Философия Духа -окончательная философия Бердяева 2 страница
Таким образом, ведущей книгой этого периода была работа о метафизике. Основной нитью новой метафизики Бердяева был синтез дуалистической системы Канта и новой теории Духа. Путь к этому был проложен Шопенгауэром, выявившим волевой исток, однако тот, по мнению русского философа, сделал антиперсоналистические выводы, растворив человеческие субъекты в мировой воле. Переистолковывая волю как Дух, который-то и позволяет сохранить персона- Часть 2. Взаимодействие жизни и творчества в философской судьбе Н. Бердяева лизм, поскольку предполагает возможность свободного ответа человека, Бердяев считает, что открыл новый способ прорыва к ноуменам. Ноумен-субъект может соотнестись с человеком-субъектом в Духе. И это соотнесение не вовне, а внутри человеческого субъекта, также ноумена. Бердяев полагает, что именно таким способом он сохраняет автономию человека от мировой данности, окончательно достигнутую кантовской мыслью1, избегая обезличивания путём превращения познающего человека в отвлечённый познавательный субъект, что произошло у Канта и его последователей. Именно процесс обезличивания приводит к тому, что верное понимание дуализма, достигнутое Платоном и Кантом, и в этом Бердяев видит их глобальную заслугу, перерастает в последующих традициях античной и немецкой мысли в объективный монизм. Бердяев же видит иной путь внутрисубъектного монодуализма, сохраняющего множество в единстве. Так, с помощью новой концепции Духа Бердяев разрешает поставленную ещё в раннем творчестве задачу достижения непонятийного познания, позволяющего прорваться из мира искажённой реальности к миру подлинного бытия. Данный тип мышления он определяет как «символику духовного опыта» или «метафизику образов». Отличая это мышление от понятийного, он выявляет, что здесь универсальное выступает не в качестве общего, возникшего из отвлечения общих характеристик разных объектов, а непосредственно усматривается в индивидуальном. Об этом он впервые сообщает жене 8 декабря 1939 г.: «Сейчас я впервые точно формулирую разницу между моей философией и другими, т. е. большинством философий. В других философиях мысль, выходя от конкретного, поднимается к отвлечённому, чтоб дойти до общего, универсального и там в этом общем искать истинное. Я же начинаю с того, что погружаюсь в конкретное и, возвышаясь над ним, ищу общее, заключённое в конкретном, и в этом ищу истинное» [49, с. 189]. В первой части мы раскрыли данный тип мышления как протоформическое мышление.
Бердяев связывает данный тип мышления с воображением, что вновь остро ставит его перед сферой творчества как той сферой че- Это процесс Бердяев оценивает как вхождение христианства в философскую мысль. Он полагал, что это начинается только в Новое время и достигает своего завершения у Канта. Христианство в философии отсутствует даже у таких христиан в жизни, как Августин и Фома Аквинский, поскольку их философия была греческой по основам мышления и поэтому растворяла мышление в объективном бытии мира, что вело к подчинению человека этому бытию. Глава 5. Философия Духа - окончательная философия Бердяева ловеческого бытия, в которой оно проявлено. Так теория познания плавно перерастает в теорию преображения, в которой творчество играет ключевую роль. Саму концепцию творчества в её генезисе и окончательном виде мы раскроем в предпоследней главе нашего исследования. В целом, теория творчества, изложенная в рассматриваемой работе, лишь развивает идеи, высказанные ещё в «Смысле творчества», но с некоторым изменением акцентов. Творчество здесь в большей мере описывается не как самостоятельная реальность, из которой выводится значимость человеческого бытия, а как состояние человека, что отражает переход мыслителя на позиции экзистенциализма. Поэтому на первый план выходит не содержание творчества, а состояние экспрессивности как реализация духовности творца и экстаза, являющегося внутренним переживанием этой реализации. В описание включена не раскрытая в ранний период тема объективации, откуда выводится понимание двойственности творческого процесса. Но самое главное - устанавливаются границы того периода, когда человек должен осуществлять творческие акты в мире, и внимание перенацеливается на наступление эпохи конца. При этом конец - не отдалённая историческая временная перспектива, он есть в каждом мгновении человеческой жизни. Поэтому Бердяев завершает свою книгу призывом, который-то и выражает основной замысел метафизических изысканий, являющихся его прояснением: «В каждое мгновение жизни нужно кончать старый мир, начинать новый мир. В этом дыхание Духа. Зон конца есть раскрытие Духа» [18, с. 286]. Итак, отныне основной задачей человека является достижение конца как выхода из этого мира в мир иной.
Однако чуть позже, в 1947 г., окончательно дорабатывая «Самопознание», данную вселенскую революцию Бердяев не оценивает в качестве немедленной перспективы человечества, отмечая, что человеческие и социальные процессы в мире настолько ещё элементарны, а для современного человека его мысли настолько непонятны, что данный процесс относится к «векам грядущим» [29, с. 350]. Так апокалиптическая настроенность, обострённая в начале Второй мировой войны, несколько утихает. Так же, как и в канун второй русской революции, философ живо откликался на социальные катаклизмы, желая разглядеть за ними катаклизмы духа. И здесь, как и там, это приводило к разработке темы творчества. Книга «Русская идея» [27] написана в духовной реакции на перелом хода войны с Германией. Россия начинает одерживать побе- Часть 2. Взаимодействие жизни и творчества в философской судьбе Н. Бердяева ды, и у Бердяева возникает мессианское чувство в отношении своего народа. В своём поиске он как бы выискивает его место во вселенском замысле Творца. В соответствии со своими основными взглядами, русский философ полагает, что Бог в силу своего стремления к свободе не навязывает решения, но в Его молчании, воспринимаемом как взывание к ответу и последующей наилучшей реализации ответного устремления человека, можно разгадать этот замысел. Эта книга - диалогический ответ на вопрошание. И ответ состоит в убеждении, что русский народ всей эволюцией общественных процессов и историей культуры проявил, что он свободен от порабощающей любви к земному граду и устремлён к Граду Грядущему. Это делает его готовым к восприятию нового откровения, которое произойдёт в предстоящую эпоху Святого Духа. Так, метафизически показанная в «Опыте эсхатологической метафизики» перспектива конца теперь обретает своего субъекта-реализатора. А «Самопознание» становится ключом к постижению нового видения, достигаемого мыслителем в течение всей жизни и зашифрованного в его произведениях.
Книга о миссии русского народа, завершённая утром 8 октября 1943 г., обращает философа к проблеме человеческого восприятия откровения. Много ранее, ещё в «Философии свободного духа» (1927), Бердяев выявляет, что восприятие откровения зависит от подготовленности человеческого сознания. Но эта книга была написана до выработки концепции объективации, с помощью которой, по мнению философа, можно более глубоко описать человеческие искажения истин, воспринятых в откровении, к чему сейчас и обращается Бердяев. Вначале он посвящает этому первую главу начатой 16 октября 1943 г. книги «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого» [43], затем спустя год, в период завершения написания этой книги, во сне в ночь с 24 на 25 октября 1944 г. эта тема разрастается в замысел новой книги, целиком посвященной откровению, - «Истина и откровение. Пролегомены к критике откровения» [6]. После завершения 25 января 1945 г. книги о диалектике с небольшими перерывами, вызванными написанием серии статей, вошедших в сборник «На пороге нашей эпохи» (1947) [10], философ дописывает эту книгу.
Работа о диалектике написана в самый трудный период жизни философа. Начатая после серьёзной болезни, в атмосфере голода, холода и других жизненных лишений, серьёзной болезни жены, книга выступила опытом психологического и, в целом, духовного преодоления испытаний. Как и в годы Гражданской войны и высылки, Бердяев Глава 5. Философия Духа - окончательная философия Бердяева вдруг резко почувствовал сгущение зла в мире, в чём он видел симптом наступления апокалипсиса. Однако этот апокалипсис, в соответствии со своей концепцией свободы, он расценивал не в качестве Божьей кары, а как кризис, вызванный действиями человека, который отказался от богообщения, и из-за этого Бог лишил его своей помощи. Бердяев остро почувствовал богооставленность мира. Злой рок, царящий в мире, - последствие дурно направленной свободы в мире, который оставил Бога, где Бог покинул мир. Но Бог не оставляет человека, и даже в отринувшем его мире он присутствует инкогнито. Спасти мир - значит опознать Бога и опереться на его помощь. В сокрытии Бога виновата человеческая объективация откровения. Это происходит по естественным причинам. Дух через человека входит в мир, но человек приспосабливает его к своему состоянию и условиям мира. Этот приспособленный продукт лишь символизирует Дух, и когда его начинают воспринимать за первореальность и подчиняться ей, это сковывает человека, лишает его творческого развития. Более того, человек осуществляет протест против такой реальности, принимая её за саму Божественную реальность. Поэтому не всякий атеизм, в конце концов, безбожен, есть и мучительный атеизм, ведущий к новой, очищенной вере и поэтому входящий в реализацию подлинной религии. Описывая данные искажения, мыслитель повторяет идеи о произошедшей натурализации видения Бога, высказанные в «Философии свободного духа», и идеи социализации Бога, развитые в работах «Я и мир объектов» и «0 рабстве и свободе человека». По Бердяеву, эти объективации идеи Бога носят исторический характер, человеческий дух развивается, и в историю внедряется метаистория как прорыв человеческого духа из плена объективации к своему первоисточнику. Философ прослеживает это в развитии немецкой мысли. Двигаясь от двух монистических систем - Божественного монизма и человеческого монизма, она пришла к отрицанию человека, но это отрицание породило тот кризис, который потребовал нового утверждения человека. По мнению Бердяева, это утверждение заключено в диалектике троичности. Здесь он повторяет идею периода выработки «нового религиозного сознания», что говорит о том, что в скрытом виде она задавала тон его системе всегда. В его работах постоянно проводится критика Гегеля за то, что он видел имманентное разрешение противоречия, в то время как оно трансцендентно, но как это происходит, не раскрывал. Здесь Бердяев наконец-то раскрывает это: «Троичность Бога означает внутреннюю духовную жизнь в нём, и эта жизнь есть во всём мире... Есть
Часть 2. Взаимодействие жизни и творчества з философской судьбе Н. Бердяева Один, и есть его Другое, и есть выход, разрешение в Третьем, в священной Троичности... Предвечная Человечность есть Божье Другое, второй лик Божества. Человеческая и космическая общность в свободе и любви и есть разрешение Божественной Троичности, третий лик Божества» [43, с. 277-278]. Итак - всё множество людей и космос в своём раскрытии, третий лик Божества, соответствующий, если перевести на язык догматического христианства, ипостаси Святого Духа. Синтез не есть логический синтез разума, а бытийственный синтез двух ипостасей в третьей. Поэтому создание новой антропологии является завершением теологических изысканий Троицы, поскольку не было, как утверждал Бердяев ещё в «Философии свободного духа», создано догматического учения об ипостаси Святого Духа. Старая святоотеческая антропология не устраивает Бердяева, несмотря на выдающиеся, по его мнению, открытия Нисского, поскольку человек в современную эпоху развился, развернул свои скрытые энергии. Но это развитие пошло по пути отторжения от Бога, что и привело к современной катастрофе человека. Все эти размышления вновь приводят Бердяева к необходимости создания нового догмата о человеке, раскрываемого новой антропологией. В основе этой антропологии должно лежать новое понимание духовности. Именно человек, вскрывший это, способен на реализацию красоты в мире как его высшего состояния. Описав это высшее состояние в мире, Бердяев переходит к предельным вопросам. Он полагает, что без воскресения человека жизнь бессмысленна. Смысл не восстанавливают ни теории бесконечной жизни во времени, одной из которых является концепция перевоплощения, ни теории растворения человека в глобальном целом Божества или человечества. Но не всегда достигнутый в жизни духовный статус человека делает его достойным воскрешения. Не желая делить людей на потерянных и спасшихся, Бердяев предлагает новый выход, по которому необходимо не «однопланное» перевоплощение в этом мире, а «многошинное» перевоплощение в других мирах. Причём тело в качестве не материи, которая отмирна, а формы, как и душа в этом качестве, являются неотъемлемыми составляющими личности и сохранятся в ней в период всех перевоплощений. Признавая последующие перевоплощения, Бердяев признаёт наличие и предыдущей стадии домирного существования, поскольку не может допустить творения человека в этом падшем мире. Всё это идёт в русле доказательства изначальной укоренённости человека в Боге, его Глава 5. Философия Духа - окончательная философия Бердяева последующего отвращения и, наконец, окончательного единства, но с опытом испытанной свободы, внёсшей в единство энергийный прирост. Считая историю природы частью человеческой истории и предполагая вхождение истории в метаисторию, Бердяев рассматривает её в качестве испытания человеческой свободы. Такое испытание должно завершиться вхождением Царства Духа, что будет сопровождаться раскрытием религии Духа. При этом для Бердяева нельзя однозначно разграничивать Дух и Святой Дух, поскольку не в человеческих полномочиях отказывать Святому Духу в его присутствии. Именно наступление эпохи Духа приведёт к концу вещей и новому мировому зону, что задаёт смысл человеческому существованию. Но человек должен осознавать, что в своём стремлении к концу, т. е. спасению, он должен быть не только с Богом, но и с остальными людьми и всеми существами космоса. Поэтому человек должен отважиться на великую миссию совместного с Богом преображения мира и других людей, сотворчества. Посвятив только одну первую главу «Экзистенциальной диалектики» критике сложившихся форм откровения, спустя год Бердяев ощутил недостаточность раскрытия этой темы. Неожиданно в ночь на 25 октября 1944 г. он во сне задумывает проект и план новой книги. Как и предыдущие книги по христианству, эта книга для него не теологическая, а философская. Впоследствии в главе, выясняющей его отношение к религии, мы рассмотрим, почему философ избирал не теологический способ рассмотрения. В целом, Бердяев задумывает пересмотр традиционных взглядов христианства с позиций вновь открытых им истин, что он расценивает, ни много ни мало, как пересмотр «в свете Духа и истины» [б, с. 5]. Замысел Бердяева перекликается с замыслом «Критики чистого разума» Канта. Там человек судил человеческий разум с целью выявления его границ и устранения созданных им иллюзий, здесь же, в задумываемой Бердяевым «Критике откровения», пафос радикальности названия которой он в процессе окончательной доработки книги несколько снижает, введя в него термин «пролегомены», человек судит человеческое восприятие откровения, чтобы очистить от человеческих привнесений, не только не идущих из Божественной реальности, но и противоречащих ей. Начальное открытие Бердяева, на котором он строит все последующие размышления, заключается в выявлении того, что только человек может быть реципиентом откровения и вне него откровение невыявимо. Метафизически это основывается на том, что именно в человеке присутству- Часть 2. Взаимодействие жизни и творчества в философской судьбе Н. Бердяева ет элемент Божественного, что и позволяет выявить тождественное в тождественной среде. Отсюда делается вывод, что ложное, искажённое состояние человека, затмевающее Божественный элемент, искажает откровение, а его глубинное истинное состояние является условием истинного восприятия. Эта истина опирается не только на указанное обоснование, но и, прежде всего, на интуицию, полученную из собственного мистического самоуглубления, которое Бердяев считает состоянием экзистенциальности, в чём он несколько расходится с употреблением данного термина экзистенциалистами, не привязывавшими его исключительно к состояниям вдохновенного мистического экстаза. В этом состоянии человек выявляет свою подлинную природу, которую Бердяев определяет, перефразируя термин Канта, в качестве «трансцендентального человека». Бердяев видит в нём внутреннего ноуменального человека, изначально сотворенного Богом и не исчерпавшего себя в своей объективации реального человека, не истёкшего в неё. Трансцендентальный человек, в отличие от кантовской вещи в себе, имеет к себе доступ и поэтому проявляет себя через человека в мире, обнаруживая себя во всём великом. Поэтому критика откровения для Бердяева есть выявление этого человека и установление того содержания, которое идёт от него, что одновременно расценивается как через него, поскольку содержание этой его реальности и Божественной реальности тождественны. Разделяя святоотеческое убеждение, актуализированное славянофилами, что состояние достижения духовности человека есть состояние цельности, философ видит в целостности основной признак выявленное™ трансцендентального человека, в отличие от раздробленности падшего, объективированного человеческого существа. Поэтому утверждение особой значимости лишь отдельных составляющих человека без охвата его целостности по существу, что в современном мире выразилось как гипертрофия разумного начала, и придание его проявлениям сверхчеловеческого характера есть симптом падшести человека. Ущербен для Бердяева не разум, а его изолированное, оторванное от целостного существа человека превозношение. Отсюда он выводит задачу своей экзистенциальной = мистической философии, состоящую в возвращении разума в его естественные границы целостной человечности, в чём можно уловить созвучие отдельным интонациям Канта, также возвращавшего человеческий интеллект, разум в границы естественного рассудка. Утвердив в качестве ключевой идею того, что достигнутое трансцендентальное состояние Глава 5. Философия Духа - окончательная философия Бердяева человечности выступает исходным пунктом философствования, Бердяев с этих позиций подходит к пересмотру ряда основных проблем выявленного исторического христианства. Как и в большинстве работ, он начинает описание основных идей с гносеологической тематики. Здесь первой темой его рассмотрения является евангельский вопрос об истине. Исходя из выявленных ранее позиций, истина как главная цель человеческого познания достигается не реальным человеком, а преображённым человеком, человеком, преобразовавшим себя и свои способности вхождением в трансцендентальное состояние. В этом случае истина доступна не сознанию, а сверхсознанию как состоянию трансцендентального человека. Поскольку, как выявлено ранее, для Бердяева трансцендентальный человек находится в состоянии богопричаст-ности и богообщения - истина богочеловечна. При обращении к субъектам космоса истиной является их осмысливание, что есть преображение их реальности в более совершенное состояние. Это расценивается как теургия или совершаемое с Богом творчество. Однако истина не есть состояние отдельного человека, достигшего божественных высот, поскольку доступ к богочеловечности открыт каждому человеку, она коммюнотарна, она распространима на всех и предоставлена всеобщему восприятию путём внутреннего общения. Так Бердяев вводит в своё понимание истины соборное сознание, что, по его мнению, освобождает его позицию от индивидуалистического изоляционизма. Однако, восходя к пониманию общего, которое Бердяев хочет понимать как универсальное, он сразу же дистанцируется от реальности внешне общего, которая выступает одним из проявлений объективации. Повторяя достигнутое ещё в книге по социологии познания убеждение, что общие правила возникают вследствие социальной объективации, он утверждает, что внешние правила есть рабство у коллектива. Желая размежевать истину с объективной реальностью, которую он с позиций своего эзотеризма оценивает как результат объективации, он отказывает ей в возможности управлять этой реальностью. Истина осуществляется лишь в проникновении во внутреннюю реальность мира, которая находится вне субъект-объектного разделения. Поэтому она не включает в себя категорий полезности и долженствования, столь характерных для нашего мира. С позиций определённой таким способом истины он переходит к постановке вопроса о подлинности содержания исторического от- Часть 2. Взаимодействие жизни и творчества в философской судьбе Н. Бердяева кровения. Перед Бердяевым как верующим мыслителем XX в., стремившимся возродить христианство и убедить человечество в его значимости, научная и религиозная критика священных писаний и преданий ставила серьёзную проблему. Как отстоять истинность христианства в свете выявленных привнесений, противоречий и отсутствия исторических доказательств большинства его данных? Даже ключевая фигура Христа стала рассматриваться либо как продукт мифотворческого сознания религиозного коллектива, либо как гипостазирование в божество простого человека. По сути дела, данный спор воспроизводил возникшие на заре христианства монофи-зитские толкования природы Христа либо только как Бога, либо исключительно как праведного человека. Данные истолкования, ставившие перед серьёзным затруднением многих теологов, лишь укрепляли Бердяева в правильности выбранного пути. Внешнее, объективированное, т. е. общепринятое экзотерическое христианство переживает крушение, и поэтому необходим переход к внутреннему, эзотерическому христианству. Исторический авторитет, с помощью которого пытались отстаивать христианство, по мнению Бердяева, является продуктом объективации, и поэтому должен быть отвергнут. Расширяя круг своей аргументации, он заявляет, что никакие внешние критерии, идущие от мира, не могут укрепить христианство, а лишь искажают его. Поэтому опровержение этих критериев помогает истинному пути. Истина христианства достижима, по Бердяеву, лишь в состоянии вхождения в Дух, который и есть истина. Поэтому она для него является Богом, который раскрывается в познании и вытекающей из него духовной мысли. Эта истина и есть откровение. Такое откровение богочеловечно, поскольку предполагает взаимное стремление двух реальностей. Поэтому человеческая готовность к откровению определяет его выявленный характер. По сути дела, Бердяев в новой вариации повторяет догматическое истолкование природы Исуса Христа, которое он распространяет на природу откровения. Опираясь на эту посылку, Бердяев объясняет историческую изменчивость откровения, в которой он усматривает «ступенность». Именно по мере развития человеческого сознания по определённым ступеням в соответствии с его широтой и глубиной выявляется откровение. Рассматривая этот процесс снизу - от человека, Бердяев, тем не менее, видит не одну человеческую активность, а «пронизывание человека Божественным лучом» [б, с. 52]. Так в активности человека присутствует Бог, но Глава 5. Философия Духа - окончательная философия Бердяева при обязательном соблюдении свободы. Если выразить эту идею Бердяева посредством наглядного образа, то можно представить такое зеркало, которое светит отражением солнца, но при этом привносит в луч и нечто своё. Исследуя характер «ступенного» развития сознания, Бердяев усматривает, что изменение происходит не эволюционно, а революционно. Каждая прежняя ступень разрушается прорывом из другого мира. Сама необходимость разрушений обосновывается сдерживающим характером мировой реальности, стремящейся всё динамичное привести к статичному и поэтому сопротивляющейся вечному движению Духа. Таким образом, революционность базируется на концепции дуализма миров. Определив общий характер исторической проявленности откровения, Бердяев выделяет три формы его объективации в соответствии с установленными им тремя сферами объективации: космической, исторической и культурной. Это космоморфизм, социоморфизм и антроморфизм. Очищение от этих объективации происходит, по мнению философа, путём обращения к трансцендентальному человеку, который постигает, что подлинно человечен только Бог, сам же по себе человек бесчеловечен. Поскольку в условиях состояния мира до сих пор всякое духовное явление притягивается к мировой данности, находится в некоторой степени объективации, постольку даже ведущие догматы христианства лишь символичны. Догматы хотя и идут из иного бытия, но выражены в формах человеческого интеллекта. Однако всякое интеллектуальное выражение условно, поскольку интеллект имеет ограниченный характер, не выражая целостности духа всего человека. Поэтому догматы подлежат мистическому развоплощению, которое и приведёт к необходимой целостности. А так как теология догматична и лишь философия, как её понимает Бердяев, мистична, догматы должны быть философски переосмыслены. В этом мыслитель видит революционный характер философии, которая очищает религиозные истины от всех видов объективации. Таким образом, придав своей философии мистический характер и переведя её в ранг экстатического восприятия, которое превращает входящего в её продуцирование в трансцендентного человека, Бердяев делает её универсальным средством очищения откровения. Он настаивает на субъективности этого процесса, поскольку объективность для него синонимична объективации. Двигаясь в русле такого переосмысления традиционных догматических подходов, философ переосмысливает концепцию креаци- Часть 1. Взаимодействие жизни и творчества в философской судьбе Н. Бердяева онизма, являющуюся центральной для христианского миропонимания. Отвергая монологическое творение мира Богом из ничего, при котором человек и мир - ничто, а Бог - всё, Бердяев, исходя из установленной им идеи несотворённой свободы, строит диалогическую концепцию творения. Бог творит, поскольку в свободе просыпается голос другого, человека, который отвечает на Божий призыв. Философ, желая снизить остроту критики этой позиции со стороны христианских теологов, вводит эту идею не под своим авторством, а ссылаясь на близкую идею Булгакова о том, что сотворение человека происходит только по его согласию, но оговаривая, что данный взгляд более допустим для его теории, чем для целостности мировоззрения самого автора, которого упрекает в божественном монизме, отрицающем реальность внебожественной свободы. Этот вывод вплотную подводит его к рассмотрению ещё одной проблемы христианства, которую он считает кардинальной, хотя острая постановка её впервые производится именно в его творчестве, появляясь в «Философии свободы». Это проблема соотношения свободы и бытия. Поскольку свобода соучаствует в творении, она - «до» бытия. Она реализует себя в творческом акте. Поэтому творческий акт не является односторонним актом Бога, но диалогичным ответом свободы. Однако со стороны свободы этот акт может носить искажающий характер, и тогда свобода обращается в свою противоположность -рабство. Такая возможность скрыта в непросветлённой божественным участием свободе. Так, просветлённая свобода является высшим и благодатным её типом, истинной реализацией богочелове-ческих отношений, а непросветлённая - фатумом, роком неизбежности порабощения человека, вызванным им своим исключительным своеволием. В этом Бердяев видит тайну богочеловечности человека и объясняет его падение. Для реального человека фатум проявляется в цепи необходимьк событий, а достижение возможности богопричастия, диалога Бога и человека - в актах творчества. Такая вторая свобода в мире выявляется в противостоянии необходимости. Поэтому яркий признак этой свободы - борьба. Эта борьба происходит при выхождении человека из состояния эмпирического существования в состояние трансцендентальное™, и она предполагает революцию сознания, освобождающую от власти объективных реальностей, и перенос центра в экзистенциальную субъективность. Философ выявляет, что данный процесс происходит в исторической среде, что и создаёт новый комплекс проблем для осве- Глава 5. Философия Духа - окончательная философия Бердяева щения. Переворот, преображение, революция из свободы заключается не в уходе от истории как внешне насилующей человека реальности, а в погружении истории вовнутрь. Тогда человек начинает выявлять тождественность мировых эпох состояниям своего духа. Бердяев приходит к выводу, что отдельные эпохи более близки его мысли, тем самым, видимо, проявляя свою близость к идее неоднократности человеческих воплощений, но, утверждая универсальность человеческого существа (трансцендентальный человек), вмещающего всю историю, он всё же акцентирует внимание именно на принадлежности человеку всего исторического опыта. Обращаясь к графическому образу, активно используемому немецкими романтиками, философ говорит, что в этом опыте как движении по горизонтальной плоскости человек должен выявить вертикальный вектор устремлённости, как вход в метаисторию. Это не освобождает человека от заботы о судьбе мира, на чём настаивали гностики, поскольку все субъекты мира ценны для Бога, а означает творческое усилие по взаимному стремлению вверх. Однако это встречает сопротивление необходимости, в которой протекают процессы природы и истории. Это ещё раз приводит к подтверждению того, что свобода есть борьба, она требует жертвы и самоотдачи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|