Специфика смыслотворчества 4 страница
Описывая состояние подлинного смыслотворчества, философ заявляет, что в нём исчезает трансцендентность полюсов, всё становится имманентным. Это - имманентность откорректированных духовных токов. Благодаря этой имманентности преодолевается кажущийся дуализм и реализуется истинный монизм. Эта имманентность и есть осознание Бердяевым гомогенности своего эзотерического мира, его непротиворечивости. И достигается она, как мы увидели, благодаря пневматерапии. Таким образом, пневматерапия Бердяева есть его способ самореализации в качестве эзотерика и Часть 1. Специфика смыслотворчества Глава 4
трансляции своего эзотерического мира. Но как только мы начинаем говорить о трансляции путей спасения, мы с неизбежностью вторгаемся в сферу религиозных поисков, поскольку именно этой трансляцией задаётся коллективность поиска. Однако если философия и эзотеризм делают акцент на личном, основывающемся на собственных способностях поиске пути к лучшему существованию, то религия есть совместное движение, в рамках некоей духовной общности. Эта общность даётся свыше как задание, идеал человеческих стремлений и реализуется в традиции. Ею является церковь. Эзотерический опыт допустим лишь как путь к вратам церкви, но он опасен как средство бесцельного блуждания по ней. Таким образом, мы полагаем, что христианский эзотеризм невозможен, он уводит человека от ответственности за судьбу человечества в мире, видя лишь иномирную перспективу. Эзотерик эсхатологичен, он стремится осуществить головокружительный скачок к концу реальности. Именно поэтому даже такой праведный в жизни христианин, как Ориген, в силу своего эзотеризма - ведь именно он развил теорию символического истолкования Библии - в конце концов впал в ересь апокатастасиса. Придя к христианству, Бердяев, в силу нежелания расстаться с прошлым своего субъективного опыта, не смог неуклонно следовать Истине, а лишь, в соответствии со своей «бри-коляжностью», постоянно колебался между Ней и противоположной позицией. Мы полагаем, что субъективизм Бердяева базировался на следовании идеям романтизма.
РОМАНТИЗМ БЕРДЯЕВА Несмотря на значительную удалённость времени жизни великого русского мыслителя и большой объём исследовательской литературы о нём, до сих пор не достигнуто полной классификации его творчества. И вызвано это отнюдь не дебатами по поводу отнесения комплекса его идей к одной строго определённой позиции, а как раз множественностью позиций, что допускает разнообразие классификаций и их равнозначность. А если ещё учитывать и то, что Бердяев высказывает порой прямо противоположные суждения об одном и том же - то принимая ту или иную позицию, то отвергая её, а также несистематичность изложения, вопрос о классификации его творчества становится ещё более проблематичным. И вместе с тем одной из важнейших задач историко-философского исследования является именно классификация философского наследия с целью наиболее адекватной его интерпретации. Поэтому классификация мировоззренческой позиции актуальна для сложившейся в бердяеведении ситуации. Наиболее полное выделение философских тенденций Бердяева произведено у Н. В. Мотрошиловой в статье «Специфика философского синтеза Н. Бердяева» [85, с. 250-252]. После выявленной нами в предыдущей главе эзотерической тенденции мы остановимся ещё на романтизме. В. В. Зеньковский в своей «Истории русской философии» однозначно классифицирует Бердяева в качестве романтика. Из-за объёмности замысла этого историко-философского исследования, где творчеству Бердяева посвящено несколько разделов одной главы,, автор ограничивает аргументацию своей позиции несколькими существенными идеями. Он полагает, что на протяжении всего своего творчества Бердяев «был настоящим романтиком». Однако романтическая установка у него прикрывалась «экзистенциальными анализами». Бердяев, по мнению исследователя, постоянно сосредоточен на своих переживаниях и исканиях. В невозможности выйти за пределы самого себя, в скованности духа видит Зеньковский ключ к исследованию духовной эволюции мыслителя, его достижений и недостатков. Подводя итог своим размышлениям о значимости идей
3. Зак 378 Часть 1. Специфика смыслотворчества Глава 4. Романтизм Бердяева
Бердяева и сетуя на то, что он не считался с традицией Православной церкви, автор пишет: «Причина этого самообеспложения мысли Бердяева лежала больше всего в его романтизме, в его постоянной готовности отбрасывать действительность (которую он считает " невыносимой обыденщиной" )» [67, с. 364]. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что под романтической установкой историк русской философии понимает постоянную сосредоточенность на личностных переживаниях и отвержение действительности. Этот упрёк базируется на традиционной трактовке расширенного употребления термина «романтизм», существовавшей в русской философии Серебряного века. Она возникла вследствие перенесения на значение термина «романтизм» определённой негативной оценки исторически конкретного духовного течения -романтизма. Русские философы видели основной недостаток романтизма в недостижимости им выхода через личное к сверхличному, через индивидуальный духовный мир к Богу, что приводило к недооценке романтиками реального мира как божьего творения. Но ведь весь пафос учения Бердяева как раз и заключается в утверждении возможности трансцензуса, прорыва человека к Богу. Зададимся вопросом: был ли Бердяев романтиком, и если да, то каким образом он совмещал романтические подходы с трансценди-рованием? Отвечая на него, мы предлагаем вначале установить социальные и идейные предпосылки возрождения идей романтизма в культурной среде, окружавшей Бердяева, затем выяснить собственное отношение русского философа к романтической традиции и после этого сопоставить основные ключевые идеи романтизма со взглядами мыслителя.
По мнению ряда советских исследователей, в основе романтической традиции лежала мировоззренческая реакция на факт буржуазных революций, прежде всего французской, что выразилось явственней всего в апофеозе идеи творчества, а также нерешённость в полной мере во вновь возникшем обществе тех задач, под лозунгом которых осуществлялись эти революции. Буржуазное общество не смогло достичь ни торжества свободы, ни равенства, ни братства, и эта неудача выразилась в отказе от просвещенческого рационализма, мировоззренчески обосновывающего борьбу за эти ценности, и переходе к иррационализму. В конце XIX в. в силу не решённых в капиталистическом обществе проблем возникает повторный интерес к изучению и воспроизведению ряда иррационалис- тических идей романтиков, что в конце концов выливается в неоромантическое течение, существующее уже в иной социально-культурной атмосфере. Если рассмотреть социальный фон, окружавший Бердяева, то и здесь факт необходимости и неизбежности революционных преобразований фундировал мировоззренческий интерес к проблеме творчества как одной из центральных проблем, а поражение первой русской революции и катаклизмы второй способствовали иррационализму. В данном случае справедливо марксистское убеждение, что общественное бытие определяло общественное сознание, и добавление, что именно в период смены этого бытия возникает ситуация поиска новой мировоззренческой парадигмы, и в этой ситуации иррационалистические способы формирования мировоззрения играют существенную роль. Указанные социальные факторы способствовали обращению философа к романтизму. Польский исследователь Анджей Валицкий, написавший в 1964 г. блестящую монографию о славянофилах, связывает романтизм с консерватизмом, хотя он и не относит сюда мировоззрение русского религиозного ренессанса. С этим мы не согласны. Романтики под видом возвращения к истокам звали к новому, гармоничному миру, которого до этого никогда не было. Иллюзия золотого века была необходима как несбывшийся идеал, который как бы был и не был. Был как славные начинания прошлого, но не был - как окончательная реализованность этих начинаний. Валицкий полагает, что деятельность плеяды мыслителей, которой принадлежал и Бердяев, фундировалась уже не консервативной романтикой, а испугом перед радикализмом революционных настроений масс. Этот взгляд далеко не нов, его вариации неоднократно высказывались ещё ортодоксальными марксистскими философами России в период первой русской революции, видевшими в переходе в лагерь идеализма ряда представителей интеллигенции, стоявших ранее на марксистских позициях, их желание уйти от насущной потребности революционной борьбы в иллюзорный мир. С этим мы также не совсем согласны. Романтизм русской интеллигенции выступал как стремление к обретению традиционализма, который отсутствовал до этого. Поскольку начиная с Петровских времён в России преобладал дух заимствования, не соответствовавший её национальным корням, романтизм и был связан с их поиском. Но это обращение в мировоззренческом плане было творчеством нового духа, не существовавшего ранее, и его можно считать революционным.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|