Специфика смыслотворчества 4 страница
Описывая состояние подлинного смыслотворчества, философ заявляет, что в нём исчезает трансцендентность полюсов, всё становится имманентным. Это - имманентность откорректированных духовных токов. Благодаря этой имманентности преодолевается кажущийся дуализм и реализуется истинный монизм. Эта имманентность и есть осознание Бердяевым гомогенности своего эзотерического мира, его непротиворечивости. И достигается она, как мы увидели, благодаря пневматерапии. Таким образом, пневматерапия Бердяева есть его способ самореализации в качестве эзотерика и Часть 1. Специфика смыслотворчества Глава 4
РОМАНТИЗМ БЕРДЯЕВА
В. В. Зеньковский в своей «Истории русской философии» однозначно классифицирует Бердяева в качестве романтика. Из-за объёмности замысла этого историко-философского исследования, где творчеству Бердяева посвящено несколько разделов одной главы,, автор ограничивает аргументацию своей позиции несколькими существенными идеями. Он полагает, что на протяжении всего своего творчества Бердяев «был настоящим романтиком». Однако романтическая установка у него прикрывалась «экзистенциальными анализами». Бердяев, по мнению исследователя, постоянно сосредоточен на своих переживаниях и исканиях. В невозможности выйти за пределы самого себя, в скованности духа видит Зеньковский ключ к исследованию духовной эволюции мыслителя, его достижений и недостатков. Подводя итог своим размышлениям о значимости идей
3. Зак 378 Часть 1. Специфика смыслотворчества Глава 4. Романтизм Бердяева
Зададимся вопросом: был ли Бердяев романтиком, и если да, то каким образом он совмещал романтические подходы с трансценди-рованием? Отвечая на него, мы предлагаем вначале установить социальные и идейные предпосылки возрождения идей романтизма в культурной среде, окружавшей Бердяева, затем выяснить собственное отношение русского философа к романтической традиции и после этого сопоставить основные ключевые идеи романтизма со взглядами мыслителя.
По мнению ряда советских исследователей, в основе романтической традиции лежала мировоззренческая реакция на факт буржуазных революций, прежде всего французской, что выразилось явственней всего в апофеозе идеи творчества, а также нерешённость в полной мере во вновь возникшем обществе тех задач, под лозунгом которых осуществлялись эти революции. Буржуазное общество не смогло достичь ни торжества свободы, ни равенства, ни братства, и эта неудача выразилась в отказе от просвещенческого рационализма, мировоззренчески обосновывающего борьбу за эти ценности, и переходе к иррационализму. В конце XIX в. в силу не решённых в капиталистическом обществе проблем возникает повторный интерес к изучению и воспроизведению ряда иррационалис- тических идей романтиков, что в конце концов выливается в неоромантическое течение, существующее уже в иной социально-культурной атмосфере. Если рассмотреть социальный фон, окружавший Бердяева, то и здесь факт необходимости и неизбежности революционных преобразований фундировал мировоззренческий интерес к проблеме творчества как одной из центральных проблем, а поражение первой русской революции и катаклизмы второй способствовали иррационализму. В данном случае справедливо марксистское убеждение, что общественное бытие определяло общественное сознание, и добавление, что именно в период смены этого бытия возникает ситуация поиска новой мировоззренческой парадигмы, и в этой ситуации иррационалистические способы формирования мировоззрения играют существенную роль. Указанные социальные факторы способствовали обращению философа к романтизму. Польский исследователь Анджей Валицкий, написавший в 1964 г. блестящую монографию о славянофилах, связывает романтизм с консерватизмом, хотя он и не относит сюда мировоззрение русского религиозного ренессанса. С этим мы не согласны. Романтики под видом возвращения к истокам звали к новому, гармоничному миру, которого до этого никогда не было. Иллюзия золотого века была необходима как несбывшийся идеал, который как бы был и не был. Был как славные начинания прошлого, но не был - как окончательная реализованность этих начинаний. Валицкий полагает, что деятельность плеяды мыслителей, которой принадлежал и Бердяев, фундировалась уже не консервативной романтикой, а испугом перед радикализмом революционных настроений масс. Этот взгляд далеко не нов, его вариации неоднократно высказывались ещё ортодоксальными марксистскими философами России в период первой русской революции, видевшими в переходе в лагерь идеализма ряда представителей интеллигенции, стоявших ранее на марксистских позициях, их желание уйти от насущной потребности революционной борьбы в иллюзорный мир. С этим мы также не совсем согласны. Романтизм русской интеллигенции выступал как стремление к обретению традиционализма, который отсутствовал до этого. Поскольку начиная с Петровских времён в России преобладал дух заимствования, не соответствовавший её национальным корням, романтизм и был связан с их поиском. Но это обращение в мировоззренческом плане было творчеством нового духа, не существовавшего ранее, и его можно считать революционным.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|