Освобождение от функциональных задач
«ДжетБлю» реструктурировала бизнес-модель с целью освободить команду от многих функциональных задач, чтобы она больше общалась с клиентами. Например, те, кто находится на передовой линии взаимодействия с клиентами — стюардессы, — не подают еду. Они раздают некоторые напитки и закуски, таким образом, освобождаясь для разговоров с пассажирами, помощи в наладке мониторов кабельного телевидения на каждом кресле и раздачи подушек и одеял. Когда самолет приближается к месту назначения, пассажиров просят помочь убрать кабину, чтобы облегчить стюардессам передачу смены. Последнее — это взаимодействие в его лучшем смысле. Клиенты и персонал вместе вовлечены в общую благородную задачу — сделать комфортнее пребывание следующих пассажиров. Просьба убрать самолет на другой авиалинии вызвала бы изумление, но она превратилась в своего рода игру между командой и пассажирами, которая заставляет потребителей чувствовать удовлетворение. Опросы потребителей показали безмерное благожелательное отношение к «ДжетБлю», отчасти вызванное желанием, чтобы в мрачном ландшафте индустрии победило что-то хорошее. Уборка самолета становится взаимодействием, заставляющим потребителя ощущать себя причастным к заботе о пассажирах в индустрии, где нормой стало равнодушие или издевательство. А с точки зрения акционеров, потребитель с удовольствием помогает выполнять бизнес-план. Его усилиями летают самолеты, снижаются затраты и одновременно повышается уровень услуг. 5. Продемонстрируйте любовь Как члены культа Муна (правильнее — церкви унификации) вербуют новых сторонников на своих знаменитых уик-эндах? Они применяют метод, который назвали «демонстрацией любви». Он заключается в непрерывной серии упражнений — часто утомительных, — которые заставляют потенциального новообращенного почувствовать, что он попал в самую счастливую и благожелательную группу. В дтом окружении все оценки откладываются, а критика запрещается.
Члены культа Муна в каком-то смысле усовершенствовали методику вербовки мормонов. Они формировали быстро укрепляющуюся привязанность посетителя к культу, усилив принципы социального взаимодействия внутри своего сообщества. Идеология культа, казавшаяся многим новой и необычной, смягчалась в среде безоговорочной любви. Этот метод формировал социальные связи с членами культа, поэтому окончательный переход в новую религию представлялся как принятие мнения новых друзей. Сила радушного приема была одной из главных методик вербодо ки в культ Муна. «Мэри Кей» демонстрирует любовь на таком уровне, который заставил бы членов культа Муна позеленеть от зависти. Кроме того, в этой компании значительно больше членов, чем в церкви унификации. Разумеется, многие считают «Мэри Кей» полноценным культом, пусть даже безопасным и немного занятным, и полагают его бойких членов жертвами темных колдовских ритуалов, типичных для таких манипулятивных организаций. Однако в реальности все гораздо более осмысленно, нежели сенсационно. Стратегия вербовки торговых консультантов и клиентов (многие из которых станут консультантами) заключается в заботе и уходе за потенциальным сторонником, в их поддержке и любви—в том, чтобы заставить их почувствовать себя самыми важными людьми на земле. Консультанты, с которыми я разговаривал, были непреклонно убеждены в том, что никогда не будут продавать товар. В своей речи они тщательно избегали такого понятия и вместо этого представляли себя как катализатор встреч или, если разговор происходил один на один, служительниц в деле превращения женщин в более уверенных в себе членов общества. Они считали, что продаже способствуют забота и создавшиеся отношения, а не неприкрытое продвижение товара.
Как бизнес, так и религия упустили значение личности. Широкая употребительность термина «культ индивидуальности» является индикатором ценности, которая придается нашим обществом детерминизму личности. Другими словами, считается, что решения принимаются на основе фактов, а идеи оцениваются по другим параметрам и не обязательно с учетом интересов других людей. «Человек — это остров» — вот представление, распространенное в маркетинге брэндов и религии. Возможность использования социальных связей и взаимодействия часто упускается. Однако в мире приверженности - будь то брэнд или религия—любовь побеждает все. Далее мы рассмотрим силу сообщества и его способность влиять на все, включая приобретение предметов и идей. Исследуем наше неоспоримое желание формировать группы, а также инструменты, с помощью которых создаются могущественные сообщества. Осознание важности сообщества означает принять тот факт, что сила личности умножается во много раз.
ГЛАВА 4 ТЫ ПРИНАДЛЕЖИШЬ
Люди живут в группах. Каждое человеческое существо входит в этот мир как член общества. С самого раннего исторического периода люди жили семьями, кланами и племенами, собирались в общины, деревни, города и мегаполисы и действовали бандами, клубами, союзами, ассоциациями, конгрегациями и бесчисленными множествами других групп. Человек и группа неразделимы и являются просто индивидуальным и коллективным аспектом одного и того же. Доктор Лорен Осборн и доктор Мартин Ньюмейер, «Сообщество и общество»
Идея принадлежности настолько недооцененный принцип в маркетинге, что я не только изложу ее методы, но и приведу аргументы в ее пользу. Привычки меняются медленно. Маркетологи лишь недавно с неохотой освободились от убеждения, что потребитель - это массовые и однородный рынок. Они перешли от ро$ц ярмарочного зазывалы к совершенно противоположной точке зрения, рассматривая потребителя как изолированного индивида, для которого нужно использовать индивидуальный маркетинг. Маятник качнулся слишком далеко, пропустив понимание эффективного маркетинга.
Маркетологам следует заняться маркетингом сообществ, совершенствуя методы внедрения брэндов в коллективные образования. Они должны мучиться идеей сообществ, а не только досадовать о трудностях маркетинга в огромной массе индивидов. Это потребует тектонического сдвига позиции и практики. Следовательно, существует необходимость объяснить, почему так важно переориентировать маркетинговые отделы. Потому что следующим большим хитом будет маркетинг сообществ. Существует одна убедительная причина, почему маркетологи должны фокусироваться на разработке сообществ. Их требует человечество. Кстати, не просто требует, а нуждается в них. Принадлежность — фундаментальное веление человеческого состояния. Мы не можем не принадлежать. Отсутствие сообществ означает неудовлетворение основных потребностей. А неудовлетворение основных потребностей с коммерческой точки зрения — это позор для большинства деловых людей. Мы принадлежим, чтобы выживать Великий американский миф об индивидуализме распространен настолько широко, что для того, чтобы его развенчать, требуется более плодотворное представление о человеке как о групповом животном. Суровый покоритель Запада и героический предприниматель являются иконами индивидуализма, питавшего веру нашей культуры в то, что выживает сильнейший. Однако те, кто цитирует Дарвина, чтобы доказать значение присущего человеку одиночества, будут разочарованы, если узнают, что на самом деле Дарвин рассматривал человека как животного, выживание которого зависело от группы. В тот момент, когда наш волосатый предок с заостренной палкой увидел перед собой мамонта и понял, что ему нужна помощь друзей, эволюция человека сделала шаг вперед. У тех, кто действовал группами, были лучшие возможности выживания, чем у одиночек. А необходимость формировать группы не исчезла, а лишь ушла в подполье.
Несмотря на исчезновение мамонтов, принадлежность к социальной сети все еще влияет на степень выживаемости человека даже в нашем сложном современном мире. Это доказывают многочисленные медицинские исследования, включая особенно яркий пример, приведенный Йельским университетом. Последователи регистрировали социальные сети, семейный статус, членство в религиозных организациях и добровольных объединениях, а также наличие друзей и родственников у 194 пациентов, госпитализированных с сердечным приступом. Медики контролировали здоровье пациентов, пытаясь как можно точнее изолировать факторы социальных связей от остальных. Результаты оказались впечатляющими. К концу года умерло 55 процентов людей, не имеющих социальной поддержки, по сравнению с 27 процентами, входившими в социальную сеть. Лайза Беркман из Гарвардской общественной школы здравоохранения — одна из социологов и врачей, изучавших влияние социальной поддержки на скорость выздоровления пациентов, — сказала: «Степень нашей принадлежности к обществу или обладание социальными и психологическими ресурсами помогает определить, насколько мы защищены от биологического окружения или межличностных нападок». Глубоко внутри нашей психики лежит, необходим мость принадлежать, достаточная, чтобы иметь материальное воздействие на продолжительность нашей жизни. Эволюционные психологи сказали бы, что мы генетически запрограммированы для формирования групп. Но нам необходимо принадлежать не только, чтобы выжить. Нам это нужно, чтобы создать чувство реальности и значимости. Это достаточно фундаментальные требования человеческого состояния. Мы принадлежим, чтобы определить реальность Мы принадлежим, чтобы оценивать реальность. Это может показаться странным тем из нас, кто всегда верил, что реальность окружающего мира мы определяем индивидуально и интуитивно, что только мы определяем, что является истинным, а что ложным. Эти люди воспринимают мир сквозь призму собственной личности и вырабатывают на него особую точку зрения. Фактически же на индивидуальное восприятие действительности в огромной степени влияют коллективные соглашения о реальности. Известный социолог Шитер Бергер утверждает: «Субъективная реальность мира висит на тонком волоске речевого общения». Доказательства о коллективных соглашениях о реальности были приведены в знаменитых лабораторных экспериментах в 1930-х годах. Они показали полное преобладание коллективной веры над фактом и коллективной воли над личностью. На первой стадии экспериментов несколько отдельных субъектов усаживали по одиночке в абсолютно темных комнатах. Им нужно было сконцентрироваться на единственной точке света на стене. Свет включался и выключался через случайные промежутки времени. Каждого исследуемого объекта просили оценить, насколько далеко перемещалась световая точка, когда она появлялась. На самом деле она не двигалась. Однако в отсутствие, какого бы то ни было визуального ориентира разным людям казалось, что точка света перемещается на расстояние от нескольких дюймов до нескольких футов. Отдельные оценки существенно отличались друг от друга.
Затем участников приглашали в лабораторию по три человека. И опять свет включался и выключался через случайные промежутки времени, а группу просили оценить, насколько далеко он перемещался. Исследователи отметили, что по мере того, как группа обсуждала оценку каждого человека, их ответы постепенно сходились к почти одинаковому результату. Приходя к этому коллективному мнению или консенсусу, члены группы устанавливали социальные нормы, касающиеся передвижения точки света. Точка зрения группы была самым мощным фактором, влияющим на решение отдельной личности о действительности. Мы принадлежим, чтобы определять значимость Если сообщества помогают формировать чувство реальности, то тем более на них можно положиться в интерпретации метафизического. Питеру Бергеру принадлежит также понятие «структур достоверности» — социальных конструкций, поддерживающих соглашения по большинству нематериальных и тем не менее наиболее важных жизненных вопросов, не относящихся к выживанию: в чем значение жизни. Перед лицом ужасающего хаоса и жестокости случайности человечество с необходимостью стремится придать всему смысл и создать порядок. Значение создается именно посредством группы, в которой каждый член укрепляет правдоподобие одной интерпретации по отношению к другой, в которой каждый институт заявляет о достоверности своей системы убеждений, приводя свидетельства коллективного принятии этой системы своими членами. А. Мэри Корнуолл, социолог, изучавшая влияние группы на силу веры и приверженность, сказала следующее: «Индивид принимает определенное мировоззрение через ту или иную форму социализации... его религиозное мировоззрение поддерживается словесным общением с окружающими, которые также религиозны». В своем исчерпывающем количественном исследовании она обнаружила, что самое сильное влияние на веру и приверженность оказывают как сила, так и частота групповых связей (существующих внутри церкви, а не общества). Другими словами, имеется тесное соответствие принадлежности к группе и мировоззрениям. Это не значит, что понятие индивидуальности несущественно и не имеет значения. Это всего лишь попытка еще раз заявить о роли и значении сообщества. Более того, как мы убедились в главе 1, я подтверждаю, что сообщество в действительности служит инструментом развития личности. Сообщество не только не отрицает индивидуальность, но и содействует ей. «Принадлежность позволяет моему «я» становиться больше», — как сказал один член культа, которого я интервьюировал. Этот парадокс постоянно подтверждался в разговорах с членами любого культа, социальной группы или сообщества брэнда — будь они кришнаитами, морскими пехотинцами, членами сестринства, фанатами «Звездных войн» или поклонниками «Эппл». Но разве общины не умирают? Политики, средства массовой информации, церковные лидеры и обыватели сожалеют об утрате обшин и возлагают вину за большую часть социальных проблем на их исчезновение. Современный век сплошных застроек без определенных границ и возросшая мобильность американцев, которые меняют место жительства в среднем один раз в семь лет, заставляют пересматривать понятие сообщества. Переживающий стрессы, глубоко уставший, страдающий от нехватки времени средний американец просто не в состоянии присоединиться к чему-либо. Действительно, результаты исследований показывают, что желание обычного человека участвовать в общественных делах увеличивается по мере того, как возможности для этого уменьшаются. В 2002 году 65 процентов американцев видели в сообществах все больше преимуществ. Общинане исчезла Община не пропала. Она не может исчезнуть, поскольку это фундаментальное понятие человеческого существования. Она просто изменила свое лицо. Община эволюционировала, как и всякий другой успешный организм. И она эволюционировала таким стюсобом, который предоставляет возможность брэндам стать центральной точкой принадлежности. Для брэндов настало время занять свое место среди других сообществ в современном обществе. Роберт Ватноу в своей книге «Свободные связи» показывает, что новые формы социального взаимодействия в ответ на новые требования современных граждан стали менее формальными, требуют меньшего периода активного участия и фокусируются на конкретных целях. Например, традиционные социальные группировки, такие как «Элк» и «Ротари-клаб», переживают сокращение посещений и членства. Это происходит не потому, что стало меньше предпринимателей, у людей пропало желание общаться или что сократилось социальное сознание. Причина в том, что у людей меньше свободного времени, и они не хотят принимать на себя обязательства перед организациями с великими неясными целями, которые требуют значительных затрат времени. Скорее они будут принадлежать к группе, строящей новый спортивный зал или протестующей против строительства местной электростанции, чем станут членами старых институтов с управляющими и пожизненным членством, которые пытались исцелить общество от всех болезней — от нищеты до замусоренности. Ватноу доказывает, что американцы «экспериментируют с более свободными, более спорадическими несистемными связями, а не с долгосрочным членством в иерархических организациях прошлого». По мере того как железные дороги, автострады, воздушные пути, СМИ и Интернет размывают понятие традиционной общины, они также создают новые сообщества. Ни к чему не привязанные и воображаемые сообщества, в которых испытывается близость состояния души вместо физической близости, создали географические соседские отношения. Постепенно бизнесмен из Коламбуса, штат Огайо, понимает, что разделяет взгляды и интересы с другими бизнесменами из Сан-Франциско, или Нью-Йорка, или Сан-Пауло, а не с соседом по улице, имеющим автомастерскую. По мере того как уходят ностальгические иконы прошлого (буколические изображения сельских городков с главными улицами и оградами садов, где люди общались благодаря физической близости), они заменяются сообществами идей и взаимных интересов. А век электроники позволил этой эволюции идти таким путем, какой представлялся почти немыслимым еще несколько десятилетий назад. Политические лидеры могут искать приверженцев и собирать средства по Интернету, а не от дома к дому. Группы коллекционеров могут собираться на «иБэй» вместо того, чтобы путешествовать по выставкам. «Френдстер» катапультировал дружбу, знакомства и прямое общение в Сети за пределы всего, что было возможно, когда мир был ограничен контактами, основанными на географической близости. Брэнды становятся легитимными центрами сообществ В это преобразование сообщества вкрадывается понятие сообщества брэнда. Развиваясь с помощью новых видов коммуникации, сообщества брэндов стали современным феноменом принадлежности, соответствующим нашему миру. Они могут строиться на идеологической основе. Они могут прокладывать дорогу социальной интерактйвности, требующей меньших обязательств, чем вынуждены были принимать их отцы и деды, когда вовлекались в традиционные формы социального взаимодействия. Сообщества брэндов могут не соответствовать требованиям ностальгического представления о сообществе (хотя некоторые все же выполняют), но они обеспечивают способы объединения, более важные для современных условий. Недавнее исследование сообществ брэндов, проведенное Альбертом Мунисом и Томасом ОТинном, показало, что специализированные, не связанные географически сообщества поклонников объединяются вокруг брэндов. Ученые обнаружили, что сообщества, сформированные вокруг «Форд Бронко», «Сааба» и «Макинтоша», соответствуют всем традиционным признакам социологически определяемой группы. Эти мини-общества, не ограниченные пределами округа, штата и страны, создают внутреннее чувство связи между членами и коллективное чувство отличия от людей не входящих в этосообщество. У них есть собрания, ритуалы и традиции, которые служат отчетливыми средствами определения такого сообщества. И они демонстрируют чувство обязанности со стороны членов по отношению к сообществу в целом, а также по отношению к другим членам группы. Возможно, в этот момент вы чувствуете свое превосходство. Вы не принадлежите к сообществу брэнда. Ваши обязательства к брэнду никогда не станут настолько абсурдными. Вы просто покупаете торговые марки благодаря их потребительской ценности. И все же не отрицайте, что смотрите на водителя автомобиля той же марки, когда останавливаетесь рядом на светофоре. Разве вы не испытывали возмущения, когда видели, что он не похож на вас? Вы могли бросить на него один взгляд и решить, что ему нужно как можно скорее продать машину. А если водитель похож на вас, вы, наверное, слегка кивнули в знак признания. Другими словами, вы представляли, что все владельцы той же марки должны быть похожи на вас, разделять ваши интересы, что, возможно, вы поладили, если бы познакомились на вечеринке. Говоря по-другому, вы являетесь частью «воображаемого сообщества. Невозможно не заметить физически ощутимое чувство общности у брэнда «Эппл». Это содружество людей, которые чувствуют причастность к брэнду каждый раз, когда видят логотип «Мака». Иногда я хожу в кафе рядом с офисом, чтобы убежать от суеты и иметь возможность поразмышлять. Это то место, где можно часами сидеть с чашкой кофе и где тебя не потревожат, пока ты размышляешь над серьезными проблемами или над своей работой. Большинство посетителей пишут или читают. Клиентуру составляют писатели, преподаватели и журналисты, мы все пользуемся «Маками». Мы никогда не упоминаем об этом, потому чтопринимаем как данность. Такое негласное сообщество брэнда становится еще очевиднее, когда входит кто-нибудь с ноутбуком ПК. По залу пробегает заметная на взгляд дрожь — почти как в баре владельцев «харлеев», когда туда вошел Том в летнем Костюме. Человек не принадлежит нам, что он тут делает? Поскольку мы вежливые люди, мы молчим, но в зале? наверное, присутствует ощутимое чувство причастности к группе, потому что «чужаки» никогда не возвращаются. С тех пор как я купил себе «Титаниум G4», люди, которые заходят, чтобы купить кофе на вынос, на выходе смотрят на мой ноутбук, потом на меня ис улыбкой кивают. Сорок пять тысяч владельцев «сатурнов» появились на своих машинах у завода, производящего «сатурны» в Теннесси. Это были обычные люди со всей Америки, которые в тот год не поехали в отпуск в «Диснейленд», национальный парк Йеллоустоун или Большой каньон, а привезли свои семьи на автомобильный завод. Зачем? Почему им позволила семья? Потому что они желали встретиться с людьми, которые выпускали их автомобили, а производителям хотелось встретиться с ними. Они хотели познакомиться с другими владельцами «сатурнов» и их семьями. Розничные продавцы «сатурнов» хотели встретиться с другими продавцами и своими клиентами. Им хотелось вместе посидеть на барбекю, послушать кантри и рок-н-ролл, сыграть в футбол и сняться вместе с новыми друзьями. «Сатурны» хорошо сделаны, но в остальном не отличается от других машин. Обычный навязчивый интерес к хитроумно спроектированному карбюратору (честно говоря, не знаю, так ли это или нет, но подозреваю, что нет) не был причиной того, что все эти люди собрались вместе. Этот автомобиль стал фокусом одного из крупнейших сообществ брэнда в стране. «Вечер встречи», как его назвали, был первым из многих событий, которые привели к традиционному сбору сообщества. Это было старомодное собрание «на природе» для членов нового типа религии. «Вечер встречи» состоялся три года спустя после выхода брэнда на рынок. К этому времени культ процветал и использовал набор традиционных и современных инструментов создания сообщества. Он объединил миллионы людей с помощью одной системы убеждений и чувства взаимного интереса, переступившие пределы географических зон и происхождения. Чтобы сформировать чувство причастности, он использовал реальные и виртуальные контакты. Феномен «Сатурна» — лишь один пример преодоления традиционных форм связи из многих. Теперь давайте посмотрим, как это делалось, проведя сравнение с другими культами брэндов и более традиционными сообществами. Не важно, на чем фокусируются эти группы — на автомобилях или на Боге, — они построены с помощью инструментов, которые усиливают извечное желание принадлежать.
ГЛАВА 5 Культ— спорт контактный
Чем больше членов собирается вокруг культа, тем крепче их связи. Взаимодействие, контакты и встречи — вернейший, способ развития неразрывных связей между собой, с группой в целом и ее доктриной. Мормонская церковь насчитывает более одиннадцати миллионов членов в 162 странах. Размеры, быстрый рост и огромное географическое распространение является обычно смертным приговором для преданных и сплоченных сообществ. Однако эта церковь примирила взаимоисключающие элементььДе очень крупные коммерческие и религиозные организацией занимающие меньшие территории, должны завидовать таким достижениям. Как ей это удалось? Мормонская церковь имеет впечатляющую стратегию и программу контактов. По мере того как мы будем изучать ее стратегию в этой и последующих главах, мы рассмотрим церковь с точкдьзрения корпорации с одиннадцатью миллионами преданных служащих (это количество встречается в публикациях некоторых специалистов) или всемирный брэнд с одиннадцатью миллионами надежных клиентов. Можно ли вывести брэнд на лидерские позиции, сохраняя такую преданность клиентов? Исследование А. Мэри Корнуолл, посвященное мормонской церкви, показало, что чем выше степень взаимодействия ее членов и чем больше количество взаимосвязей внутри самой церкви, тем очевиднее в поведении индивида признаки приверженности (то есть соблюдения норм доктрины культа). Мормоны более вовлечены в дела своей церкви, чем члены других конфессий. Они выражают большую приверженность и ежегодно жертвуют больше денег (мормоны-мужчины — 1846 долларов, мормоны-женщины — 1562 долларов по сравнению со средними показателями по США: мужчины — 421 доллар, женщины - 403). Авторы этих данных утверждают, что «между мормонами и остальными американцами существует значительная разница. Мормоны более религиозны, считают себя более приверженными своей религии, верят в жизнь после смерти и вносят более существенные пожертвования церкви». Свои собственные исследования подтвердили эту чрезвычайную приверженность и показали чрезвычайное количество энергии, уделяемой церкви, учитывая современную занятость и постоянную нехватку времени. Большая часть этой энергии тратилась на общение с другими членами. Одна из мормонок, Пегги Фьюгал, живет в двух мирах — мире церкви и мире маркетинга. Эта бойкая предпринимательница владеет успешным рекламным агентством в Солт-Лейк-Сити и, привыкла рассматривать церковь с точки зрения ее бизнеса. Во время нашего разговора она несколько раз с восторгом утверждала, что церковь блестяще владеет маркетинговыми методами. Она указала, что ее стратегия контактов необычайно важна для программы удержания своих членов. Это служит связующим началом, источником сплоченности группы. Фыогал, гордясь успехом своей маркетинговой компании, одновременно испытывает благоговейный восторгмар-кетинговыми приемами церкви с точки зрения создания сплоченного сообщества и преданности его членов. Как церкви удается быть связующим фактором? Она реализует следующие три стратегии. Во-первых, она проводит сТрого соблюдаемую программу контактов, навязывая «плодотворное» общение своих членов. Они не просто встречаются в церкви по воскресеньям. Они выполняют программу контактов, которые происходят в течение остальных шести дней недели, и выполняют ее по всему миру. Эту программу можно увидеть в действии и в английском Манчестере, и в американском Манчестере. Во-вторых, церковь следит за своими членами и потенциальными прихожанами, обращая особое внимание на новичков. Она рассматривает последних как наиболее склонных к тому, чтобы покинуть ее лоно, понимая, что слабый контакт с существующими членами приведет к ослаблению приверженности и доктрине церкви в целом. Она использует членов местных сообществ в качестве информаторов, которые пополняют и ведут базу данных. Церковь собирает сведения в локальной, региональной, национальной и международной базе данных, где они оцениваются на всех уровнях, чтобы проверить местоположение членов сообществ и их вовлеченность в дела церкви. В-третьих, членства сами проводят эти программы согласно указаниям лидеров. Это контакты людей ради самих людей. Таким образом, создается высокая вовлеченность в дела сообщества и чувство ответственности каждого члена сообщества за благосостояние других членов и группы в целом.
Стратегия контактов
Подобно христианству, которое быстро росло на протяжении первых трехсот лет благодаря приверженности своих поклонников, мормонская церковь ввела строгую программу контактов, которая удовлетворяет как мирские, так и духовные потребности своих прихожан. Мормонам не нужно никуда обращаться, кроме своей церкви. Она создала самодостаточный мир контактов и заботы. Домашние визиты происходят не менее одного раза каждые четыре недели. Их наносят мужчины-священнослужители (это звание получают только мужчины обычно в возрасте двенадцати лет). Их цель — «регулярно посещать братьев, выказывая к ним любовь, проповедуя и приглашая жить во Христе. Домашние учителя должны поощрять отцов к молению и должной заботе о семье. Домашние учителя помогают братьям во время болезни, потерь, одиночества, безработицы и других особых случаях». Они обычно обсуждают «Первое послание президентства» (то есть доктринальный урок, выпускаемый лидерами церкви одни раз в месяц) с семьей или отдельными членами. Женская организация, которая называется «Общество утешения», занимается социальной помощью. Она может выражаться во многом — от встречи семей других членов сообщества в аэропорту до приготовления или доставки еды больным. Церковная десятина идет на строительство храмов и помогает финансировать другие программы. «На всей планете нет ни одного мормона, живущего на пособие по безработице», - говорит Пегги Фьюгал. Женщины выполняют роль приходящих учителей также не реже одного раза в четыре недели. Две сестры навещаюттретью, читают послание, расспрашивают о мирских нуждах семьи или этой женщины. «Если тебе выпала роль приходящего учителя, твоя обязанность — узнать о духовных и материальных потребностях сестры и ее семьи, а также преподать духовный урок, объясняя ежемесячное послание. Ты учитель Священного писания». Семья имеет первостепенное значение, она священна. Каждую неделю, обычно по понедельникам, собираются Семейные домашние вечера. Семейные связи по понедельникам возводятся в статус закона, в этот день глава семьи читает Евангелие и дает урок. Если семьи нет, ее место занимают доверенные лица. Гарретт, молодой мормон из Нью-Йорка, чья семья живет в штате Юта, объяснил мне семейные связи одиноких людей. За день до нашего разговора он встретился с друзьями в парке, где один из них прочитал послание. Затем они зашли в «Макдоналдс» и съели по мороженому. Иногда они встречается у кого-нибудь дома, и пекут пирожки. Эта формализованная репликация семейного взаимодействия может стать очень хорошим заменителем. Гарретт признался: «Я чувствую себя так, словно моя семья рядом. Мне стыдно признаться, но я о ней не скучаю, когда приезжаю сюда, потому что здесь у меня много друзей, которые заменяют мне семью». Как утверждает А. Мэри Корнуолл, чем чаще происходят такие моменты, тем человек становится более преданным группе. Пегги Фьюгал, объясняя сочувственную, неослабевающую стратегию контактов, говорит: «Если ты не пришел в воскресенье в церковь, это заметит твой домашний учитель, заметят приходящие учителя, заметит епископ, и кто-тообязательно позвонит, и кто-то зайдет. Если ты заболел, тебе принесут еду, а если обнаружится разлад в семье, найдут психотерапевта. Если тебя уволили, они пришлют церковного специалиста по занятости и найдут тебе работу. А если заметят, что кончились продукты, выпишут наряд на епископский склад, где их можно получить. Блестящая церковь».
Наблюдение — не исчезает никто
База данных прихожан обширна, всеобъемлюща и постоянно обновляется. Прикладываются необычайные усилия, чтобы она была точной, полной и отражала самые последние изменения. Основная функция Гаррета - это «клерк членства». Он один из десятков тысяч человек, разбросанных по всему миру, которые собирают, составляют и обновляют движущую силу контактов на самом эффективном уровне - локальном. Он видит свою роль в том, чтобы «поддерживать связь и быть в курсе, кто есть, а кого нет». Он ведет онлайновый список прихожан, доступ к которому имеет только местная администрация церкви. Он составляет справочники телефонных номеров, почтовых и электронных адресов членов сообщества и фотографирует их. Как он следит за перемещением людей, приезжающих и уезжающих из его района, за теми, кому нужна помощь или уход? Каждое воскресенье после богослужения он садится с епископом и его помощниками и обсуждает сведения о членах церкви и их нуждах. Затем заседает Совет округа, состоящий из глав всех комитетов. Гарретт описывает их как «информаторов», которые сообщают ему, кто хехал, у кого поменялся телефонный номер и у кого появились нелады в семье. Если человек попрдсгу исчез, он посылает письмо на старый адрес, и если это не помогает, звонит родителям, чтобы узнать, где находится их ребенок, затем передает эти сведения администрации нового округа, куда уехал этот человек. Если родители ничего не знают, он отправляет эти сведения в центральный орган управления, и там пытаются разузнать, в чем дело. Фьюгал с гордостью поясняет: «Церковь никогда не теряет из виду своих членов, даже совсем неактивных. Ей также известно, где ты живешь, знает, к какому округу относишься. Она всегда знает, кто твой епископ. А если тебе удалось исчезнуть, она посылает человека, чтобы тебя найти». Новообращенных также включают в официальную программу контактов в то время, когда они сильнее всего склонны исчезнуть. Сразу же после обращения человека в веру ил мы постоянно навещают проповедники, чтобы познакомь его с доктриной церкви и ее программой контактов, и овлекают его в эту программу. К новообращенному приставляется специально назначенный член сообщества, задача которого — обеспечить его присутствие на богослужениях, отвечать на вопросы и убедиться, что конкурирующие религии или земные искушения не отвлекают опекуна от нового выбора и новой жизни. «Церковь блестяще применяет маркетинговые ходы, чтобы обратить в свою веру и удержать в ней нового члена», — продолжает Фьюгал.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|