Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специфика смыслотворчества 3 страница





Часть 1. Специфика смыслотворчества

гически определили её как «пневматерапию», что обосновывается нами следующим.

Одним из популярных культурных веяний начала XX в. являл­ся психоанализ, разработанный Фрейдом. Суть этого учения и ос­нованной на нём медицинской практики состоит в том, что человек в своей жизни получает ряд негативных эмоций, которые им не осоз­наются и вытесняются в подсознание. Однако там они продолжают существовать, оказывая негативное воздействие на работу сознания, что приводит в конце концов к психическим заболеваниям. Задача врача-психоаналитика заключается в следующей терапевтической процедуре. Он помогает пациенту по символическим проявлениям подсознания восстановить в памяти деструктивную эмоцию, осоз­нать и объяснить её, тем самым очищая своё подсознание и устра­няя идущее из него травмирующее воздействие. Бердяев предлага­ет сходную процедуру, но уже не в отношении психического мира человека, а в отношении его мировоззрения. По его мнению, чело­век осуществляет поиск предназначения своей жизни, ориентиру­ясь на идеи, возникающие из осмысления объективного мира, суще­ствующего как данность. Однако в результате он осознаёт бессмыс­ленность своего существования в этом мире. Русский философ по­лагает, что отсюда вытекает трагизм человеческого бытия, его бо­лезнь. Свою задачу как пневматерапевта он видит в выявлении в идеях сознания и их комплексах скрытой работы духа как высшей и наиболее подлинной человеческой реальности, в осознании и кор­рекции этой работы и порождении новой, теперь уже более пози­тивной, деятельности смыслопридавания. Таким образом, если пси­хотерапевт Фрейд предлагал лечить человека путём перевода ин­формации из подсознания в сознание, давая ей правильное осмыс­ление, то пневматерапевт Бердяев предлагал лечить человека от трагизма его существования путём перевода информации из созна­ния в дух и последующей её коррекции. Именно такое концепту­альное осмысление специфики творчества Бердяева позволяет, как нам представляется, по-новому взглянуть на его философское на­следие и рассмотреть его так, как оно есть.

Исходным убеждением Бердяева является идея, что наш обыч­ный мир неподлинен, в нём невозможна истинная реализация че­ловека, что типично для всякого эзотерика. С детства Николай Алек­сандрович переживал чуждость мира, и это чувство постоянно уси­ливалось на протяжении всей его жизни, получало своё мировоз-


Глава 3. Пневматерапия Бердяева как способ реализации эзотеризма

зренческое осмысление. Под миром он понимал не только природ­ное бытие, а всю совокупность факторов окружающей человека дей­ствительности. Философ оперировал довольно пространным сино­нимическим рядом терминов, которые применялись в процессе опи­сания контекстов этого понятия: природа, эмпирическая данность, внешняя реальность, мировая данность, не-я и др. Это порождало некоторую концептуальную неопределённость, поскольку каждый из вышеперечисленных терминов имел своё, строго закреплённое традицией его использования, содержание, и его объём не всегда полностью совпадал с объёмом используемого Бердяевым синони­ма. Такая понятийная нечёткость возникала вследствие множествен­ности мотивов, фундировавших отношение нашего философа к миру. Это прежде всего индивидуализм, революционаризм, болезненность, пережитки аристократизма, чрезмерный эстетизм и панэтизм. Именно эти мотивы обусловливают его приход к эзотеризму.

Вследствие определённых недостатков в воспитании будущего философа как дома, так и в кадетском корпусе, отсутствия серьёз­ного дружеского общения, а также вследствие особенностей харак­тера, у него было сформировано неустранимое желание выделить­ся, отделить себя от остальных. Это чувство было экстраполирова­но на весь мир. В отношении к миру оно проявлялось в стремлении оттолкнуться от мира, показать свою иномирность, что иногда, в ка­честве условия для достижения этой цели, выливалось в требова­ние разрушения мира.

Это требование определялось ещё одной существенной особен­ностью мировоззрения Бердяева, а именно - революционной на­строенностью. Данное убеждение было сформировано у Бердяева вследствие принятия модных в период его молодости революцион­ных социально-политических идей. Однако, переосмысливая свои революционные социально-политические взгляды, русский философ приходит к выводу, что изменять нужно не только общество, а мир в целом. Таким образом, он перенёс революционные настроения эпохи на своё отношение к миру, что может быть охарактеризова­но как крайний радикализм.

В детстве и юности Бердяев остро переживал атмосферу все­общей болезненности, царившей в его семье. В конце концов это вы­лилось в его панический страх перед болезнью, который превышал даже страх перед смертью в опасных жизненных ситуациях. Все члены семьи постоянно лечились, в дом регулярно приглашались


Часть 1. Специфика смыслотворчества

врачи. Сам Бердяев в детстве перенёс острую форму ревматизма, что приковало его на год к постели. В качестве осложнений этой болезни развился нервный тик, проявлявшийся в подёргивании шеи и лица, который мучил Николая Александровича всю его жизнь. Он часто испытывал головокружения и головные боли, ночью у него бывали приступы удушья, которые сопровождались кошмарными снами. Современники описывали болезненную неспособность фи­лософа контролировать свои эмоции и поведение в период конф­ликтов, неуравновешенность и вспыльчивость. Осознание всех этих жизненных обстоятельств и привело философа к заключению о том, что он, как существо мира, обладает болезненным состоянием. Он распространил это осознание на других людей, полагая, что жизнь человека в этом мире в качестве одного из его субъектов есть по­стоянное пребывание в состоянии болезни.

Говоря о пережитках аристократизма, важно отметить, что Ни­колай Александрович был воспитан в традициях и правилах, кото­рые уже отходили от патриархально-аристократического характе­ра ушедшей эпохи, но еще не были приспособлены к буржуазному устроению его времени. Возвышенный стиль его натуры сталкивал­ся с требованиями прагматического поведения, которые выдвигала среда. Вследствие этого возникал внутренний дискомфорт. Отсюда его нелюбовь к «толстокожим людям» демократического склада, приспособленным к действительности, и симпатия к тонким нату­рам аристократического склада, для которых, как и для него самого, столкновение с действительностью было источником страданий.

Восприятию Бердяева был присущ сильный элемент эстетиз­ма. Никакая действительность не могла сравниться с ожидаемым им идеалом красоты. Отсюда и разочарование в окружающей дей­ствительности. Окружающему миру в его восприятии всегда при­давалась негативная эстетическая окраска. Одной из основных черт мировоззрения Бердяева выступал панэтизм. Любая реальность, ко­торая попадала в сферу восприятия мыслителя, проходила этичес­кую оценку. Рассматривая мир, философ обличал в нём наличие зла. С присущим ему максимализмом Бердяев делал вывод о нега­тивной ценности мира. Жизненные неурядицы революционной эпо­хи, изгнание с родины создавали массу прецедентов зла и враждеб­ных действий в отношении самого философа и только укрепляли данную позицию. Попытка развития своих взглядов в созвучии с не­которыми элементами гностического мировоззрения приводила к


Глава 3. Пневматерапия Бердяева как способ реализации эзотеризма

концептуализации идеи, что мир есть зло, хотя для большей точно­сти нужно отметить, что злом, с точки зрения Бердяева, являлся не сам по себе мир, как это было в гностицизме, а лишь его нынешнее состояние.

Отторжение мира приводило Бердяева к переориентации на иную сферу человеческого самопроявления. Это исходный пункт эзотерического мироощущения как такового. Поиск иной сферы при­водит любого эзотерика к бегству от действительности в свою субъективность. Однако каждый эзотерик осуществляет этот про­цесс по-своему, отдавая приоритеты тем или иным свойствам субъективности, что и образует специфику его творчества.

Ещё в детстве Бердяеву открылось, что подлинной сферой че­ловеческого самопроявления может стать сфера смысла. Этой сфе­ре он придавал особое значение. Поэтому уяснение её центрально для понимания уникальности эзотерического поиска Бердяева. Не­смотря на некоторую терминологическую созвучность, не следует здесь усматривать полной тождественности с феноменологией Гус­серля, хотя именно она послужила для русского философа отправ­ной точкой для создания своей теории, описывающей процессы смыслопридавания. Немецкий философ предлагает заключить мир в скобки и обратиться к исследованию интенциональности, являю­щейся смыслопридающей деятельностью сознания. В этой методо­логической установке предметный мир продолжает существовать таким, каков он есть, т. е. реальным миром, и именно в направлен­ности к нему сознания и возникает эйдетическое усмотрение смыс­ла. Для Бердяева же сфера смысла является изначально конститу­ирующей деятельностью человеческого духа, обращающегося к миру субъектов. Мир субъектов в формах своего проявления задаётся миром смыслов, преображается ими. Критикуя Гуссерля, Бердяев пишет: «Познание предполагает не идеальное, внечеловеческое бы­тие и совершенную пассивность человека, впускающего в себя пред­мет познания, мир сущностей... человека, не психологического, а духовного человека и его творческую активность» [16, с. 26]. Мож­но установить, что тем самым Бердяев изменяет акценты в прини­маемой им христианской идее креационизма, снижая творческую роль Бога и повышая эту роль человека через творчество онтоло­гических смыслов. Таким образом, коренное отличие понимания миров смысла у Гуссерля и Бердяева заключается в том, что для Гуссерля его поиск носит гносеологический характер, для Бердяе-


Часть 1. Специфика смыслотворчества

ва же он онтологичен1. Не тождественна исследуемая концепция и взглядам Сартра. Экзистенциалист Сартр, воспринявший многое у Гуссерля, с помощью концепции интенциональности анализирует постоянное напряжение между человеческой реальностью и миром, существующими в нераздельной и несводимой связи. Благодаря это­му устанавливается онтологическая значимость человеческого бы­тия. Однако онтологическая роль человеческого бытия у Сартра, как роль бытия смысла, в отличие от этой роли у Бердяева не креатив­на в отношении мира. Как справедливо замечает американский бер-дяевед А. Цамбассис, «Бердяев отличает свой экзистенциализм от экзистенциализма Сартра, Хайдеггера и Ясперса; истинными экзи­стенциалистами он считает Августина, Паскаля, Кьеркегора и Ниц­ше. .. Сартр и Хайдеггер не должны рассматриваться как экзистен­циалисты, так как они пытаются истолковать существующее, тогда как философия сама является существующим» [148, р. 335]. Смысл для Бердяева есть некая реальность, которую человек должен вне­сти в субъекты мира, наполнить им их.

Для более отчётливого прояснения концепции смыслополагания у философа необходимо сделать краткий экскурс в его общую онто­логическую картину. Вся реальность имеет духовную природу. Сам же дух есть определённым образом организованная энергия. В соот­ветствии с бердяевской версией креационизма, человек имеет сферу собственной компетенции, а именно: он способен вносить особые принципы организации в тот регион реальности, который называет­ся миром. Эти принципы и есть смыслы. Человек может реализовать эту миссию, но для этого он должен изменить работу своего созна­ния. Это изменение осуществляется путём переключения сознания от отражения действительности к воображению образов иного, бо­лее совершенного, бытия. Именно в этом Бердяев видит сущность акта веры. Мы уже отмечали, что данный процесс типичен для эзотери­ческого творчества. Он предполагает особую психотехнику, которая индивидуальна для каждого эзотерика. Описать её удаётся не всяко­му творцу, поскольку она носит по большей части нерациональный характер. Даже если какие-то моменты и можно описать, то это не

Даже в период его отказа от онтологии и перехода на позиции феномено­логии духовного опыта, что происходит в конце 20-х гг., смысл конституи­ровался не как конструкт сознания, а как некая энергия, присущая челове­ческому духу, трансцендирующему себя в мировую реальность.


Глава 3. Пневматерапия Бердяева как способ реализации эзотеризма

всегда безопасно для социальной репутации автора, учитывая её связь с интимным жизненным миром. Высказывания Бердяева, раз­бросанные в дневниках, письмах и автобиографических работах, а также сведения, оставленные о нём ближайшим окружением, с кото­рым философ делился своим образом мысли, как нам представляет­ся, не позволяют воспроизвести целостную модель этой психотех­ники. Мы полагаем, что сам Бердяев не захотел раскрыть эту психо­технику, даже рефлексируя над собой в философской автобиографии. Так, в предисловии к «Самопознанию» он откровенно признаётся: «Я не хочу обнажать своей души, не хочу выбрасывать вовне сырья сво­ей души» [29, с. 8]. Но ведь психотехника и есть та неуловимая куз­ница души, в которой так называемое «сырьё души» преобразуется в особый порядок - мир личных смыслов. Это понимает сам Бердяев, отмечая в своих записных книжках: «Страдание, радость, трагичес­кий конфликт - источники моего познания. Я только так познавал, не интеллектуально» [88, с. 266]. Психотехника Бердяева не какая-то психологическая методика, а плод, возникший из преобразования все­го его жизненного мира - с обидами, неудачами, ночными кошмара­ми, болезнями, наконец; она является гранью его существования в мире. Но это глубоко лично, интимно, запретно для разглашения. Она не подлежит рассмотрению и оценке. Поэтому вместо психотехники Бердяев предлагает отрывочные описания переживаний процессов реализации своих творческих актов, свои осознания и понимание. Наиболее ярко процесс переживания вхождения в эзотерический мир Бердяев описывает в своих записных книжках: «Творческая работа во мне пассивна, нет усилий. Мне кажется, что из глубины во мне поднимаются волны, всё выше и выше, всё светлее и светлее. Из этих волн рождаются мысли» [88, с. 267]. Таким образом, Бердяев описы­вал переживание психотехники как свою естественную способность достигать в процессе своей творческой работы состояния экстаза, в результате которого всё видится изнутри. Это состояние он называл интуитивным проникновением в особую среду или мистикой. Одна­ко пребывание в этой среде, которую философ также определял как мистику, а мы предлагаем, вслед за Розиным, определять в качестве эзотерического мира, само по себе не являлось для философа гаран­тией подлинного смыслотворчества. Такой гарантией могли высту­пить изначально принятые базовые ценности, которыми были поня­тые особым, личным способом ценности христианства. Именно они являлись регуяятивами конституирования эзотерического мира у


Часть 1. Специфика смыслотворчеспза

Бердяева. Философ пишет: «... мистика, с одной стороны, есть сти­хия, таинственная среда, с другой - метод и особый путь, но никог­да мистика не есть цель и источник света. Мистика сама по себе не ориентирует человека в бытии, она не есть свет и спасение. Рели­гия есть свет и спасение... мистика должна имманентно заключать в себе религиозный свет, в мистической стихии должен уже пре­бывать логос, мистический опыт должен быть в магическом кругу таинственного общества Христова» [25, с. 232]. Эти регулятивы при­обретены в процессе личной молитвенной практики в направлении основных христианских сущностей и в молитвенном постижении христианских догматов. Благодаря этим регулятивам не мистичес­кий экстаз стихийно формирует эзотерический мир творца, а сам творец направляет свои экстатические видения1, в результате ко­торых формируется эзотерический мир. Анализ содержания этих регулятивов будет осуществлён в следующей главе данной части. Здесь же мы лишь укажем, что с момента создания «Смысла твор­чества» эти базовые установки оставались неизменными, менялись только некоторые способы их обоснования. Такова специфика вы­работки подлинных смыслов у Бердяева. Эти смыслы, по мнению философа, можно выработать и выразить только в одной исторически проявленной сфере духовной самореализации, которая первенствует над другими, является наиболее совершенной.

Бердяев считал, что именно философия - та сфера человеческой действительности, которая способна формулировать и выражать но­вые смыслы. Наука является только осознанием реальной действи­тельности, она - продукт традиционного сознания и поэтому не спо­собна к творчеству новых смыслов. Она возникает из приспособле­ния человека к падшему состоянию. Теология является коллектив­ным познавательным актом, направленным на божественное откро­вение, и её социальность вносит искажения в передаваемый смысл. Теология прикована к традиции. Только философия как факт личного познания способна к полноценному творчеству новых смыслов, толь­ко она способна найти выход из трагизма бытия. Эта идея базирова­лась на значительном для философа личностном смысле, который иг­рал для него первостепенную роль и обусловливал интеллектуаль­ные обоснования. Именно занятие философией помогло самому Ни-

В этом проявляется характерная для эзотеризма контролируемость создания виртуального мира.


Глава 3. Пневматерапия Бердяева как способ реализации эзотеризма

колаю Александровичу избавиться от осознания трагичности своего существования в мире. Изобретая новые смыслы, противопоставлен­ные осмыслению реальной действительности, создавая особый мир и веря в его реализуемость, философ открывал для себя путь к ис­тинному существованию. Здесь мы видим типичное для эзотерика со­стояние, при котором, пребывая в состоянии творчества эзотеричес­кого мира, творец как бы сам оказывается в эзотерическом мире. Бер­дяев неоднократно подчёркивал, что главным моментом философского творчества является достижение личного осознания, а момент его пе­редачи другому, т. е. реализации, вторичен и до конца не адекватен, хотя и не менее необходим, поскольку он-то как раз и является фор­мой воплощения смысла в действительность.

Пройдя данный путь самореализации, Бердяев оказался в ситу­ации пребывания в двух мирах: мире реальном и мире своего твор­чества. Перед ним возникает проблема выбора своей ориентации в этой ситуации. Это неизбежная проблема, с которой сталкивается эзотерическое творчество. Ряд эзотерических доктрин решают её путём отказа от реального мира в пользу мира вымышленного. К этому склонны преимущественно восточные варианты эзотеризма и гностицизм. Большинство западных эзотерических учений, в зна­чительной мере воспринявших идею христианской ответственнос­ти за судьбу мира, детально развивают свои варианты согласова­ния ориентации в ситуации сосуществования двух миров. С точки зрения Бердяева, именно проблему согласования человеческой ори­ентации в ситуации наличия двух миров способна решить только философия. Философия является не только сферой выработки но­вых смыслов, но и сферой подлинного общения по поводу них. Бла­годаря тому, что она вырабатывает универсальный смысл, в отли­чие от других отраслей культуры, она способна изменять челове­ческое мировоззрение всецело. В качестве первого шага она долж­на переориентировать работу сознания. Для этого она должна ра­зоблачить все неистинные идеи и установки, возникшие вследствие первично неверной ориентации духа, и внедрить новые истинные смыслы. Задача для Бердяева состояла в том, чтобы особым обра­зом выраженные результаты своего творческого процесса внушить ученику, слушателю, читателю с целью убедить его в них и таким способом погрузить его в аналогичное своему, творческое состоя­ние. Отточенность формулировок, суггестивность языка, публици­стичность стиля, яркость и эмоциональность письма и речевого вы-


Часть 1. Специфика смыслотворчества

ступления, а главное - непримиримая и резкая критика взглядов, которые не согласуются с личной концепцией, служили данной за­даче. Это очень точно подметила Е. Герцык, описывая свои впечат­ления от первого знакомства с книгой «Смысл творчества»: «Откры­ваю наугад - какие сказуемые, т. е. какая структура словесного дре­ва, мы должны... необходимо... надо чтобы... возможно лишь то-то, а не то-то.... Повеления... » [59, с. 367]. Хотя в «Самопознании» Бер­дяев и отрицает учительскую роль за собой, но всё же, о чем свиде­тельствуют факты из его жизни, он её интенсивно выполняет. В бе­седах, в спорах Бердяев бескомпромиссно отстаивает свою точку зрения. Его истина не подлежит умалению, и лишь в случае её не­приятия зашифровывается в символические конструкции. В споре он гневно ополчается не на других людей, а на чужие идеи, и имен­но им он радикально враждебен.

В первую очередь философ убеждает человека, настроенного на его восприятие, в том, что любой другой, как и он, ведёт неистинное существование. Причина этого в изначально неверной духовной ус­тановке человека на восприятие окружающего мира и своей роли в нём. Она избрана первым человеком и задана всему последовавше­му человечеству. Бердяев сравнивает эту ситуацию с обмороком и забытьём, т. е. с болезненными подсознательными состояниями1. Пагубность этой ситуации, с точки зрения русского философа, усу­губляется тем, что отрицательный характер активности человечес­кого духа продуцирует негативизм форм существования мира. Че­ловеческое сознание возникает как способ ориентации в этом ущер­бном мире, приспособления к нему. Исходя из этого, все достиже­ния человеческого сознания неподлинны, с помощью них человеку невозможно достичь истинной самореализации. Поэтому начинать философию нужно с радикального изменения сознания путём раз­рушения всех его продуктов. Критика сложившегося комплекса идей должна очистить сознание, поставить его перед непосредственным восприятием духа. Данная критика, однако, не представляет ради­кального нигилизма. Ведь в существующих идейных конструктах скрыт застывший дух, но в ложно ориентированной направленнос­ти. Основная задача «терапевта духа» - расплавить идею, выделить её духовное содержание и преобразовать его. При этом духовным в

1 Здесь мы видим попытку Бердяева найти аналогию идее Фрейда о подсозна­тельном комплексе, травмирующем сознание.


Глава 3. Пневматерагшя Бердяева как способ реализации эзотеризма

идее является, в первую очередь, не её сложившийся смысловой кон­структ, а энергия поиска смысла. Постигнуть эту энергию смыс­лотворчества, правильно её направить в собственном духовном опыте и передать своё видение читателю - основная задача пнев-матерапевта. Для постижения этой энергии, а также правильных моментов смыслопридавания, достигнутых ранее, вырабатывается особая мыслительная процедура, которую мы назвали принципом «бриколяж». Этот термин образован от французского слова bricoler, которое имеет два значения. Первое значение - поделка, игрушка. Данный термин в этом значении использовал Леви-Строс для ана­лиза мифологического сознания. С помощью этого термина он опи­сывал процесс приписывания внешним случайным факторам окру­жающего мира символических значений, которые опосредуют бинарные отношения бессознательных структур (например, бинар­ная оппозиция жизни и смерти опосредовалась образом стервятни­ка, поедающего падаль). Второе значение - движение окольным путём. Именно оно востребовано нами для описания методологи­ческой процедуры Бердяева. Философ конструировал всё идейное пространство своего поиска в биполярной перспективе. Каждому идейному конструкту каждой реальности, попавшей в поле его мыс­лительного поиска, он противопоставлял антагонистический кон­структ, противоположную реальность. При этом одна из поляр­ностей явно носила для него предпочтительный характер, была по­люсом положительного, а другая приобретала противоположное значение. Изначально первой реальностью, относимой к положи­тельному полюсу, являлся Бог, а первореальностью отрицательно­го полюса - Безосновное. Все остальные реальности относились, соответственно, к полюсам в зависимости от того, какой перворе­альностью они, по мнению философа, были предопределены. После этого начинался процесс поиска подлинности, который внешне на­поминал движение между полюсами окольным путём. Искомый смысл рождался в процессе этих блужданий как нечто третье.

Чаще всего вначале он обращался к полюсу, прямо противопо­ложному предполагаемому предпочтению. Глубокий анализ конст­рукта, расположенного на полюсе антипатии, а затем изобличение негативной ориентации духа, порождающей его, не являлся всеце­лым отрицанием критикуемого смыслового поля. Отдельные смыс­ловые элементы вычленялись из конструкта, расположенного на от­рицательном полюсе, по-иному интерпретировались и включались


Часть 1. Специфика смыслотворчества

в совершенно другую смысловую конструкцию - собственную фи­лософскую систему. Затем поисковая устремлённость обращалась к противоположному полюсу. Смысловой конструкт, расположен­ный на нём, детально анализировался, вследствие чего выделялись основные смысловые константы. Им давалось генетическое объяс­нение, что позволяло выявить то, какая духовная направленность приводила к данному контексту смыслопридавания. Принимая эту направленность в свою личную ориентацию, Бердяев вместе с тем пытался выявить негативный характер большинства смысловых кон­стант системы, располагавшейся на положительном полюсе. Их не­совершенство объяснялось либо попыткой приспособления замыс­ла к миру, не готовому к полному его воплощению, либо, говоря об их иносказательном характере, попыткой достижения понимания замысла с помощью ограниченных смысловых средств сознания, адекватные способы передачи в котором отсутствовали.

В результате такой работы часто бывало, что одна и та же идея, взятая в контексте проводимого смыслового поиска, признавалась в качестве позитивной, а затем, рассмотренная сама по себе, приоб­ретала целиком негативную значимость. В рассмотрении чужих мыслительных позиций Бердяев иногда приписывал другим авто­рам свои мысли, которые возникали у него в момент заинтересо­ванности ими. Чаще всего в этот момент им приписывалось пози­тивное значение, а затем этот же автор критиковался за те же са­мые идеи, интерпретированные в качестве негативных. Отсюда и упреки в сторону Бердяева в некорректности в качестве обозрева­теля чужих мыслительных систем. Бердяев как историк культуры, литературы и философии и как исследователь мира брал из иссле­дуемых продуктов лишь те факты, которые интересовали его в свя­зи с проблемами личного мыслительного поиска и в собственной, весьма далёкой от оригинала интерпретации, что вытекало из пнев-матерапевтической задачи его творчества.

Конечно, в отношении к конструктам мысли, спроецированным на полюсах, устанавливалась неравноценность. Бердяев как бы дви­гался энергией отторжения отрицательного полюса, вырабатывал свои смыслы, противодействуя ему. Но часто бывало - он настоль­ко увлекался рассмотрением духовных истоков этих идей, что как бы захватывался ими, можно сказать, заряжался и формулировал некоторые смыслы, полученные вследствие поисковой устремлён­ности к отрицательному полюсу, в качестве своих, видя в них по-


Глава 3. Пневматерапия Бердяева как способ реализации эзотеризма

зитивный материал для собственного смыслотворчества. В таком случае он пытался согласовать эти идеи с контридеями позитивно­го полюса, доказать их взаимонепротиворечивость. Это, однако, у него не всегда получалось.

В попытке установить подлинность смыслов конструктов пози­тивного полюса он настолько их изменял, что зачастую они приоб­ретали совершенно иное, прямо противоположное значение. Эти уклоны замечались уже современниками Бердяева, полемизировав­шими с ним. Пневматерапевт же в этой полемике отстаивал своё право на личное видение истины, рассматривая их критику как про­стое следование канонам традиции, искажающей истину социальны­ми веяниями и ограниченностью развитости сознания своей эпохи. Бердяев, несмотря на восприятие и учёт отдельных критических идей в адрес некоторых своих высказываний, которые он вследствие этого переформулировал, оставляя тождественными по существу выражаемого ими смысла, претендовал на исключительность свое­го эзотерического поиска, его подлинность и всецелую приемле­мость для других. В этом проявляется характерное свойство эзоте­ризма - верить в незыблемость своих ценностей, их истинность и реализуемость в жизни других.

Бердяев строил свои выводы в качестве третьей позиции, сред­него состояния между двумя полюсами. Эта позиция как раз и реа-лизовывалась в циклическом колебании между полюсами, плавно переходя от одной темы к другой. Философ как бы настраивал со­знание, устремлял его, ничего не оставляя в законченном состоя­нии. В этом и видел Бердяев основное предназначение пневмате-рапии, призванной настроить сознание на восприятие энергии, пре­бывающей в своей подлинной форме в текучем и незавершённом виде. По сути дела, именно данная процедура и оказалась видимым заместителем скрываемой процедуры психотехники.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...