Вы отличаетесь — мы тоже отличаемся
Культы польстят вам. Они заставят вас чувствовать себя особенным и необычным, как никогда. Они прославят именно то, что отличает вас от других людей. Члены культа узнают вас глубже и не разочаруются тем, что обнаружили в вас. А вы полюбите их. Приятно, когда вас принимают таким, какой вы есть на самом деле. Все большие или небольшие компромиссы, на которые все мы идем, чтобы преуспеть в жизни или быть принятым обществом, окажутся ненужными. Вы можете быть самим собой. Чтобы обеспечить такую реакцию, культовым организациям необходимо отделиться от существующих социальных стандартов. Чтобы привлечь тех, кто испытывает отчужденность от норм культуры, они должны работать за пределами этих норм. Культ обеспечит полное соответствие, признавая и приветствуя отличия потенциальных членов и устанавливая собственные нормы. Он как бы говорит: «Ты отличаешься, мы тоже отличаемся». Теперь взгляните в лицо своим страхам. Это означает, что вы не можете постоянно нравиться всем людям. Один из величайших страхов маркетологов — боязнь потерять любого потенциального клиента. Иногда кажется, что им страшно обидеть любое живое существо. Однако чтобы выработать преданность своему брэнду, тот тип привязанности, который ведет к большим прибылям и рекомендациям купить именно этот продукт, нельзя стараться угодить каждому мужчине, женщине и ребенку на планете. Вместо того чтобы бояться кого-то потерять, нужно нацелиться на уже потерянных и одновременно отделить свою организацию от основного направления в обществе. «Харлей-Дэвидсон» понимает этот факт и провозглашает: «Правило "Харлея" № 1: "Харлей" предназначен не для всех».
Помните, что создание чувства отделенности от «остальных» и обращение к отчужденным принесло «Харлей-Дэвидсону» огромный успех в бизнесе. Благодаря этому компания заняла лидирующее положение на рынке при уровне повторных покупок 95 процентов (при средней стоимости 20 тысяч долларов за мотоцикл это составило значительную сумму). Отделение организации от существующих норм не обязательно принижает ее статус. Культовые брэнды не становятся успешными только благодаря признанию антисоциальных ценностей и поведения, как «Харлей-Дэвидсон». И для роста и процветания культу не требуется обращения ксоциально недовольным маргинальным группам. В процессе развития одного из самых консервативных институтов в мире — банковского бизнеса — скрывается культ. «Ситигруп», одна из крупнейших финансовых организаций в мире, своим созданием отчасти обязана тщательно продуманному созданию культового брэнда, он фокусируется на отчужденность, которую испытывает 51 процент населения Америки, — на женщин. «Ситигруп» формирует почти культовую привязанность к своему брэнду «Уимин энд К°» среди хорошо обеспеченных и социально связанных групп. Давайте рассмотрим один из самых известных религиозных культов, чтобы проиллюстрировать динамику отличий. Когда Нина в середине 1970-х годов присоединилась к движению «Рама Кришна», она ощущала значительное отличие от своего непосредственного окружения. Переведясь в отделение Калифорнийского университета в Санта-Бар-баре, она была глубоко огорчена преобладанием секса, наркотиков и рока в студенческой среде. Воздерживаясь с недавнего времени от таких увлечений, она испытывала необходимость в друзьях, которые поддержали бы ее решения. Нина нашла таких друзей, когда познакомилась с движением Кришны через случайную встречу в оккультном книжном магазине. Она обнаружила группу, резко контрастирующую с веяниями времени, верящую, что главное место в жизни занимает духовность. Они не употребляли спиртное и не ели мясо. Они следовали строгим правилам поведения и исполняли ритуалы в честь своего божества.
После окончания университета Нина раздала все свое имущество, переехала на территорию, принадлежащую культу, и облачилась в сари, которое носила следующие двенадцать лет. «Я всегда носила сари, всегда следовала всем принципам, посещала все занятия, каждый день пела все молитвы. Я хочу сказать, что была серьезной последовательницей». Приверженность Кришне требует от членов культа отказаться от прежней жизни. Большинство живет в храмах Кришны и ведет аскетический образ жизни. Эти поклонники культа берут себе новые имена и дают обет воздерживаться от интоксикации, азартных игр, незаконных сексуальных связей и употребления в пищу мяса, рыбы и яиц. Они сбрасывают западную одежду и носят традиционные индийские одеяния с бусами, которые помогают в молитве. Мантра «Харе Кришна» должна произноситься шестнадцать раз в День. Каждое утро последователи культа наносят на лоб и нос, специальные метки, означающие, что тело — это храм высшего божества. Мужчины бреют головы; оставляя косичку на затылке, которая символизирует подчинение Кришне, их духовному повелителю. Движение Кришны никогда не было полностью принято американским обществом. Необычность его доктрины и необходимость разорвать связи с внешним миром вызвали гнев истеблишмента. Родственники новообращенных часто считают, что их детей похитили и применили промывание мозгов. По их мнению, это единственное правдоподобное объяснение их бегства. Однако, похоже, что члены культа Кришны не обращают внимания на презрение со стороны общества. У них есть четко определенное чувство групповой индивидуальности, которое служит осознанным барьером, отделяющим их от истеблишмента. Нина вспоминает: «У нас действительно существовало четкое деление на «мы» и «они». Мы были хорошими, а они плохими. Мы говорили о том, что внешний мир плох, в нем живут плохие люди, что никто из них не верит в Бога, что они все едят мясо и попадут в ад. Перед тем как встретить гуру, ты была собакой, буквально, — вот что они говорили».
Такое разделение на черное и белое отражало общее чувство превосходства над остальным миром — чувство, которое выросло до размеров «я святее, чем ты» и однажды достигло для Нины наивысшей точки в тот момент, когда она ехала по автостраде. «Я просто подумала, что все остальные едут в ад и, что я была единственная, кто знал о Боге на этой автостраде. Мне стало так жалко их». Отчужденные личности—готовый продукт для культов и культовых брэндов. Они сознают свое отличие от всех других. Они чувствуют, что не подходят для своего существующего окружения, и это мешает им выразить свое истинное «я». Культ предлагает для таких людей соответствующую среду, отличную от окружающего мира все люди разные, культы тоже. Люди и культы должны соответствовать друг другу. Чтобы привлекать к себе людей, культы и культовые брэнды должны быть «маяками отличия». Культам необходимо приветствовать отличия и предоставлять убежище для тех, кто чувствует себя отчужденным. Чтобы развивать взаимное чувство отчужденности, организация должна сделать следующее: I 1) определить отличие потенциальных клиентов; 2) заявить о собственном отличии с помощью доктрины и особого языка; 3) размежевать себя с остальным миром; 4) демонтировать «чужих». Движение Кришны заявляет о своем отличии путем поля-ризирующей идеологии. Оно явно размежевалось с обществом в своей доктрине, поведении членов культа и их внешнем облике. И оно создает острое чувство «чужих», демонизируя их как мир потерянных душ (тенденция многих культов). Мы проанализируем эти четыре условия отличия и посмотрим, как некоторые культовые брэнды успешно применили их. 1. Определить отличие потенциальных клиентов
«Харлей-Дэвидсон» превратил в капитал чувство отличия достаточно многих людей, чтобы выйти в лидеры рынка. Вот как определил это один из любителей «харлеев». Он сказал, что ненавидит всякую ерунду: «Каждодневная суе-р. Чистишь зубы. Одеваешься и выходишь на улицу. Проверяешь почту в ящике. Просматриваешь счета. Идешь на работу, заканчиваешь в установленные часы. Приходишь домой, жена кормит ужином. Прекрасный вечер. Может быть, смотрю очередную мелодраму. Все это ерунда. Это определенно не для меня».
«Харлей-Дэвидсон» — это брэнд, подобный сказочному Крысолову. Он созывает неудовлетворенных тщательно подобранной мелодией признания. Он пропагандирует приверженность сообществу самым мудрым способом, совпав дающим с качеством, которое потенциальный клиент считает своим «истинным я». «Истинное я» в этом случае — это личность, ощущающая дискомфорт в так называемой «ерунде» повседневной жизни. В душе такая личность считает себя бунтарем. Он любит свободу дороги и компанию таких же людей, уставших от обывательского существования, работы и семьи. Любить эти вещи — табу, потому что они представляют собой священную корову общества. Но в этом-то весь смысл. Наездники «харлеев» свободны и индивидуальны. Они Гулливеры, сбросившие путы повседневности. Любитель «харлеев», с которым я разговаривал в фокус-группе, так описывал отличие своего сообщества: «Мы «плохие парни». Разве это не является частью вас, которая никому неизвестна. Пытаетесь ли вы доказать что-то самому себе, произвести впечатление на девушку или проверить, на что способен ваш мотоцикл, что-то внутри вас кричит «Давай!». Каждый за этим столом испытал это чувство, я уверен в этом». Маркетинговые планы компании пишутся не такими выразительными словами, но они тем не менее являются точным отражением того, что «харлей» означает для своего владельца. Он — объединяющий манифест братства. Определение плохому парню с «харлеем» впервые дал журнал «Лайф» в номере от 21 июля 1947 года. На странице 31 была помещена фотография толстого пьяного человека, сидяшего на «харлее» с двумя полными бутылками пива в руг ках и десятком пустых под ногами. Подпись внизу только добавляла возмущения: Четвертого июля три тысячи членов мотоциклетного клуба ворвались в городок Холлистер, штат Калифорния, чтобы принять участие в трехдневном съезде. Они быстро устали от обычных своих развлечений и перешли к более захватывающим трюкам: гоняли по главной улице, не обращая внимания на светофоры, вламывались в рестораны и бары, громили мебель и зеркала. Некоторые отдыхали на обочинах. Другие не унимались. Полиция многих арестовала за пьянство и появление в общественном месте в непристойном виде, но не смогла восстановить порядок. Наконец через два дня мотоциклисты уехали с наглым объяснением своих действий: «Нам нравится быть на виду. Это просто весело». Однако у начальника полиции Холлистера другая точка зрения. «Они устроили настоящий погром», — жалуется он».
То, что началось в Холлистере, в глазах публики получило подкрепление в лице клубов «Ангелов ада» и таких кинофильмов, как «Дикарь» и «Беспечный мотоциклист». Образом нового американского бунтаря стало изображение «харлея» на шоссе и его водителя, одетого в черную кожу. Такие новые иконы и роль «Ангелов ада» в качестве самозваных верховных жрецов культа (официально они никогда не одобрялись компанией, но можете быть уверены, что менеджер брэнда втайне благодарит бога всех торговцев за такое расположение) способствовали неприятию обществом этого культа. Вот как «Харлей-Дэвидсон» объясняет то, как брэнд отражает чувство отчуждения его приверженцев. Это определение дано в справочнике компании, который раздается всем ее пресс-агентствам, чтобы обеспечить «единообразие маркетинговой информации... которая соответствовала бы глобальному имиджу компании». Оно объясняет «...основные элементы ощущений, который мотоциклист испытывает первый раз, когда садится на «Харлей-Дэвидсон»: радость индивидуализма и свершения, шанс быть свободным и иметь право выбора, любовь к приключениям, возможность измениться, открывать для себя новые знания и переживания, а также прочная личная и всепоглощающая связь с мотоциклом, который означает более яркую, свободную жизнь». По-моему, наездник «харлея», слова которого приведены выше, описал это красочнее, но смысл ясен. Последняя часть этого заявления — это подтверждение менеджеров крупного и успешного культового брэнда относительно глубины приверженности и значения, которое их брэнд может играть в жизни клиентов. Обратите также внимание на желание усилить чувство индивидуализма каждого клиента в пределах одного из самых сплоченных в мире сообщества культового брэнда. Это является выражением парадокса культов. 2. Заявитьоб отличии Вы определили источник отличия потенциальных клиентов. Теперь нужно заявить о выходе своей организации из существующего положения вещей, чтобы стать маяком для недовольных. И заявите об этом четко и ясно. Декларацией об отличии будет доктрина культа, определение ее системы убеждений. Она будет подкреплена способом общения между культом и его членами. Доктрина отличия Заявление о том, во что вы верите, должно быть косвенным заявлением о неверии во что-то другое. В системе убеждений организации должно быть объявлено, что она считает правильным и истинным, а также — прямо или косвенно — что она отвергает. Есть только один Бог, Иисус был пришельцем со звезд («Райские врата»), можно крестить мертвых (мормоны), Господь имеет двойственную природу - мужскую и женскую (культ Муна). Даже идеология зарождающихся Соединенных Штатов была сформулирована на языке отъединения. Декларация независимости, как по названию, так и по содержанию, открыто изолировала себя от господствующего в мире мышления. Выработка четкой системы идей, которые отступают от принятых культурных норм, обеспечивает отчетливое разграничение между организацией и остальным миром и служит маяком для недовольных. Большинство доктрин брэндов вызывают такой же энтузиазм, как вид увядшего цветка. Часто их пишут корпоративные руководители высшего звена, уединяясь на дорогих курортах. Этот «мозговой трест» посвящает целые дни, пытаясь дифференцировать свой брэнд с помощью задач, видения и ценностей. Практически в каждом знакомом мне примере результат такого уединения был одним и тем же: то, что задумывалось как мощный взрыв, оказывалось обыкновенным пшиком. В попытке доставить удовольствие каждому и никого не обидеть большая часть идей компрометируется, их судьба — висеть на пыльных пластиковых стенах офисных кабинок и красоваться на старых кружках в столовой компании. Пылкая преданность часто пропорциональна силе видения и идеям, содержащимся в идеологии организации. Члены сообщества хотят быть приверженными чему-то, поэтому чем более расплывчата система убеждений организации, тем слабее возможность ее признания. Диалог отличия С одной идеологией много не добьешься. К настоящему отличию может привести лишь повседневное взаимодействие с культом брэнда. Обмен информацией об отличии предприняли не производители или маркетологи брэнда, а сами пользователи и для себя. Индивидуальность брэнда формировалась десятилетия самими членами. Рассмотрим фокус-группу, которую мы проводили. Вокруг стола сидели бывший заключенный, которому не помешала бы помощь дантиста (бывший заключенный отказался дать свой адрес), «костюмчик» (как окрестил его бывший заключенный), афроамериканец (он сказал, что «очень спокойно сидел за одним столом с кучей белых») и еще несколько человек различного происхождения. Будь ты водителем мотоцикла, скрывающимся от полиции, или адвокатом на работе и бунтарем по выходным, единственная связь с сообществом приверженцев «харлея» заключается в желании стать «плохим парнем». А откуда взялся образ этого плохого парня? Он появился в тот день в Холлистере, был узаконен поведением «Ангелов ада» и закреплен кинофильмами «Беспечный мотоциклист» и «Дикарь», а также бесчисленными описаниями в СМИ. Менеджмент компании оказался достаточно умен, чтобы эксплуатировать то, что произошло в результате случайности. История и ценности, созданные самими членами сообщества, были включены в заявление об отличии, о котором теперь Гордо провозглашает брэнд. «Харлей-Дэвидсон» построил огромный бизнес на образе плохого парня. В 2001 году «Харлей» занимал доминирующее положение на рынке, имея долю в 36 процентов и продажи в 3,3 миллиарда долларов. В том же году рыночная стоимость компании увеличилась на 40 процентов, в то время как индекс S&P упал на 15 процентов. Численность владельцев «харлеев» достигает 640 тысяч. Руководству компании завидуют многие деловые люди в США. Компания усилила свой потенциал и существующее чувство отличия своих клиентов, а в процессе этого добилась создания массового культа.
3. Размежеватькульт с существующим положением вешей Еще одним критически важным элементом в удалении сообщества являются действия, необходимые для того, чтобы провести черту между сообществом и остальным миром. Это повседневные действия по размежеванию. Члены культа Муна устраивают массовые свадьбы. Свидетели Иеговы не принимают переливания крови и отказываются салютовать флагу. Члены культа Христианской науки избегают медицины. Мормоны не употребляют чай, кофе и алкоголь, не курят, носят странное нижнее белье и отдают церкви 10 процентов доходов. Кришнаиты — вегетарианцы, они занимаются песнопениями, носят сари, а мужчины бреют головы. Это те вещи, которые немедленно отделяют культ и его последователей от остального общества. Ритуалы, внешность, доктрина и поведение его членов проводят черту между культом и нормой. Простого заявления, что «мы другие», явно недостаточно для культа и культового брэнда. Им нужно отличаться. Членам культа нужно выглядеть отличными и чувствовать отличие, чтобы в культ поверили потенциальные клиенты во внешнем мире и, чтобы деятельность культа была убедительной для внутренних клиентов, которые ищут отличия. Во всем, что делает он и его сообщество, культу нужно отмежеваться от общества в действиях и внешности. Культу необходимо отделить себя от своего окружения, «живя отличиями». Как это делается? Многие инструменты культа имеют несколько назначений, из которых создание отличия — лишь один. Соответствующие ритуалы, иконография, символы, правшла и положения, священные тексты, язык и внешность усиливают чувство солидарности сообщества, создают групповую индивидуальность и поощряют общественную активность, о чем мы будем говорить ниже. Но мы рассмотрим лишь несколько этих инструментов и с этой точки зрения изучим их использование для размежевания культа от существующего положения вещей. Важным фактором является то, что эти инструменты служат для придания подчеркивания отличий культа не просто страншостью поведения или внешнего вида, но чуждостью значения, которые те несут. Это почти всегда проявления доктрины культа в той или иной форме. Например, кришнаиты не едят мясо, потому что верят: такое потакание своим физическим потребностям помешает духовному поиску сознашия Кришны. Далее, совместные песнопения мантр— это больше, чем упражнение по закреплению сообщества. Считается, что это самый эффективный способ самоочищения. В некоторые части мормонского храма могут входить только члены культа, и только привилегированные члены (те, которые были признаны «достойными» и прошли церемонию посвящения) могут входить туда, где идет свадьба иди другие жизненно важные ритуалы.
Исключительность — подходит не всякий Ограничение доступа — это самая очевидная разграничительная черта между культом и внешним миром. На съездах владельцев «харлеев» некоторые бары предназначены только для членов сообщества. Приведем яркий пример «Тебе здесь не место». Том, молодой, энергичный служащий «Харлей-Дэвидсона», утром общался с членами сообщества, сидя на собственном «харлее» и будучи одетым в «харлеевскую» кожаную куртку и брюки. Тем не менее вечером он был отвергнут сообществом, когда вошел в бар, где сидели его собратья по сообществу «плохих парней». Тем вечером он совершил серьезную ошибку. В припадке безрассудства он оделся в летний костюм. Том подошел к бару, чтобы заказать выпивку, но строптивый бармен отказался его обслуживать. Он сказал, что все посетители считают Тома «полицейским или того хуже». В этом баре между ним и сообществом открылась пропасть шире, чем Большой каньон Колорадо. Это была классическая сцена из кинофильма, когда весь бар затихает, посетители поворачиваются, провожая взглядами и недовольным бормотанием чужака, который идет к стойке в тщетной надежде, что его обслужат. Том признался, что понял, «что значит быть негром на сборище куклуксклановцев. Это были самые неприятные моменты в моей жизни». Среди трех сотен человек он даже разглядел нескольких «Ангелов ада», которым помогал утром. «Вот так-то. Я не надел форму и чувствовал себя неловко». Внешность не обманывает Случай с Томом также показывает другой фактор разграничения — внешность. Морские пехотинцы, кришнаиты» мормоны, фанаты «Стар Трэк» — все тем или иным образом размежевываются с помощью отличительной внешности. Не все культы используют форму одежды, чтобы отличить своих членов от других людей, некоторые часто применяют более изощренные методы. Гарретт, молодой мормон из Солт-Лейк-Сити, утверждал, что члены его церкви отличаются от других манерой держаться. Он сказал, что они считают себя счастливыми людьми. Некоторые носят кольцо с буквами ВП (сокращение для слов «Выбирай правильно» — постоянное предостережение не поддаваться искушению). А если члены культа знают, куда смотреть, они могут обнаружить на окружающих святые предметы белья, которым награждают на церемонии пожертвования и которые предназначены для того, чтобы их хозяин хранил скромность. Некоторые культовые брэнды могут поощрять большую откровенность в выражении приверженности. Некоторые носят татуировки логотипов на головах, руках, шеях и лодыжках (наиболее распространены логотипы «Найк» и «Эппл»). Другие носят фирменные футболки или прикрепляют логотипы на сумки, одежду или автомобили. Один поклонник «Эппл», с которым я разговаривал, носил ветровку, расшитую логотипами этой компании. «Я с гордостью ношу эту штуку», — утверждал он, как бы бросая мне вызов. Культ «Харлей» тоже имеет свои внешние отличия: татуировки, кожаные куртки, платки на голове, бороды и порванные, грязные джинсы. Том, служащий, не надевший в тот вечер форму, описывал ее так: «Прежде всего это как школьная форма: синие джинсы, черная кожаная куртка. В ней есть некая индивидуальность, но также безопасность и спокойствие, когда видишь, что все вокруг одеты одинаково». Форма сообщества «харлеев» — это флаг, декларирующий взгляды культа на жизнь и свою отделенность от благовоспитанного общества. По словам одного мотоциклиста, «то, что мы носим, — это знак внешнему миру. Он говорит: «Держись от меня подальше», и он действительно помогает». Кстати, в момент поразительной откровенности он сказал мне, что на его любимой футболке огромными буквами во всю грудь написано «Отвяжись». Он также собирается купить другую футболку, на которой написано: «Отстань, у меня достаточно друзей». Критическим разграничителем является иконография. Она также играет двоякую роль в отделении культа от нормы. Это видимый знак отличия от других - будь то продукт или религия. Но он также подразумевает отличие как носитель значения. Крест, яблоко, рев «харлея» (иконография может быть и акустической) — все они обозначают систему убеждений, которая отличает культ от остального окружения. Знаменитая полоса на щите, согласно документам компании, означает «изображение боевого рыцарского щита, это герб «Харлей-Дэвидсона»». Это официальная иконография культа, она определенно обозначает статус мифического воина дорог. Однако у «Харлея» большая неофициальная иконография, разработанная самим сообществом. Многое специально создано, чтобы дистанцировать культ от общества. Она вызывает отвращение чужака, делая запреты общества предметом поклонения. Многое заимствовано у членов внутреннего круга — верховных жрецов культа, «Ангелов ада». Вездесущие черепа и крылья, украшающие куртки мотоциклистов, — это имитация «Мертвой головы» «Ангелов ада» (их официальный символ — череп с крыльями). Именно в верхнем эшелоне иерархии создается большая часть реальной системы значимости, и связанная с ней иконография преступников отдаляет культ от общества в целом. Но несомненно, что самой великой иконой «Харлей-Дэ-яидсона» являются не полоса на щите и не черепа, а рев мотоцикла. По словам другого мотоциклиста, Грэхема, «этот звук знают все. Он слышен за несколько кварталов. Люди, не способные отличить одну марку мотоцикла от другой, могут распознать «харлея» по реву». Дальше он объяснил, что рев «харлеев» действует так же, как форма их владельцев. «На «харлее» можно ехать тихо, а можно громко. Утром в прошлое воскресенье я ехал по городу и решил разбудить людей. Это было здорово, это было вроде как послать их куда подальше». Особый арго культов Язык может укреплять чувство солидарности членов сообщества и отчуждения — у посторонних. Точно так же, как маркетинговый или другой жаргон может служить, чтобы дистанцировать и запугать тех, кто не входит в братство, культ имеет свой язык, который понимают только его члены. Всех водителей мотоциклисты называют «клеточниками». На «хар-леевском» языке «дворовой акулой» называют собак, которые выбегают на улицу и пытаются укусить мотоциклиста. «Железный зад» — это тот, кто проехал тысячу миль за двадцать четыре часа, а «трубка с тапочками» — мотоциклисты, к которым следует относиться с уважением из-за возраста. Кришнаиты верят в «самсару» (вечный цикл перевоплощений), наследуют «карму» (позитивные или негативные последствия) и выполняют или не выполняют «дхарму». Цель жизни кришнаита заключается в уходе от вечной реинкарнации и достижении «мукти» или освобождения, позволяющего вернуться в естественное состояние сознания Кришны. Единственный путь достижения мукти лежит через «бхак-ти» — состояние активного поклонения, службы и приверженности Кришне, Верховному божеству. Такие культы, как «Харлей-Дэвидсон» и Кришна, используют язык как средство объединения, передачи значений и отделения от остального мира. Во многом так же, как у некоторых народностей, развивается отличительный диалект, непонятный чужестранцам, язык культов является инструментом, который служит для установления границ между теми, кто принадлежит к культу, и теми, кто не принадлежит. Демонизировать «чужих» Язычники, «Ай-би-эм», «Майкрософт», Запад, коммунизм и капитализм, Оси Зла — все они идентифицировались как враждебные большими и маленькими сообществами — будь то компании, террористические группы или сообщества брэндов. Демонизация—это высокоэффективное средство создания, разделения и четкой групповой индивидуальности. Угроза со стороны врага, реального или созданного искусственно лидерами сообщества, формирует солидарность и потенциальное чувство отличия. Стив Джобе называл в различные периоды «Ай-би-эм», «Майкрософт», «Делл» и других производителей персональных компьютеров злобными, угрожающими силами, нацеленными на уничтожение свободы выбора (то есть выбора покупать его компьютеры). Ричард Брэнсон, глава авиакомпании «Вирджин Эйрлайнз», начертал на фюзеляжах своих самолетов «ВА/АА не пройдут» в попытке нанести удар по крупным перевозчикам, стремящимся доминировать в небесах за счет свободного предпринимательства. Вот отрывок из речи Джобса на выставке «Макуорлд» в 1984 году при выпуске на рынок компьютера «Макинтош». Это потрясающий пример искусства демонизации. Он предг ставлял телевизионный рекламный ролик, который стал священным символом сообщества «Эппл». Вы его видели, это тот, где молодая женщина кидает молоток в монитор, на котором фигура Большого Брата разглагольствует перед своими угнетенными последователями. Я привожу реакцию аудитории на призывы Джобса (похожие на заклинания Черчилля) бороться за свободу в компьютерном мире. Эти реакции скорее напоминают возгласы «аминь» в евангелистской церкви, чем одобрение ящика, набитого электроникой. «Идет 1984 год, и похоже, что «Ай-би-эм» хочет получить все. «Эппл» воспринимается, как единственная надежда предложить «Ай-би-эм» соперничество. Дилеры, принимавшие раньше «Ай-би-эм» с распростертыми объятиями, сейчас боятся, что она будет доминировать и контролировать будущее. В отчаянии они все больше и больше обращаются к «Эппл» как единственной возможности обеспечить им свободу в будущем. «Ай-би-эм» хочет все и прицеливается на последний оплот, который мешает контролировать индустрию: «Эппл». Будет ли Голубой Гигант полностью доминировать в компьютерной индустрии? Крики: «Нет!» А всю информационную эпоху? «Никогда!» Был ли прав Джордж Оруэлл насчет 1984 года? Крики одобрения.». В тот день в зале чувство групповой индивидуальности и разделения было почти осязаемым. Может быть, Стив Джобе в период своего лидерства в «Эппл» воевал с ветряными мельницами? В действительности ли намеревалась «Ай-би-эм» получить его компанию? Это не важно. Будь угроза реальной или вымышленной, идентификация врага и драматизация угрозы возбуждает чувство отделенности, единства и индивидуальности. Второй очень важный результат разжигания антагонизма состоит в том, что, определяя противника, культ определяет самое себя. Если «Ай-би-эм» характеризуется как громадная, неуклюжая, глупая организация, стремящаяся получить монополию на рынке, то «Эппл» — это быстрая, подвижная, творчески мыслящая компания, борющаяся за свободу. Если «Бритиш эйруэйз» и «Американ эйруэйз» тоже огромные, лишенные воображения недоброжелательные институты, то «Вирджин» — это пиратская, веселая компания, также борющаяся за свободу. Демонизация позволяет культу определить себя (и свое существенное отличие), осуждая другого как фотографический негатив самого себя. И демонизация универсальна. Обычно объектом диффамации является предмет — конкурирующая религия или компания, такая как «Ай-би-эм». Но можно демонизиро-вать и нематериальное. Например, умонастроение или действие. Христианская церковь за свою историю демонизации преследовала другие религии, но она также создавала чувство общности и индивидуальности, осуждая нематериальное, например мирские заботы. Брэнды тоже способны на такое. «Эппл» демонизировала не только «Майкрософт», но и нематериальные качестватупо-стц и нахальства. Обстоятельства меняются, и, когда «Эппл» поняла, что настало время сформировать жизненно важный союз с прежним архиврагом «Майкрософтом», она пересмотрела свою позицию. Негативный акцент «Эппл» поставила на ортодоксальности, что очень эффективно драматизировало ее рекламную кампанию «Думай по-другому». Нематериальные демоны позволяют культу или брэнду усиливать значение угрозы, существующей постоянно (ортодоксальность всегда была и будет). В материальном отношении большую роль играют размеры. Если бы «Эппл» выросла до размеров «Майкрософта» или «Ай-би-эм», мало кто поверил бы, что эти компании могут угрожать сообществу «макинтошей». Однако нематериальные демоны угрожают всему человечеству. «Найк» может разбудить коллективное чувство индивидуальности даже в положении рыночного лидера, демонизируя «неделание» — страх миллионов клиентов, заботящихся о своем физическом состоянии. Культу или культовому брэнду необходимо стать маяком для тех, кто неудовлетворен существующим положением вещей. Для этого нужно идентифицировать источник потенциального чувства отчужденности, которое ощущают не только социально ущемленные или психологически неполноценные личности. «Харлей-Дэвидсон» взывает ктем, кому тесно в повседневной жизни, а это чувство временами испытываем все мы. Чтобы воззвать к недовольным, организация должна отдалиться от норм культуры и объявить (и продемонстрировать) о своем отдалении тем, кто ощущает отчужденность.
ГЛАВА 3 МЫ ВАС ЛЮБИМ
Настоящая и долговременная приверженность брэндам и культам осуществляется людьми. Все дело в «первенстве личности». Что я имею в виду под первенством личности? Общепринятое мнение гласит, что люди покупают идеи или вещи. Сделка осуществляется между личностью и объектом или идеей. Религия и политика считает это истиной, бизнес тоже. Спросите монаха, что обращает в веру, и он ответит: «Истина слова Божьего». Спросите высокопоставленного специалиста по маркетингу или рекламе, что покупает потребитель, и он ответит, что он покупает тщательно спланированную идеологию брэнда, его сущность, его ДНК, ценности и образ этого брэнда. Если он достаточно привлекательный, собирается толпа. Или она собирается, привлеченная материальной вещью, качествами продукта или услуги. Нелегко ставить под сомнение такое общепринятое мнение, потому что объекты сделки с ним согласны.. Спросите новообращенного, что заставило его принять данную религию, и он скорее всего ответит, что это ее доктрина. Спросите потребителя, и он ответит подобным образом, даже не упоминая идеологию брэнда, что его привлекли материальные качества брэнда (вряд ли кто будет утверждать, что покупает «образ»). Другими словами, мы — те, кто отвечает за формирование приверженности нашему брэнду или религии, — полагаем, что содержание более важно, чем форма (в этом случае _ фактор человеческой взаимосвязи). Привлекает именно идея или объект, а не люди или сообщество, которые придают содержанию форму. Но если мы примем эти ответы или согласимся с мнением общества, это помешает нам основать успешный бизнес или религию. Люди покупают людей. Разумеется, они верят в систему убеждений — религиозных, политических или разработанных для брэндов. Было бы глупо недооценивать их важность (см. главу 7). Но для настоящей приверженности потенциальным и существующим членам сообщества нужно чувствовать, что они устанавливают взаимосвязь с «другим» или «другими». Принятие идеологии или материальных выгод приходит позже. Что свидетельствует в пользу этого утверждения? Мои исследования, а также и другие показывают, что приверженность идеологии появляется позднее. Исследуя процесс вербовки новых членов для культа Муна, два социолога сделали поразительное открытие. Люди начинали входить в группы, прежде чем принимали идеологию, а не наоборот. Ученые обнаружили, что самыми успешными новообращенными были те, кто поддерживал социальные отношения с членами группы задолго до того, как они к ней присоединились. Первыми членами знаменитого и успешного сан-францисского филиала культа были друзья лидера, мисс Ким. Они приводили своих жен и мужей, которые, в свою очередь, вели своих коллег и знакомых. Когда позже их спросили, почему они присоединились к культу, новообращенные, как и ожидалось, утверждали, что их привлекала истинность идеологии. Однако во время первого контакта исследователи обращали внимание, что большая их часть считала религиозные воззрения своих новых друзей достаточно странными. Это подтвердилось моими собственными исследованиями. «Я стала туда ходить, потому что мне там нравилось. Нравилось, потому что я полюбила людей», — сказала Нина, член движения кришнаитов. Вначале она приняла сообщество. «Там было все, что связано с тесными взаимоотношениями. Там были дружба, совместная деятельность и чувство уверенности и поддержки». Героями бизнеса становятся именно те брэнды, которые осознают силу человеческого взаимодействия. Важны люди, а не самолеты Можно иметь весьма успешное, хорошо финансируемое начало: новые самолеты, кожаные кресла, телевизоры, закуски... Но все это не важно. Брэнд — это люди. Вы, как человек, тоже являетесь брэндом. Дейв Барджер, президент и главный операционный директор компании «ДжетБлю» «ДжетБлю» — одна из двух авиалиний, оставшихся приб
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|