Программу реализуют сами члены
Мормонство не имеет, оплачиваемого духовенства. Все обязанности духовного лидерства, обучения, организации и оказания благотворительной помощи оно возлагает на членов церкви. Епископы в мирской жизни могут быть адвокатами, врачами или предпринимателями. Кроме того преимущества, что большая часть церковных доходов освобождается от поддержки дорогостоящего духовенства, непрофессиональные священнослужители обеспечивают большее взаимодействие между членами организации и между ними и самой организацией. В каком-то смысле члены культа сами им руководят. Работа Райана, главного управляющего консалтинговой Фирмы по слияниям и приобретениям, требует большой отдачи, но он одновременно выполняет обязанности председателя церковной общины. Он отвечает за большое число округов и приходов в большой географической зоне. В четко очерченной, многоуровневой иерархии Райан координирует духовную и мирскую работу с локальными менеджерами каждого округа. Он, в свою очередь, работает с Верховным советом церковных общин, который также состоит из людей, имеющих работу в мирских организациях, - адвокатов, врачей, консультантов. Каждый беседовавший со мной человек - от основателя и президента «ДжетБлю» до Гарретта, недавнего выпускника колледжа - выполнял в церкви некоторую роль, которую в других организациях играет оплачиваемое духовенство. Каков результат? Близкие отношения с окружающими и организациией. Здесь существует вовлеченность, которую редко можно наблюдать в других институтах, за исключением, возможно, раннехристианской церкви до образования духовенства в IV веке. Мормонская церковь, естественно, является религией, и некоторая ее деятельность подходит только для религиозной организации.
Но не вся. Разве вы не можете ввести у себя программы благотворительности и доктринального обучения? Разве не можете вовлечь своих потребителей в реализацию культа? Насколько полна ваша база данных, и нельзя ли призвать кого-либо в помощь, чтобы ее обновить? Можно ли воспроизвести мормонскую стратегию контактов в коммерческом контексте? Большинство программ управления отношениями с клиентами (CRM, больше известных большинству населения как прямая рассылка и продажа на дому) печально известны своей неэффективностью ведения учета и обновления данных, они имеют относительно низкий уровень отклика. Ключевым фактором в подходе мормонов является то, что, во-первых, это программа для членов сообщества, которую реализуют сами члены сообщества. Это не отношения корпорация - клиент, а клиент - клиент, что само по себе является большой разницей. Это не безликая маркетинговая корпорация, отрывающая вас от обеда ради нескольких долларов, а товарищ по сообществу - возможно, друг, который зашел к вам по делу, представляющему взаимный интерес. Во-вторых, базу данных ведут сами члены сообщества. Это делает ее постоянно обновляемой и точной. Кроме того, ее ведение обходится дешево, так как члены сообщества жертвуют своим временем и усилиями. Наконец, природа этих контактов - принести удовлетворение. Предлог для частого общения членов сообщества заключается в том, чтобы предложить что-то очень ценное, будь то духовные или материальные сферы. Знание, что кто-то постоянно думает о вас и справляется о вашем благосостоянии, формирует очень прочную эмоциональную привязанность. Визиты мормонов предполагают услуги — материальные, например горячая еда для больного, или доктринальные, например чтение Библии. Наконец, они предполагают социальный контакт, который может быть просто приятным, например мороженое в парке.
Сообщество мотоциклистов «БМВ» не считает себя сообществом. В то время как члены культа «Харлей-Дэвидсон» рассматривают свою принадлежность как важнейшую часть опыта, владельцам мотоциклов «БМВ» нравится думать о себе как об одиноких волках дороги. Они истинные хозяева этой территории, остальные лишь претендуют на нее. Они независимые сервайвелисты шоссе. Они гоняют по дорогам лишь ради переживаний гонки, и все. Даже владельцы «Харлеев» говорят о них с уважением, как о настоящих мотоциклистах. Как сказал один из них: «Достаточно посмотреть на одометр, чтобы сказать, что это гонщик "БМВ"». Это сумасшедшие ребята, которые могут проехать от северной точки Аляски до южной оконечности Южной Америки. (Один мотоциклист, с которым я разговаривал, только что совершил с сыном поездку длиной десять тысяч миль.) Если мотоциклисты «БМВ» организуют слет, его цель - добраться до нужной точки. Владельцы «харлеев» обычно кладут свои машины в трейлер и выгружают их у бара, чтобы за кружкой пива насладиться сиянием хромированных деталей. Но они себя обманывают. Культ «БМВ» меньше известен чем культ одетых в черную кожу мотоциклистов, но тем не менее это культ. Как мы убедимся, у него есть свое крепкое сообщество. У этих мотоциклистов есть очень острое чувство взаимной ответственности (критически важный показатель прочности сообщества), они встречаются виртуально на веб-сайтах и реально на слетах. У них есть кодекс поведения и неписаная доктрина. Они считают, что отличаются от всех остальных, и больше всего верят, что становятся самими собой, когда гоняют на своих мотоциклах в обществе других владельцев «БМВ». И у них высокомерное отношение к мотоциклистам, ездящим на японских машинах. Культ «БМВ», как и культ мормонов, децентрализиро-ванный. Он очень мало требует от корпорации «БМВ» - всего лишь производства высококачественных машин. Сама корпорация очень изящно уважает независимую природу своей клиентуры. Она держится в отдалении, а когда напрямую общается с клиентами через рекламу на своем веб-сайте, брошюры и почтовые рассылки, то делает это в манере мотоциклист - мотоциклисту, а не корпорация - мотоциклист. Реклама составлена так, словно один ветеран дорог разговаривает с другим ветераном. Большая часть маркетологов и персонала рекламного агентства «БМВ» сами являч ются мотоциклистами, охваченными страстью к дороге.
Эквивалентом мормонской стратегии контактов в этом децентрализованном культе является деятельность АВМ (Ассоциация владельцев мотоциклов) «БМВ». Эта организация, насчитывающая 35 тысяч членов, управляется независимо от корпорации (независимо, но не враждебно). Своей целью она ставит «общение, основанное на совместном использованииидей, рантов, понятий и опыта, чтобы наши знания и опыт существенно увеличивались с помощью коллективного обучения и участия (курсив мой. - Д. А). Последней фразой можно опирать мормонскую стратегию контактов. Как она достигает поставленной цели? У них есть высокоэффективная база данных членов сообщества, «набранных на веб-сайте, через других членов, через дилеров и местные отделения ассоциации», как сказал представитель АВМ. Ассоциация управляется сообществом, информируется сообществом и местными «церквями», а все сведения сходятся в центральной базе данных. «Благотворительность» и обучение проводятся местными отделениями, которые проводят собрания раз в месяц, и национальным слетом, где царит «семейная атмосфера», как выразился представитель АВМ. Добровольцы проводят семинары на разнообразные темы — от технических вопросов до лучших маршрутов для поездок. Единственный оплачиваемый персонал работает в офисе. АВМ — одна из нескольких организаций мотоциклистов с похожими стратегиями контактов, чувством принадлежности к сообществу и вовлеченности в его дела. Например, в МАМ «БМВ» (Международная ассоциация мотоциклистов «БМВ») все члены называются президентами в знак признания того, что они являются собственниками брэнда. Сообществами мотоциклистов выпускаются два издания («НУ — На уровне» и «Вперед, "БМВ"»). Что, если вам нужно большее участие в стратегии контактов своего культа или сообщества брэнда? Допустим, вы не хотите бросать его на волю членов сообщества. Дон Хад-лер, бывший главный исполнительный директор «Сатурна», а сейчас владелец шести розничных автосалонов «Сатурн» в Техасе, был одним из вдохновителей многих знаменитых стратегий по созданию сообществ и контактов в этой автомобильной компании.
«Сатурн» представлял собой Святую Троицу. Производители — будь то менеджеры или рабочие — розничные продавцы и клиенты не делали различия между собой, разделяя приверженность брэнду, друг другу и сообществу брэнда в целом. Учитывая это, с самого начала контакты включали все элементы Троицы. Каждый месяц большинство продавцов «сатурнов» проводят семинары, чтобы объяснить азы обслуживания и выхода из критических ситуаций, например замену колес. Они, как правило, проводятся по вечерам, и продавец, кроме всего прочего, предлагает развлечения и барбекю. Приглашения рассылаются через месяц или три месяца после приобретения машины (как и у мормонов, создается контакт с новообращенными) либо со дня последнего посещения. Уровень отклика высокий: обычно от 35 до 50 процентов. Эти встречи «укрепляют решение клиента, сделанное в пользу нашего брэнда, и создают отношения, поддерживаемые на протяжении всей жизни». И это глубокие отношения. Во встречи вовлекаются все служащие продавца — от секретаря и механиков до консультантов по продажам, а не только служащие отдела работы с клиентами. Отношения поддерживают все и все являются частью сообщества. Это пример плодотворных контактов. Клиенты получают практическую информацию, еду, развлечения и даже налаживают дружбу между собой и служащими. Один из самых полезных моментов в том, что, когда машину клиента заводят на эстакаду, механики указывают, на что нужно обратить внимание. Это ломает вековую настороженность по отношению к механикам, проясняет конструкцию автомобиля и формирует доверие. Другие запланированные контакты включают звонок клиенту после каждой встречи с продавцом (обслуживание, ремонт, покупку), чтобы проверить, всели в порядке. Если автомобиль нуждается в замене, это обставляется так, что потенциально отрицательное событие для брэнда превращается в возможность для контакта. Дилер устраивает барбекю, раздает бесплатные билеты в местные рестораны, а персонал розничного продавца старается дать советы и успокоить клиента. Одним из централизованно организованных мероприятий местного значения для создания контактов была постройка детских площадок. Рабочие и служащие завода «Сатурн», - часто те люди, которые собирали автомобили, — местные розничные продавцы и клиенты вместе строили детские площадки в бедных районах. Все это финансировалось компанией и представляло собой плодотворный контакт и крайне полезное взаимодействие всех членов Троицы. По всей стране было построено более ста детских площадок стоимостью от 50 тысяч до 100 тысяч долларов каждая.
Продавцы часто устраивают встречи, которые могли организовать другие группы. Они приглашают водителей принять участие в ралли — иногда от 100 до 150 миль с угощением и развлечениями. «Сатурн» устраивает тематические дни в парках отдыха. Например, региональная группа продавцов на один день арендовала парк «Сикс флэгз» и пригласила всех владельцев. На одном из таких событий, организованном в Карроу-винде, недалеко от города Шарлотт, штат Северная Каролина, по словам Хадлера, появилось около десяти тысяч клиентов. На первый вечер встречи клиенты съехались даже из таких мест, как Алясйа и Тайвань. Другие приехали с Западного побережья. Самым популярным событием, как сказал Дон; была экскурсия по заводу. Когда он впервые предложил ее, рабочие беспокоились, что это замедлит движение конвейера и снизит производительность труда (такую озабоченность не часто можно услышать от рабочих, она служит доказательством ответственности перед сообществом брэнда). Кстати, за два последующих дня, когда проводи, лась экскурсия, был установлен рекорд производительности. Владельцы делали снимки тех, кто изготавливал их машины, изготовители снимали владельцев. Рабочие конвейера рисовали плакаты, и им помогали дети. Открыто ли участвует ваша организация в программе контактов или дистанцируется от уже существующей и позволяет реализовывать ее членам сообщества, такая программа должна иметься, если сообщество хочет быть крепким, Организация мормонов делает и то и другое. Его программа (и церковь) централизованно контролируется из Солт-Лейк-Сити через четко определенную иерархию и, официально признанную программу контактов, которая тем не менее реализуется членами сообщества. И саму программу, и базу данных ведут те, юфгполучает от нее все выгоды. Корпорация «БМВ» также все более вовлекается в деятельность сообщества. Но делает это способом, соответствующим чрезвычайной независимости его членов. Корпорация спонсирует семинары, на которых выступают владельцы мотоциклов, известные дизайнеры и многие другие. Вся реклама и сообщения построены на действиях реальных мотоциклистов, которые затем появляются на этих семинарах, чтобы поделиться опытом и дать советы. Язык и способы изложения материала говорят о сокровенном знании настроений настоящих мотоциклистов (кстати, это стратегия коммуникации компании: «"БМВ" - это неопровержимое доказательство настоящего мотоциклиста», - говорится в проспектах). Коротко говоря, компания поддерживает и финансирует существующее сообщество брэнда, не пытаясь его контролировать. Она признает, что у культа есть своя очень эффективная программа контактов, а ее роль сводится к содействию, а не к контролю. Лоренсу Кью? редоллу совсем не хочется вмешиваться в дела «сплоченной группы», которая на него работает для укрепления сообщества. ГЛАВА 6
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|