Парадокс культового брэнда
Тот же самый парадокс можно обнаружить в сердце культового брэнда. Один писатель, которого я интервьюировал, пользователь «Мак», был похож по своим качествам на Джоанну. Это образованный, обаятельный, умный человек, успешно публикующийся в журналах и не типичный увлеченный работой зануда. Хотя он всегда немного растрепанный и слегка педантичный, некоторые женщины в группе явно находят его привлекательным. Он сказал, что «Мак» «заставляет меня творчески подходить к работе. Нет, я и до этого был творческим человеком, но в какой-то степени он помогает мне в творчестве». Это высказывание отражает очень прочную связь с брэндом. Обратите внимание, что оно перекликается с приведенной выше фразой: «Ваше «я» становится больше». Этот писатель утверждает, что братство пользователей «Мак» расширяет его «я». Оно занимает ту часть его личности, которую он считает наиболее определяющей - то есть творчество, — и усиливает это качество. Это довольно важная роль, которую он приписал простому брэнду. Сообщество, окружающее «Эппл», типично для современного общества. Оно больше не зависит от географической близости и обусловливается состоянием ума и коллективным убеждением. Сообщество «Эппл» не определяется даже самим продуктом, как сказал студент по имени Син: «В буквальном смысле оно строится вокруг компьютера, но на самом деле основано на определенном способе мышления». «Эппл» построила на зависть сильное сообщество, «основанное на определенном способе мышления». Члены торговой марки «Эппл» (а они в действительности считают себя членами, а не просто покупателями) охарактеризовали бы себя как людей, имеющих другое отношение к жизни, они согласуют его с «Эппл» и другими покупателями этого брэнда. Как и Джоанна, их влечет к сообществу людей, мыслящих схожим образом и отлично от остального мира.
«Эппл» очень умело усилила чувства, связанные с парадоксом культа, чтобы придать своему брэнду статус культового: отчуждение и неприятие, за которыми следует высокая оценка, подготавливающая почву для самореализации. Другие тоже следуют традициям «Эппл». «Быть другим нормально. Мы тоже другие». «Вроде как с тобой все нормально... на тебя не смотрят как на осла... тебе не твердят, что ты делаешь не так, а все делают так. Мы тоже шагаем в ногу, но в другой колонне». У «Эппл» давно имелось сообщество потребителей, которые гордятся своим инакомыслием. Они видят себя как творческих людей в нетворческом мире и стремятся найти убежище, занимаясь архитектурой, рекламой, музыкой и фильмами — в бизнесе, в котором «Эппл» традиционно имеет сильную базу (в настоящее время примерно 30 процентов ее потребителей — это графические дизайнеры и художники). Призыв «Эппл» бросить вызов нормам усилил привязанность этих людей, подняв ее выше простого желания купить умный ящик, набитый электроникой. «Двадцать шесть лет был другим. С какой стати сейчас я должен стать как все? «Мак» имел большое значение, помогая мне быть другим». Это сказал мне преданный пользователь «Мака» в разговоре о рекламной кампании «Думай по-другому», которая проводилась в то время. Она восхваляла известные личности, которые шли поперек течения, которые считались эксцентричными и даже странными. Однако их идеи и страсть изменили мир. На телевидении, плакатах и в рекламных проспектах изображались Пикассо, Ганди, Амелия Эрхарт, Ричард Брэнсон, Эйнштейн, Мэри-лин Монро и другие. Это было публичное заявление, что клиенты компании были не одни. Они находились в обществе героев. Реклама представляла собой широко пропагандируемое одобрение того, кем они были. Как сказал один человек: «Странным быть нормально... нормально подавать глупые идеи, быть другим».
Эта кампания придавала законную силу тем, кто всегда чувствовал себя неуверенно в мире конформистов (как они его видели). Она была СМИ-эквивалентом демонстрации любви, методом, который в культе Муна использовался для восхваления посещавших вербовочный уик-энд (за исключением того, что реклама была сделана немного умнее). Она была классическим методом современного формирования сообществ, для которых географическое местоположение не является преградой. Главный исполнительный директор «Эппл» Стив Джобе и его рекламное агентство уловили врожденное чувство отдаленности и отчужденности людей, которые, вероятно, в течение большей части жизни ощущали свое отличие от остального мира только потому, что были лучше подготовлены в творческом и интеллектуальном плане. Это были те люди, которых в школе задирали за то, что они не отличались хорошими физическими данными и не были заводилами (или по крайней мере не стремились ими быть). Брэнд подал сигнал тем, кто чувствовал себя другим, и предложил виртуальное сообщество мыслящих иначе. Джобе публично узаконил это братство, ассоциируя себя и своих фанатов с героями общества, которых сначала обвиняли в том, что они шагают не в ногу.
Парадокс культа в сестринских сообществах Джордана — викканка. Это культ, возрождающийся на протяжении последних десятилетий. Говорят, что он восходит к древней религии дохристианской Европы, демонизи-рованной (в буквальном смысле) церковью как дьяволопоклонничество злобных ведьм. Джордане тридцать с небольшим, она черноволосая, черноглазая, энергичная и выглядит как любая другая обаятельная женщина, довольная собой. Ее дорога к викканству была долгой и трудной. Джордана выросла в среде евреев-хасидов — в атмосфере глубокого отождествления личности, семьи, культурных, духовных, национальных и общественных отношений. Став взрослой, она пыталась анализировать собственную личность. Вначале она хотела учиться на раввина. Джордана задавала вопросы учителям о роли женщины в Семикнижии и Библии. Она пыталась выяснить что-то о Лилит. «Они считали, что это опасные вопросы. По-моему, я поняла, что мои возможности как женщины очень ограничены».
Отчужденность Ее желание глубже влиться в это сообщество и выразить свое распускающееся «я» женщины потерпели сокрушительное фиаско. По словам Джорданы, все обучение женщин направлено на семью и материнство. «Я чувствовала, что для меня это слишком узко. В конце концов, в пятнадцать с половиной лет я была отлучена от церкви группой раввинов-хасидов. Я очень переживала». Сообщество не могло смириться с ее стремлением к духовности, потому что она была женщиной. Джордана подвергла сомнению свой мир, который ее не принял. Она не принадлежала ему и не могла иметь в нем собственное «я». Оскорбление было достаточно глубоким, чтобы подтолкнуть ее к саморазрушительному поведению. «В то время у меня была масса неприятностей, - говорит Джордана. — У меня был большой выбор: наркотики, ночные дискотеки — все, что угодно».
Открытость К счастью, она им не воспользовалась. И не предприняла отчаянных попыток исследовать другие миры вместо того, который покинула. Тем не менее в нужный момент ее нашел культ викканства. «Я ничего не искала сознательно. Не просматривала справочники или объявления типа «Какой будет моя новая религия». Каким-то образом это встретилось на моем пути, и я его приняла. Не только людей, но и учение». Принадлежность Когда Джордана вступила в сестринское викканское общество, она прошла четыре стадии инициации. Она описывала один ритуал, показавшийся ей трудным, когда новообращенной предстояло победить все свои страхи. Соратница Джорданы по культу, Синтия, говорила, что принадлежность к сообществу людей с одинаковыми убеждениями позволяет женщине чувствовать себя достаточно безопасно, чтобы по-настоящему раскрыть личность. «Думаю, что в моем сестринстве кроется невероятная сила. Я наблюдала, как женщины сносили преграды и по-настоящему узнавали, кто они на самом деле. Это надежная среда, потому что они находятся среди женщин».
Самореализация Джордана стала старшим членом сообщества и даже писала книги о викканстве. Она гордится своими достижениями и сожалеет, что семья не признает ее веру. В ее словах слышится торжество и свидетельство того, что она, наконец, смогла показать себя. Она говорит: «Я жрица. Я раввин. Значит, я стала тем, кем хотела быть».
Сестринское сообщество торговых агентов Корпорация «Мэри Кей» — классический пример этого парадокса в бизнесе. Это брэнд, а некоторые могут сказать, что это вполне оформившийся культ (1,2 миллиарда долларов продаж в 2001 году и более 850 тысяч продавцов-консультантов в 37 странах мира). Чем бы она ни была, корпорация дала возможность Пауле преуспеть. У Паулы открытое лицо и ирландская мягкость. На наше интервью она оделась в аккуратный деловой костюм, который хорошо подходил к ее длинным волнистым каштановым волосам. Ей за сорок, но выглядит она на несколько лет моложе. Она гордилась своими достижениями, но ее скромные манеры обманывали ожидания. Я думал, что увижу грубую, нахальную консультантку по косметике с чрезмерным гримом. Раньше Паула работала в дизайнерской компании, где руководила отделом продаж. В ней она за два года увеличила численность своего отдела с пяти человек до двадцати пяти, а продажи — с 250 тысяч до 3 миллионов долларов. Она управляла отделомйсвоими методами», которые совпадали с методами компании. «Я верю, что, если люди довольны, они работают старательнее и они работают на вас», — сказала Паула. Она поднималась по служебной лестнице по мере того, как росла ее уверенность. Компания доверяла ей все более важную и тонкую работу. Между компанией и Паулой существовало негласное понимание. Она входила в ее систему ценностей. Она чувствовала, что ее признают и ей доверяют, и Паула преуспевала. Отчужденность Затем все изменилось. Владелец компании захотел уйти на отдых и продать ее. С намерением выжать все соки из компании владелец стал строже относиться к представительским расходам, которые она тратила на свой отдел. Паула отказалась менять свои принципы и разрушать команду, которую она создала. Она не изменила свою политику, не экономила, продолжая стимулировать и вознаграждать своих людей. «Они эффективно работали, и я не видела смысла в том, чтобы менять свои методы», — сказала Паула. Ее уволили, когда она вернулась в компанию после работы в жюри присяжных. «После того, как я девять или десять лет приносила им кучу денег. Я была убита горем, раздавлена эмоционально. Мое чувство собственного достоинства было разбито».
Открытость Она решила посидеть дома со своим двухлетним сыном. Через год перед ней открылась возможность — в этом случае более откровенно, — которая совпадала с ее собственным мировоззрением, и Паула воспользовалась ею. Ей позвонила старая подруга, еще со школьной скамьи, и пригласила на пробу продуктов «Мэри Кей». Она только начинала свой бизнес и хотела услышать мнение друзей. Паула пошла к подруге, не ожидая многого. Она слышала, что «Мэри Кей» была хорошей компанией, но предполагала, что косметика была старомодной и не подходила к ее коже. Подруга рассказала, как Паула может делать деньги и одновременно воспитывать детей, и эта история произвела на нее впечатление — как и косметика. Затем она слышала другие разговоры об этой компании. «Принципы «Мэри Кей» во многом были похожи на мои методы, когда я руководила отделом. Нам говорили поощрять и хвалить людей. Поэтому для меня это было очень знакомо. Я с радостью согласилась работать». Рассказ Паулы придает мистическое значение ее вступлению в сестринское сообщество «Мэри Кей». Она подчеркивает, что подруга, сама того не зная, пригласила ее в день рождения Паулы. Мистические совпадения продолжаются, когда она описывает свое превращение: «Когда мы решили стать консультантами «Мэри Кей», то пришли в компанию, но вскоре к разговору присоединилась глава компаний. И тогда мы решили, что беремся за работу всерьез». Это рационалистическое обоснование неожиданной встречи как чего-то предопределенного судьбой возникало на каждом интервью. История о себе переписывается и пересказывается, чтобы придать значение тому, что на первый взгляд показалось обычным событием. Такая встреча превращается из будничной случайности в значимое событие в жизни человека, подтверждаемое последующими событиями. Паула рассказывала об одном из обычных собраний консультантов по продажам, на которое приглашались потенциальные кандидаты. Ее усаживали. Она подключилась к разговору. Ее не ставили в неловкое положение, наоборот, с ней советовались, и ее присутствие приветствовалось. Поэтому кандидатка чувствовала доброе отношение, свою значимость и ценность. С первого момента преобладающее поведение представляет собой свободный обмен идеями и советами, как построить свой личный бизнес. Консультантки по продажам не конкурируют друг с другом. История Паулы подкрепляется принципиальным сходством ее взглядов на ведение бизнеса и подходом к этому «Мэри Кей».
Принадлежность Находясь под огромным впечатлением от ежегодной встречи в Далласе, Паула почувсвовала себя так, словно опять вернулась домой. Она, наконец, нашла сообщество таких же людей, как она, и те принимали ее как свою. А успех «Мэри Кей» кажется ей одним из подтверждений правоты собственных взглядов. Она так подводит итог своему опыту: «Мы не одни. Конечно, у нас личный бизнес, но у нас есть удивительное сообщество женщин по всей стране. Конечно же, это мой бизнес, но в нем есть еще что-то. Это сестринство и женское объединение, это чувство принадлежности к общему делу, забота друг о друге». Самореализация А что это чувство принадлежности принесло Пауле? Изменило ли оно ее? Она сказала, что не изменилась, ей представилась более широкая возможность быть самой собой. Она стала личностью, которой должна была быть с самого начала. «Все это было во мне, но сейчас эти качества видны отчетливее». Восприятие Паулы заключается в том, что она не стала приспосабливаться. Присоединение к «Мэри Кей» означало раскрытие своей личности и потенциала для роста. Почему люди присоединяются к культам? Истории Джорданы и Паулы показывают, что они, вступив в соответствующие организации, получили высокомотивационные выгоды: сообщество, формирующее чувство значимости и возможность выразить свое истинное «я». И Паула, и Джордана почувствовали, что группы, к которым они присоединились, и их собственное мировоззрение позволяли им становиться самими собой, чего они не могли сделать во внешнем окружении. Суть парадокса культов в том, что «принадлежность расширяет личность». ГЛАВА 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|