петербургский этап общения Бердяева с Булгаковым Николай Александрович воспринял от него практику постоянной молитвенной обращённости к Христу как обязательного условия собственной мыслительной деятельности. Это заключалось в том, чтобы вначале вызывать в себе образ мысли Христа и затем мысли, возникшие в процессе собственной мыслительной деятельности, согласовывать с этим образом, устраняя их несоответствие. Так выглядела христианская прививка к достигнутому ранее идеалистическому, а по сути дела, в скрытом, неразвёрнутом виде гностическому мировидению. Подлинный мыслительный процесс при этом раскрывался в соответствии с достигнутым Бердяевым пониманием мистического опыта, его описание лишь более детализировалось. Он заключался в познании через самоуглубление, при котором сознание впускало в себя непосредственный опыт переживаний и происходило их осмысление. При этом в самом переживании должен был открываться метафизический субстрат - духовно-субстанциональная основа другого субъекта, которой присуще тождество духовно-субстанциональной основе познающего, что и позволяло достичь трансперсонального выхода в другой субъект и познания вне субъект-объектной разделённости. Поэтому Бердяев в работе «Новое религиозное сознание и общественность» (1907) называет мистику трансцендентной искренностью. Под ней понимается именно достижимость выхода из замкнутости своего сознания в другое сознание.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|