Философия Духа -окончательная философия Бердяева 3 страница
Объяснив так существо исторического процесса, Бердяев указывает, что в его центре находится христианство, которое и задаёт смысл истории. Однако в современности он видит, что кризис в христианстве привёл к кризису существования самого христианства. Историческое христианство объективировалось, подчинилось власти мира и утратило своё преображающее значение. Поэтому оно оказалось перед дилеммой: либо потерпеть окончательное поражение и уйти из мира, либо достичь обновления, стать духовным. Безбожие современной эпохи является симптомом этого состояния. Рассматривая феномен безбожия как одну из основных проблем современного христианства, Бердяев усматривает его корни в диалектике богочеловеческих отношений. И здесь философом вновь предлагается мифологическое объяснение. После искупления, когда человеческая природа получает доступ к внутреннему восстановлению жертвой Христа, Бог уходит из мира, предоставляя человека своей свободе. Повторяя образ Леона Блуа, Бердяев пишет, что Бог присутствует инкогнито в мире, что приводит к необходимости его творческого узнавания. Однако, обращаясь к историческому опыту такого узнавания, он выявляет, что в большинстве случаев люди ока- Часть 2. Взаимодействие жизни и творчества в философской судьбе Н. Бердяева зались во власти объективирующей тенденции. Поэтому атеизм, если он не пустое отрицание Бога во имя человеческого самодовольства, отрицает именно ложные, социализированные и космоморфи-ческие представления о Боге. Бердяев полагает, что атеизм пробуждает чувство трагического безбожия, которое наиболее ярко проявилось у Ницше, и тем самым наталкивает творческие умы человечества, и прежде всего его самого, на новые поиски Бога. Именно поэтому атеизм современной эпохи необходим для очищения бого-познания. Но осуществление атеизма до конца, не перерастающее в новую преображённую веру, ведёт к идолопоклонству. Утеряв стремление к высшему, человек подчиняется низшему. Так, обращая своё внимание на современные ему атеистические концепции, прежде всего Сартра и большинства философов экзистенциалистского направления, исключая близкого ему по религиозным убеждениям Ясперса, он указывает, что в конце концов они приходят к ничто как деструкции бытия, но за этим ничто не стоит возможность преображения в лучшее, совершенное состояние1. И здесь вновь ключевым оказывается обращение к трансцендентальному человеку, который, благодаря своей укоренённости в Боге, что даёт ему доступ к Божественной помощи, может осуществить это преображение. С проблемой грехопадения как приближения к ничто и спасения как преображения тесно связана проблема искупления.
Как часто происходило в его творчестве, наполненном отрицательными реакциями на окружающие идеи, Бердяев отталкивается от постановки проблемы искупления в католической интерпретации. Так, в католицизме господствующим является рассмотрение ситуации греховности как обстоятельства вины человека перед Богом, а искупления - как суда и помилования. Философ замечает, что, хотя категория вины - личностная категория, предполагающая свободный проступок человека перед Богом, католическая интерпретация всё же ущемляет достоинство образа человека, созданного по Первообразу, описывая отношение человека и Бога как преступника и судьи. В свете рассмотренного ранее соотношения теологии и философии теологическую категорию греха Бердяев философски Бердяев выделяет два ничто, первое из которых существует до творения Богом и является истоком свободы, и второе - после Бога, проявляющееся как деструкция мировой реальности, которую видит современный атеистический экзистенциализм.
Глава 5. Философия Духа - окончательная философия Бердяева переистолковывает в категорию объективации как ложного состояния свободы. В этом случае исчезает состояние непоправимой испорченности человека, а обосновывается необходимость его устремления к преображению. Из этого вытекает новое, динамическое понимание богооставленности. Если для традиционных подходов она характеризуется как непреодолимая дистанция, разрыв Бога с человеком, что делает её одной из форм наказания, то для Бердяева это предоставленная Богом человеку возможность свободного выбора, который в случае верного избрания преодолевает разрыв и достигает «трансцендирования» к божественному, что и даёт ему силы для осуществления преображения. В свете этого Божий суд оказывается не карой и наказанием, а просветлением мира и человека, высвечивающим зло и тем самым таинственно способствующим самостоятельному обращению всего к добру. Зло при этом выступает последствием испытания свободы, неверной её реализации. В своём пределе оно оказывается стремлением к первичному ничто. Однако это стремление проявлено после акта первотворения, после согласия ничто стать нечто, принять в себя творческое начало. И именно это начало, созданное творением, и производит са-моизничижение. Сама по себе аннигиляция не имеет в себе энергии, она черпает её из этого нечто. Поэтому признание данной аннигиляции самостоятельной силой - заблуждение, ведущее к ложному пониманию зла и мешающее его устранению. Однако парадокс зла состоит в том, что борьба со злом есть единственный путь к добру. Добро - продолжение акта творения, которое, по Бердяеву, является творчеством. Такое объяснение зла разрешает извечную проблему теодицеи, поскольку делает Бога абсолютно не связанным с происхождением зла и участвующим в реализации добра. Из такой теодицеи вытекает новое решение проблемы ада. Бердяев выявляет, что прогрессивные теологи современности отказываются от использования образов ада в назидательных целях, что часто практиковалось ранее, поскольку эти образы не притягивают людей к христианству, а отталкивают от него, так как связывают Бога и зло. Желая снять с Бога любое участие в осуществлении зла, Бердяев, критикуя традиционное христианство, отказывает в абсолютности существования ада, поскольку в этом случае он существовал бы или с согласия Бога, или из-за его безучастия и был бы равноценной с реальностью рая реальностью. Проследим логическое обоснование. Как и в работе «О назначении человека», рай опреде-
Часть 2. Взаимодействие жизни и творчества в философской судьбе Н. Бердяева ляется как результат взаимодействия Бога и человека, следовательно, признание противоположной реальности как равноценной делает либо Бога соучастником творения ада, а значит, творцом мира зла, либо Дьявола - сущностью, способной создать равнозначную Богу реальность, что неверно, поскольку Дьявол не обладает положительной творческой силой. Поэтому ад не абсолютен, он не относится к трансцендентальной реальности и имеет посюстороннее существование. Такое определение ада делает его одним из последствий неверных человеческих реализаций. Не случайно и в «Самопознании», и в дневниках жены философа указывается на чувства личного переживания Бердяевым ада, поскольку и он сам признаёт неверность ряда своих проявлений не только в земной жизни, но и в глубине своего духовного бытия. Бердяев иногда восклицал, что разделяет вину Каина. Это нужно понимать не только в свете христианской идеи принятия на себя ответственности за вину другого, но и как нахождение в своём духовном опыте этой вины, поскольку в универсальности человека и вытекающей из неё внутренней историчности скрывается и весь человеческий опыт без исключения, а значит, и опыт греха. Однажды, находясь в больнице и перенеся ряд испытаний, философ сделал заключение, что исток идеи ада лежит в страданиях человека и мира. Описание реальности ада парадоксально. Ад - и более глубинная реальность человеческого существования, чем реальность страдания, в чём Бердяев видел своё созвучие с традиционной христианской позицией, на чём он исключительно акцентировал своё внимание в российский период деятельности; и познавательный эпифеномен страдания, не имеющий никакой самостоятельной реальности, что утверждается у него в поздний период. Хотя одновременно сохраняются и прежние убеждения, поскольку философ не может отказаться от признания личной вины. В таком парадоксальном мышлении Бердяев пытается синтезировать христианскую концепцию греха, подтверждение которой он находил в духовных самооценках, и концепцию объективации и творческого преображения, которая фундировалась в личных интеллектуальных и нравственных поисках и укреплялась в переживаниях, вызванных миром. Как и в других ключевых работах, прояснив своё новое понимание реальности, Бердяев пытается предугадать её будущее, более совершенное состояние. В данной работе ключевой реальностью для него являлся человек, и не случайно он начинал своё описание с его идеального состояния. Одна-
Глава 5. Философия Духа — окончательная философия Бердяева ко это идеальное состояние было состоянием исходным, т. е. состоянием до его реализации. Рассмотрев откровение как форму реализации человека и дав новый путь его понимания как путь очищения от неверных реализаций, философ обращается к грядущей перспективе. Эта перспектива будет, по его мнению, новым откровением Духа, которое вызвано вхождением нового человека, или реализацией идеального человека. Начиная с «Философии свободного духа» и до работы «Дух и реальность», Бердяев всё более чётко пытается обосновать, что реальность человеческого существа основана на Духе. Именно в работе «Дух и реальность» чётко прописаны два потока Духа: от Бога - Святой Дух и от человека - Дух. Теперь он уточняет эту идею, указывая, что различие между Святым Духом и Духом лишь в ступенях. Отсюда философ делает кардинальное заключение, что третья эпоха Духа есть полноценное восполнение двух ипостасных реальностей Отца и Сына полным раскрытием третьей реальности -Духа, которая реализуется в обоюдном стремлении, с одной стороны, Бога к субъектам мира - в Святом Духе и, с другой - в соборном стремлении субъектов мира к Богу- Именно такое понимание, согласно Бердяеву, может освободить человека от двух идей, обосновывающих его порабощенное состояние. С одной стороны, человек уже независим от подавленности своим низшим началом, возникшим вследствие самообъективации, поскольку определяется возможность укрепляющей Силы, с другой - Он не принижен перед этой Силой, поскольку способен на свободный ответ. Так как в данное откровение входят в качестве равноценных участников субъекты мира, оно носит космический характер. Оно вскрывает тайну творения как тайну диалога, диалога, реализуемого в творчестве.
Бердяев не приписывает эту идею исключительно себе, указывая в качестве своих предшественников на библейских пророков. Нельзя не отметить здесь и влияния Бубера, идеи которого он начал осваивать ещё в 30-е гг. Однако наступление этой эпохи он связывает с готовностью человеческого существа к данному обновлению, которая ещё не достигнута, и поэтому откровение Духа ещё не начато. Это станет достижимо лишь тогда, когда человек в творческом экстазе сможет развоплотить застывшие в качестве вещей оболочки субъектов мира и, приобщаясь к первореальности, реализует своё трансцендентальное состояние. Но для этого он должен не уничтожать себя, свою душу и её инстинкты, а также телесные ха- Часть 2. Взаимодействие жизни и творчества в философской судьбе Н. Бердяева рактеристики себя и мира, а облекать их в более совершенную духовную форму, адекватную им. Поскольку у большинства живущих и живших людей это не реализовано, Бердяев предполагает существование иных миров, в которые переходит человек после своей смерти. Однако в отличие от теософов, отстаивающих внешне созвучную идею перехода, философ говорит о переходе не части человека как духовного его элемента, а целого человека с душой и телом, понятых в их духовной истинности как неких форм. Определив так земную перспективу человека, Бердяев тем самым усматривает для себя как человека, приблизившегося к концу жизни, возможность участия в преображении именно после наступления смерти в этом мире. Наступление же эпохи конца мира он отодвигает на неопределённую перспективу, связывая ее с готовностью человечества. Параллельно с пересмотром основной проблематики христианства, что по выявленной нами классификации этапов соответствует мистике, Бердяев пишет серию статей, которые затем объединяет в одну книгу - «На пороге новой эпохи», поскольку усматривает в них единое целое. Тем самым он как бы вновь переходит от этапа мистики к этапу реализации. Эти статьи направлены на оценку состояния мира с позиций задачи его творческого преображения и той роли, которую играет в этом процессе Россия, т. е. в усечённом виде посвящен реализации Духа. Почему в усечённом? Как мы уже установили, переживание тягот войны в качестве смысловой реакции отодвинуло надежды на скорое наступление эпохи преображения. Это приводит к тому, что указания на конкретные пути этого преображения сменяются оценками тех негативных состояний мира, которые необходимо изменить. Развивая мысли об особом достоинстве русского духа, Бердяев видит его заслугу в создании особого типа гуманизма. Как мы выявили ранее, гуманизм для Бердяева есть мировоззрение, ставящее человека в центр бытия. Однако западный гуманизм, основанный на индивидуализме, не находит сил для преображения бытия и вырождается. Так, современные неогуманистические теории, дойдя до осознания кризиса человеческого существования в мире (Das man Хайдеггера, тошнота Сартра), не видят путей выхода из него. Этот выход найден, по мнению философа, в русской духовности, прежде всего в концепциях соборности Хомякова и Богочеловечества Соловьёва. Поэтому современный русский народ может опереться на эти взгляды и создать новый тип социального бытия. Оценивая позитив- Глава 5. Философия Духа - окончательная философия Бердяева но ликвидацию частной собственности как экономической детерминанты эксплуатации, философ полагает, что это снизило сопротивление среды для преобразований духовных. Эти духовные преобразования он связывает с обновлённым христианством, которое должно заменить как марксизм, так и другие мировоззрения. Таким образом, русский дух может предложить новую, неведомую Европе модель соединения личности и свободы с общинностью, или, как её переопределяет Бердяев, акцентируя внимание на духовных характеристиках, коммюнотарностью. При этом он отвергает все обвинения русской культуры в обезличивающем характере. Посвятив книгу практической реализации духовности, в соответствии с циклическим колебанием своего интереса, Бердяев должен был вновь обратиться к описанию своих мистических постижений. Он пишет книгу «Царство Духа и Царство Кесаря» [42]. В первом приближении она выглядит как постижение социального бытия с мистических позиций. Однако при более глубинном рассмотрении выясняется особый характер этой работы. Если книги об экзистенциальной диалектике и об откровении определяются как мистический тезис, а последняя - как практический антитезис, то в настоящей работе философ стремится развить новый, синтетический подход - или предложить опыт профетической мистики. О ней, как о новом, более прогрессивном типе мистики, мыслитель заявлял ранее, но не стремился выразить свои истины в соответствии с принципами её внутренней гармонии, склоняясь преимущественно либо к мистическому созерцанию, либо к проектам реализации воззрений. Судьба распорядилась так, что эта книга оказалась последней работой Бердяева. Перед смертью он записал план новой книги о творчестве. О нём Бердяев говорил также как о замысле новой мистики. План представляет замысел нового синтеза. Однако в этом синтезе (что можно установить только внешне, поскольку план есть лишь первичная схема, а не целостный текст) уклон делается в сторону мистического опыта, а значит, нового тезиса. Это проявляет цикличность бердяевских размышлений, двигавшихся от мистического тезиса к социальному антитезису и последнему - граничному - моменту синтеза, который не осуществлён до конца, порождая новые тезисы и антитезисы. Если в книге «Истина и откровение... », посвященной гносеологии религиозного познания, тема истины отнесена ко второй главе, пропустив вперёд тему об особом, непадшем состоянии человека, чем утверждается обоснование Часть 2. Взаимодействие жизни и творчества в философской судьбе Н. Бердяева гносеологии, исходя из онтологичности1, то теперь эти темы меняются местами, и рассмотрение истины выносится во введение. Внешне обращение к этой теме выглядит как активное выражение разногласия с существующими трактовками, что характерно для стиля творчества Бердяева, часто получавшего творческий импульс из отрицательных реакций на какие-то точки зрения. Однако в этой синтетической работе можно выявить следующее основание. Истина для Бердяева - это некое внешне выраженное состояние внутреннего единства с Богом, а значит, единство созерцания и реализации. Эта точка зрения кардинально отличается от традиционных гносеологических построений, поскольку познание здесь понимается не как чистый мыслительный опыт, проходящий в понятии, что для Бердяева является объективирующим познанием, а как духовно-религиозный опыт экстатического слияния с Богом, в котором познавательное устремление находит ответы на все возникающие вопросы. Данные этого опыта как бы получаются свыше, не из сознания. Бердяев исходит из достигнутого им особого состояния, в котором получаются все высказываемые им идеи. С этих позиций первую главу он начинает с размышлений о Боге, указывая, что о Нём можно говорить лишь языком символики духовного опыта. Здесь Бог выявляется как акт существования, а не как сущее. Поскольку этот язык описывает не внешнюю реальность, а внутреннее существование человека, Бог неуловим вовне, он выявляется при погружении человека в свою внутреннюю основу. В целом, данный поиск повторяет логику размышлений святоотеческой традиции. Однако как западные, так и восточные столпы церкви переходили отсюда к обоснованию сверхкачеств Бога, доходя до апо-фатики, Бердяев же стремится остаться на катафатической позиции и обосновать сверхкачества человека. На этот ход мысли натолкнул его в 1909 г. Несмелов. Именно Божественное основание помогает выя- 1 Об онтологии здесь речь не идёт, Бердяев не хочет признавать бытийствен-ные реальности, возникшие, по его видению, после свободы, а значит, сдерживающие её, однако он видит, что некие духовные конституции всё же обусловливают, не в негативном, сдерживающем плане, а позитивно - как динамичные структуры некоего метасущностного начала, конкретные процессы человеческой реализации. Размежёвываясь с прежними метафизическими системами как формами натуралистического рационализма, Бердяев отказывается от понятия «онтология», однако в изложении своей позиции он не может обойтись без этой упорядочивающей категории, вводя её в качестве прилагательного и полагая, что тем самым она приобретает динамический характер и объемлет свободу. Глава S. Философия Духа - окончательная философия Бердяева вить человеку своё надмирное существование. Синтезируя эти взгляды с идеей свободы, возникшей из переосмысления фигуры Христа у Достоевского, философ полагает, что Бог освобождает человека не только от власти искажающих его природу состояний мира, но Сам доступен человеку только в акте свободы, он не навязан человеку в качестве принудительной данности. На этих посылках Бердяев предлагает обоснование идеи, высказанной ещё в «Смысле творчества», которая одновременно является и его мистической интуицией о соотно-симости рождений Бога и человека. Бог рождается, открывается в человеке, это возвышает его сущность, но в неизъяснимой глубине менее ясно человек рождается в Боге, чем обогащается Божественная жизнь. Этот образ присутствует у ряда немецких мистиков и совпадает с личным постижением Бердяева. Он становится одним из краеугольных оснований его философии. Из него Бердяев делает вывод о существовании двух природ, которые способны соединиться, не сливаясь в окончательном тождестве. Этот вывод близок исихастскому представлению о соединении человека с Богом не в сущности, а в энергии, однако лишь близок, поскольку в исихазме эта энергия имеет только однонаправленный ток - от Отца, для Бердяева же он двойственен -от Бога и от человека. Само же сущностное основание отрицается, что при отсутствии ответного тока от человека привело бы к утверждению тождества и к монизму. Поэтому для Бердяева основным является не Бог или человек, а Богочеловек как единство двух энергетических токов, хотя и рассматриваемое только из человека и через человека, поскольку иного человеку не дано. Переходя от Бога к человеку, философ полагает, что человек сам по себе недостаточен, что прояснило крушение отстаивающего эту позицию гуманизма, но он и не ничтожен, что прояснил кризис монистического исторического христианства, а возвышается в свободной опоре на Божественное. Поэтому лишь Бог освобождает, лишь он возвышает величие человека. Мир же сам по себе и человек в мире без Бога не имеют смысла. Наиболее это ощутимо в трагедии смертности всех существ, непереносимой без Бога. Мировое зло также не является Божественным наказанием, а лишь последствием недолжного состояния мира, преодолимого в опоре на Бога. Это недолжное состояние - Царство Кесаря, которое может быть преодолено, в связи с чем реализуется Царство Бога. Определив данные мистические параметры человека, философ обращается к описанию состояния погружения в мир. Часть 2. Взаимодействие жизни и творчества в философской судьбе Н. Бердяева Бердяев описывает эволюцию человеческого бытия, совмещая антрополого-историко-цивилизационный, культурологический и теологический способы рассмотрения. Он выявляет четыре осуществлённых периода и предполагает наступление пятого. Первый период характеризуется погружением человека в космическую жизнь и всецелой зависимостью от окружающего мира. Здесь человеческая личность ещё не выделена из мира и не выявлена в самосознании. Этот первобытный период сопровождается религиозным ощущением зависимости человека от духов природы. Во второй период человек освобождается от власти космических сил, но это освобождение достигается не через управление силами природы, что осуществится позже, а через внутреннюю изоляцию от природы, что происходит в аскезе. Человек здесь освобождается от мировоззренческой зависимости от духов природы, самопознание вскрывает чувство личности. Этот второй период и знаменует собой христианство. Третий период, подготовленный вторым, связан с техническим овладением природой и её механизацией и соответствует капиталистической стадии производственных отношений с характерным для них порабощением труда. Четвёртый период - современный - охарактеризован как колоссальное возрастание силы человека. В этот период происходит замена естественного мира органичности миром организованности, что приводит к господству техники и машинизма и рабству человека у собственных изобретений. И здесь, исходя из внутренне присущей человеку свободы, вновь возникает потребность, аналогичная потребности первого периода, в преодолении нового порабощения. Реализация этого произойдёт в следующий, пятый период, который вновь будет ознаменован христианством, но теперь уже не прежним, историческим, носившим аскетический характер, а новым - творческим, которое бы впитало опыт овладения силами природы. Именно в таком христианстве, по мнению Бердяева, всё центрируется вокруг Духа, одухотворяется, что освобождает человека от зависимости у мира объектов. Если первое христианство - христианство Христа - соответствовало стадии искупления, восстанавливая человека, освобождало его от зависимости у последствий греха, то новое христианство - религия Духа - должно укрепить мощь человека для выполнения его предназначения - Сотворчества с Богом. Основную трагедию современной культуры Бердяев видит в том, что отчуждённый от человека мир выступает в качестве иррацио- Глава 5. Философия Духа - окончательная философия Бердяева нальной тьмы, которую тот пытается рационализировать. Но это недостижимо при существующем характере человеческого бытия. Именно неудача разума на этом пути поколебала веру в него. Отсюда возникает мировоззрение европейского экзистенциализма в лице Хайдеггера, Сартра и Камю, концентрирующихся на описании погружённости человека в абсурдность мировой данности. Однако они, как и вся данная культура, не могут найти выхода из этой ситуации. В целом, как представители нового гуманизма, так и марксисты не видят, по мнению русского философа, что жизнь человека определяется реализацией его предназначения в космосе. Бердяев выявляет три формы реализации человека в мире - в природе, в обществе и в духе. Наиболее адекватной сущности человека является ситуация, когда духовная реализация вмещает в себя природную и общественную. Развивая эту мысль, философ устанавливает, что изнутри человека, из духа, общество, как и космос, - части человеческой личности. При ином подходе, рассматривающем их как внешние реальности, человек создаёт мировоззрение, обосновывающее рабство у них. Здесь человек сознаёт себя частью, а целое - будь то общество или космос - детерминирующим человека. Поэтому персонализм, развиваемый философом, настаивает на внутреннем понимании общества как внутридуховного, внутреннего существования субъектов, с которыми изнутри как своё-другое можно установить связь. Признавая в своём самобытное другое, персонализм отстаивает плюрализм. Именно в состоянии внутреннего общения с другим достижимо чувство коммюнотарности, осознание реальности «мы», которая не есть внешне объединяющее сцепление, а достижение некоего человеческого единства духовных устремлений. Исходя из такого понимания, по Бердяеву, свобода человека не может даваться обществом, а идёт от самого человека, из его духа. Однако мир находится в недолжном состоянии, он стремится поработить человека, поэтому метафизическое обоснование свободы может базироваться лишь на признании дуализма «божьего и кесарева», природно-социального и духовного. Свобода при этом реализует себя как прорыв из высшего в низшее, она невыводима из низшего. Однако, по мысли Бердяева, невозможно индивидуально уйти из состояния падшести, в чём и заключается основная причина кризиса исторического христианства, являвшегося религией исключительно личного спасения, нужно устремиться к совместному её преодолению, преображению именно в коммюнотарном стрем- Часть 2. Взаимодействие жизни и творчества в философской судьбе Н. Бердяева лении. В такой трактовке просматриваются идеи религии Третьего Завета, развиваемые в кругу Мережковского. Однако это объединение не должно руководствоваться внешними целями. Так, во имя хлеба насущного коммунизм внешне объединяет людей, что приводит к тоталитарной социализации. В таком мировоззрении, которое приобретает характер веры, ущемлена личность. Признавая необходимость реализации политики социальной справедливости, Бердяев утверждает, что предпочтительнее идеология социализма, совместимая с персонализмом. Этот вывод, скорее всего, возник из наблюдения над течением христианского социализма, существовавшим в довоенной Франции, с которым философ установил тесный идейный контакт. Полагая, что в социалистическом обществе будут решены материальные проблемы человека, Бердяев вместе с тем констатирует, что и там будет не прёодолён, а обострённо воспринят основной трагизм человеческого существования, заключающийся в несоответствии внешних условий мировой жизни внутренним потребностям, поскольку при устранении элементарных проблем вскроются глубинные. Философ полагает, что трагизм неустраним из человеческого существования в этом мире и преодолим лишь при переходе в новый мировой эон. Всякая власть осуществляется как приспособление к условиям земного мира, подверженного объективирующему характеру, и поэтому определяется философом как проявление Царства Кесаря. Возникая как средство сопротивления злу, она принимает консервативный характер, зачастую сдерживая прогрессивные духовные преобразования. Обращаясь к христианской традиции, Бердяев утверждает, что в ней не было откровения об обществе, которое будет раскрыто только в эпоху Духа. Таким образом, и обоснование метафизического характера общности как ком-мюнотарности, и анализ социальной ситуации в современном мире заключается Бердяевым предчувствием новой эпохи, в которую-то и будет раскрыто новое понимание общества. Острое противоречие свободного развития гения, делающего его исключительным существом мира, и равенства всех людей, из которого вытекает требование социальной справедливости, философ предлагает решать во внутридуховном состоянии гения, когда он сам в акте свободного выбора, исходя из чувства любви, ограничивает свою свободу во имя другого. В таком разрешении конфликта свободы и любви Бердяев акцентирует внимание на том, что отказываться от части свободы личность должна не во имя внешнего коллектива, а во
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|