Взаимодействие жизни 4 страница
Глава 4. Эволюция от космизма к персонализму вался как поиск социальных проекций в сверхъестественной реальности. Однако в XX в. намечается тенденция к поиску сверхъестественных реалий в существующем мире и социуме. Она была вызвана радикализацией отношения к мировой среде как отражением духа революционной эпохи. Мы охарактеризовали данный тип утопизма как революционный. Однако отказ от этой формы сознания и переход к рассмотрению иномирной реальности является уходом от утопизма, что мы обозначаем, вслед за В. Розиным, как переход к эзотеризму. Именно символизм и обозначает тенденцию переключения интереса к внемирному состоянию. Прослеживающийся в рассматриваемых работах философа онтологизм - дань прежнему интересу к скорому наступлению вселенского преображения мира. Иерархические структуры, имеющие онтологический характер, и есть идеальные образцы, по которым должно начаться преображение мира. В целом, данные взгляды характеризуют приверженность Бердяева в этот период платонической традиции как одной из определяющих тенденций в русской философии. В последующем он отходит от неё. Поэтому прав В. В. Сербиненко, указывающий на антиплатонизм философской позиции Бердяева [95, с. 276]. Однако реальный мир пошёл не по намеченному Бердяевым пути, революция выявила свой неидеальный характер, и её огонь не был затушен космическими энергиями. Это заставило его обратиться к выработке особого отношения к миру идей и к пересмотру позитивности онтологических конструкций. Наиболее ярко это прослеживается в книге о Достоевском, основные мысли которой были выработаны в период подготовки и проведения семинара о нём зимой 1920-1921 гг. Размышляя о писателе, Бердяев говорит о своём Достоевском, о тех своих идеях которые навеяны переосмыслением его творчества. Здесь Бердяев пишет, что идеи Достоевского не застывшие, статические категории, а огненные токи. Они «глубоко он-тологичны, бытийственны, энергетичны и динамичны» [9, с. 27]. Онтологизм и бытийственность - категории прежнего космического мироотношения, а энергетизм и динамизм - путь к иному, хотя этот путь и вписан в сохраняющееся космическое мироощущение, о чём говорит мысль Бердяева, что идеи являются судьбами бытия. Итак, идеи обладают особым энергетическим статусом, что входит в противоречие с традиционной платоновской трактовкой идей. Это осознаёт сам Бердяев: «Мир идей у Достоевского совсем особый, небывало оригинальный мир, очень отличный от мира идей Платона.
Часть 2. Взаимодействие жизни и творчества в философской судьбе Н. Бердяева Идеи Достоевского - не прообразы бытия, не первичные сущности и, уж конечно, не нормы» [9, с. 28]. Показательно здесь вкравшееся слово «первичные». Именно оно говорит о наличии некоего первичного мира, в отношении к которому наш мир носит вторичный характер. О существовании некоей трансцендентной реальности Бердяев заявляет и ранее, но именно сейчас акцент переносится с рассмотрения реального внедрения её в жизнь к приоритетной первичной обращённости к этой реальности, где само её воплощение уже носит менее значимый характер. Негативный характер социальных изменений в России, а также бездуховность мира Запада1, где он оказался после высылки большевистскими властями, вызывают у философа рост ощущения зла, царящего в мире, что приводит к кардинальной смене позиций. Наиболее показательны в этом плане идеи, вьфаженные в предисловии к немецкому переизданию книги «Смысл творчества», выпущенному в 1927 г. Философ пишет: «Но тональность моей книги мне представляется теперь слишком оптимистичной. Слишком велика была моя вера в возможность наступления новой творческой религиозной эпохи... Ныне я склоняюсь к большему пессимизму... Как тогда, так и сегодня я верю, что Бог зовёт человека к творческому порыву и к творческому ответу на любовь Бога... Кризис же, переживаемый человечеством, тот кризис, который прежде всего выявляет банкротство гуманизма, представляется мне сегодня ещё более трагичным: он не даёт никакой надежды на непосредственный переход к религиозному творчеству» [32, с. 533]. Зло осознаётся Бердяевым не тёмной энергией бытия, приливающей из бездны, и, в первую очередь, не актом дьявола, который бессилен творить, а продуктом деятельности самого человека. Бог не насилует свободы человека, и поэтому он не вмешивается в эти катастрофические процессы. Именно сам человек должен усилить свою энергию борьбы со злом, чего он не может сделать без более радикального обращения к Богу.
В работах «Смысл истории» и «Новое средневековье» исследуются культурно-исторические и социальные процессы, которые привели к современному кризису человеческого существования. Человечество стоит на грани катастрофы этого мира, Бердяев предчув- 1 Симптоматично, что в третьем номере «Пути», вылущенном в апреле 1926 г., Бердяев публикует статью «О духовной буржуазности» [14]. Глава 4. Эволюция от космизма к персонализму ствует наступление апокалипсиса1, а возможность спасения и преодоления он связывает с радикальным обращением к Богу. Оно символизирует крушение эпохи гуманизма, когда человек пытался проявить свободную игру своих сил, при этом постепенно уходя от Бога, забывая о нём во имя своего человеческого возвеличивания. Но, утеряв высший критерий, он подпал под власть низших стихий и погрузился во зло. В этом суть нынешнего кризиса. По сравнению со «Смыслом творчества» Бердяев иначе расценивает этот кризис: из кризиса в самом гуманизме, когда человек ощутил недостаточность человеческой реальности и устремился к её преодолению, он трансформируется в кризисность гуманизма для человеческого существования, когда человек, возвышая себя, подчиняется низшему. Это наиболее выявлено Бердяевым во вносимых изменениях к первоначальным формулировкам «Смысла творчества», сделанных во втором, зарубежном варианте. Так, в первом: «Кризис гуманистической антропологии завершился в Ницше... Ницше - искупительная жертва гуманистического сознания... Муку Ницше мы должны разделить, она насквозь религиозна... Через Ницше зачинается новое антропологическое откровение в мире... » Во втором: «Процесс гуманистической антропологии завершился в Фр. Ницше. Ницше - искупительная жертва за грехи новых времён... Ницше был слеп к той истине, что лишь в Богочеловеке и Богочеловечесгве сохраняется человек. Во имя творческого дерзновения человека Ницше отверг и проклял Бога. Но если нет Бога, то нет и человека, как и творчества человеческого, нет того, во имя чего он смог бы творить» [32, с. 121-122].
Отсюда возникает кардинальное переосмысление мировоззрения, заключающееся в осознании потребности в преодолении гуманизма новым состоянием, близким состоянию средневековья, когда человек чувствовал себя подчинённым Богу. Однако гуманизм должен быть преодолен, но не отвергнут. Поэтому в первом наброске к книге «Самопознание», сделанном в конце 20-х гг., Бердяев пишет: «Соединены во мне спиритуализм, мистика, гуманизм и анархизм» [28, с. 9]. Для философа должен быть снят весь позитивный смысл гуманизма, раскрывающий особую значимость человека как носителя особой реальности - реальности свободы. Именно сохранение свободы в ка- Бердяев не призывает к немедленному апокалипсису в эмпирической сфере, предпочитая эволюционный путь развития, но вместе с тем, говоря о неизбежности конца истории, делает его необходимым элементом своего понимания философско-исторического процесса. Часть 2. Взаимодействие жизни и творчества в философской судьбе Н. Бердяева честве высшей ценности и характеризует новое средневековье - в отличие от старого, где подлинная сущность свободы ещё не была раскрыта. Новость средневековья требует нового христианства, христианства, акцентирующего своё внимание на свободе. Это новое христианство Бердяев выражает в нескольких циклах лекций «Основы христианства. Христианство и современность» и «Основы христианства. Философия религии», прочитанных в конце 20-х - начале 30-х гг., в ряде статей первых номеров журнала «Путь» и в работе «Философия свободного духа. Проблематика и апология христианства» (1927) [39], которую во французском переводе, как он считает, он назвал более удачно - «Дух и свобода».
Новое интенсивное обращение к христианству сопровождалось углублением религиозных чувств философа. Так, в письме к Л. Ше-стову, ещё от 11 апреля 1924 г., Бердяев говорит о трагизме своего существования в христианстве, об остром чувстве собственной греховности: «Моя трагедия не есть трагедия неверия. Это трагедия веры. Бывают минуты, когда так представляется судьба человеческая: земная жизнь от рождения до смерти в большей части есть мука и страдание, а после смерти представляет всякие адские муки, так как себя считаешь более заслуживающим именно такой участи. Сознанием своим я отрицаю вечные адские муки и совесть моя противится этой страшной идее. В сознании своем я оригенист. Тип Оригена мне ближе Тертулиана. Но в опыте моём мне очень ведомо и близко то, что я отвергаю в своем христианском сознании. И дело совсем не в том, что у меня есть ветхозаветный страх перед Богом... дело в том, что у меня страх перед своей греховностью» [11, с. 304]. Аналогичное чувство греховности Бердяев испытывал и перед написанием книги «Смысл творчества», но там это состояние переросло в чувство некоего подъёма, осознанного в качестве иного, прямо противоположного состояния. Возврат прежнего чувства приводит Бердяева к переоценке роли актуализаций человеческой деятельности. Осознание греховности человека и себя как человеческого существа заставляют снизить его роль во вселенской иерархии. Бердяев отходит от антропологического титанизма, или, как он сам его определяет, творческого романтизма, где разросшийся до Первоадама человек призван пересотворить вселенную. Так, в зарубежное переиздание «Смысла творчества» Бердяев вносит ряд существенных изменений. Он меняет статус творчества с «откровения человека» на «раскрытие человека». Этот опыт с места, рав- Глава 4. Эволюция от космизма к персонализму ноценного опыту аскетическому и играющему в настоящее время более важную роль, низводится до положения «наряду с аскетическим». Всё это говорит о стремлении приблизить свои взгляды к более ортодоксальной православно-христианской позиции. Однако высшая ценность свободы, которая вынесена им из гуманистического опыта и укреплена восприятием Христа «Легенды о Великом Инквизиторе» Достоевского, заставляет его формулировать своё уникальное мировоззрение, не всегда вписывающееся в христианство.
Ещё ранее, во время первого интенсивного обращения к православным отцам в московский период, Бердяев сталкивается с идеями св. Григория Нисского, изложенными в магистерской диссертации Несмелова, который определяет духовность «как совершенную свободу от условий бытия в пространстве» [86, с. 313]. Более того, Нисский, в изложении Несмелова, полагает, что «человек отображает в себе Бога именно духовностию своей природы... она, по его представлению, не может иметь никаких градаций, и поэтому нет никакой ошибки, если мы мыслим в одних и тех же признаках и духовность Божественной сущности, и духовность души человеческой» [86, с. 381]. Таким образом, Нисский определял человеческую духовность как освобождающую от мира и одновременно настолько единящую его с Богом, что нет никаких градаций. Именно такая реальность и стала нужна Бердяеву, для того чтобы основать на ней новый грандиозный проект своей мысли. Дух становится и условием человеческой свободы, и принципом его сопричастности Богу. В «Философии свободного духа» (1927) реализовано как минимум шесть основных проявлений свободы, вытекающей из природы духа. Это свобода от традиционных догматических христианских верования делающих мысль не теологической, а религиозно-философской. Свобода от мира, переносящая все поиски и устремления человека в духовный мир. Свобода от подчинённости рациональному мышлению, позволяющая мыслить не статическими категориями мысли, а символико-мифологически, что даёт возможность схватить динамизм таинственного. Свобода от онтологических реалий, заключающаяся в том, что вселенский универсум не является статическим иерархическим целым замкнутых субстанция а динамическим энергетическим континуумом, где всё взаимодействует со всем, сохраняя свой энергетический центр, имеющий уникальную самобытность, неопределимость из другого. Свобода в Боге, где Бог в своей Сыновней ипостаси не насилует принудительностью добра, а энергией благодати, которая проникает в свободу, Часть 2. Взаимодействие жизни и творчества з философской судьбе Н. Бердяева укрепляет её. Свобода Бога от зла, где Бог не является абсолютным самодержцем, карающим непослушных подданных, этакой натуралистической силой, а выступает личностью как духовным центром, укрепляющим человека в его противостоянии злу и несчастьям, возникшим не по вине Бога. Из данной идеи впоследствии возникает новая теодицея, впервые чётко выраженная в статье о Бёме, опубликованной в 1930 г. Суть её заключается в том, что Бердяев выводит бёмеанский Ungrund из природы Бога в качестве самостоятельного первоначала: «Развивать же учение Бёме об Ungrunde и свободе нужно в сторону различений между божественной бездной и божественной свободой и бездной и свободой меонической» [5, с. 79]. Особо следует указать и на наличие в работе о Духе понимания некоей третьей свободы - свободы Христа. Идея того, что Голгофа обращена к христианину ликом свободы, возникла ещё в период написания «Философии свободьт», но эта свобода не постулировалась в качестве какой-то иной, третьей свободы, в отличие от двух - свободы иррациональной и свободы божественной. В более поздней статье «Метафизическая проблема свободы» (1928) [8] также говорится лишь о двух свободах, хотя и подчёркивается, что благодать взаимопроникает свободой, не подчиняя её себе, что и является подлинной сутью второй свободы. Однако в «Философии свободного духа» Бердяев пишет: «Только явление Нового Адама, Духовного Человека находит выход из трагедии свободы, преодолевает конфликт свободы и необходимости. Сын Божий нисходит в " ничто", т. е. в изначальную свободу. Только духовный человек, Новый Адам вынимает яд из свободы, не уничтожая самой свободы. <.. . > В Христе раскрывается третья свобода, совмещающая в себе обе первые. Благодать Христова есть просветление свободы изнутри, без всякого насилия и принуждения извне» [39, с. 98]. Такое постулирование третьей свободы, свободы Христа, в книге, посвященной свободе, не случайно. Оно говорит о приоритетной устремлённости Бердяева в этой работе к ипостаси Христа. Человек как бы перемещается в ипостась Сына, в своей подлинной сути он сливается с ней. В последующем всё больший приоритет начинает отдаваться ипостаси Духа, хотя некоторые элементы этой тенденции возникают уже здесь. Об этом в первую очередь говорит идея, что Святой Дух ближе человеку, чем Бог Отец и даже Бог Сьш [39, с. 48]. Однако приоритетной в этой работе является всё же обращённость к Христу. Такой приоритет реальности Христа говорит о том, что в воспринятых Бердяевым от Соловьёва формулах «Богочеловек» и «Богочеловечество», с крушением результатов деятельности возвели- Глава 4. Эволюция от космизма к персонализму ченного ранее человеческого начала, акцент переносится на пер В этот период находит своё завершение теория символического познания, идея которого была воспринята философом у Вяч. Иванова. Реалистический символизм, по Бердяеву, и есть тот способ, который позволяет прозревать за реальностями этого мира вызывающие их реальности духовного бытия. Мир теряет самоценность, являясь значимым лишь как репрезентант другого мира. В понимании самого мира исследовательское внимание теперь уже концентрируется на его недуховных характеристиках, что определяется как природа. Поэтому Бердяев видит основным противоположением своей философии «противоположение духа и природы» [39, с. 25]. Суть его, заключающаяся в ином понимании самого характера реальности, состоит «в противоположении жизни и вещи, свободы и необходимости, творческого движения и пассивного претерпевания толчков извне» [39, с. 26]. В этой формулировке прослеживается усиление влияния волюнтаризма Шопенгауэра. Как нам кажется, за нивелировкой статуса мира скрывается нарастание эзотерических элементов мышления Бердяева. Из этого нивелирования вытекает критика всей докантовской классической метафизики, которую Бердяев определяет в качестве натуралистической. Основной категорией этой метафизики является категория субстанции, которая пытается схватить действительность в покое, в то время как она находится в движении. Но покой для Бердяева не есть показатель жизни, а свидетельство объективации, натурализации, характерной для понимания Часть 2. Взаимодействие жизни и творчества в философской судьбе Н. Бердяева природы. Заслуга немецкой классической философии - в освобождении от натуралистического мышления. Однако германский идеализм, по мнению философа, на смену гипостазирования природы принес ги-постазирование категорий мысли - тем самым гипостазировал познающего субъекта, не имеющего выхода к первореальности. Выход из этого негативного состояния Бердяев видит в отказе от отвлечённой метафизики и приходе к феноменологии духовной жизни, символически описываемой. Именно такая духовная деятельность позволяет, по его мнению, схватить глубину духа, которая является свободой. Данное переосмысление приводит Бердяева к необходимости нового осознания реальности Богочеловеческих отношений. Бог - личность, ощутившая нужду в ответе другой личности. Основной признак личностного существования - свобода, и поэтому Бог-свобода жаждет ответа человека-свободы. Субъекты, созданные актом Божественного миротворения, не предназначены для насильственного приведения человека в должное состояние, поэтому всякое насилие существует вопреки Божьему замыслу. Но Бог не отменяет насилие как последствие реализации человеческой свободы, предоставляя своей жертвенной любовью укрепляющую человека энергию, что делает возможным новый выбор пути свободы. Учитывая, что именно жертвенность является в этой концепции ведущим Божественным отношением к человеку, акцент в рассмотрении сущности Бога делается именно на жертве. Однако, вводя жертвенность и страдательность в природу Бога, Бердяев, как и ранее, с начала своих бёмеанских увлечений, говорит о её изменчивости и текучести, и это ведёт к идее постулирования неизбежных процессов в природе самого Божества, приводящих к потребности в жертвенности, процессов в его тёмной природе. Это говорит о впадении Бердяева в ересь динамизма. Так мыслил Бёме, и ему пока следует Бердяев. Как верно характеризует мысль Бердяева Т. П. Короткая, придавая своему выводу всеобщий характер, что в целом является чрезмерной абсолютизацией, но верно для данного этапа, «связывая Бога и человека, творца и творение, Н. А. Бердяев в сущности умаляет Бога, ставит Божественное в зависимость от человеческого... В построениях Н. А. Бердяева происходит умаление лиц, ипостасей Троицы, ибо на первый план выдвинута их общая основа (Ungrund). Это и приводит к тому, что личное отношение человека к Богу не является у него обращением к Троице, как в традиционном православии, а имеет своим объектом личность Христа» [73, с. 148]. Снижение акцентированности внимания на аспектах личного богообщения, прежде всего с ипостасью Творца, приводит Глава 4. Эволюция от космизма к персонализму к умалению статуса Его активности в богочеловеческом процессе и, в целом, к Его подчинённому положению в отношении первичной основы. Синхронно этому Бердяев передаёт личное ощущение покинутости мира Богом. Так, снижение онтологической продуктивности результатов творческой активности человека ведёт к снижению творческих задатков его образа, отсюда нарастание чувства личной греховности и пессимизм, и в конце концов это приводит к умалению фигуры Творца как создателя этого образа по подобию Первообраза. Однако данное развитие мысли Бердяева входит в противоречие с основным духом его дуализма, признающим только за этим миром невозможность самостоятельного изменения к лучшему и, вместе с тем, утверждающим возрождающую и укрепляющую силу другого мира. Это заставляет Бердяева совершить переосмысление Божественной реальности, что он делает в первом этюде о Бёме, опубликованном в феврале 1930 г. Суть его, как мы уже писали, состоит в вынесении Ungrund из природы Бога. Бердяев придаёт ему самостоятельный статус и обосновывает, что именно процессы, протекающие в нём как первореальности свободы, являются основой происхождения зла. Однако, поскольку зло в этом мире связано с человеком, именно с наличием в человеке первоэлемента из Ungrund оно и связывается. Для того чтобы избежать очередного обвинения в онтологическом дуализме, Бердяев говорит о непознаваемости этих процессов, о замирении этого дуализма в некоем трансцендентном единстве. Мы подробнее остановимся на этом в третьей части. Рассмотренный процесс переосмысления приводит к потребности выработки нового статуса человека как существа, укоренённого в первосвободе, но не отвергающего Бога, а приемлющего его в себя. Бердяев приходит к необходимости более углублённо, с учётом нового опыта, накопленного после «Смысла творчества», вновь обратиться к антропологии, но теперь уже не гуманистической, творчески-романтической, а христианской. Он приходит к твёрдому убеждению, что антропологию нужно основать на христологии. Однако, встав перед новой задачей, философ не пытается решить её сразу и до конца. В очередной книге - «0 назначении человека. Опыт парадоксальной этики» (1931) [16] - он лишь в одной из десяти глав обращается к собственно антропологической проблематике, основное содержание посвящая проблемам создания новой этики. Но саму этику он понимает здесь как один из моментов антропологии: «Книга эта хочет быть опытом конкретного учения о человеческой жизни, о её смысле, её целях и ценностях. Но учение о жизни, её смысле, её целях и ценностях есть Часть 2. Взаимодействие жизни и творчества в философской судьбе Н. Бердяева неизбежное учение о человеке» [16, с. 3 2]. Особый подход Бердяева к решению проблемы осмысления целей человеческого существования заключается в том, что они должны быть внемирны, т. е. обретаться из духовного мира. Здесь он выдвигает реальную этическую программу предуготовления духа, однако не отказывается от своих апокалиптических замыслов, о чём говорит третья часть, посвященная эсхатологической этике. В этой работе линия критики натуралистического мышления, проводимая в работе о Духе, перерастает в критику объективирования. Позднее, в следующей крупной работе, Бердяев приложит к этому процессу более чёткий термин «объективация». Как и прежняя идея критики натурализма, эта концепция навеяна идеями Шопенгауэра, противопоставившего мир предметный, являющийся результатом представления, миру субъектов как реализации воли. Эти идеи переработаны в орудие критики неокантианской гносеологии. Объективированию, т. е. познанию всей совокупности действительности как объектов, познаваемых неким трансцендентальным сознанием или гносеологическим субъектом, как ложному познанию противопоставляется в качестве истинного «приобщение» как познание изнутри живой и конкретной личности. Поэтому теория познания, по Бердяеву, должна перерасти в философскую антропологию. Как полагает русский философ, «в основе христианской антропологии лежат две идеи: 1) человек есть образ и подобие Бога-Творца и 2) Бог вочеловечился, Сын Божий явился нам как Богочеловек» [16, с. 61]. Это выделение двух ипостасей как ключевых в рассмотрении антропологического учения говорит об отходе от моноцентрического хри-стологического дискурса Бердяева. Именно вновь актуализированное возвеличивание роли Творца ведёт к новому апофеозу творчества. Однако творчество здесь - не новое творчество в мире, досотворение бытия, как было ранее, а именно уход из этого бытия в некое первичное состояние. Этот уход описывается не как скорейшая катастрофа мира, а как последовательная эволюция человека к переходу в новое состояние, в новый зон испытанной свободы, давшей свободное согласие Богу на своё преображение. Человек - медиатор диалога Бога и свободы, более того, иногда из некоторых высказываний Бердяева создаётся впечатление, что он даже центральный элемент этого диалога1, соверша- Поэтому, с учётом высказанных ранее уточнений, замечание Шестова об увеличении в формуле «Богочеловек» роли человека при снижении роли Бога справедливо для этого периода творчества Бердяева, однако данный процесс связан пока не с пневмоцентрическим дискурсом, а с теоцентрическим. Глава 4. Эволюция от космизма к персонализму ющегося в нём и через него. Поэтому в каждом своём выборе и поступке в этом мире он должен видеть процессы мира иного и занимать правильную позицию, позицию свободы, не превращающую субъекты мира в распавшиеся объекты. Данный ход размышления, помимо уже поставленной в центр внимания антропологической проблематики, делает актуальным углублённое рассмотрение причин перерастания свободы в необходимость, что осуществлено в следующей работе. Книга «Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения» (1934) посвящена общей теории философского познания и социологии познания, которые раскрываются как моменты антропологии, поскольку философия для Бердяева «есть прежде всего учение о человеке, о целостном человеке и учение целостного человека» [44, с. 241]. Новым в ней является то, что здесь русский философ отчётливо классифицирует себя в качестве экзистенциалиста. Подход к данной позиции наметился у Бердяева ранее в «Философии свободы» (1911), где он противопоставляет свой познавательный «метод исхождения» традиционно используемому методу происхождения. Однако это не оказалось ключевой теоретической концепцией, поскольку доминирующим на тот период был онтологический эссенциализм. Только переход на позиции феноменологии духовного опыта вплотную приблизил Бердяева к экзистенциализму. Ко времени активного использования этого термина в текстах Бердяева у ряда видных представителей западной философии и, в первую очередь, у его ближайшего друга Льва Шестова наметилась тенденция определения своей философии как экзистенциалистской. Поэтому данный термин используется не просто как новая самохарактеристика (Бердяев периодически соотносил себя с некоторыми философскими традициями, от чего потом активно отказывался, решительно критикуя их), но как попытка полного вписания своих взглядов в этот философский контекст. Русский философ столь радикален в своём новом обращении, что пытается отличить мысль Кьеркегора как подлинного экзистенциалиста от философствования современных мыслителей Хайдеггера и Ясперса, у которых он усматривает отклонение от подлинного экзистенциализма: «Между Киркегардтом и Гейдеггером и Ясперсом есть всё-таки существенное различие. Киркегардт хочет, чтобы сама философия была существованием, а не философией существования. Гейдеггер и Ясперс строят философию о существовании» [44, с. 251]. Философия как проявление человеческой реаль- Часть 2. Взаимодействие жизни и творчества в философской судьбе Н. Бердяева ности, выявление смысловой реальности в жизненных состояниях человека, что и понимает Бердяев под подлинным экзистенциализмом, здесь противопоставлена философствованию о человеческом существовании, где это существование рассматривается извне. По сути дела, Бердяев лишь радикализует идею Хайдеггера о создании философии присутствия, взятую им в переработке мысли Кьерке-гора. Он же вторит хайдеггеровской замене метафизических категорий экзистенциалами, однако вкладывает в них не поиск новых основ неклассической рациональности, что происходит у Хайдеггера и что обличает Бердяев как новую философию о существовании, а свой мистический опыт. Экзистенциал Хайдеггера также путь к протоформе, но он у него ближе к понятию, он уже обработан мыслью, для Бердяева же он лишь символ, и поэтому он отражает саму протоформу. Под подлинным экзистенциализмом Бердяев понимает данным образом осознанное субъективирование смысла, что он характеризует как антропологизм. Содержательным ядром анализируемой книги выступает рассмотрение объективации как процесса перерастания свободы в необходимость, что является, по Бердяеву, гносеологическим истолкованием грехопадения. Как мы уже писали, в предыдущей работе («О назначении человека») под непосредственным влиянием идей Шопенгауэра Бердяев выдвигает идею объективирования, которую он теперь переосмысливает в теорию объективации. Данное переосмысление было мотивировано выявлением социального измерения процессов объективации как одного из её ключевых моментов. Это было сделано под влиянием идеи отчуждения труда в капиталистическом обществе, открытой ранним Марксом. Общий пафос этих идей заключается в выявлении того, что продукты человеческой реализации начинают противостоять человеку и насиловать его. Поэтому Бердяев писал: «... открытие Маркса о капитализме как социальных отношениях людей имеет экзистенциальный характер» [44, с. 265]. Более того, вслед за Марксом он усматривал зависимость форм человеческого познания от форм труда, хотя и полагал, в отличие от него, что труд имеет не материальный, а духовный характер. Бердяев даже использует для характеристики термин «отчуждение», взятый у Маркса1: «Позна-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|