Личности Бердяева. И истоки мировоззрения
ЛИЧНОСТИ БЕРДЯЕВА И ИСТОКИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Глава 5. Психологические особенности личности Бердяева...
Бердяев унаследовал эмоциональную неуравновешенность своих предков по отцовской линии, что было чревато возможностью перерастания в патологию. Это приводило его к крайней возбудимости, невозможности контролировать свои эмоции. Поэтому он стремился избегать факторов, воздействующих на его эмоциональность, а саму жизнь организовать как борьбу со своим эмоциональным началом. О результатах этой борьбы он откровенно писал, что в нём «задавлена лирическая стихия», а пейзаж своей души он представлял в виде «безводной пустыни со скалами». Орудием борьбы с эмоциональной стихией выступал поиск смысла, реализуемый философией. По сути дела, Бердяев сублимировал свою бурную эмоциональность в философское творчество и там пытался её подавить. В начале его философской деятельности это проявляется как попытка переведения эмоционального в рациональное. Воспринятая в раннем юношеском увлечении немецкой классикой, прежде всего Кантом, холодность отвлечённого разума и выступила здесь сдерживающим барьером от бурных эмоциональных потоков, но какова была сила этих эмоций, которая неизменно сметала всё на своём пути, заставляя Бердяева постоянно менять свои философские барьеры, перестраивать свою систему, и в конце концов привела к новым, не понятийным формам мысли!
В духовном развитии философа можно выявить следующую эволюцию. В молодости, когда его эмоциональный опыт был более ярок и насыщен, он больше подвергает своё мировоззрение идейной схематизации, к старости, когда страстность эмоции несколько ослабляется, а терминологический аппарат приобретает отшлифованный вид, его выраженное в тексте мировоззрение носит всё более эмоциональный характер. На смену схематизации как конструктивно-образному мышлению приходит артикуляция в слове. Эмоциональный мир теперь относится не к модели, а к слову. Поскольку осознание эмоции относит человека к факту его реального существования «тут и сейчас», то именно эмоциональность является основой экзистенциальности философствования Бердяева. Его экзистенци- Часть 1. Специфика смыслотворчества
Гипертрофия эмоционального приводила Бердяева к коллизиям восприимчивости. Запахи окружающего вызывали в нём отвращение, и он стремился заглушить их ароматами сильных одеколонов. Цвета и формы внешних вещей приводили к чувству несовершенства. От них он стремился уйти либо в самостоятельно организованный мир своего кабинета, к которому привык, либо на природу, обстановка которой воспринималась, не без влияния природной лирики русской литературы и идей романтизма, более живой и реальной, чем мир городского быта его повседневного существования. Даже в случае, если он на миг пленялся красотой факта реального мира или наслаждением от него, пессимизм, укоренённый в борьбе с эмоцией, вызывал в нём предвосхищение мимолётности очарования, неизбежности его конца. Бердяев одержим жаждой абсолютной красоты и поэтому не может удовлетвориться никакой красотой реального мира. Мир литературного вымысла, поэзии, да и вообще любого произведения культуры, воспринимался более живым и реальным, чем окружающий мир. И вместе с тем и ему отказывалось в самоценном существовании, он допустим для философа лишь как средство наведения на собственные грёзы и фантазии. Так, Бердяев признаётся, что замыслы некоторых его книг рождались в опере или кинотеатре, а в чужих книгах он видел только то, что родилось в нём самом. Подлинно реальным казался ему только мир соб-
Глава 5. Психологические особенности личности Бердяева...
Но духовный мир Бердяева не оказался собранием пустых фантазий, вызванных борьбой с болезненной эмоциональностью. Современная физика вплотную подошла к открытию особой энергетической основы окружающих существ, но и ранее без специальных приборов, расширяющих параметры человеческого восприятия, эта основа была доступна некоторым людям. Эти люди обладали особым восприятием - мистическим видением. Недавно американские и французские нейрофизиологи экспериментально обнаружили пусковой механизм проявления этой способности у человека. Они изолировали подопытных от внешних раздражителей и тем самым вызывали сенсорную депривацию, т. е. прерывание потока информации, идущего в головной мозг из чувств, что приводило к появлению иной информации, не носящей коркового характера. Подобные опыты произвели российские учёные-нейрофизиологи. Философское обобщение им дал Е. Я. Режабек: «Что же стоит за погружением в мистический опыт священнобезмолвствующих с точки зрения современной науки? Вот что показали экспериментальные исследования, проведённые в лаборатории нейро- и психофизиологии Санкт-Петербургского психоневрологического НИИ им. В. М. Бехтерева проф. В. Б. Слезиным и его сотрудниками. Продолжительная молитва погружает мозг человека в особое состояние сознания, названное В. Б. Слезиным " четвёртым" (наряду с состояниями бодрствующего сознания и " медленного" и " быстрого" сна). Это состояние профессор характеризует как " полное отключение коры", когда в результате замедления ритма биотоков мозга до 3 Гц " прекращается активная мыслительная деятельность". Полное исчезновение корковых ритмов особенно отчётливо наблюдалось у молодых послушников Адександро-Невской лавры, которые долгие часы проводили в непрерывной Иисусовой молитве. Когда испытуемыми становились православные и католические священники, служители Аллаха, наблюдался тот же эффект. Эти опыты говорят о том, что высокая степень сосредоточенности на Потустороннем имеет терапевтический эффект. У многих людей после молитвы улучшается ду-
Часть 1. Специфика смыслотворчества
Сам Бердяев, однако, осознавал исток этой своей способности прямо противоположным образом. В созвучии с Соловьёвым, мыслившим эту тему в духе романтизма и считавшим, что мистический опыт является увеличенным по интенсивности художественным опытом, т. е. опытом переживаний, Бердяев полагал, что мистическое видение возникает в переживании и хотя и не исчерпывается им, но всё-таки родственно ему. Поэтому и оно подвергалось сдерживанию. Так, в юности философ испугался и отверг мистические медитации, которыми занимался его брат, да и впоследствии ряд феноменов мистического опыта, проявленных некоторыми из окружавших его людей, были отвергнуты им из-за бесконтрольности и произвольности их медитативных практик. Отсутствие контроля было чревато, по мнению мыслителя, диссоциацией человеческой личности. И в этом Бердяев прав. Однако он не всегда вырабатывает адекватные формы этого контроля и часто переводит данные своего мистического опыта в рациональные конструкции. Здесь, как нам кажется, заложен коренной исток всех провалов и заблуждений Бердяева. Правильно описывая характер мистического опыта в силу личной сопричастности ему, Бердяев вместе с тем неверно его оценивает по аналогии с опытом переживаний, а отсюда и зачастую организовывает его старыми мыслительными средствами, понятиями, выработанными человечеством в анализе даже не переживаний1, которым адекватно художественно-образное, эмоционально-ценно-
Глаза 5. Психологические особенности личности Бердяева...
Вначале это проявлялось в требовании относить данные мистического опыта к неким духовным центрам, знание о которых обретается вне самого непосредственного опыта. Эти центры интерпретировались в духе неолейбницианских идей Тейхмюллера, Козлова и Лопатина как духовные монады или субстанции, имеющие смысловую природу. Впоследствии из обращённости в сторону христианства рождается новая версия, которая в процессе духовной эволюции постепенно вытесняет первую, а с момента отказа от онтологизма и полностью замещает её. Данные мистического опыта должны быть согласованы с некоторыми догматами, которые являются актами личного осознания опыта богообщения, достигнутого в рамках христианства. Сами догматы выступают для Бердяева относительными этапами осознания, и они сменяются новыми, более углублёнными догматами, приобретёнными в постоянной ориентации. Постоянство ориентации - следование некоторым установкам. Эти установки, да-да, именно установки, а не ценности или идеи: бог, дух и свобода. Установка «бог» Бердяева - не Бог Библии и откровения, а устремлённость к той сущности, которая необходима росту личности, установка «дух» - не Святой Дух, а сфера роста личности, «свобода» - не свобода человеческой воли, а некое метафизическое начало, присущее человеку и выступающее источником роста потенциала личности, делающее его соравным Богу. Таким образом, базовые установки исключительно содействуют совершенствованию личности, причём то, что ведёт к этому, должно быть осознано и принято лишь самой этой личностью, поскольку ничто не может быть навязано ей извне. Можно сказать, что Бердяев занимает позицию трансцендентного эгоизма, которая вытекает из его рационализации мистического опыта. В целом данная позиция воспроизводит дух гностицизма. И хотя философ в своих работах неоднократно подвергал критике гностические концепции за их рационализм, сам он не смог избежать этого рационализма до конца, поскольку не отказался от мышления в понятиях, даже воспринимая их как символы. Как следствие, и это типично для представителей гностицизма, Бердяев ра- Часть 1. Специфика смыслотворчества
Существовало одно наиболее сильное переживание, преследовавшее философа всю жизнь, в процессе подавления которого он наиболее радикально впал в гностический уклон. В детстве Бердяев пережил тяжёлое заболевание энцефалитом, которое на год приковало его к постели и оставило после себя частые кошмары во сне, сопровождавшиеся удушьем, основным содержанием которых были провалы в бездну1. Философ пытался сдерживать данное эмоциональное состояние, а значит, по его методике сдерживания, он должен был переводить его в понятийную конструкцию. Её он встретил у Бёме. Бердяев увидел в идее Ungrund (Безосновного) и рождающегося из него света мистическое обоснование его собственных провалов в бездну и попыток вырваться из неё. Так собственное патологическое состояние гипостазировалось в онтологическую пер-восущность. Именно это объясняет то, что концептуальное рассмотрение бездны у Бёме, как и во всей немецкой мистике, отлично от выражаемого Бердяевым с 1930 г. Ungrund Бёме есть начало в самом Божестве, оно возникает вследствие рационализации им Божественной сущности с целью объяснения происхождения зла. Рационализируя Божественную тайну, Бёме лишь начинает следование духу гностицизма, он не доходит в нём до конца - до признания второго, абсолютно независимого от Бога начала, которое является источником мира. Бердяев заходит значительно дальше. Его Бездна, декларативно принятая в качестве мыслительного концепта с аналогичной Бёме целью, в конце концов, не была Божественной, ведь Бердяев не мог утверждать, что и Богу присущи провалы в Бездну, ведь в этом случае Он не сможет стать спасителем, а будет лишь соратником по несчастью. Хотя на одном из этапов, в начальный период эмиграции, у него намечалась такая тенденция рассмотрения, но она была преодолена. Однако поскольку его концептуализация не приводила к ослаблению страданий, - его идея Бога не при-
Глава 5. Психологические особенности личности Бердяева...
Часть 1. Специфика смыслотворчества
Глава 5. Психологические особенности личности Бердяева...
Нельзя не отметить, что мистико-религиозная позиция Бердяева выражает некую подсознательную структуру, имеющую надындивидуальный характер. Юнг полагал, что в психике народов присутствуют некоторые архетипы, структурирующие её деятельность. Не вдаваясь в дискуссию по этому вопросу, сделаем сходное предположение. В психике аристократического сословия также сложился некий архетип, определяющий её проявления. Оставив в стороне изучение его природы, рассмотрим его выявление. Архетип рыцаря - образ полновластного первородного владыки своей территории, расположенной вокруг замка. Рыцарь признаёт внешний приоритет короля, участвуя с другими рыцарями в общих войнах против его врагов и отдавая ему почести личного уважения, однако не признаёт его прав на непосредственное управление своей территорией. Мистико-религиозная ориентация Бердяева, имевшего аристократическую родословную из двух миров - Запада и Востока1, выражает созвучный архетип. Признавая приоритет Божественной реальности и объединяясь под этими знамёнами для борьбы с противостоящими Ей реалиями, Бердяев всё же требует свободной самостоятельности собственной духовной территории, допуская лишь внешне укрепляющую помощь, исходя из подтверждения первородства своих духовных прав.
Часть 1. Специфика смыслотворчества
Оценивая в целом роль природной составляющей в формировании основ мировоззрения Бердяева и его религиозно-философской позиции, необходимо отметить, что именно больная эмоциональность, врачуемая с помощью традиционного гуманистического снадобья - человеческого разума и поэтому не смирённая аскетизмом христианских практик, приводила, с одной стороны, к радикальному гностическому мироотрицанию, и с другой - к ложному богоискательству и богостроительству. Однако именно мистические видения, зачастую стихийно, поскольку самовластно, иногда без направляющего начала истинной религии как единственного условия подлинной инициации, наводили мыслителя на важные для христианства идеи и откровения. В результате наследие Бердяева имеет особую значимость для диалектики православной мысли. Важно отметить, что мысль философа не развивалась во вневременном пространстве мыслителя-одиночки, она дышала атмосферой эпохи кризиса основ европейской цивилизации и гуманизма и заражалась Глава 5. Психологические особенности личности Бердяева...
Проведённый анализ влияния природных характеристик на образ философствования ставит перед необходимостью выбора особого угла зрения на духовную эволюцию философа, а именно: видение её как корреляции жизненного мира и творческого поиска. Обобщив наше видение специфики русской философии, мы пришли к заключению, что начиная с древнегреческой эпохи мысли, рационалистической по преобладающим в ней тенденциям, философы Европы руководствовались требованием подчинения своих жизненных устремлений выработанным ими идеям. Эта тенденция была усилена в эпоху религиозного секуляризма. Жизнь при данной установке погружается в мысль, теряет свою эмоциональную составляющую. Эзотерическая философская мысль Европы как её альтер эго зачастую являлась вывернутым наизнанку рационализмом и также в своей преобладающей тенденции сводила жизнь к становлению мировоззрения. Познание, отвлечённое от полноты реальной жизни, обрекало его творцов на жизнь в познании. Это - характерная черта философствующей личности Европы, полагающей, что смысл её жизни достижим только личным дерзновением, без благодатной помощи свыше. Данное дерзновение поглощает всю энергию жизни, замещая её полноту миром отвлечённых смыслов. В понимании жизненного образа философа дух русской философской традиции к началу XX в. оказался на перепутье. С одной стороны, он отталкивался от идей восточных отцов христианской церкви, которые стремились не к знанию, а к мудрости, достижимой путём концентрации не только разума, а всех духовных сил, вместилищем которых является душа человека. Поэтому в русской традиции развито интегральное понимание жизни человека, ориентированной на проявленность всей полноты человеческих свойств и способностей. Исходя из этого, философствование становилось одной из функций жизни, из неё рождалось и её обосновывало. Не жизнь растворялась в философствовании, а философствование в жизни. Но с этим связано и отсутствие сугубо философской устремлённости, стремление объединить философское и не- 4. Зак. 378 Часть 1. Специфика смыслотворчестоа
Часть 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|