По ассоциации можно определить и культовый брэнд.
Стр 1 из 21Следующая ⇒ Дуглас Аткин Культ Брендов: Как сделать покупателя единомышленником
УДК 159.9 ББК 88.5 А92 Douglas Atkin THE CULTING OF BRANDS: WHEN CUSTOMERS BECOME TRUE BELIEVERS Перевод с английского А. В. Савинова Оформление СЕ. Власова Компьютерный дизайн В.А. Воронина Печатается с разрешения Penguin Group (USA) Inc. и литературного агентства Andrew Nurnberg. Подписано в печать 23.06.2005. Формат 84x108'/32. Усл. печ. л. 14,28. Тираж 3000 экз. Заказ № 7649. Аткин, Д. А92 Культ брэндов: как сделать покупателя единомьшшенником / /Луг-лас Аткин; пер. с англ. А.В. Савинова — М.: ACT: ACT МОСКВА: Транзиткнига, 2005.--27Ц [2] с. ISBN 5-17-031349-7 (ООО «Издательство ACT») ISBN 5-9713-0093-8 (ООО «ACT МОСКВА») ISBN 5-9578-1883-6 (ООО «Траюиткнига») Дуглас Аткин — директор по стратегии известного американского рекламного агентства «Меркли и партнеры». На его счету немало успешных кампаний, в том числе и реклама «Мерседеса-600». Создание культового брэнда — мечта любого предпринимателя, и никогда еще потребность в таких брэндах не была СТОЛЬ ОСТРОЙ! Как создать такой брэнд, чтобы покупатель поверил в него и стал вашим постоянным клиентом? Как превратить потенциального покупателя в своего единомышленника? Как установить с ним тесную связь, в том числе и на эмоциональном уровне? Как сделать его приверженцем именно ВАШИХ ИДЕЙ, потребителем ВАШИХ УСЛУГ И ТОВАРОВ? Прочитайте эту книгу — и вы откроете дверь в большой бизнес! УДК 159.9 ББК 88.5
© Douglas Atkin, 2004 © Перевод. А.В. Савинов, 2005 © ООО «Издательство ACT», 200
Благодарности В создании этой книги можно обвинить много людей, но прежде всего виновата Лайза Капуго, президент «Уимин», отделения «Ситигруп». Это была ее идея опубликовать данный материал, и именно она привела в действие механизм, представив меня несравненной Джони Эванс. Джони — это сама Знаменитость, чье обаяние, интеллект и репутация покорили издательский мир. Я определенно влюбился в ее манеру ободрять, критиковать и направлять в нужные моменты. Она сыграла очень важную роль.
Вклад РайанаБартона и Патрика Кайзера тоже был очень важен. Когда-нибудь они станут знамениты. Неоценимыми были советы и опыт Дуга Гаррса, благодаря которым он знаменит уже сегодня. А какая команда в издательстве «Пингвин»! Адриан Зак-хейм, издатель, и его группа были великолепны. Редактор Стефани Ланд тактично давала мудрые советы (ведь так легко обидеть), а Уилл Вейссер целиком посвятил себя этому проекту. Мой друг и писатель Дуглас Рашкофф вдохновлял меня на ранних стадиях проекта, как и доктор, Боб Дойч. Настоящими героями этого предприятия язляются все мои коллега в «Меркли ныоман харти». Они послушно мирились с тем, что книга отвлекала меня от работы. Это особенно относится к плановому отделу — лучшему в стране. Суперспециалисты по планированию, Марго Гровер, Джа-нет Оук и Энн Мэри Дэвис, помогали непосредственно, как и Хамиш Чандра, Джейсон Ча и Дон Туланон — троица очень талантлизых и всегда готовых прийти на помощь молодых специалистов. Вся группа с достойным рвением взяла на себя дополнительную работу и работала так успешно, что я ими горжусь. Мои партнеры Алекс Геллерт, Стив Харти, Энди Хирш, Перри Меркли, Марти Орсио и Рэнди Саитта оказали необыкновенную эмоциональную поддержку и предоставили ресурсы для выполнения этой работы. И наконец, должен поблагодарить самую безропотную и умную «соломенную вдову» Мэттью, вынесшую соперничество этой книги.
Содержание Благодарности…..……………………………………………..............................2 Введение ………………………3 Глава 1. Великий парадокс культов. Почему люди к ним присоединяются ………………………..8
Глава 2. Вы отличаетесь — мы тоже отличаемся ………………………..16 Глава 3. Мы вас любим ………………………..25 Глава 4. Ты принадлежишь ………………………..36 Глава 5. Культ — спорт контактный ………………………...42 Глава 6. Мы участвуем в этом вместе ………………………...48 Глава 7. Это то, во что мы верим ………………………...55 Глава 8. Символизм ………………………...63 Глава 9. Приверженность должна быть обоюдной ………………………...67 Глава 10. «Живите и размножайтесь» ………………………...74 Глава 11. Напряжение. Управление отклонением от нормы……………………………………………………………………...79 Глава 12. Культ родился ………………………...88 Глава 13. Культ слабеет, церковь укрепляется ………………………...94 Глава 14. Кто управляет культом ………………………...101 Заключение ………………………...107
Введение То, что между культами и брэндами существует возможная связь, становилось для меня все очевиднее, когда я наблюдал за ходом работы в одном из нью-йоркских исследовательских центров поздним холодным вечером. Восьмерых человек попросили поделиться своими чувствами по поводу хорошо известной марки кроссовок. Они выражали такие сильные чувства, которые я считал возможными только в толпе прихожан. Их язык напоминал библейский, страстность граничила с фанатизмом. Они обрели новую веру. Это было тем более парадоксальным, что незадолго до этого я присутствовал на совещании встревоженных маркетологов, с беспокойством утверждавших, что у потребителей пропала приверженность этой марке. На рынке было слишком много одинаковых продуктов. Потребитель был королем, а маркетологи его слугами, молившими, чтобы он уделил частицу внимания их торговой марке, прежде чем перейти к следующей. Они явно не встречались с теми потребителями, за которыми я наблюдал в этой лаборатории. Откуда появилась такая приверженность, напоминавшая идолопоклонство? Как можно благоговеть перед такой банальной вещью, как обувь? Можно ли воспроизвести такую преданность для других брэндов? Вероятно, размышлял я, ответы на эти вопросы можно было найти, изучая крайнее выражение религиозного рвения того типа, который встречается в культах. Если преданность этихлюдей граничила с культовой, то почему бы не взглянуть на настоящую, культовую приверженность? Каким образом культы формируют эту знаменитую сильную привязанность? Как несколько существующих культовых брэндов создают глубокую заинтересованность потребителей? Не действует ли здесь примерно одна и та же динамика? А если так, то нельзя ли перенести методы формирования приверженности из одной области в другую?
Тем вечером я решил попытаться ответить на эти вопросы, изучая организации, которые формировали культовую привязанность независимо от того, относились ли они к религиозной или мирской сфере. В последующие годы я встречался с членами культов, как известных, так и незаметных, встречался с главными исполнительными директорами компаний и приверженцами брэндов этих компаний, встречался с солдатами, поклонниками сериала «Звездные войны», фанатами и психологами-реабилитаторами. Пользователь компьютера «Мак» сказал мне, что пользователи ПК нуждаются в небесном спасении, а один член культа настаивал, что его религия — это брэнд. Уместно и этично ли такое исследование Но разве культы не являются манипулятивными, порочными организациями, направленными на эксплуатацию легковерных людей? Должны ли они рассматриваться с точки зрения коммерческой прибыли? И возможно ли считать, что кто-то — по крайней мере в больших масштабах — будет испытывать к брэнду такую же приверженность, как к религии? Ведь духовное и светское — это действительно два разных мира. Давайте сначала рассмотрим последний вопрос. Духовный и светский мир сходятся все ближе, нравится нам это или нет. И во многом этот процесс обязан религиозным организациям. Так называемые мегацеркви (сегодня в Америке их насчитывается более семисот с тремя миллионами прихожан) строят торговые центры, чтобы необращенные, после того как пройдутся по магазинам, могли ознакомиться с их религией, а также фитнес-клубы, в которых после физических упражнений можно проводить духовные. Некоторые процветающие евангелистские церкви для привлечения новых «клиентов» применяют классические маркетинговые программы с использованием рекламы, почтовых и электронных рассылок. Некоторые церкви для строительства храмов используют тот же тип маркетинговых данных, которые могли бы использовать «Уол-март» или «Таргет» для размещения своих магазинов в тех районах, где испытывается их нехватка.
Такой процесс использования мирских и коммерческих инструментов неудивителен, поскольку религиозные организации с ревностью наблюдают за тем, какую приверженность могут вырабатывать брэнды. Многие религии позавидовали бы «палаточному городку», в котором собрались сорок пять тысяч любителей автомобиля «сатурн», чтобы Целую неделю приветствовать возвращение любимого брэнда. Количество выкриков «Аминь» и одобрительных возгласов во время одной из речей Стивена Джобса на выставке «Маквуорлд» скорее присуще форуму евангелистов, прославляющих Господа, чем собрание энтузиастов на презентации нового жесткого диска.
Однако настоящая причина сближения мирского и духовного становилась яснее по мере того, как продвигалось мое исследование. За привлечением к брэндам и культам стоит одна и та же динамика. Методы могут различаться по степени интенсивности (хотя это бывает не всегда), но не по типу. Если немного подумать, это неудивительно. Излагая причины приверженности и присоединения, объекты исследования говорили о необходимости принадлежать к чему-то, быть значимыми, почувствовать безопасность, иметь порядок в мире хаоса и какое-то своеобразие. Это присуще человеческой природе. Если вы имеете дело с чем-то привлекательным и готовы на что-то согласиться, то это универсальные постоянные. Эти важнейшие человеческие потребности обнаруживали все мои собеседники — мормон или кришнаит, рокер на «харлее» или морской пехотинец. Духовное и мирское связаны неотъемлемыми желаниями человеческого естества, которое ищет удовлетворения везде, где можно. А индустрия коммерции предоставляет для этого все больше и больше возможностей. Мы не должны удивляться, что по мере того, как наш мир становится все более потребительским, то же самое происходит с институтами и сообществами, обеспечивающими значимость и своеобразие личности. Давайте кратко рассмотрим этический вопрос. Разве эта книга сомнительна в этическом отношении? Будет ли вам неприятно ее читать? Я твердо уверен в обратном. Эта книга исходит из того, что культы — это хорошо, это нормально и что люди вступают в них по веским причинам. Призываю отложить все предубеждения, которые могли возникнуть у вас из ярких картин массовых самоубийств и самосожжения, показанных на страницах «Тайм» и «Ньюсуик». Популярное представление о культах состоит в том, что это манипулятивные, пагубные и вредные организации. Некоторые культы действительно такие, именно они появляются в заголовках газет каждый раз, когда нарушают наши моральные нормы и законы. Тем не менее, большинство культов в современной Америке никогда не давало повода для обвинений. Они выполняют свою задачу, предоставляя чувство общности и значимости, пусть и нетрадиционными методами.
А кто сказал, что все неординарное должно осуждаться? Культы тысячелетиями существовали в качестве жизненно важных организмов социальной эволюции. Все мировые религии когда-то были культами. Две тысячи лет назад христианство представляло собой лишь один из нескольких мистических культов восточного Средиземноморья. Можно говорить о том, что Америка была основана поклонниками одного из культов. Пилигримы, высадившиеся на Плимутскую скалу (классическое мифологизированное событие), были отколовшейся группой от опасного движения в Англии XVII века, члены которого называли себя сепаратистами. Все крупные социальные и религиозные движения начинались с горстки преданных последователей, подвергавшихся гонению за то, что они отличались от всех остальных. Кто может знать, какой культ в сегодняшней Америке через несколько столетий станет преобладающим культурным движением? Крайне спорное (а потому преследуемое) маленькое сообщество в штате Нью-Йорк в XIX столетии породило то, что сейчас считается будущей мировой религией. Темпы роста церкви Иисуса Христа святых последних дней (более известной как мормонская) примерно равны темпам роста христианской церкви в ее первые столетия — сорок процентов за десятилетие. Культы — нормальная, необходимая черта внутренне здоровой культуры, которая атрофировалась бы в их отсутствие. И членами их являются нормальные люди. Взгляды, которые мы перенимаем у членов культов, и методики, которые используются для формирования приверженности среди них, переносятся в более общий контекст. Люди, присоединяющиеся к культам, скорее всего, похожи на вас. Распространенный образ члена культа заключается в том, что это психологически неполноценные, легковерные и отчаявшиеся личности. Хотя некоторые соответствуют этому образу, большинство членов культов обычные люди. С точки зрения демографии это в основном выходцы из благополучных, обеспеченных семей с развитием и образованием выше среднего уровня. Кстати, это хорошая целевая аудитория. Если немного подумать, можно прийти к мнению, что членами успешных культов (которые мы будем изучать) не могут быть социально неприспособленные и эмоционально неуравновешенные люди. Чтобы обращать в свою веру и притягивать к себе, сторонники культа должны быть достаточно привлекательными и социально обустроенными. В большинстве своем люди не присоединяются к организации социальных неудачников. Их влекут такая религия, как мормонская церковь, и такие брэнды, как «Сатурн», о которых говорят. И говорить должен тот, кому потенциальный новообращенный будет доверять и уважать. Отложите также предубеждения относительно культовых брэндов. Они не обязательно занимают небольшую нишу, а их сторонники не представлены в широких секторах рынка. Эта книга будет рассматривать главным образом крупные или ведущие торговые марки, такие как «Харлей-Дэвидсон», «Сатурн», «Мэри Кей» и «иБэй». Исключениями будут те брэнды и организации, которые, по моему мнению, находятся на пути к лидерству, используя методы культов, например «ДжетБлю». Да, крупные культовые брэнды существуют. Да, их приверженцами могут быть «обычные» потребители. Нет, их сторонники не обязательно оригинальные или самые продвинутые люди.
Важные темы Эта книга не практическое обозрение методик, которые применяются для выработки крайней степени привязанности. В ней говорится о культах, а также о мотивациях, желаниях и взглядах почитателей культовых брэндов, которые позволяют эффективно использовать эти методики. Почему члены культов жертвуют деньгами, временем, нередко своей работой, уважением коллег, а иногда даже семьей, чтобы посвятить себя организации, подвергающейся критике? Что заставляет людей становиться до абсурда преданными брэнду? Один человек, которого я интервьюировал, проводит субботы в компьютерном магазине, встревая в разговор продавца и покупателя о ПК, чтобы убедить последнего купить «Эппл» (он не работает в этом магазине). Что он от этого получает? Очевидно, что этим человеком руководит не просто энтузиазм по поводу характеристик продукта. В основе такой преданности лежит нечто другое (еще один мой собеседник сдувал пылинки с «Эппл», включал их и задвигал модели ПК в глубь торговых прилавков). Было много книг о программах поддержки и характеристиках продукта, которые могли сформировать такую преданность брэнду. Но было очень мало таких, где объясняются эмоциональные и психологические процессы притягательности и приверженности, даются причины, по которым нас интуитивно привлекает торговая марка и которые мы сами понять не в состоянии, и поэтому мы рассмотрим и то и другое. Мне хотелось бы изучить универсальные человеческие потребности (быть частью чего-то, быть значимым, осознавать собственную личность), удовлетворяемые широким кругом различных групп, и проанализировать вечные методы, которыми на протяжении веков применяли, чтобы удовлетворить эти потребности. Я собирал материал во всех группах приверженцев — от общественных и светских до религиозных и коммерческих. Я разговаривал с членами тайных культовых организаций, верующими признанных религий, исчезающих и растущих культов, женских объединений, фан-клубов, настоящими и бывшими морскими пехотинцами, вйкканами, членами кланов, анонимными алкоголиками, людьми, работающими в мощных корпоративных структурах, и поклонниками брэндов, будь то студенты, руководители высшего звена или домохозяйки. Я интервьюировал членов интернет-сообществ, поклонников различных брэндов, услуг, продуктов, фасованных товаров и роскошных брэндов. Я консультировал ведущего психолога-реабилитатора (которому больше подходит титул «советника по антисектантству»), главных исполнительных директоров успешных компаний, выпускающих культовые брэнды, и лидеров движений культовых брэндов. Это не весь список. И конечно, его можно продолжать до бесконечности. Я продолжал интервьюировать людей, даже когда книга ушла в печать. Каждый раз, когда я упоминаю об этом исследовании, собеседник предлагает еще один источник информации, еще один культ или культовый брэнд, который я просто обязан изучить. Однако в течение первого года работы (я начал исследования в 1997 году) стало ясно, что обнаруженные мной взгляды являются общими для всех форм приверженности, будь то члены группы «Фиш» или «Братство друзей» (сомнительный калифорнийский культ). В конце концов, все они имеют дело с человеческими потребностями, которые бесконечно важны и универсальны повсюду.
Что такое культ Мне следует начать с рабочего определения культа. Хотя я собирал информацию в широком диапазоне групп, книга концентрируется на культах и культовых брэндах. Наверное, самое доступное определение культа — это сравнение с феноменом, с которым его часто путают. • Культом обычно считается группа, строящаяся на новых идеях или идеях, фундаментально противоположных общепринятым. Идеологически он значительно отходит от преобладающих убеждений окружающей культуры и поэтому прогрессивен. • Секта скорее регрессивна. Она отделилась от основной религии вследствие своего желания вернуться к ее истокам. Ее приверженцы полагают, что основная религия скомпрометировала свою идеологию. Многие фундаменталистские группы являются сектами. Стоит заметить, что социологи от религии называют культы Новыми религиозными движениями (NRM) в попытке разделить то, что они считают вполне законным социальным феноменом, и общепринятое представление, которое вызывает сегодня слово «культ». Виргинский университет, ведущий академический источник информации о новых религиях, имеет собственную страницу в Интернете. Вот выдержки из заявления о намерениях. «Религиозные и человеческие культуры постоянно обновляются и укрепляются... Когда-то каждая религия только зарождалась. Исключений здесь нет. Кроме того, все мировые религии испытывают более или менее сильное давление как изнутри, так и снаружи, побуждающее их видоизменяться и приспосабливаться». Если мы определяем понятие культа, недальновидным было бы не включить определения антикультовых групп. AFF (Фонд Американской семьи, ФАС) имеет давнюю историю борьбы против культов и был основан родителями, обеспокоенными участием своих детей (часто взрослых) в новых религиозных движениях. Неудивительно, что его определение культа негативно. Оно достаточно близко соответствует общепринятому мнению и отражает точку зрения, что эти группы опасны своими заблуждениями (очевидно, что иногда так и есть). Культ: группа или движение, испытывающее сильную или чрезмерную привязанность или преданность некоторому лицу, идее или предмету и применяющее аморальные манипулятивные методы убеждения и контроля, направленные на достижение целей лидера группы, на причинение действительного или возможного ущерба (курсив мой. — ДА.) членам группы, их семьям или обществу. В наших целях я возьму это определение и приспособлю его (возможно, с некоторой долей наглости) для определения более типичного культа, который не связан с общеупотребительным мнением о психопатических лидерах и ущербных членах. Культ: группа или движение, испытывающее сильную или чрезмерную привязанность или преданность некоторому лицу, идее или предмету. Такая группа представляет собой четко ограниченное, преданное сообщество с мировоззрением, отличающимся от общепринятого. Она испытывает исключительную (то есть не разделяемую с другими группами) приверженность, а ее члены на добровольной основе часто становятся активистами и пропагандистами предмета своего почитания. По ассоциации можно определить и культовый брэнд. Культовый брэнд: торговая марка, в отношении которой группа потребителей выражает сильную преданность или приверженность. Такая группа представляет собой четко ограниченное, преданное сообщество с мировоззрением, отличающимся от общепринятого. Она испытывает исключительную (то есть не разделяемую с другими группами) приверженность, а ее члены на добровольной основе часто становятся активистами и пропагандистами предмета своего почитания. Существует столько определений, сколько имеется заинтересованных сторон, но нам подойдет и это. Вы, возможно, обратили внимание, что некоторые ключевые понятия в определениях культа и брэнда являются общественными или социологическими. Мы подробно рассмотрим их в следующих главах.
ГЛАВА 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|