Философия Духа -окончательная философия Бердяева 4 страница
Глава 5. Философия Духа - окончательная философия Бердяева имя свободы другой личности, которая видится в её идеальном состоянии, т. е. в Боге. Таким образом, отказ должен быть осуществлён лишь в мистическом погружении в подлинную природу другого и во имя её подлинных потребностей, а не для реализации внешних желаний, исходя из мирских притязаний. Данный подход был выработан не только из переосмысления мистических видений, но и основывался на опыте его жизни. Так, в «Самопознании» Бердяев указывал, что в жизни он боялся проявлять своё чувство жалостливого участия к людям, опасаясь, что внешняя жалость может отвлечь его силы и приковать его дух к мирским обстоятельствам, препятствуя духовным поискам. Хотя в его жизни это компенсировалось деятельностью жены, которая в последний период своей жизни много занималась благотворительностью, да и сам философ проявлял крайнюю заботу к родителям, друзьям и более всего - к жене. Свою последнюю книгу Бердяев заключает размышлениями о мистике, как бы определяя основное направление своего поиска. Из всех существующих видов мистики он признаёт позитивной только ту, которая не погашает собственный субъект, а развивает его. Применяя к осмыслению мистики опыт психоанализа, он выявляет, что неблагоприятна та мистика, которая пытается погрузить сознание в подсознание. Он заявляет, что позитивна только та мистика, в которой опыт сверхсознания1, погружаясь в сознание и проходя через него, достигает подсознания. Определяя такую мистику как духовную, Бердяев настаивает вместе с тем, что её истины должны переводиться в мир, что реализуемо в творчестве. Это говорит о том, что в своих последних взглядах мыслитель пытается утвердить некую синтетическую конструкцию деятельности, объединяющую созерцание и действие. Её он называет профетической мистикой. Характеризуя её основной признак, философ пишет, что внесение в мир нового смыслового содержания даёт существам мира смысловой прирост, тем самым преображая их. Именно с выявлением новой мистики Бердяев связывает победу Царства Духа над Царством Кесаря. Поэтому заявленный в последней работе замысел новой книги о мистике перерос, как установил, работая в парижской части архива, Безносов, в план книги о творчестве [47, с. 342], где намечается развитие мыслей, обозначенных в последней главе. Опираясь на новую творческую мистику, человек, по
1 Введение категории «сверхсознание» дополняет психоаналитические конструкции. Часть 2. Взаимодействие жизни и творчества в философской судьбе Н. Бердяева замыслу Бердяева, должен был освободить себя от рабства у падших состояний своей природы и природы субъектов мира, как в своё время христианство выявило личность путём освобождения человека от зависимости у природы. Преобразуя, исходя из своих воззрений, опыт христианства, Бердяев заявляет, что в новую мистику должна войти аскеза, очищенная от самоизоляции и состоящая в укреплении и организации духа для последующей творческой активности. Расширяя данный подход, Бердяев выводит, что новая позиция не отрицает достижений христианской религии, а преображает их с позиций мистики, всегда лежавшей в основании религиозного знания, но искажавшихся ввиду постоянно совершавшейся объективации религиозного сознания. Ещё одним кардинальным новаторством новой мистики является то, что она есть не только индивидуальный путь души к Богу и уходу от мира, а «принятие внутрь себя всей социальной и космической жизни, путь активного преобразования мира» [47, с. 343]. Исходя из открытой им новой формы духовного опыта, философ пытается развить новое понимание жизни церкви. В духовном руководстве человечеством священников как представителей изолированного духовного сословия должны сменить духовные аристократы - философы-мистики как особый тип монашества в миру. Эти люди осуществят своё призвание, переводя открытые ими в духовном содержании истины на язык всеобщего понимания и направляя деятельность людей других творческих призваний, связанных с реализацией, будут претворять эти истины в жизнь. Любопытно, что в последнем замысле глава «Творчество и познание» намечается в качестве заключительной, хотя глава с одноимённым названием расположена и в середине, после чего идёт рассмотрение проблемы творчества и труда. Можно предположить, что в срединной главе философ собирался рассмотреть направляющую роль людей познания в отношении к людям труда, а в последней окончательно определить направленность их жизни как аристократизм духа, ведь не случайно, в соответствии с общей логикой его рассмотрения, подобной колебанию от одного полюса противоположности к другому, она предварена главой «Творчество и сострадание», где этот аристократизм предварительно смирён противоположной направленностью. Этот проект будущей организации жизни близок позиции Соловьёва, однако тот не устранял духовного сословия и не передавал приоритета духовности от религии к мистической философии.
Глава 6 ОБЩИЕ КОНТУРЫ ЭВОЛЮЦИИ ВОЗЗРЕНИЙ Специфической особенностью русской мысли Серебряного века и Бердяева как выдающегося её представителя является то, что, в отличие от западноЯ она основывается не на философеме, а на мифологеме. Поскольку мифологема выразима в качестве образа особого типа -смыслообраза, который является выражением протоформического мышления - задачей философа становится переведение этого образа на язык мыслительных конструкций. Близко к нашему пониманию подошёл друг Бердяева и исследователь его творчества Э. Порре: «Идеи никогда не формулируются в терминах нашей обычной логики: житель Запада рассуждает и объясняет, Восточный видит и описывает. У нас впечатление, что Бердяев созерцает то, о чем он говорит, так, что такие понятия, которые нам кажутся очень отвлечёнными, для него чрезвычайно конкретны, так как он их видит» [141, с. 12].
В основе эволюции взглядов Бердяева лежит смена угла восприятия смыслообраза, которая вызывала изменение его самого. Центральным объектом наблюдения Бердяева было усмотрение сущности и метафизической роли человека в динамике отношений с Божественным. Он полагает, что отношения этих сущностей находятся в прямо пропорциональной зависимости. На протяжении своей духовной эволюции русский философ занимает три позиции созерцания. Вначале он исходит от реального человека и стремится к Богу в ипостаси Сына и через Него к ипостаси Отца-Творца, затем он разочаровывается в реальном человеке и исходит из ипостаси Сына, но при этом снижается значимость реального человека, что при установленной им координации Творца и творения снижает значимость самого Творца, а затем он вновь переходит к человеку, но теперь уже не реальному, а идеальному, трансцендентальному, который от лица Духа выходит к единству с Сыновней и Отчей ипостасями, вновь восстанавливая значимость Творца. Изменение точки зрения вызывает изменение смыслообраза, под новым углом зрения соотношение его частей видится по-иному. В первой позиции, где человек является отражением Бога, Бог вмещает в себя Часть 2. Взаимодействие жизни и творчества в философской судьбе Н. Бердяева тёмное начало, а человеку отводится активная мировая роль как проекция внутренней активности Бога, движения в самом Божестве по претворению тьмы в свет. Во второй позиции, где человек становится не отражением, а искажением Бога, происходит концентрация внимания на Божественном, при этом тёмное начало выводится из Него и переносится в человека. Но при отсутствии смены модели соответствия это сразу же обессиливает Бога, делает его творческую активность слабой и зависимой от потенциала темного начала, которого он лишён. Тёмное начало начинает определять не только человека, но и Бога как их общая основа. Этот смыслообраз начинает противоречить эсхатологическому оптимизму духовных воззрений Бердяева, и это приводит к третьей позиции. Русский философ приближает человека к Богу, но уже не как реального человека, поскольку реальная действительность его существования свидетельствует об обратном, а как идеального. Тем самым Ничто приближается к Богу, лишается характера противостоящей ему силы, выступая субъектом диалога. Реальный же человек становится выражением состояний идеального человека.
Истоком каждого этапа выступало переживание разрыва связей Богочеловеческого отношения. Внешне это выражалось усилением чувства греховности человека. Вначале, на первом этапе творчества, разрыв был прёодолён нахождением синтеза на полюсе человека, в силу чего он в своём развитии, восстанавливаясь до пер-восозданного человека, приобретал характеристики человека-кос-миурга. Затем из разочарования в космиургическом стремлении возникает новый разрыв, который преодолевается на полюсе Бога, выступающего Богом-искупителем. Но возвеличивание Бога за счёт низложения человека обесценивает его, что порождает новый разрыв. Это приводит к третьему этапу синтеза, который опять совершается на полюсе человека, но теперь уже не человека как реального существа, как это было на первом этапе, а человека как перво-создания, находящегося в единстве с Богом. Реальный человек определяется при этом как отпадение от подлинного человека. Исходя из этой модели, можно установить рост эзотерических настроений. Ко второму этапу интерес переключается с земного на небесное, параллельно чему усиливается концентрация внимания на проявлениях в земном зла, а затем, на третьем этапе, сам человек разрывается на небесного - как личность - и земного - как индивид, чем окончательно усиливается эзотеризм. Глава 6. Общие контуры эволюции воззрений Мы раскрыли мысль Бердяева подобно постижению картины великого художника. На этот путь указал Эжен Порре во введении к книге «Николай Бердяев и христианская философия в России»: вначале нужно обратиться к образу в целом, затем углубиться в прояснение деталей и лишь после вновь воспринять целое, но уже с учётом прошлых смыслов, выявленных в деталях. Однако в этой работе автор не детализировал своей великой идеи, оставив её в качестве догадки. Мы же, вначале определив специфику смыслотвор-чества, её направленность и жизненный образ как целое, затем рассмотрели это в деталях жизненной биографии и после этого вновь поднялись к конституированию общего образа, рассмотрели его в качестве мифо символа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|