Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Личности Бердяева. И истоки мировоззрения




ЛИЧНОСТИ БЕРДЯЕВА

И ИСТОКИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Всякое творческое достижение постижимо в своей глубине лишь как дело конкретной личности. Однако тайна человеческой лично­сти непостижима до конца. И всё же можно выявить некоторые её очертания по тем следам, которые она оставляет в бытии. Для по­нимания философа прислушаемся к нему. Так, в докладе, сделан­ном на IX философском конгрессе, анализируя природу философ­ского творчества, Бердяев высказал мысль, наиболее адекватно ха­рактеризующую специфику именно его творчества: «В философское познание философ всегда вкладывал полноту своей человеческой природы и своего человеческого существования» [37, с. 2]. После­дуем этому указанию и обратимся к всматриванию в природу Бер­дяева. И здесь мы сталкиваемся с существенной проблемой. При пристальном рассмотрении природы любого человека, а гения, как это заметил психиатр Ч. Ломброзо в своей замечательной работе «Гениальность и помешательство», в большей мере, высвечивается некоторая аномалия. Как относиться к ней в случае с Бердяевым: как к патологии или как к неким необходимо присущим характери­стикам природы гения? И если рассмотрение её в качестве патоло­гии обесценивает значение гения и, следовательно, антикультурно по своей направленности, то и рассмотрение в качестве эталона природы приводит нас к мысли, что гениальные творения культу­ры являются сублимацией аномалии. Большинство историков фи­лософии просто пытаются закрыть на это глаза, вовсе обходя при­родную обусловленность философствования, считая, что ситуации, когда эти мотивы играют значительную роль, являются ослаблени­ем силы философского мышления, поэтому и темы, поднятые фило­софами в силу этого, либо просто не рассматриваются, либо при­водятся в связь с другими, интеллектуальными мотивами. Мы же полагаем, что аномалия, в силу её преодоления, может придать че­ловеческим поискам то направление, которое до этого не выбира­лось, и, таким образом, является случайным побудителем творчес-


Глава 5. Психологические особенности личности Бердяева...

ких новаций. Поэтому мы не пытаемся уподобиться врачу, концен­трирующемуся на поиске патологии, а, отталкиваясь от аномалии, будем выявлять то направление духа, которое возникает. Кроме того, аномалия может выступать сдерживающим фактором свободного поиска смысла, и это может объяснить некоторые срывы и падения философа.

Бердяев унаследовал эмоциональную неуравновешенность сво­их предков по отцовской линии, что было чревато возможностью перерастания в патологию. Это приводило его к крайней возбуди­мости, невозможности контролировать свои эмоции. Поэтому он стремился избегать факторов, воздействующих на его эмоциональ­ность, а саму жизнь организовать как борьбу со своим эмоциональ­ным началом. О результатах этой борьбы он откровенно писал, что в нём «задавлена лирическая стихия», а пейзаж своей души он пред­ставлял в виде «безводной пустыни со скалами». Орудием борьбы с эмоциональной стихией выступал поиск смысла, реализуемый философией. По сути дела, Бердяев сублимировал свою бурную эмоциональность в философское творчество и там пытался её по­давить. В начале его философской деятельности это проявляется как попытка переведения эмоционального в рациональное. Восприня­тая в раннем юношеском увлечении немецкой классикой, прежде всего Кантом, холодность отвлечённого разума и выступила здесь сдерживающим барьером от бурных эмоциональных потоков, но ка­кова была сила этих эмоций, которая неизменно сметала всё на сво­ём пути, заставляя Бердяева постоянно менять свои философские барьеры, перестраивать свою систему, и в конце концов привела к новым, не понятийным формам мысли!

В духовном развитии философа можно выявить следующую эво­люцию. В молодости, когда его эмоциональный опыт был более ярок и насыщен, он больше подвергает своё мировоззрение идейной схе­матизации, к старости, когда страстность эмоции несколько ослаб­ляется, а терминологический аппарат приобретает отшлифованный вид, его выраженное в тексте мировоззрение носит всё более эмо­циональный характер. На смену схематизации как конструктивно-образному мышлению приходит артикуляция в слове. Эмоциональ­ный мир теперь относится не к модели, а к слову. Поскольку осоз­нание эмоции относит человека к факту его реального существова­ния «тут и сейчас», то именно эмоциональность является основой экзистенциальности философствования Бердяева. Его экзистенци-


Часть 1. Специфика смыслотворчества

альность есть мировоззренчески выраженная эмоциональность1. Следовательно, экзистенциальный характер философствования, только намеченный в раннем творчестве, впоследствии занял до­минирующие позиции. Именно с этим связан радикальный отказ от онтологического конструирования и переход на позиции экзистен­циального философствования, произошедший у мыслителя во вто­рой половине его творческого пути.

Гипертрофия эмоционального приводила Бердяева к коллизи­ям восприимчивости. Запахи окружающего вызывали в нём отвра­щение, и он стремился заглушить их ароматами сильных одеколо­нов. Цвета и формы внешних вещей приводили к чувству несовер­шенства. От них он стремился уйти либо в самостоятельно органи­зованный мир своего кабинета, к которому привык, либо на приро­ду, обстановка которой воспринималась, не без влияния природной лирики русской литературы и идей романтизма, более живой и ре­альной, чем мир городского быта его повседневного существования. Даже в случае, если он на миг пленялся красотой факта реального мира или наслаждением от него, пессимизм, укоренённый в борьбе с эмоцией, вызывал в нём предвосхищение мимолётности очарова­ния, неизбежности его конца. Бердяев одержим жаждой абсолют­ной красоты и поэтому не может удовлетвориться никакой красо­той реального мира. Мир литературного вымысла, поэзии, да и во­обще любого произведения культуры, воспринимался более живым и реальным, чем окружающий мир. И вместе с тем и ему отказыва­лось в самоценном существовании, он допустим для философа лишь как средство наведения на собственные грёзы и фантазии. Так, Бер­дяев признаётся, что замыслы некоторых его книг рождались в опе­ре или кинотеатре, а в чужих книгах он видел только то, что роди­лось в нём самом. Подлинно реальным казался ему только мир соб-

Экзистенциальный тип философствования русского мыслителя кардинальным образом отличается от европейского типа экзистенциализма, воспринявше­го многие методологические процедуры у Гуссерля. Европейский экзистен­циализм, в лице Хайдеггера и Сартра, следует идее очищения познания от элементов психологизма и поэтому решительно разграничивает представле­ние и переживание, отстраняет эмоцию, пытаясь схватить именно опыт кон­струкции представления о переживании в понятии. Бердяев же, следуя нео­романтическому духу русской философии, растворяет представление в пере­живании, а следовательно, пытается схватить в понятии непосредственно эмо­циональный мир.


Глава 5. Психологические особенности личности Бердяева...

ственной фантазии. Николай Александрович постоянно пытался ок­ружить себя миром фантазий и символов и этим миром отгородиться от мира окружающей действительности, могущей разбалансировать его эмоциональность. Этот вымышленный мир, поскольку он являлся результатом собственного творчества, был контролируемо эмоци­онально насыщен.

Но духовный мир Бердяева не оказался собранием пустых фан­тазий, вызванных борьбой с болезненной эмоциональностью. Совре­менная физика вплотную подошла к открытию особой энергетичес­кой основы окружающих существ, но и ранее без специальных при­боров, расширяющих параметры человеческого восприятия, эта ос­нова была доступна некоторым людям. Эти люди обладали особым восприятием - мистическим видением. Недавно американские и французские нейрофизиологи экспериментально обнаружили пус­ковой механизм проявления этой способности у человека. Они изо­лировали подопытных от внешних раздражителей и тем самым вы­зывали сенсорную депривацию, т. е. прерывание потока информа­ции, идущего в головной мозг из чувств, что приводило к появле­нию иной информации, не носящей коркового характера. Подобные опыты произвели российские учёные-нейрофизиологи. Философское обобщение им дал Е. Я. Режабек: «Что же стоит за погружением в мистический опыт священнобезмолвствующих с точки зрения со­временной науки? Вот что показали экспериментальные исследо­вания, проведённые в лаборатории нейро- и психофизиологии Санкт-Петербургского психоневрологического НИИ им. В. М. Бехтерева проф. В. Б. Слезиным и его сотрудниками. Продолжительная молитва погружает мозг человека в особое состояние сознания, названное В. Б. Слезиным " четвёртым" (наряду с состояниями бодрствующего сознания и " медленного" и " быстрого" сна). Это состояние профес­сор характеризует как " полное отключение коры", когда в резуль­тате замедления ритма биотоков мозга до 3 Гц " прекращается ак­тивная мыслительная деятельность". Полное исчезновение корко­вых ритмов особенно отчётливо наблюдалось у молодых послуш­ников Адександро-Невской лавры, которые долгие часы проводили в непрерывной Иисусовой молитве. Когда испытуемыми станови­лись православные и католические священники, служители Алла­ха, наблюдался тот же эффект. Эти опыты говорят о том, что высо­кая степень сосредоточенности на Потустороннем имеет терапев­тический эффект. У многих людей после молитвы улучшается ду-


Часть 1. Специфика смыслотворчества

шевное состояние, сходят на нет симптомы тяжелейших заболева­ний. Очевидно, всепоглощающая сосредоточенность сознания на Не­тленном перекрывает канал связи человека с внешним миром. От­каз от всего, что наполняет сознание в мирской жизни, приводит к разрыву связей человека с окружающими вещами, в том числе свя­зей патологических, сверхстрессовых. Отсюда терапевтический эффект. Молитвенное бдение способствует профилактике душевных заболеваний. Да, это так» [91, с. 249-250]. Можно предположить, что аналогичное происходило с Бердяевым в силу его установки на сдерживание факторов воздействия на эмоциональный мир. Таким образом, не особая сила чувств и эмоций, а именно выработанные механизмы их сдерживания приводили к раскрытию в личности Бердяева особой потенции - мистического видения.

Сам Бердяев, однако, осознавал исток этой своей способности прямо противоположным образом. В созвучии с Соловьёвым, мыс­лившим эту тему в духе романтизма и считавшим, что мистичес­кий опыт является увеличенным по интенсивности художествен­ным опытом, т. е. опытом переживаний, Бердяев полагал, что мис­тическое видение возникает в переживании и хотя и не исчерпы­вается им, но всё-таки родственно ему. Поэтому и оно подвергалось сдерживанию. Так, в юности философ испугался и отверг мистичес­кие медитации, которыми занимался его брат, да и впоследствии ряд феноменов мистического опыта, проявленных некоторыми из окру­жавших его людей, были отвергнуты им из-за бесконтрольности и произвольности их медитативных практик. Отсутствие контроля было чревато, по мнению мыслителя, диссоциацией человеческой личности. И в этом Бердяев прав. Однако он не всегда вырабатыва­ет адекватные формы этого контроля и часто переводит данные сво­его мистического опыта в рациональные конструкции. Здесь, как нам кажется, заложен коренной исток всех провалов и заблуждений Бердяева. Правильно описывая характер мистического опыта в силу личной сопричастности ему, Бердяев вместе с тем неверно его оце­нивает по аналогии с опытом переживаний, а отсюда и зачастую организовывает его старыми мыслительными средствами, понятия­ми, выработанными человечеством в анализе даже не переживаний1, которым адекватно художественно-образное, эмоционально-ценно-

Бердяев вслед за романтиками пытается подводить под понятие не представ­ление, а лежащее в его основе переживание.


Глаза 5. Психологические особенности личности Бердяева...

стное мышление, а представлений. И хотя характер нового опыта выявлял ограниченность этих средств, в силу чего и сам Бердяев предлагал рассматривать понятия как символы, лишь отражающие подлинную реальность, но не выражающие её, неадекватные мыс­лительные конструкции искажали содержащийся в них материал мистического.

Вначале это проявлялось в требовании относить данные мисти­ческого опыта к неким духовным центрам, знание о которых обре­тается вне самого непосредственного опыта. Эти центры интерпре­тировались в духе неолейбницианских идей Тейхмюллера, Козлова и Лопатина как духовные монады или субстанции, имеющие смыс­ловую природу. Впоследствии из обращённости в сторону христи­анства рождается новая версия, которая в процессе духовной эво­люции постепенно вытесняет первую, а с момента отказа от онтоло­гизма и полностью замещает её. Данные мистического опыта долж­ны быть согласованы с некоторыми догматами, которые являются ак­тами личного осознания опыта богообщения, достигнутого в рамках христианства. Сами догматы выступают для Бердяева относитель­ными этапами осознания, и они сменяются новыми, более углублён­ными догматами, приобретёнными в постоянной ориентации. Посто­янство ориентации - следование некоторым установкам. Эти уста­новки, да-да, именно установки, а не ценности или идеи: бог, дух и свобода. Установка «бог» Бердяева - не Бог Библии и откровения, а устремлённость к той сущности, которая необходима росту лично­сти, установка «дух» - не Святой Дух, а сфера роста личности, «сво­бода» - не свобода человеческой воли, а некое метафизическое на­чало, присущее человеку и выступающее источником роста потен­циала личности, делающее его соравным Богу. Таким образом, базо­вые установки исключительно содействуют совершенствованию личности, причём то, что ведёт к этому, должно быть осознано и при­нято лишь самой этой личностью, поскольку ничто не может быть навязано ей извне. Можно сказать, что Бердяев занимает позицию трансцендентного эгоизма, которая вытекает из его рационализации мистического опыта. В целом данная позиция воспроизводит дух гно­стицизма. И хотя философ в своих работах неоднократно подвергал критике гностические концепции за их рационализм, сам он не смог избежать этого рационализма до конца, поскольку не отказался от мышления в понятиях, даже воспринимая их как символы. Как след­ствие, и это типично для представителей гностицизма, Бердяев ра-


Часть 1. Специфика смыслотворчества

створяет жизненный мир своей личности в своём мировоззрении. Отсюда и указание на наличие в своей личности многого чуждого ей, с которым необходимо вести постоянную борьбу, подчёркивание многопланности личности, в которой некоторые планы не имеют ре­шающего значения, признание болезненности своих душевных про­явлений при абсолютном здоровье духа.

Существовало одно наиболее сильное переживание, преследо­вавшее философа всю жизнь, в процессе подавления которого он наи­более радикально впал в гностический уклон. В детстве Бердяев пе­режил тяжёлое заболевание энцефалитом, которое на год прикова­ло его к постели и оставило после себя частые кошмары во сне, со­провождавшиеся удушьем, основным содержанием которых были провалы в бездну1. Философ пытался сдерживать данное эмоцио­нальное состояние, а значит, по его методике сдерживания, он дол­жен был переводить его в понятийную конструкцию. Её он встре­тил у Бёме. Бердяев увидел в идее Ungrund (Безосновного) и рож­дающегося из него света мистическое обоснование его собственных провалов в бездну и попыток вырваться из неё. Так собственное па­тологическое состояние гипостазировалось в онтологическую пер-восущность. Именно это объясняет то, что концептуальное рассмот­рение бездны у Бёме, как и во всей немецкой мистике, отлично от выражаемого Бердяевым с 1930 г. Ungrund Бёме есть начало в са­мом Божестве, оно возникает вследствие рационализации им Боже­ственной сущности с целью объяснения происхождения зла. Рацио­нализируя Божественную тайну, Бёме лишь начинает следование духу гностицизма, он не доходит в нём до конца - до признания вто­рого, абсолютно независимого от Бога начала, которое является ис­точником мира. Бердяев заходит значительно дальше. Его Бездна, декларативно принятая в качестве мыслительного концепта с ана­логичной Бёме целью, в конце концов, не была Божественной, ведь Бердяев не мог утверждать, что и Богу присущи провалы в Бездну, ведь в этом случае Он не сможет стать спасителем, а будет лишь соратником по несчастью. Хотя на одном из этапов, в начальный период эмиграции, у него намечалась такая тенденция рассмотре­ния, но она была преодолена. Однако поскольку его концептуализа­ция не приводила к ослаблению страданий, - его идея Бога не при-

Поэтому в жизни Бердяев избегал опоры на всё мягкое, он боялся мягких кресел, диванов, кроватей.


Глава 5. Психологические особенности личности Бердяева...

водила к уходу от края Бездны, её он постулировал в качестве рав­ноценного Богу начала, хотя и отказывал в рациональной реконст­рукции данного дуализма, полагая, что он замиряется в апофати-ческом монизме. Возведённая в ранг рядоположенности с Богом в обработке опыта мистической медитации, она порождала дьяволь­ский соблазн человеческой гордыни и своеволия. Именно начало Бездны, заключённое в человеке, дистанцировало его от Бога, зас­тавляя выявлять свою инаковостъ. Именно оно обосновывало мотив зависимости Бога от человека, а следовательно, и его несовершен­ства, поскольку-то Бог этого начала не имеет и нуждается в помо­щи человека для приобщения к нему. Оно являлось нетварной со­ставляющей человека. Это в комплексе привело Бердяева к идее пе­рехода творческой роли от Бога к человеку, а следовательно, и к будущему фактическому неравенству их. Здесь, по сути дела, Бер­дяев заходит куда дальше гностицизма. Ведь вторым самостоятель­ным началом оказывается не Иалдаваоф, незаконнорождённый сын дочери Бога, прототип Дьявола, а человек. И конечной целью чело­века тут является не устранение власти этого начала в следовании Богу, а, наоборот, раскрытие и реализация его самостоятельной сущ­ности, в чём можно усмотреть мотивы, созвучные гордыне первого ангела. Во второй и третьей главах третьей части мы покажем, как Бердяев пытался вписать свою новацию в христианство и почему это у него не вышло. В целом же, Бердяева можно представить как такую личность, которая резко ощутила трагизм своего существо­вания, но не смогла благостно принять вытекающих из него стра­даний и пыталась всячески отгородиться от них путём создания ра­циональных конструкций, что приводило к дьявольским соблазнам. Но всё же натура Бердяева была богаче этой установки. Поэто­му-то философ неоднократно указывает, что его жизнь была напол­нена не только идеями, но и событиями, он не жил «жизнью метафи­зика», и настаивает, что испытал полноту жизненных ощущений. Не была искажена до конца и мистическая информация. Философ про­явил опыт жизни своей личности как опыт поиска неких новых форм мысли, хотя, не всегда выдерживая необходимой высоты уровня этих форм, впадал в классическое рационализаторство. Именно мистичес­кий опыт и приводил к созданию особых форм мысли, сочетающих в себе элементы образа и понятия, позволявших схватить энергетичес­кую полноту. Их мы назвали протоформами мысли. Протоформич-ность мышления - новое организующее начало внутреннего мира


Часть 1. Специфика смыслотворчества

Бердяева. Именно благодаря ему философ не был окончательно чужд идеям христианской религии. Отношение Бердяева к окружающему миру двойственно. С одной стороны, он, пытаясь осуществить скачок из мира своих медитаций в реальный мир, переводя без всяких опос­редствующих звеньев иррациональный опыт в рациональные конст­рукции и не достигая этого, с пафосом обнаруживал несоответствие своего мира и мира внешнего. Любую действительность, любую жиз­ненную встречу он погружал в перспективу построения личных смыслов и, не встречая в самой действительности соответствия лич­но ожидаемым идеалам, - отвергал и разоблачал её, вёл с ней бес­компромиссную борьбу. Это вылилось в радикализм мироотрицания Бердяева. Поскольку всякая действительность обладает некоторыми формами своей самоорганизации, которые-то и определяют её харак­тер, борьба Бердяева была направлена в первую очередь именно про­тив этих форм. В этом проявлялся особый тип его радикализма -анархический. С другой стороны, Бердяев приходит к осознанию по­средством протоформ мысли независимой духовной составляющей субъектов мира и признаёт необходимость направляющих к ней ори­ентиров человеческого существования. Он считает, что в своём внут­реннем мире личность должна руководствоваться творчески-этичес­ким отношением к действительности, самоценной по своему суще­ству. Этика для Бердяева выступает осознанием нравственного опы­та личности как выработки смысла и ценности человеческой жизни, ориентированной на преображение мира, раскрытие его подлинного совершенства. Таким образом, гностическое мироотрицание сдержи­валось противоположным началом, а именно творческой этикой, ко­торая была близка духу христианства. Однако гностицизм Бердяева всё же превалировал над его христианством. И творческая этика ока­залась у него, в конце концов, лишь преходящей формой человечес­кой ориентации, связанной с жизнью в ограниченных условиях на­шего существования. Философ полагал, что высшая ценность нрав­ственной жизни - добро - не конечный ориентир человеческого су­ществования, выше красота, а красота и есть то, что именно человек должен внести в мировые субъекты. Творческая этика перерожда­лась тем самым в культ человеческого творчества как такового, что перерастало в культ творца. Философ определённо занимает пози­цию «по ту сторону добра и зла», но эта «та сторона» определялась не Божественным откровением, а человеческим волеизъявлением. Бердяев не видит необходимости стяжания для творчества Божьей


Глава 5. Психологические особенности личности Бердяева...

благодати. Это заблуждение базировалось у него на гордыне личной богоизбранности. Считая, что Божественное наитие посещает его само по себе в силу уникальности его природы, поэтому без всяких уси­лий с её стороны, он из-за неподготовленности своей природы зачас­тую терял возможность различения духов, иногда принимая низ за верх. Такое чувство гордыни характерно для большинства гности­ков, полагавших, что вследствие высшей качественности своей при­роды они способны достичь высших результатов своей жизни без вся­ких предварительных усилий. Конечно, благодать она на то и благо­дать, чтобы быть дарована по Божественному изволению, но её вос­приятие зависит от личных нравственных усилий, нацеленных на преображение своей природы.

Нельзя не отметить, что мистико-религиозная позиция Бердяе­ва выражает некую подсознательную структуру, имеющую надын­дивидуальный характер. Юнг полагал, что в психике народов при­сутствуют некоторые архетипы, структурирующие её деятель­ность. Не вдаваясь в дискуссию по этому вопросу, сделаем сходное предположение. В психике аристократического сословия также сло­жился некий архетип, определяющий её проявления. Оставив в сто­роне изучение его природы, рассмотрим его выявление. Архетип рыцаря - образ полновластного первородного владыки своей тер­ритории, расположенной вокруг замка. Рыцарь признаёт внешний приоритет короля, участвуя с другими рыцарями в общих войнах против его врагов и отдавая ему почести личного уважения, однако не признаёт его прав на непосредственное управление своей тер­риторией. Мистико-религиозная ориентация Бердяева, имевшего аристократическую родословную из двух миров - Запада и Восто­ка1, выражает созвучный архетип. Признавая приоритет Божествен­ной реальности и объединяясь под этими знамёнами для борьбы с противостоящими Ей реалиями, Бердяев всё же требует свободной самостоятельности собственной духовной территории, допуская лишь внешне укрепляющую помощь, исходя из подтверждения пер­вородства своих духовных прав.

По материнской линии его род восходит к французской рыцарской динас­тии Шуазель, по отцовской - объединение родов татарского хана Курдаши и высшей русской аристократической крови. Сюда же нужно прибавить и то, что дед Бердяева был донским атаманом, отличившимся своей защитой ка­зацкой вольницы и самостоятельности казачьего управления.


Часть 1. Специфика смыслотворчества

С описанным несколько выше отношением Бердяева к окружаю­щему миру тесно связан и социальный темперамент философа, вер­нее, он являлся одной из проекций отношения к внешнему миру, быв­шего в большей мере гностическим, чем христианским. Чувство чуж­дости миру проецировалось в ощущение одиночества среди людей и в стремление утвердить исключительность своего «я», радикализм -в революционаризм, анархизм - в постоянное столкновение с любы­ми организациями и группами, даже теми, которые создавались для отстаивания созвучных ему идей, гордыня богоизбранности - в про­паганду аристократизма людей духа. Можно заметить, что периоды бурной отнесённости к социальной жизни сопровождались у Бердя­ева снижением его творческого философского потенциала. Так, мыс­литель сам низко оценивает свои творческие периоды времени пер­вой и второй русских революций, но ведь именно они и являлись периодами его наибольшей публичной активности. Гностицизм, ле­жавший в основании публичной активности философа, из-за своей нереализуемости в жизни делал бесплодной его духовную активность, ослаблял его творчество. И вместе с тем его пафос отрицания играл здесь и социально прогрессивную роль. Прежде всего это выража­лось в обличении зла и неправды окружавшей его социальной дей­ствительности. Философ разоблачал ложное добро большевизма и контрреволюции, фашизма и капитализма, исторической христиан­ской церкви и её хулителей и врагов.

Оценивая в целом роль природной составляющей в формирова­нии основ мировоззрения Бердяева и его религиозно-философской позиции, необходимо отметить, что именно больная эмоциональ­ность, врачуемая с помощью традиционного гуманистического сна­добья - человеческого разума и поэтому не смирённая аскетизмом христианских практик, приводила, с одной стороны, к радикально­му гностическому мироотрицанию, и с другой - к ложному богоис­кательству и богостроительству. Однако именно мистические ви­дения, зачастую стихийно, поскольку самовластно, иногда без на­правляющего начала истинной религии как единственного условия подлинной инициации, наводили мыслителя на важные для хрис­тианства идеи и откровения. В результате наследие Бердяева име­ет особую значимость для диалектики православной мысли. Важно отметить, что мысль философа не развивалась во вневременном пространстве мыслителя-одиночки, она дышала атмосферой эпохи кризиса основ европейской цивилизации и гуманизма и заражалась


Глава 5. Психологические особенности личности Бердяева...

свойственными ей болезнями. Поэтому наиболее ценными нам пред­ставляются моменты излечения, идущие из глубины личных про­зрений, ценна у Бердяева его отрицательная реакция на среду. В эпоху декаданса и дегуманизации в силу своего радикализма пре­одоления философ выступил глашатаем нового возрождения и но­вого гуманизма.

Проведённый анализ влияния природных характеристик на об­раз философствования ставит перед необходимостью выбора осо­бого угла зрения на духовную эволюцию философа, а именно: ви­дение её как корреляции жизненного мира и творческого поиска. Обобщив наше видение специфики русской философии, мы пришли к заключению, что начиная с древнегреческой эпохи мысли, раци­оналистической по преобладающим в ней тенденциям, философы Европы руководствовались требованием подчинения своих жизнен­ных устремлений выработанным ими идеям. Эта тенденция была усилена в эпоху религиозного секуляризма. Жизнь при данной ус­тановке погружается в мысль, теряет свою эмоциональную состав­ляющую. Эзотерическая философская мысль Европы как её альтер эго зачастую являлась вывернутым наизнанку рационализмом и также в своей преобладающей тенденции сводила жизнь к станов­лению мировоззрения. Познание, отвлечённое от полноты реальной жизни, обрекало его творцов на жизнь в познании. Это - характер­ная черта философствующей личности Европы, полагающей, что смысл её жизни достижим только личным дерзновением, без бла­годатной помощи свыше. Данное дерзновение поглощает всю энер­гию жизни, замещая её полноту миром отвлечённых смыслов.

В понимании жизненного образа философа дух русской фило­софской традиции к началу XX в. оказался на перепутье. С одной стороны, он отталкивался от идей восточных отцов христианской церкви, которые стремились не к знанию, а к мудрости, достижи­мой путём концентрации не только разума, а всех духовных сил, вместилищем которых является душа человека. Поэтому в русской традиции развито интегральное понимание жизни человека, ори­ентированной на проявленность всей полноты человеческих свойств и способностей. Исходя из этого, философствование стано­вилось одной из функций жизни, из неё рождалось и её обосновы­вало. Не жизнь растворялась в философствовании, а философство­вание в жизни. Но с этим связано и отсутствие сугубо философ­ской устремлённости, стремление объединить философское и не-

4. Зак. 378


Часть 1. Специфика смыслотворчестоа


философское знание в целостный конструкт мировоззрения, нося­щего нефилософский характер. В русской культуре не было наце­ленности на интенсивность собственно философских поисков так­же из-за слабости философской академической традиции, вызван­ной существовавшим в середине XIX в. запретом царского режима на преподавание философии в университетах. После разрешения преподавания данной дисциплины в конце ХК в. и придания фило­софу профессионального общественного статуса ориентированная на Европу культурная мысль России, чувствуя большую разрабо­танность философского знания на Западе, попыталась перенять и его стандарт образа жизни философа. Именно европейское пони­мание философского призвания как профессии, которой человек по­свящает всю свою жизнь, стало другой стороной эталона образа жизни русского философа. Русские философы Серебряного века пы­тались соединить две указанные тенденции - жить в философии всей полнотой своей жизни - не только разума, но и её стремлений и чувств. В русле этого устремления протекала и мысль Бердяева. Однако у него произошло смешение разнородных областей вслед­ствие процессов синкретизации, их содержание приобрело превра­щенный характер. Энергия полноты жизни подавлялась философи­ей, а философия теряла свой характер классической строгости и спокойствия, будучи взрываема изнутри жизненными импульсами. Поэтому-то Бердяев признал в «Самопознании», что не жил жизнью метафизика, а в основе философских построений крупных филосо­фов он видел жизнь эмоций. Это и придаёт эволюции мысли Бердя­ева нелинейный характер, где внутренняя логика поиска смысла, характерная для философского развития, переориентируется жиз­ненными импульсами.


Часть 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...