Великий парадокс культов. Почему люди к ним присоединяются
Что вынуждает здравомыслящих, целенаправленных, умных людей жертвовать практически всем, что они имеют? Почему они вкладывают деньги и время, иногда бросают работу и даже семью, теряют уважение окружающих и кладут все это на алтарь служения культу? Их приверженность (настоящая приверженность) поражает своей крайностью. Преданность чему-то одному влечет за собой отказ от другого. Цена возможности — понятие универсальное, и членство в неортодоксальной системе убеждений часто требует очень высоких затрат. Преданность культовому брэнду также требует значительных затрат. Очевидно, что степень жертвенности в этом случае не та, что у члена культа, но с потребительской точки зрения пристрастие к брэнду может стоить достаточно дорого, и не только в денежном отношенииЛ1очему ярый приверженец «ДжетБлю» едет из своего дома в Нью-Джерси мимо аэропортов Ньюарки Ла-Гуардиа, пересекает два моста в Манхэттене, проезжает по бесконечным пространствам Куинс, чтобы вылететь с аэродрома имени Джона Кеннеди, где находятся офисы этой авиакомпании? (Если вы живете не в Нью-Йорке, то знайте, что многие его жители не поверят, что такое возможно.) Почему студент по имени Син, который не всегда может позволить себе обед в университетской столовой, чувствует себя обязанным покупать новую модель компьютера «Макинтош» каждый раз, когда появляется новая модель, просто потомучто хочет «поддержать компанию»? Почему тот же самый голодный студент покупает в магазинах «Эппл», чтобы «все деньги получала компания»? Членами культов манипулируют блестящие психопатические лидеры. Это популистское объяснение. И оно также не имеет под собой почвы и так же оскорбительно для членов культа, как и идея, что приверженцам брэндов циничные корпорации устраивают промывание мозгов. Такое объяснение предполагает, что и сторонники брэндов, и члены культов лишены свободы воли и выбора. Оно не исключает, что и те и другие страдают излишней эмоциональностью и испытывают недостаток образования и финансов. Почти неизбежно такие люди присоединяются к культу, благодаря неправильному воспитанию и умственной неуравновешенности.
Исследования опровергают такое объяснение—не только мои, но и проведенные учеными и социологами, десятилетиями, изучавшими феномен культов. Среди членов культов, с которыми мне удалось побеседовать, были руководители финансовой консалтинговой фирмы, менеджеры корпораций, домохозяйки и студенты, биолог-клиник и финансовый брокер. В целом они были умными, рассудительными людьми, часто занимали серьезные должности, были хорошо осведомлены о своем выборе и обосновывали его критикам культа. Во всех других отношениях они были самыми обычными людьми. Как признается Стив Хасан, один из ведущих реабилитаторов жертв культов в США, «с тех пор как я ушел из культа Муна, мне пришлось консультировать и разговаривать более чем с тысячью бывших челнов самых разных культов. Эти люди имели разное происхождение и образование, а их возраст составлял от 20 до 85 лет. Хотя неко- торые из них до присоединения к культу имели серьезные эмоциональные нарушения, подавляющее большинство были уравновешенными, разумными идеалистами, выходцами из уважаемых семей, имевшими в основном хорошее образование». Изучение приверженцев основных культов социологами-религиоведами показало, что эти культы имеют похожий социологический профиль. Эйлин Баркер, социолог Лондонской школы экономики, предприняла крупное исследование прихожан церкви унификации (более известной как «секта Муна») на пике популярности. Ее данные подтверждают результаты исследований других ученых, профилировавших другие группы. Последователи культов, как правило, «выходцы из обычных и уважаемых семей, в которых поддерживались традиционные ценности семьи, морали и приличий. Они полагали, что отношения их родителей были хорошими или очень хорошими». С точки зрения демографии Эйлин Баркер обнаружила, что члены культа в основном принадлежали к среднему классу, процент таких людей был намного больше, чем в обществе, причем они имели хорошее образование.
Итак, приверженцы культов не выходцы из разбитых семей, не нищие и не легковерны из-за своей малограмотности. Но в своем ли они уме? Были ли они легкой добычей для стервятников, преследующих психологически уязвимые души? Баркер продолжает: «Существует мнение, что о членах культа Муна нельзя с уверенностью говорить, что они в своем уме, поскольку они чрезвычайно инертны, меланхоличными легко поддаются внушению. Однако свидетельства показывают, что, хотя некоторые из этих людей могут подпадать в эту категорию, большая часть к ней не относится. Кстати, похоже, что наиболее внушаемые личности оказываются вне сект, хотя не многие могут привлекаться». Да, но, возможно, к своему несчастью, они подвергались промыванию мозгов. Любой человек, каково бы ни было его психическое состояние, может стать жертвой махинаций «оборотней» в докторских халатах или психологических манипуляций. Даже если вы заключили соглашение с совестью и открыли эту книгу, предвкушая, что устроите промывание мозгов своим клиентам или потенциальным членам секты, я вынужден вас разочаровать. Этот метод давно развенчан и больше не используется в качестве надежного способа формирования долговременной приверженности к чему-либо, включая культы. Как правило, люди присоединяются к культу не потому, что они эмоционально, психически или интеллектуально ущербны, или потому, что воспитание вынудило их кинуться в объятия любящего и поддерживающего окружения. Или потому, что они стали жертвами зловещих методов управления. Они действовали по собственной воле и по причинам, которые вы или я признали бы вполне здравыми.
Точно также благодаря почти всей информации, десятилетиям коллективного опыта и широкому выбору продуктов почти невозможно одурачить современного потребителя, даже если вам этого очень хочется. Сегодня можно услышать, как потребители в целевой группе излагают тщательно разработанную специалистами стратегию продвижения торговой марки. Покупатели в наши дни стремятся быть очень грамотными с маркетинговой точки зрения literate (в 2000—2001 годах почти 20 процентов выпускников всех вузов получили степени в бизнес-менеджменте). Методы завоевания потребителя в основном открыты для каждого интересующегося. Даже если маркетинговые технологии особенно хитры и вызывают чрезвычайную преданность продукту, соблазненные часто расхваливают продавца. Как сказал один преданный поклонник «Снэяпла» в групповом интервью, «нас одурачили, и мы это знаем». Некоторые члены культов, бесспорно, были привлечены харизмой лидера, а некоторых сторонников брэндов, несомненно, вводят в заблуждение, либо они склонны к проявлениям крайностей. Однако большинство покупателей приобретают свои убеждения по вполне разумным, нормальным причинам и достаточно осведомлены о факторах, повлиявших на их решения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|